Статья "Профессиональные качества конкурентоспособного специалиста"
статья по теме

Воробьева Юлия Дмитриевна

Статья "Профессиональные качества конкурентоспособного специалиста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ  КАЧЕСТВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА

Воробьева Юлия Дмитриевна, воспитатель

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №188» г.Воронеж,  http://www.mdou188.vrn.ru  

Многие международные организации объявили XXI век – веком качества. В документации по модернизации образования говорится о том, что развивающемуся обществу нужны молодые, современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально – экономическое процветание. Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и уметь создавать их.

Специалист XXI века – высокопрофессиональная личность, способная творчески мыслить, принимать решения и нести за них ответственность. Развитие экономики, науки и информационных технологий представляет высокие требования к качеству рабочей силы. Это относится и к молодым рабочим, и к начинающим специалистам. Таким образом, современное состояние рынка труда России диктует необходимость дополнительного качества специалиста – конкурентоспособность.

   Термин «конкуренция» имеет латинское происхождение, которое обозначает  соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности. Из этого следует, что конкурентоспособный специалист имеет такие профессиональные и гражданские качества, которые дают ему определенные преимущества перед другими кандидатами при приеме на работу. Исследования показывают, что к качествам, определяющим конкурентоспособность специалиста, относятся гибкость и профессиональная мобильность, умение «презентовать себя»; владение методами решения большого класса профессиональных задач, способность справляться с различными профессиональными проблемами, уверенность в себе, ответственность, ориентация на успех, готовность постоянно обобщать свой опыт.

Согласно данным социологических исследований работодатели отмечают, что для успешного трудоустройства молодых специалистов необходимо наличие как профессиональных, так и личностных компетенций. Среди причин, мешающим молодым специалистам трудоустроиться, работодатели отмечают отсутствие профессионального опыта, высокие амбиции, несоответствие уровня профессиональной подготовки требованиям рынка труда, слабую мотивацию к труду и др. Основы профессионализма закладывает в молодое поколение общество, которое постоянно обучает его в течение всей жизни в разных формах профессионального образования. Но окончательно формирует себя как профессионал сам человек, вырабатывая определенные индивидуальные возможности профессионального поведения.

Профессиональная направленность, наряду с профессиональными знаниями, умениями, навыками, рассматривается психологами как важнейшее психологическое образование. Широко используемое сегодня понятие «компетентность» означает «соответствовать и быть способным к достижению чего – либо». Компетенции не сводятся ни к знаниям, ни к умениям. Компетенция возникает, когда знание переходит в действие конкретной ситуации.

Итак, профессионализм – это мера и степень совершенства, которых достигает человек в своей деятельности.

К профессионально важным качествам относят: владение профессиональными умениями и навыками (компетентность, профессионализм); способность самостоятельно планировать, выполнять и контролировать работу; обладание определенной квалификацией; профессиональная мобильность (это готовность и способность специалиста к быстрой смене выполняемых заданий, мест труда, отрасли); предприимчивость; владение новыми технологиями, понимание сферы их применения, их силы и слабости; готовность к непрерывному самообразованию, повышению квалификации; коммуникабельные умения и навыки, умение вести переговоры; организованность; самостоятельность; творческий подход к делу.

На характер профессиональной деятельности специалиста оказывают влияние его психические свойства: воля, чувства, восприятие, память, мышление, а также биопсихические свойства: темперамент, половые и возрастные свойства, состояние здоровья.

В обобщенном виде качества и свойства специалиста можно выразить посредством интегрального понятия – «трудовой потенциал». В содержание данного понятия в качестве под системных входят следующие элементы:

- психофизический потенциал – способности и склонности, работоспособность, здоровье, выносливость, выдержка;

- квалификационный потенциал – объем общих и специальных знаний, умений, навыков, обуславливающих способность к труду определенного качества;

- личностный потенциал – уровень гражданского сознания и социальной зрелости, ценностные ориентации, интересы, потребности в сфере труда, представление о карьере.

Можно заметить, что престижная и интересная работа достается людям общительным и оптимистичным, которые способны легко, быстро и непринужденно устанавливать контакты с другими людьми. Все дело в том, что наша работа напрямую зависит от наших отношений с людьми, от нашей культуры общения (коммуникативной компетенции), от нашей психологической гибкости. В теории считается, что для успешной работы нужны профессиональные компетенции, которые первоначально формируются в профессиональном учебном заведении. Но личностные компетенции не менее важны, а иногда и основные в достижении цели.

Личностная компетентность (эффективность) – набор психологических качеств, обеспечивающих эффективное поведение человека в определенной деловой ситуации (например, «стрессоустойчивость» и т.п.). таким образом, личностные компетенции являются предельно важным аспектом при приеме на работу и при перемещении, продвижении сотрудников внутри организации и их развитии. В этой связи актуальность и социально – педагогическая целесообразность приобретает понятие «конкурентоспособность личности специалиста», то есть способность специалиста выдерживать конкуренцию на рынке труда.

Конкурентоспособный специалист – это работник – профессионал, способный на рынке труда предложить себя как товар и спросить за это достойную цену, обеспечивающую благополучие его и его семьи. Конкурентоспособный специалист – это тот, в ком сегодня есть потребность в обществе.

Выявленные в ходе теоретического анализа свойства и качества, определяющие конкурентоспособность специалиста, позволяют посредством обобщения, моделирования спроектировать модель конкурентоспособной личности специалиста.

В имеющихся научных работах модель специалиста носит описательный характер. К профессиональной стороне модели специалиста (О. Мельничук и А. Яковлева) следует отнести:

– квалификационные требования (фиксированная система требований к работнику);

– интеллектуальная компетентность (особый тип организации знаний, категориальность, обобщенность, гибкость и оперативность в анализе ситуаций);

– интеллектуальная инициатива (интеллектуальная активность – органическое единство познавательных и мотивационных устремлений, готовность выйти за пределы заданного и развить не стимулированную извне интеллектуальную деятельность);

– самоорганизация, которая предполагает анализ ситуации, постановку задачи, планирование, прогнозирование, самоконтроль, рефлексию;

– саморегуляция (умение свободно управлять собственной интеллектуальной деятельностью).

К личностной стороне модели целесообразно отнести:

– понимание сущности и социальной значимости своей специальности;

– наличие аксиологических устремлений, т.е. идеалов, ценностей, приоритетов, мотиваций и т.д.;

– знание законов межличностного общения и умение использовать их на практике;

– способность принимать решения и нести за них ответственность;

– наличие чисто человеческих, гуманных побуждений – чувства справедливости, сочувствия, готовности помочь и т.д.;

– «непроизводственные» резервы личности – патриотизм, следование законам валеологии и т. п.»

Главное, что хотелось выделить – диплом престижного образовательного учреждения не гарантирует хорошей работы и заработка. Отсюда следует важность развития компетенций, как профессиональных, так и личностных, что позволит повысить конкурентоспособность молодых специалистов.

Литература

  1. Безрукова В.С. Словарь нового педагогического мышления. – екатеринбург: СиПИ, 2008. 93 с.
  2. Белов В. Система оценки качества образования // Высш.образ. в России, 2002. - №1 – с.44-49
  3. Минобрнауки.рф./документы/3409/файл/2228/13.05.15 – Госпрограмма – Развитие-образования_2013-2020
  4. Мельничук О., Яковлева А. Модель специалиста//Высшее образование в России. – 2000. - №5.-с.1-27.
  5. www.den-za-dnem.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристики компетенций педагога дополнительного образования как условие формирования конкурентоспособной личности.

Педагогическая профессия, как известно, является одновременно образующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компе...

Семинар-практикум для воспитателей и специалистов на тему: «Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения»

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит ...

Маркетинг в дошкольном учреждении: первые шаги в конкурентоспособное образовательное пространство

Важнейшим приоритетом в деятельности системы образования является последовательное осуществление комплекса мер по повышению качества образовательных услуг. Чтобы вписаться в образовательную среду дошк...

Повышение качества методической работы старшего воспитателя с педагогами по самообразованию и молодыми специалистами в ДОУ

Самообразование как один из способов повышения профессионального мастерства педагогов Я чувствую себя в праве сказать: да здравствует самообразование во всех областях!.. Только те знания про...

Дистанционное обучение - одно из перспективных направлений совершенствования профессионального мастерства специалистов системы образования и фактор повышения качества образования

Информационно-коммуникационные технологии плотно укоренились в нашей жизни, а с введением новых санитарных норм и режима повышенной готовности стало более распространенным и действенными использование...

Мастер-класс «Ключевые компетенции специалиста консультационного центра как инструмент повышения качества предоставления образовательных услуг»

Приоритетным направлением государственной образовательной политики является обеспечение качества и доступности образования для всех категорий детей, в том числе для детей с особыми образовательными по...