Проект "Наполним благодарностью сердца"
проект (старшая группа) по теме

Маликова Светлана Викторовна

Проект направлен на воспитание патриотических начал у детей дошкольного возраста через ознакомление  с событиями Великой Отечественной войны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_napolnim_blagodarnostyu_serdtsa.docx362.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение

детский сад № 68 «Ромашка»

ПРОЕКТ

(по воспитанию   патриотических  начал  у детей старшего дошкольного возраста

через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны)

г.Нижневартовск, 2016год

СОДЕРЖАНИЕ

I.

Актуальность проекта……………………………………….…………..3

II. Цели и задачи, предполагаемые результаты  проекта ……...……….4

III. Содержание проекта, планреализациипроекта……..……….………5

IV. Формы сотрудничества   десткого сада и семьи в процессе реализации проекта…………………………………………………..............................8

V. Обобщение и распространение опыта реализации проекта…………8

VI. Список  литературы……………………………………………….…12

  1. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Патриотическое воспитание - это результат длительного, целенаправленного  воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Великая Отечественная война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в воспитании патриотических начал у детей старшего дошкольного возраста. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими людьми. Тогда детям легче соотнести их с собой, легче на них равняться.

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России.

Об актуальности патриотического воспитания в современных условиях говорится в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015гг.», утвержденной Правительством РФ в октябре 2010 года. Вот что в ней сказано: «Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех видов и типов». Сегодня изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

 Патриотизм необходимо прививать через любовь к истории своей семьи. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспроизводстве, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для мальчиков в период взросления. Для нормального развития мальчикам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими людьми. Тогда детям легче соотнести их с собой, легче на них равняться.

         Важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Педагогические, психологические и социологические исследования подтверждают огромную роль семьи в формировании личности. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин… Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» - эта заповедь А.С. Макаренко как никогда актуальна в современное  время. Поэтому  воспитание патриотических чувств  является одним из основных направлений   образовательной деятельности детского сада.  Именно поэтому мы сочли необходимым осветить для детей подвиг своего народа в годы Великой Отечественной Войны через призму истории своей семьи.  Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому.

В данном проекте представлены активные формы взаимодействия  детского сада и семьи, которые позволяют обеспечить эффективное сотрудничество в решении задач воспитания у детей старшего дошкольного возраста патриотических начал. Используемые в проекте формы, методы и приемы, основаны на:

  • Личностном подходе  утверждающем субъект - субъектные  формы общения между детьми и взрослыми;
  • Деятельностном подходе, который предполагает, что полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересных, значимых  для него  разнообразных видах деятельности, где ребенок выступает в активной позиции.

  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА, ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Цель проекта:

Воспитание   патриотических  начал  в детях через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны, чувства гордости за свою семью, свой народ.

Задачи проекта:

  1. дать  представления детям о событиях  Великой Отечественной войны, о мужестве, героизме, отваге, о значении победы нашего народа;
  2. формировать элементарные знания о людях военных профессий на основе ярких представлений, конкретных исторических фактов, доступных детям;
  3. воспитывать у детей чувство гордости и уважения к родным и близким людям,  принимавшим участие в сражениях за Родину через привлечение в совместную поисково-познавательную деятельность;
  4. формировать у родителей активную позицию через привлечение  в совместную поисково-познавательную деятельность,   познавательно - тематические мероприятия; умение общаться на основе сотрудничества;
  5. содействовать развитию чувства семейной сплоченности.

Прогнозируемые результаты при реализации проекта:

Реализуя поставленные  цели и задачи  планируется    достигнуть  следующие  результаты:

  • у детей будет сформировано понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека;
  • расширится представление детей об истории своей семьи, своего народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
  • будет создана   рукописная «Книга памяти»  об участниках ВОВ – близких и родных воспитанников, сотрудников ДОУ;
  • родители ДОУ будут вовлечены  в педагогический процесс ДОУ по теме проекта,  
  • в ДОУ будет создан   в музей Славы    о Великой Отечественной войне.

Срок реализации проекта: 3 месяца (март – май 2012г.)

Участники проекта: 

  • педагоги,
  • дети  старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет)
  • родители
  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА, ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

Проект   разработан с  учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста, позволяет проводить  работу по изучению материала от более общего к более частному, от более лёгкого к более трудному, от близкого к далекому. При реализации проекта используются разнообразные формы и методы работы с детьми и их родителями.

 

Реализация системы работы по проекту предполагает осуществление специально-организованных тематических занятий, в процессе которых дети получают представления по изучаемым тематическим направлениям, активизируется детская мыслительная деятельность, развивается познавательный интерес у детей и т.д. Цикл занятий, по мере возможности, проводится в форме экскурсий, целевых прогулок, которые позволяют    знакомить детей с участниками ВОв нашего города.

Большая роль в реализации  проекта отводится общению взрослого с ребенком. При организации  ежедневного общения с детьми широко используются  такие формы и методы:

  • подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры;
  • беседы;
  • поисково – познавательная деятельность;
  • познавательные вечера;
  • создание и рассматривание тематических альбомов;
  • чтение художественной литературы;
  • прослушивание литературных и музыкальных произведений.
  • выставки  детского творчества.
  • рисование, ручной труд;
  • развлечения и досуги.

План реализации проекта

Этапы реализации проекта

Содержание работы

Первый  этап  - подготовительный

(март 2012г.):

  1. Изучение использования методов и приемов познавательно-исследовательской деятельности в процессе формирования представлений у детей о великой отечественной войне.

Проведение родительского собрания по подготовке познавательной информации  о родных и близких,  принимавших участие в Великой Отечественной войне для  создания вместе с детьми «Книги памяти», музея славы, подготовка к познавательно-музыкальной гостиной «Мы гордимся и помним».

  1. Создание  условий для реализации проекта:
  • создание предметно-развивающей среды в ДОУ – оснащение патриотического уголка наглядным материалом по теме;
  • разработка проекта для детей старшего дошкольного возраста «Мы гордимся и помним»
  • Разработка серии познавательных занятий, мультимедийных презентаций  к ним  по теме проекта для детей старшего дошкольного возраста.
  • разработка серии конспектов по ознакомлению детей с художественной литературой с использованием мнемотехники, литературных викторин, инсценировок;
  • Подбор  художественных произведений для детей о Великой Отечественной войне.
  • Подбор подвижных игр по теме проекта;
  1. Разработка сценария  познавательно-музыкальной гостиной «Мы гордимся и помним».  
  2. Отбор стихов о Великой Отечественной войне к составлению литературной композиции к городскому конкурсу «Самотлорские роднички» в номинации «Художественное слово».

Второй  этап - основной  (апрель – май  2012г.)

  1. Проведение серии познавательных занятий:«Надевают наши деды боевые ордена», «Священная война» с использованием мультимедийных презентаций.
  2. Проведение экскурсий в музей Славы ДОУ.
  3. Беседы: «Этот День победы», «Худой мир лучше доброй ссоры».
  4. Групповая традиция «Встреча с интересными людьми  - встречи с бабушками и дедушками  - приглашенными  ветеранами войны».
  5. Поисково-познавательная деятельность (совместно с родителями) - Создание мини музея: «Музей боевой славы» (выставка семейных реликвий).
  6. Поисково-познавательная деятельность «Моя прабабушка (прадедушка) участник великой Отечественной войны» - сбор информации к «Книге памяти», познавательно-музыкальной гостиной.
  7. Конкурс чтецов о ВОВ.
  8. Чтение рассказов: Ю. Королькова «Леня Голиков», Л.Кассиль: «Главное войско», «Твои защитники», стихотворения Т.Белозеровой «Майский праздник», Я. Длуголенцкий. «Что могут солдаты»
  9. Сюжетно – ролевая игра «Мы военные».
  10. Познавательный вечер «Сейчас узнаем» на тему: «Ордена и медали».
  11. Прослушивание песен военных лет.
  12. Создание «Книги памяти» с рассказами детей, семейными фотографиями.
  13. Изготовление поделок в подарок ветеранам войны, приглашенных на познавательно-музыкальную гостиную.
  14. Экскурсия к памятнику погибших воинов в парк «Победы».
  15. Рисование: на тему: «Этот день Победы».
  16. Подготовка  семейных плакатов «Дети против войны: мы за мир во всем мире».
  17. Подготовка (совместно с родителями) литературной композиции «Мы гордимся и помним» и участие в городском конкурсе «Самотлорские роднички» в номинации «Художественное слово».

Третий этап - итоговый

  ( 2 неделя  мая 2012г.)

Продукт проекта:

1.Проведение познавательно-музыкальной гостиной      «Мы гордимся и помним» с приглашением прабабушек, прадедушек – ветеранов ВОв.

2. Проведение познавательного вечера «Сейчас узнаем» - презентация детьми и их родителями  страницы своей семьи в  «Книге памяти» (рассказы о членах своей семьи, участников Вов).

3. Музей Славы    о Великой Отечественной войне

IV. ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ  В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Доброй традицией нашего детского сада является, такая форма взаимодействия с семьей, как   «Встреча с интересными людьми». На данную традицию приглашаются не только мамы и папы детей группы, но и их бабушки, дедушки, старшие братья и сестры. Содержательный диапазон таких встреч обширен. Гости группы рассказывают детям об особенностях своей профессии, своих увлечениях, путешествиях. При проведении данных встреч дети знакомятся с историей семье, ее традициями. На данных встречах родители рассказывают детям о своих родных и близких, принимавших участив в Великой Отечественной войне.

Данная форма работы помогает решать целый ряд важных задач:

  • делать родителей равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса;
  • показывать ребенку значимость семьи, родителей в его жизни и жизни общества;
  • накапливать и обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе общения с другими людьми;
  • способствуют усвоению детьми нравственных и этикетных норм.

Организация работы с родителями по проведению  традиции «Встреча с интересными людьми»

Первый этап работы. 

На родительском собрании  педагоги рассказывают родителям о традиции, о своем желании проводить "Встречи с интересными людьми". Объясняют, какие задачи они помогут решить в воспитании и образовании детей.

Чтобы пробудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении и активизировать участие родителей в мероприятиях детского сада, воспитатели предлагают родителям анкету, где просят ответить на вопрос:

«Что интересного Вы могли бы рассказать детям, если Вас пригласят в вашу группу на   встречу в групповой традиции «Встреча с интересными людьми»?

Получив информацию от родителей, намечают план встреч на перспективу. Периодичность встреч с родителями – один раз в месяц.

Второй этап - это подготовка мероприятия. Она предусматривает параллельную работу, с одной стороны с детьми, с другой с взрослым.

Предварительная работа со взрослыми: 

  • Воспитатель обговаривает план выступления, чтобы помочь оформить рассказ с учетом возраста детей;
  • подсказывает, как использовать имеющиеся у детей знания и как их можно расширить;
  • предлагает вариант возможного выполнения совместной деятельности (например, исполнение песни и т.д.);
  • подготавливает необходимые технические средства.

Предварительная работа с детьми:

  • педагог заинтересовывает детей предстоящей встречей;
  • вводит детей в содержание предстоящей встречи (что интересного можно узнать, какие вопросы задать и т.п.);

Решая нравственные задачи, накануне мероприятия педагог продумывает с детьми подарок и приглашение для взрослого, проводит "школу этикета", т.е. обговаривает, как гостя будет встречать, где удобнее раздеть, как пригласить в группу, показать выставку. Вместе решают, где гостя лучше посадить, на каком стуле ему будет удобнее, где он сможет разместить свои экспонаты.

Заключительный третий этап работы - проведение мероприятия. Начинается встреча с приема. Дети встречают, помогают гостю раздеться, приглашают в группу. Предлагают занять заранее приготовленное место, разместить экспонаты. Затем педагог проводит знакомство, представляет гостя.  

Основная часть встречи - это небольшой, яркий рассказ гостя,  с показом семейных фотографий и реликвий.  В конце встречи дети выражают родителю свою благодарность за интересный рассказ, преподносят подарок и приглашают на следующую встречу. Гость также благодарит детей за теплый прием, внимание и вручает свой подарок.  Воспитатель еще раз обращает внимание на значимость того, о чем рассказал  гость, затем  делает коллективное фото на память, прощается с гостем и провожает его.Изображение 041

Последующая работа:

Для того,  чтобы привлечь к участию в проведении встреч с интересными людьми других родителей, воспитатель обязательно проводит фотовыставку в группе, а затем фотографии помещаем в альбом  «Интересные встречи»


Взаимодействие с родителями

при организации поисково-познавательной деятельности.

 

Поисково-познавательная (проектная) деятельность – это создание воспитателем условий, позволяющих детям самостоятельно или совместно со взрослым (педагогами и родителями) открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. В поисково-познавательной (проектной) деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки. Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать  универсальные культурные способы действий (умения), помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.P1050330

Организация и реализация проекта с детьми и родителями включает в себя несколько этапов:

  • погружение в проект;
  • организация деятельности;
  • осуществление деятельности;
  • презентация результатов.

Педагоги

Дети

Родители

Погружение в проект

Формулирует проблему проекта, сюжетную ситуацию, цель и задачи.

Осуществляет присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи.

Организаторская деятельность

Создает условия для самостоятельной деятельности детей.

Предлагает и организует:

-группы детей;

-роли, ответственность,

-планирование детской деятельности по решению задач проекта;

-предполагаемые формы презентации результатов, итогов работы

Осуществляет распределение по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, ответственность. Планируют свою работу и работу всех участников проекта. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов.

Совместно с ребенком намечают план действий (что надо сделать для решения проблемы):

- какие прочитать книги,  просмотреть телепередачи,

 -найти материал в интернете,

-посетить музеи,

- выполнить практическую деятельность,

- отобрать фотографии из семейного альбома;

- спросить у бабушек и дедушек;

продумать форму презентации результата.

Осуществление деятельности

При косвенном участии:

-при необходимости консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует;

-деликатно контролирует;

-Обогащает представления детей, повышает их эрудицию;

-репетирует с детьми презентацию, обсуждает, помогает.

- оформляют музей, проводят экскурсии

- осуществляет подготовку к итоговому мероприятию

Активно и самостоятельно при косвенном участии воспитателя:

-выполняет свою работу в рамках выбранной роли и ответственности;

-консультируются, задают вопросы, ищут поддержки и положительного подкрепления;

-ищут необходимые и недостающие знания;

-готовят рассказ о родственниках, принимавших участие в ВОв.

Совместно с ребенком ищут необходимую и недостающую информацию; готовят презентацию результата (оформляют газету, семейную страничку для Книги памяти, подбирают фотографии, рисунки, поделки и др.) Собирают экспонаты для музея Славы. Готовят костюмы для литературной композиции о войне к празднику, конкурсу.

Презентация

Обобщает полученные результаты проекта и подводит его итоги, проводят итоговое мероприятие, Оценивает умения детей и совместную деятельность дошкольников.

Поощряет каждого участника, подобрав ему свою номинацию.

Демонстрирует:

-информацию о родственниках, принимавших участие в ВОв при представлении своей  страницы в Книге Памяти.

Помогает  ребенку в презентации своей  страницы в Книге Памяти о родственниках, принимавших участие в ВОв.

Деятельность участников проекта на каждом этапе реализации проекта:

  1. ОБОБЩЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ  ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Опыт работы  по реализации данного проекта  был представлен:

  • на городском методическом  объединении по направлению «Развитие  форм педагогического просвещения родителей» в 2012 году по  теме: «Активизация взаимодействия  детского сада и семьи в вопросах  повышения педагогической  компетентности родителей по нравственно-патриотическому воспитанию детей» и рекомендован для практического применения педагогами города;
  • во всероссийском конкурсе инновационных программ «Росточек: мир спасут дети», получила диплом участника, 2010г.

Воспитанники старшего дошкольного возраста в 2010г. стали призерами (1 место)   городского конкурса детского и юношеского творчества «Самотлорские роднички», посвященного празднованию 65 – летия  Дня Победы, представили литературную композицию «Мы гордимся и помним» в номинации «Художественное слово».

VI.СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.,2003.
  2. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском  в детском саду. – М., 2007.
  3. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  4. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. для воспитателей детского сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година и др. – М.: Просвещение, 1989.
  5. Воспитательная система «Маленькие россияне»/под общей редакцией Т.И. Оверчук.  - М.: «Мозаика – Синтез», 2007.
  6. Горшенина В.В., Самошкина И.В., Черкасова Н.П. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.
  7. Доронова Т.Н., Глушкова Г.В. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей. – М., Просвещение, 2006.
  8. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2007.
  9. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. – М.: АРКТИ,  2004.
  10. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  11. Маханева М.Д.. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М., 2005.
  12. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников  - М., 2005.
  13. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  14. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М., 2003.
  15. Ривина Е.К. Российская символика. – М., 2005.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БЛАГОДАРНОЕ СЕРДЦЕ

Занятие для детей младшего  дошкольного возраста или  для детей с нарушением интеллекта по формированию нравственные чувств, таких как отзывчивость, доброта,  формированию полож...

Проект "Наполним благодарностью сердца

Патриатическое воспитание - это  результат  длительного , целенаправленного воспитательного воздействия на человека, с самого детства....

Творческое эссе, посвященное 75 летнему юбилею Курганской области "Храню я в сердце благодарность..."

Эссе посвящено моей родной Иванищевской школе, которая дала мне путевку в жизнь и помогла определиться с выбором будущей профессии....

«В добром сердце живут благодарные дела»

Воспитание чувства благодарности не только по отношению к людям, но и ко всему прекрасному, что нас окружает....

Акция "Благодарное сердце"

Благодарность — одна из базовых черт счастливого человека. Но как вырастить благодарного ребенка в нашем материалистическом мире? Обычных просьб говорить «пожалуйста» и «с...

Методические рекомендации: «Посадка семян БЛАГОДАРНОСТИ в детские сердца».

Как воспитать благодарного ребёнка?Благодарность — одна из базовых черт счастливого человека. Каждый родитель стремится вырастить умного, способного, доброго, отзывчивого ребёнка, но получается ...

Конспект ООД « Благодарное слово» с родителями воспитанников пятого года жизни по программе «Моя семья» по теме: «Благодарное слово»

КонспектООД « Благодарное слово»с родителямивоспитанников пятого года жизнипо программе «Моя семья»по теме: «Благодарное слово»...