Традиции и инновации. Что такое театр? Ростовые куклы.
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Жукова Алеся Игорьевна

Этот материал для музыкальных руководителей, воспитателей, методистов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Традиции и инновации:

Театрально-игровые технологии.

Использование ростовых кукол в музыкальной деятельности детей.

«Где для детей польза, там же

для них должно быть и удовольствие»

(М. Монтень)

 

       Детское музыкальное творчество – это гимн импровизации, потому что все дети умеют импровизировать. Их не надо этому учить – такую способность им подарила сама природа с великой целью: служить способам познания мира.

      Для развития творческих способностей ребёнка необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт ребёнка, тем ярче будут творческие проявления. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достичь.

     Я, как музыкальный руководитель стараюсь искать новые формы и методы в работе с детьми по музыкальному воспитанию.

     Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой социальной проекции достаточно долгое время являются куклы.

     Куклы – это одно из наиболее удивительных и загадочных творений человека. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и выступает как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои мечты и желания.

     Игра в куклы выполняет серьезную социальную и психологическую функцию, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям. Игра с куклой - это тот мир реальности, в котором живет ребенок.

     Большие зрелищные куклы – это ростовые куклы, несомненно, вызывают интерес, как у детей, так и у взрослых.  Они яркие, красочные, объёмные в рост ребёнка. Ими удобно управлять - ребенок одевает на себя куклу, руки куклы одеваются на руки ребенка, ноги куклы, являются ногами ребенка, голова у таких кукол обычно больше, чем все туловище, управление такими куклами доставляет детям огромную радость.

     А самое главное они помогают развивать творческие, музыкальные способности дошкольников. С использованием кукол в играх создаётся особая среда, стимулирующая развитие личности.

    Я обратила внимание, что в процессе взаимодействия с такой куклой, у детей снижается тревожность, повышается самооценка, развивается воображение, фантазия, речь, коммуникативные навыки, пространственная ориентация.

     Такие куклы используются для проигрывания ролевых игр. Игры с куклами – героями сказок, становятся своеобразной школой социальных отношений, поскольку такие куклы несут в себе нравственный облик и художественно-эстетическое воспитание.



Предварительный просмотр:

Традиции и инновации:

Использование театрально-игровых технологий на музыкальных занятиях

Что такое театр? Это лучшее, по утверждению Константина Сергеевича Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми. Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый ребёнок хочет сыграть в ней свою роль. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе. Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные: - с художественным образованием и воспитанием детей; - формированием эстетического вкуса; - нравственным воспитанием; - развитием коммуникативных качеств личности; - воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи; - созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру. Театрально-игровой технологии отведено особое место в моей профессиональной деятельности. Основной задачей моей работы в этом направлении является развитие театральных способностей дошкольников через все виды музыкальной деятельности. В работе с детьми в ДОУ музыкальные инсценировки и музыкально-ритмические игры играют немаловажную роль. Развитие чувства ритма, речевого и певческого дыхания, координации движений, чувства ориентации в пространстве, расширение речевого и певческого диапазона и т. д. — всё это составляет программное содержание данных видов музыкально-ритмической деятельности. Музыкальные инсценировки, театрализованные музыкальные миниатюры, музыкально-ритмические игры и упражнения вряд ли сделают из ребёнка без творческой составляющей творческой личностью, но они повышают интерес детей к музыкальным занятиям, к выполнению заданий педагога, в том числе и творческих, что, как следствие, повышает уровень усвоения материала. Проанализировав литературу известных педагогов-психологов, а также на основе своего педагогического опыта, мы пришли к выводу, что нужно обратить внимание на использование песен-инсценировок в развивающей деятельности дошкольников. А прежде всего, нужно классифицировать эти песни, чтобы понять, насколько данная деятельность разнообразна, почувствовать огромный потенциал и использовать в своей работе. Классификация песен для инсценировки: - Фольклорные песни-хороводы; - Детская эстрадная песня; - Театрализованные игровые песни; - Песни — попевки; - Песенки — шумелки. По количеству участников: - Общая — участниками являются все дети; - Индивидуальная — участвуют от 4–10 человек. Детям нравится, когда с ними работают индивидуально. Они тогда лучше раскрываются, идёт творческое общение. Но основной акцент делается на программные хороводные игровые песни. В них могут участвовать все дети или подгруппами по очереди. Они наиболее эффективны в достижении целей творческого развития детей. В данной деятельности применяется оборудование: - предметы (в зависимости от сюжета, количества героев или задумки); - детские музыкальные инструменты; - костюмы или их элементы. Детям желательно давать свободу выбора с помощью чего они будут осуществлять задуманное. Например, в театральных костюмах, с помощью кукол или с помощью картинок на палочках. Формы реализации песен — инсценировок на музыкальных занятиях: 1. Как включение отдельным элементом для разнообразия певческой деятельности и развитие самостоятельности; 2. В конце занятия включение музыкальной игры-драматизации; 3. Как отдельное занятие. На занятии с использованием песенных и игровых инсценировок можно достичь оптимальности результата, можно прослушать и инсценировать в течение одного занятия одну или несколько песен, или игр, в зависимости от вида занятия. Этапы работы над песнями-инсценировками: 1. Прослушивание; 2. Беседа; 3. Знакомство со словами; 4. Разучивание текста; 5. Соединение текста с мелодией; 6. Закрепление выученного; 7. Обыгрывание: выбор героя детьми, обговаривание характера героев; 8. Исполнение. Песенки-инсценировки, такие как «Два веселых гуся», «Маленький ежик-четверо ножек», «Мы делили апельсин», «Антошка», «Песенка Львенка и черепахи», «Урожайная», «Песенка про Лису и зайца» и другие, позволяют на музыкальных занятиях развивать в детях творческие способности, развивают коммуникативные качества, эмоции ребенка, чувства, движения выразительности. Развивают слуховые навыки, помогают снять комплексы ребенка: зажатость, стеснительность. Помогают ребенку проявить себя; у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов. Идеально подходят для использования на тематических праздниках. Богат и разнообразен мир детской фантазии. Недаром все дети без исключения любят сказки. Наблюдая детей еще в дошкольном возрасте, мы легко можем заметить, что почти в каждом из них заложена творческая жилка, ведь они эмоциональны, впечатлительны, любознательны, подвижны и деятельны, легко поддаются внушению, добросовестны в выполнении заданий. Творческое развитие ребенка теснейшим образом связано с музыкой и, в частности, с инсценированием песен. Инсценирование песен помогают развить различные творческие умения детей в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка мастер-класса

Использование ростовых кукол на музыкальных занятиях.

Цель: Развивать эмоциональную сферу с использованием различных видов музыкальной деятельности. Обогащение слухового и музыкально-двигательного опыта детей.

Образовательные задачи по основной образовательной деятельности:

- Учить петь выразительно, правильно интонировать мелодию песни, играть на детских музыкальных инструментах.

- Развивать ритмический и тембровый слух, умение соотносить характер музыки с характером персонажа.

- Развивать творческие способности детей в танцевальных импровизациях.

- Воспитывать интерес и любовь к музыке.

Перечень видов детской деятельности и соответствующих форм работы

  • Пение.
  • Игра.
  • Восприятие и понимание смысла музыкальных произведений.
  • Музыкально-ритмические движения.
  • Игры на детских музыкальных инструментах.

Планируемый результат:

Эмоциональный отклик на музыкально-художественную деятельность в процессе игры-занятия. Дети демонстрируют наличие слухового и музыкально-двигательного опыта, проявляя его на практике.

Перечень оборудования и используемых материалов:

Оборудование: Рояль, музыкальные инструменты, ростовые куклы.

Материалы: Сказка «Теремок», русская народная музыка «Ах, вы, сени мои сени».

Ход мастер-класса:

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дети (попевка)

Дети: Здравствуйте!

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня у нас с вами будет увлекательное путешествие с нашими героями из сказки «Теремок». Итак, (называю имена детей, кто кем будет – распределение по ролям). Путешествие будет не простое, а музыкальное. Послушайте русскую народную мелодию «Ах, вы, сени мои сени». У каждого героя будет своя тема. Вот послушайте.

Играю русскую народную мелодию для каждого героя сказки.

Музыкальный руководитель: И свой музыкальный инструмент. Мышка – колокольчики, Лягушка – трещётка, Зайка – бубен, Лиса – ложки, Медведь – маракасы.

Все поют: Стоит в поле теремок он не низок не высок.

                  Он не низок, не высок стоит в поле теремок.
Воспитатель-сказочница: Бежит мимо мышка-норушка.
                       Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

Мышка: Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
Воспитатель: Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нём жить. Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
Лягушка: Терем-теремок! Кто в тереме живёт
Мышка: Я, мышка-норушка! А ты кто?
Лягушка: А я лягушка-квакушка.
Мышка: Иди ко мне жить!
Воспитатель: Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
Зайчик: Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
 — Я, мышка-норушка!
 — Я, лягушка-квакушка. А ты кто?
 — А я зайчик-побегайчик
Мышка:  А что ты умеешь делать?
Заяц:  Песенку петь, и на бубне играть.
(Зайчик поёт песенку и играет на бубне)
Я весёлый зайка, Зайка – попрыгайка,
На полянке я скачу, Громко песенку пою. – 2 раза
(Заходит в теремок). 
Сказочница: Веселее стало в доме, стали жить они втроём,
Вдруг из леса выбегает, кто-то с рыженьким хвостом.
Под музыку крадётся лисичка с ложками в руках.
Лисичка: Я - лисичка, я – сестричка, у меня пушистый хвост,
По лесной идёт дорожке, поразмять решила ножки.
Что за чудный теремок? Он не низок, не высок,
Кто хозяин здесь, скажите, и в окошко поглядите!
Мышка: Я – мышка Норушка
Лягушка: Я – лягушка – квакушка,
Зайчик: А я – зайчик побегайчик.
Звери: А что ты умеешь делать?
Лиса: Я на ложечках играю, На концертах выступаю.
Играет на ложках под русскую народную мелодию, заходит в теремок.
Сказочница: Вдруг из леса весь лохматый, Вышел мишка косолапый.
Под музыку выходит мишка косолапый.
Медведь: Что за терем – теремок? Он не низок, не высок,
Подойду - ка я к двери, да узнаю, кто внутри.
(стучит в дверь) Тук-тук-тук.
Мышка:  Кто там?
Мишка: Это мишка косолапый, В дверь стучит лохматой лапой!
Звери: А что ты умеешь делать?
Медведь: Танцевать умею я, Вот и пляска моя!
(Медведь пляшет неуклюже)
Выходи лесной народ, Вместе встанем в хоровод,
(зовет зверей)
Вы играйте, я спляшу, И ребяток приглашу.
Звери выходят из домика играют на инструментах, медведь пляшет.
Вот так терем – теремок!
Он не низок, не высок!

Много в нём живёт зверей.

 Вместе жить нам веселей!
Он не низок, не высок, Наш весёлый теремок!



Предварительный просмотр:

Методическая разработка сказки «Теремок».

Организация культурно – досуговой деятельности для дошкольников.

Драматизация переделанной русской народной сказки «Теремок».

Вид деятельности: культурно – досуговая деятельность.
Соответствие культурно – досуговая деятельность с ФГОС ДО: социально – коммуникативное развитие.
Тип: театрализованная деятельность по произведению русской народной сказки «Теремок».
Предварительная работа: составление конспекта; изготовление атрибутов; работа с родителями по выразительности: над темпом речи и мимикой; разучивание песен героев, репетиции.
Активизация словаря: ищу себе домишко; кто же терем стережёт; босые лапки; поразмять решила ножки; что за чудо – теремок? он не низок, не высок.
Цель: создание условий для развития творческой активности детей в театральной деятельности; развитие желания активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвуя в совместных играх; развитие речи и коммуникативные навыки у детей, приобщение детей к театрализованной деятельности.
Задачи:
• вызвать желание участвовать в драматизации сказки
• развивать умение использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест, движение)
• развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
• совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;
• обогащать и активизировать словарь;
Средства: жесты, мимика, интонация, движениеСпособы: наглядность, рассказывание, инсценирование, заучивание наизусть

Сказка «Теремок».

 Под музыку выходит воспитатель – сказочница.
Сказочница: Здравствуйте, дорогие ребята!  Здравствуйте, гости дорогие!
Я хочу пригласить вас в сказку. За лесочком, на опушке,
Чья-то спряталась избушка. Не избушка, теремок, Он не низок, не высок.
Давайте сядем по удобней и посмотрим, что же будет дальше.
Послушайте, кто же это бежит по лесной тропинке?
В зал под музыку вбегает ребёнок-мышка с колокольчиком в руках, поет песенку
Мышка: Я – маленькая мышка, Я по лесу бегу,
Ищу себе домишко, Ищу, не нахожу, Динь-дон-динь-дон,  

играет в колокольчик
Ищу не нахожу! Динь-дон-динь-дон, ищу не нахожу!
Мышка говорит: Что за чудо – теремок? Он не низок, не высок,
Кто же в тереме живёт, Кто же терем стережёт?
Никто не отвечает! В теремочек я зайду,
И порядок наведу, Занавесочки поправлю, у окошка посижу.
(ребёнок Мышка заходит в теремок)
Сказочница: Стала Мышка в доме жить, стала домик сторожить,
Вдруг от озера, по травке, шлёпают босые лапки.

Под музыку «Ах, вы, сени мои сени» на полянку выскакивает лягушка с трещоткой в руках, останавливается перед домиком и поёт песенку.
Лягушка: Речка, мошки и трава, Тёплый дождик, ква - ква -ква!
Я лягушка, я квакушка, Полюбуйтесь на меня что за чудо теремок?

 Он не низок, не высок! Кто же в тереме сидит, и в окошечко глядит?
(стучится в теремок) Тук-тук-тук!
Мышка: Кто там?
Лягушка: Это я, твоя подружка! Я – зелёная лягушка.
Скучно в тереме одной? Поживу и я с тобой!
(ребёнок Лягушка заходит в теремок)
Мышка и Лягушка: (выглядывают в окошко и поют)
Будем вместе дружно жить, и комариков ловить!
Сказочница: Вдруг из леса на полянку, прибежал ушастый зайка!
В зал под музыку выскакивает ребёнок зайчик с бубном.
Зайка: Что за чудо, вот так да! Как же я попал сюда?
На полянке теремок, Он не низок, не высок,
Из трубы идёт дымок, под окошечком пенёк,
В дверь тихонько постучу, И хозяев позову.
(стучит в теремок)
Тук – тук – тук, кто в теремочке живёт? Кто там песенки поёт?
Мышка: Я – мышка – норушка!
Лягушка: Я – зелёная лягушка!
Заяц: А я зайка ушастый!
Мышка:  А что ты умеешь делать?
Заяц:  Песенку петь, и на бубне играть.
(Зайчик поёт песенку и играет на бубне)
Я весёлый зайка, Зайка – попрыгайка,
На полянке я скачу, Громко песенку пою. – 2 раза
(Заходит в теремок). 
Сказочница: Веселее стало в доме, стали жить они втроём,
Вдруг из леса выбегает, кто-то с рыженьким хвостом.
Под музыку крадётся лисичка с ложками в руках.
Лисичка: Я - лисичка, я – сестричка, у меня пушистый хвост,
По лесной идёт дорожке, поразмять решила ножки.
Что за чудный теремок? Он не низок, не высок,
Кто хозяин здесь, скажите, и в окошко поглядите!
Мышка: Я – мышка Норушка
Лягушка: Я – лягушка – квакушка,
Зайчик: А я – зайчик побегайчик.
Звери: А что ты умеешь делать?
Лиса: Я на ложечках играю, На концертах выступаю.
Играет на ложках под русскую народную мелодию, заходит в теремок.
Сказочница: 
Вдруг из леса весь лохматый, Вышел мишка косолапый.
Под музыку выходит мишка косолапый.
Медведь: Что за терем – теремок? Он не низок, не высок,
Подойду - ка я к двери, да узнаю, кто внутри.
(стучит в дверь) Тук-тук-тук.
Мышка:  Кто там?
Мишка: Это мишка косолапый, В дверь стучит лохматой лапой!
Звери: А что ты умеешь делать?
Медведь: Танцевать умею я, Вот и пляска моя!
(Медведь пляшет неуклюже)
Выходи лесной народ, Вместе встанем в хоровод,
(зовет зверей)
Вы играйте, я спляшу, И ребяток приглашу.
Звери выходят из домика играют на инструментах, медведь пляшет.
После пляски  Мышка: Вот так терем – теремок!
Лягушка:  Он не низок, не высок!
Заяц: Много в нём живёт зверей.
Лиса: Вместе жить нам веселей!
Вместе:  Он не низок, не высок, Наш весёлый теремок!
(сказочница представляет артистов)
Сказочница:
В ролях участвовали:
(имена детей)
Звери:
Тут и сказочке конец,
А кто слушал молодец!
(звери кланяются и под музыку уходят)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 3 города Лебедянь Секция: «Системная поддержка традиций и инноваций в ДОО». Тема доклада: «Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и современность». Подготовила воспитатель МБДОУ д/

Содержание Введение…………………………………………………3 1. Взаимодействие детских дошкольных учреждений с родителями согласно действующим требованиям ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт дошко...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с использованием ростовой куклы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 6 – 7 лет «Как Максим букву потерял»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с использованием ростовой куклы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 6 – 7 лет «Как...

«Использование ростовой куклы в логопедической работе с дошкольниками»

laquo;Использование ростовой куклы в логопедической работе с дошкольниками»...

Ростовые куклы

Куклотерапия — метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям (заключающийся в коррекции их поведения посредством кукольного театра, разработанный детскими п...

Презентация Мастер-класс по изготовлению ростовой куклы «Лиса»

Кукла помогает ребенку вести диалог, раскрепощает, что способствует развитию связной речи, коммуникативных возможностей ребенка, развивает координацию движений, помогает преодолевать застенчивость, за...

Мастер-класс Ростовые куклы

Развитие навыков коммуникации, речи...

Доклад на тему "Инновации в воспитании" на педагогический совет "Воспитание: традиции и инновации, проблемы и пути решения в системе дополнительного образования"

Выступление "Инновации в воспитании" (из опыта работы) на педагогическом совете по теме "Воспитание: традиции, проблемы и пути решения в системе дополнительного образования"...