Экологический проект "Река моя - Еруслан"
проект (старшая группа) на тему

Токарева Татьяна Владимировна

Экологический прект о  реке Еруслан.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_prekt_reka_2017.docx88.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №22 «Лужок» с.Ждановка

Краснокутского района Саратовской области

D:\Токарева Т.В\проект таня\23.jpg                                D:\Токарева Т.В\проект таня\23.jpg                                 D:\Токарева Т.В\проект таня\23.jpg

                 D:\Токарева Т.В\проект таня\23.jpg                   D:\Токарева Т.В\проект таня\23.jpg

Экологический проект

D:\Токарева Т.В\проект таня\23.jpg      «Река моя -  Еруслан» D:\Токарева Т.В\проект таня\23.jpg

                   D:\Токарева Т.В\проект таня\23.jpg                                            D:\Токарева Т.В\проект таня\23.jpg

   D:\Токарева Т.В\проект таня\23.jpg          D:\Токарева Т.В\проект таня\i.jpg     D:\Токарева Т.В\проект таня\23.jpg

2017 год

Содержание

Содержание

Страница

1

Актуальность

3

2

Паспорт проекта

3

3

Реализация проекта

6

4

Результаты проекта

9

5

Диагностика

11

Приложения

1

Карты реки Еруслан

13

2

Беседы, экскурсии

23

3

Конспекты НОД

31

4

Стихотворения, загадки, пословицы

41

5

Экологические сказки

51

6

Фотоколлаж

62

Актуальность проекта.

    Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.

     Естественная среда – природа – переживает сегодня немалые потрясения.  Все чаще звучат слова: неблагоприятная экологическая обстановка, экологический кризис, экологическая катастрофа. Но это глобальные проблемы, недоступные пока детскому пониманию. И как быть?

   Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.  Начать надо с малого, то есть со своей малой родины: родного поселка, любимой реки. Узнать их историю, проблемы, учить разумному общению с природой. Ведь природа Краснокутского района удивительна и разнообразна. Степи и леса, пески и пруды – все есть у нас. Но особую роль  всегда играла  река.  Отсюда вытекает проблема: как не навредить реке. Ведь  после отдыхающих берега превращаются в свалки мусора, нередко возникают пожары. Кроме того, происходит затягивание естественного русла реки песком и илом.

Человек наделен особым природным даром – разумом, благодаря которому, мы вполне можем строить свою жизнь так, чтобы не гибли и не страдали животные и растения, чтобы не исчезали леса и водоемы. Бережно относиться к природе может каждый, но чтобы таких людей становилось больше, необходимо воспитывать экологически грамотных, культурных людей и начинать эту работу необходимо с детского сада. На это и рассчитан наш проект.

Паспорт проекта

Сущность взросло-детского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги  и роль  ребенка является ведущей.

Проблема:   недостаточные знания детей о реке  Еруслан, о ее значении в жизни человека;  несоблюдение правил экологически грамотного  поведения.

Цель проекта:  Создание условий для ознакомления детей с рекой Еруслан, формирование у детей познавательного интереса к природе родного края, предпосылок экологического сознания, организация художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Задачи:

Образовательная:

- повышение экологической культуры педагогов, родителей, детей;

- расширить представления о значении воды для всего живого и в частности для села;

- напомнить детям правила поведения в природе, а именно около рек

Воспитательная:

- воспитывать желание общаться с природой, не загрязняя ее.

- объяснить, что безопасность около рек зависит от того, насколько хорошо дети знают и выполняют правила поведения около водоема.  

- воспитывать у детей ответственность за свою безопасность и жизнь других людей.

Развивающая:

- развитие познавательного интереса к миру природы;

- обогащать и активизировать словарь детей по данной теме;

- развивать навыки творческого рассказывания;

- ориентировать родителей на познавательное общение с ребенком;

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Продолжительность проекта: кратокосрочный (ноябрь - март)

Участники проекта:  воспитатели группы,  родители , воспитанники.

Руководитель проекта: Токарева Татьяна Владимировна.

                       Помощник: Шагиева Эльвира Самигуллиновна                                                            

 

Ожидаемый результат:

Приобретение детьми знаний о реке Еруслан;

Повышение уровня экологической культуры у детей  и их родителей;

Развитие у детей познавательного  интереса к объектам природы ближайшего

окружения, в частности, к реке; 

Расширение словарного запаса, через беседы и чтение художественной литературы о родном крае;

Оснащение предметно-развивающей среды, через изготовление дидактических игр, наглядного материала, костюмов и создание презентаций по данной теме.

Разработанные рекомендации для педагогов по ознакомлению детей с рекой Еруслан

Выставка творческих работ детей

Разработанные рекомендации для родителей.

Создание альбома «Река Еруслан» 

Проблема:  Что мы знаем о нашей реке ?

Вопросы

Детские ответы

Что мы знаем ?

Что наша река называется Еруслан

На ней живут лебеди и утки

В реке есть рыбы и ракушки

Что мы хотим узнать ?

Где река начинается и заканчивается?

Зачем нужна?

Какие обитатели есть ещё в реке?

Почему она холодная?

Почему она широкая и узкая?

С помощью чего узнаем ?

Спросим у родителей, родственников.

Спросим у воспитателя.

Почитать в книгах.

Найти в интернете.

Посмотреть на карте.

Этапы работы над проектом

Этап

Основные направления реализации проекта (мероприятия)

I этап

Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта Диагностика воспитанников

Подбор методической литературы для реализации проекта

Подбор наглядного демонстрационного материала;

Подбор детской художественной литературы о реке.

Подбор подвижных игр по данной тематике;

Составление плана экскурсий.

II этап

Поиск информации: опрос родителей, библиотека, интернет-ресурсы.

Беседы по теме.

Создание подборки художественной литературы, чтение сказок, рассказав, стихов по теме;

Экскурсии на реку Еруслан.

Опыты с водой

Занятия познавательного цикла.

Продуктивная деятельность.

Создание макета «Река  Краснокутского района»

Оформление рекомендаций для родителей

Акция «Берегите воду»

Развлечение «Волшебница вода»

III этап

Оформление альбома «Река Еруслан» с детскими рисунками

Презентация.

Реализация проекта

Направления работы

Виды деятельности

Социально-коммуникативное

развитие

Беседа с детьми о значении воды

Беседы о реке Еруслан

Презентации

Экскурсия в библиотеку.

Сюжетно-ролевые игры: «Пароход», «Моряки, рыбаки».

Познавательное развитие

Опыты с водой :«У воды нет вкуса и запаха», «Прозрачная вода», «Пар тоже вода», «Вода без формы», « Вода бывает холодной, теплой, горячей», «Как убедиться что вода прозрачная».

Опыты со снегом: «Свойства воды».

Цель: сравнить свойства воды, снега, льда, выявить особенности их взаимодействия.

«Куда делась вода» (выявить процесс испарения)

«Лед-это тоже вода», «Лед легче воды»

Цикл наблюдений за аквариумными рыбками: «Кто живет в аквариуме», «Что и как едят рыбки», «Как рыбы дышат и отдыхают».

Дидактические игры:

- «Хорошо – плохо», назвать, что в отношениях людей к реке  хорошо, а что плохо;

- «Мозаика», взять две картинки с изображением реки Еруслан, одну разрезать на 8-12 частей, а по другой картинке (образец) собрать ее;

- «Четвертый лишний», взять три картинки с изображением речных рыб и одну, например, морскую;

Просмотр видео-презентаций: «Зачем нужна река», «Виды водоемов»

Просмотр мультфильмов: «Секреты воды»,  с Чевостиком (5 с.) «Кто живет в реке»

НОД по экологии: «Вода в жизни человека»

Речевое развитие

Чтение художественной литературы

Б.Заходер «Что случилось с водой», «Течет река»

Н.А.Рыжова «Жила- была вода», «Волшебница вода», «Как люди обидели речку»

А.С.Пушкин «Золотая рыбка»,

Х.Андерсен «Русалочка».

 Лиман Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».

 А. Кропотин «Поэма о реках и озерах»

Л.Андреев «На реке»

В. Драгунский «Главные реки»

Н,И.Сладков «Весенние ручьи»

А. Плешакова «Зеленые страницы» и др.

Заучивание стихотворений:

- А. Алферова «Как по быстрой речке»

- Л.Васильева «Вдоль берега тихой речки»

- Т. Ашапина «Речка, реченька, река»

Загадки и стихи о воде.

Пословицы, поговорки и загадки о реке.

НОД по речевому развитию: «Вода»

Художественно-эстетическое развитие

Продуктивная деятельность:

Рисование «Река зимой», «Река весной»,

Лепка «Рыбы»,

Аппликация «Река».

Физическое развитие

Подвижные игры:

«Караси и щука»,

«Рыбки», «Море волнуется раз», «Рыбак и рыбки», «Ручеек», «Водяной».

- «Рыбы». После первой команды: «День», - все «рыбы» (дети) плавают; после второй – «Опасность», - замирают; третьей - «Ночь» - присаживаются на корточки и «засыпают».

- «Рыбки плавают в водице». В группе раскладываются небольшие обручи, на улице рисуются круги - это домики для рыб, их должно быть меньше на один, чем количество детей. Читаю стихотворение – рыбки плавают, на слове «поймать» плывут к своим домикам.

- Рыбки плавают в водице, рыбкам весело играть.

Рыбки, рыбки, озорницы, я хочу вас всех поймать.

Ребенок, не успевающий занять домик, становится водящим.

Пальчиковые игры.

Беседа. Постановка проблемы.

Воспитатель:  - Что вы видите на картинке? (Ответы перечисляют)

Воспитатель: - Кто был на реке (озере, пруду)?  И что там делал?

Даша: -  Мы с папой ездили  на Ригацию и поймали там большую щуку.

Богдан: - Мы с папой тоже ездили на пруд, у папы есть пруд, там мы купались, ловили рыбу.

Марина: -  Мы с папой на речке ловили рыбу, я много поймала, а папа всего две.  

Маша:- Я с дедушкой ходила на рыбалку,  на речку, дедушка поймал карпа.

Воспитатель: - Молодцы, вам было интересно?

Дети: - Да

Маша: - Мне стало интересно,  как рыбы плавают под водой и чем там дышат, дедушка рассказал, что у них есть жабры. А ещё я спросила, откуда здесь взялась речка, дедушка сказал, что речка здесь очень давно, откуда она он не знает.

Воспитатель: - Дети, мы с вами ходили на экскурсию в школу, что мы видели когда переходили через мостик?   Как называется наша река?

Дети: - Еруслан.

Воспитатель: -  Дети , вы знаете, откуда взялась наша речка?

Дети: - Нет.

Воспитатель: -  Хотите узнать?

Дети: - Да

Воспитатель: -   Дети, давайте подумаем, что мы знаем о нашей реке?

Вопросы

Детские ответы

Что мы знаем ?

Что наша река называется Еруслан

На ней живут лебеди и утки

В реке есть рыбы и ракушки

Что мы хотим узнать?

Где река начинается и заканчивается?

Зачем нужна?

Какие обитатели есть ещё в реке?

Почему она холодная?

Почему она широкая и узкая?

С помощью чего узнаем?

Спросим у родителей, родственников.

Спросим у воспитателя.

Почитать в книгах.

Найти в интернете.

Посмотреть на карте.

Результаты проекта

Что мы узнали.

Ерусла́н — река в Саратовской и Волгоградской областях, левый приток Волги. Впадает в Волгоградское водохранилище, образуя Ерусланский залив.

География
Река Еруслан (предположительно от тюркского "арслан", что переводится как "лев")

Длина — 278 км, площадь бассейна — 5570 км². 
Истоки реки расположены на юго-западной окраине Общего Сырта в пределах Саратовской области. 
Летом Еруслан местами пересыхает, вода солоноватая.

Левые притоки Солёная Куба, Яма. Бывший левый приток Торгун впадает в Ерусланский залив.

Населённые пункты на Еруслане
Фёдоровский район Саратовской области: 
сёла Плёс, Калдино, Красавка, Николаевка, Семёновка, Митрофановка, Ивановка, Михайловка (железнодорожная станция Еруслан и одноимённый посёлок при ней расположены в 10 км севернее села), Долина.
Краснокутский район Саратовской области: 
сёла Репное, Карпёнка, Розовка, Ждановка, Лебедёвка, Константиновка, Логиновка, Верхний Еруслан, город Красный Кут, сёла Норки, Ахмат, Усатово, Дьяковка.
Ровенский район Саратовской области: 
сёла Луговское, Мирное
Старополтавский район Волгоградской области: 
сёла Салтово, Лятошинка, Новая Квасниковка, Верхний Еруслан, Старая Полтавка, Новая Полтавка, Валуевка, Беляевка.

ОПИСАНИЕ РЕКИ
Еруслан - река не судоходна и не сплавная; в верхней половине своего течения Еруслан, до села Дьяковки, имеет крутые и обрывистые берега; затем берега его становятся плоскими и вдоль них расстилаются прекрасные луговые и пахотные места, а от хутора Усатова начинаются вдоль берегов Еруслан. сыпучие пески, к югу же от реки находятся солонцеватые Киргизские степи. 
Течение реки тихое, вода слегка солоновата, но годна к употреблению; ширина реки от 8,60 до 25,90 метров, при глубине до 8 метров, но в ямах глубина доходит до 10 метров; из рыб в реке водятся: судаки, сазаны, лещи, окуни, стерляди и др. 
Только в верхней части течения Еруслан. по его берегам встречаются перелески, состоящие из сосны, лиственницы, березы, дуба, клена и др. 
По Еруслан. расположено несколько довольно значительных селений. В Еруслан. впадает один только значительный приток слева — река Торгун.

С помощью чего узнали.

Рассказали родители, дедушки, бабушки.

Мы узнали что, наша река лет 30 назад была глубже, чище и в ней водилось много разной рыбы. Очень часто встречались сомы, раки были большие и много. Вдоль берега не было столько камыша, к воде можно было подойти в разных местах свободно. Мест для купания было больше, вода в реке была чистой и прозрачной.

Экскурсия в библиотеку.

Библиотекарь Широченко Г.П. познакомила нас с поэзией наших земляков о реке Еруслан – стихотворениями  Владимира Борисенко и Татьяны Панчуриной.

Интернет - ресурсы

http://komanda-k.ru/node

http://saratovregion.ucoz.ru/nature/water/eruslan.htm

https://ru.wikipedia.org/wiki/ 

https://yandex.ru/maps

https://ok.ru/moyadushay  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...

"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа)       Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...