Использование метода проектов в дошкольном образовании.
статья по теме

Красновидова Инна Владимировна

Статья по теме: Использование метода проектов в дошкольном образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

Использование метода проектов в дошкольном образовании.

Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным становится поиск форм совместной деятельности взрослых (педагогов и родителей) и детей.

Перед педагогами стоит задача уже в  дошкольном возрасте закладывать позиции  самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сбора информации, экспериментировании и применения полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности. Как показывает образовательная практика, такую возможность даёт метод проектов или проектное обучение. Он позволяет педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы и дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка.

Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели [51, с. 75].

Л.В. Киселева предлагает следующие типы проектов в ДОО. Мы представили упомянутые типы проектов в таблицы 1.

        Таблица 1

Типы проектов в ДОО (по Л.В. Киселевой)

Тип проекта

Содержание

Возраст детей

Исследовательско- творческий

Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна

Старшая группа

Ролево-игровой

Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по - своему поставленные проблемы.

Вторая младшая группа

Информационно-практико-ориентированный

Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.).

Средняя группа

Творческий

Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п.

Вторая младшая группа

Педагогическую значимость проекта З.С. Шабалина, И.Н.Воскобойник, Т.И. Петренчук, О.А. Михайлова, Л.А. Князева определяют в практической целенаправленности действий, в возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка, основанного на его интересах [50].

Рассмотрим несколько определений понятия «проектная деятельность»:

  • это комплексный, реализующий самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учитывающий возрастные, индивидуальные особенности детей, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой и что самое важное, это надёжный инструмент для саморазвития ребёнка (И.В.Штанько) [34, с. 9];
  • это средство приобщения дошкольников к миру информационных технологий (Т.К. Смыковская) [57];
  • это технология формирования информационной компетентности (А.Л.Ховякова) [64];
  • это технология формирования информационной компетентности ребенка дошкольного возраста (Е.С. Евдокимова) [27].
  • это сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса» [16].

Слово «проект» происходит от латинского слова «projects», что означает брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед, а в переводе с греческого языка данное слово обозначает путь исследования [62, с. 144].

Чтобы отследить возникновение метода проектов, следует  обратиться к истории. Этот метод возник еще в двадцатые годы прошлого столетия в США. Его назвали также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании. Разработал данный метод американский философ и педагог Дж. Дьюи, а также его ученик В.Х. Килпатрик. Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность детей, руководствуясь с их личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям так же их личную заинтересованность в приобретенных знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни [58, с. 39].

В известной статье В.Х. Килпатрика  «Метод проектов» это понятие было определено, как «от души выполняемый замысел».  Однако в практике обучения  метод проектов  стали использовать значительно раньше. [58].

 Россия с методом проектов была знакома с 1905 г. Под руководством С.Т. Шацкого, группа российских педагогов, внедряла его в образовательную практику [20, с. 4].

В школах России, метод  проектов активно внедряли такие педагоги, как В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев и другие [20, с. 4].

Возрождение метода проектов в системе отечественного образования началось в начале 90-х годов прошлого столетия. Это было связано с внедрением информационных технологий в процесс обучения. В большей степени метод проектов применялся при обучении учащихся иностранному языку. Типология проектов и особенности технологии его применения были представлены Е.С. Полат [51].

Возникнув из идеи свободного воспитания, метод проектов претерпел некоторые изменения. В настоящее время он становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования. Но суть этой идеи остается прежней – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение конкретной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний [58, с. 42].

Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [43, с. 10].

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта). Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования [51, с. 95].

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОО, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Таким образом, родители могут обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка [15].

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей [42].

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей [46].

Проектную деятельность в детском саду  можно представить как, способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели [14, с. 76].

Значит, проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности [32, с. 46].

В основе проектирования лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение – это напряжение мысли, фантазия, творчество в условиях неопределенности [32, с. 46].

Как и любая другая деятельность, проектная деятельность строится на определенных принципах:

  • проектная деятельность начинается тогда, когда прямое действие оказывается невозможным. Проектная деятельность возникает тогда, когда ребенок видит проблему и задумывается над ее решением;
  • проектная деятельность, в отличие от продуктивной, предполагает движение ребенка в пространстве возможного;
  • проектная деятельность опирается на субъектность ребенка, то есть на выражение его инициативы, проявление самостоятельной активности; 
  • проектная деятельность предполагает не просто реализацию идеи ребенка, но и реализацию его смыслов [16].  

Проектная деятельность имеет адресный характер. Поскольку в проектной деятельности ребенок выражает свое отношение к решаемой проблеме и личные смыслы, он всегда ищет адресата – того, к кому обращено высказывание, оформленное в виде продукта.

На сегодняшний день существует множество подходов к классификации проектов.  

Наиболее популярные из них представлены в приложении 2.

Какими бы не были по своему виду и типу проекты, с их помощью можно:

  1. Обучить дошкольников:
  • выявлять и формулировать проблемы; проводить их анализ;
  • находить необходимые источники информации для выработки вариантов решения проблемы;
  • находить конкретные собственные пути  решения проблем;
  • применять полученную информацию для решения поставленных задач.

2. Развивать у дошкольников исследовательские умения.

3. Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умения искать путь решения поставленной задачи.

4. Развивать у дошкольников умение творчески подходить к способу подачи материала.

5. Развивать у дошкольников «командный дух» и «чувство локтя»; коммуникабельность и умение сотрудничать.

6. Способствовать повышению личной уверенности каждого участника проектного обучения.

Следовательно, можно сделать вывод, что использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОО открытой для активного участия родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в дошкольном образовании

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей - исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окруж...

Метод проектов в дошкольном образовании.

Проект "Творчество С.Я. Маршака"....

Статья: Метод проектов в дошкольном образовании

Статья даёт определение проектного метода и описывает основные типы проектов, применяющиеся в дошкольном образовании для разных возрастных групп детей....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ МЕТОД ПРОЕКТОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

«Метод проектов» как одна из ведущих технологий, реализуемых в системе общего образования, имеет свою специфику при применении в дошкольном образовании. Это связано с возрастными особенностями детей д...

Консультация для воспитателей "Теоретическое обоснование использования метода проектов в дошкольном образовании."

Метод проектов был разработан в начале ХХ столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи. По мнению Д.Дьюи, обучение должно строиться "на активной основе через целесообразную деят...

Семинар «Использование метода проектов в экологическом образовании»

Цель семинара: совершенствование работы в ДОУ по формированию у дошкольников основ экологической культуры посредством метода проектов....

Обобщение опыта работы по теме: « Использование метода проекта в экологическом образовании дошкольников»

Обобщение опыта работы по теме:« Использование метода проекта в экологическом  образовании дошкольников»...