Семинар «Использование метода проектов в экологическом образовании»
методическая разработка на тему

Тюрбит Любовь Леонидовна

Цель семинара: совершенствование работы в ДОУ по формированию у дошкольников основ экологической культуры посредством метода проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_metod_proektov_v_ekolg._vosp.docx36.39 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар

«Использование метода проектов в экологическом образовании»

Цель: совершенствование работы в ДОУ по формированию у дошкольников основ экологической культуры посредством метода проектов.

Задачи:

  • Закреплять знания педагогов по теме экологического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.
  • Расширять знания педагогов по использованию в педагогической деятельности метода проектов.

Оборудование: два музыкальных произведения классической музыки, музыка «Звуки природы», фишки, карточки для команд.

1 Часть

Ведущий:

(Педагогам предлагается прослушать два не больших музыкальных произведения классической музыки)

Ведущий:

Сейчас я предлагаю послушать музыку и в соответствии с данной музыкой, по своему настроению, разделиться на две команды, кто предпочёл первое произведение, располагается с левой стороны зала, кто предпочёл второе произведение, располагается соответственно справа зала.

Мы рады приветствовать в этом зале всех педагогов, кто хочет показать свои знания по экологическому воспитанию дошкольников.

(Ведущий под тихую музыку «Звуки природы» читает стихотворение)

Давайте вместе Землю украшать,

Сажать сады, цветы сажать повсюду.

Давайте вместе Землю уважать

И относиться с нежностью, как к чуду!

Мы забываем, что она у нас одна –

Неповторимая, ранимая, живая.

Прекрасная: хоть лето, хоть зима…

Она у нас одна, одна такая!

Е. Смирнова

Мало любить природу, любоваться ее красотой, нужно приложить все силы, чтобы она стала еще краше, и богаче.

Предлагаю вам поиграть в игру «Эко-знатоки».

(Вопросы задаются поочерёдно каждой команде. На столах лежат карточки. Если участник команды готов ответить на вопрос, то поднимает карточку. Если ответ неверный, право ответа переходит другой команде. Воспитатели имеют право дополнять ответы. За правильный ответ команда получает фишку).

1.Что Вы понимаете под термином «экология»? Каково значение этого слова? (Само слово «экология» образовано от греческих «экос» «дом» и «логос» - наука. То есть экология в широком смысле - наука о Доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой»). 

2.Условия необходимые для экологического воспитания детей.

(Экологическая комната, уголок природы в группе, участок).

3. Формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию?

(Экскурсии в природу, НОД, прогулки, праздники и развлечения, труд в природе, ведение календаря наблюдений). 

4. Почему особое место в ознакомлении детей с природой занимает огород на окне.

(Воспитываем навыки экологической культуры, эстетического вкуса, развивается познавательно-исследовательская деятельность).

5. Пожалуйста, закончите предложение: «Для того чтобы экологическое воспитание и образование принесло наибольший эффект и пользу в развитии детей, ...»

(Экологическое воспитание должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса и включаться во все виды деятельности: физкультурные занятия, конструирование, ознакомление с окружающим миром, коллективный труд, занятия по математике и развитию речи, прогулки, режимные моменты, игры).

6. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель экологического воспитания детей дошкольного возраста?

(Становление у детей научно-познавательного, эмоционально- нравственного, практическо - деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью).

(Ведущий подводит итог)

Ведущий:

В соответствии с ФГОС ДО предполагается деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса экологического образования дошкольников.

Предполагается, что его можно осуществлять в рамках реализации всех образовательных областей.

Содержание образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» направлено на:

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;
  • развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на:

  • формирование первичных представлениях об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, причинах и следствиях и др.);
  • о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов;
  • расширение кругозора детей.

Содержание образовательной области «Речевое развитие» предполагает знакомство с детской литературой, в том числе и с природоведческой.

Содержание образовательной область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает:

  • становление предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы;
  • формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом.

Образовательная область «Физическое развитие» направлена на:

  • становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников.

Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры т. е. правильное отношение ребенка к природе его окружающей, к себе, к людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

Дошкольное детство - это период игры.

Отечественные и зарубежные исследователи отмечают важность той деятельности в воспитании, которая доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека. Организация такой деятельности возможна посредством современных технологий:

  • игровых;
  • метода проектов.

2 Часть

Краткий очерк «Метод проектов»

Одной из основных целей экологического воспитания является, формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологически развитых сознания, эмоционально-чувственной, деятельностной сфер личности.

Экологическая культура — это неотъемлемая часть общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т.д.).

Соответствующий дошкольному возрасту объем знаний экологической культуры ребенок получает в семье, детском саду, через средства массовой информации. Роль детского сада в этой связи определяется личностными и профессиональными качествами педагогов, культурным уровнем педагогического коллектива, условиями воспитания.

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности. Ведь экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Оно не будет эффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и рассветов. Природу нельзя изучить по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности.

Метод проектов предполагает использование разнообразных средств и приемов обучения, а также необходимость интегрирования различного рода знаний и умений.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Для решения любого проекта требуется исследовательский поиск.

Обязательные составляющие проекта:

  • детская самостоятельность (при поддержке взрослого);
  • сотворчество детей и взрослых;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • познавательных и творческих навыков;
  • применение полученных знаний в разных видах деятельности.

Классификация проектов может быть самой разнообразной. Они делятся:

  • по составу участников (большие- макропроекты, малые- минипроекты, индивидуальные);
  • по целевой установке (познавательные, развлекательные, игровые, творческие, общественнополезные);
  • по тематике;
  • по срокам реализации (долгосрочные, краткосрочные).

Проект состоит из нескольких этапов.

На первом этапе определяется тема, вид проекта (виды экологических проектов «Цветы», «Птицы», «О чём рассказали цветы», «Мир растений», «Спасём планету», «Мир животных», «Времена года», «Мир природы», «Мир воды», «Подводный мир», «Огородники», «Осенние мотивы» и т. д. Проекты: «Цветы», «Птицы», «О чём рассказали цветы», «Мир растений», «Спасём планету», «Мир животных», «Времена года», «Мир природы», «Мир воды», «Подводный мир», «Огородники», «Осенние мотивы» и т. д.), ставятся цели и задачи.

Второй этап - предварительная работа. Она включает в себя: беседы, наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы.

Третий этап - практическая часть: эксперименты, художественно-продуктивная часть, игры (подвижные, дидактические), создание коллекций макетов оформление альбомов.

Четвертый этап - работа с родителями, которая предполагает: совместные экскурсии в природу, участие в праздниках, развлечениях, помощь в оформлении различных коллекций, создание альбомов, участие в конкурсах, выставках, помощь в сборе природного материала, изготовление поделок из природного и бросового материала.

Главная задача родителей - поддерживать интерес детей к природе, поощрять их экологически грамотные поступки.

Заключительный этап - результат проектной деятельности: выставки, конкурсы, -презентация альбомов, макетов, развлечения, праздники, спектакли.

Итак, проект-это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это звено в системе воспитания, в цели развивающей личность программы.

Ведущий:

Спасибо всем за внимание и активное участие. Призываю всех педагогов в экологическом воспитании дошкольников использовать метод проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт на тему "Метод проектов в экологическом образовании ребенка дошкольного возраста"

Использование метода проектов в работе с детьми способствует активному повышению самооценки ребёнка. Этот метод  основывается на интересах детей ,предлагает самостоятельную активность воспитанник...

Использование метода моделирования в экологическом образовании дошкольников

МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ...ТРАДИЦИОННЫЕ:НАГЛЯДНЫЕСЛОВЕСНЫЕПРАКТИЧЕСКИЕРабочие экологические тетрадиРабота в экологической тетради значительно обогащает...

Семинар "Использование метода проектов при изучении правил дорожного движения с детьми младшей группы"

Рассмотрим один из наиболее интересных современных методов обучения - метод проектной деятельности....

Обобщение опыта работы по теме: « Использование метода проекта в экологическом образовании дошкольников»

Обобщение опыта работы по теме:« Использование метода проекта в экологическом  образовании дошкольников»...

Использование метода моделирования в экологическом образовании и воспитание детей

Тема:  Использование метода моделирования в экологическом образовании и воспитание детей....

Презентация "Метод проектов в экологическом образовании дошкольников"

Презентация "Метод проектов в экологическом образовании дошкольников"...

Проект "Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников"

Предложенный материал может быть использован педагогами в своей профессиональной деятельности....