Программа вокального кружка «Күңелле балачак» (в рамках предоставления дополнительных платных образовательных услуг) для детей 3-5 лет
рабочая программа (младшая группа) по теме

Закирова Венера Мидхатовна

Программа вокального кружка " Күңелле балачак" для детей младшего дошкольного возраста 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №76» ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

                                                                                                             

УТВЕРЖДАЮ:      

Заведующий муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 76»

                                                                                   ______________ Кадырова Г.Ф.

Программа

вокального кружка «Күңелле балачак»

(в рамках предоставления дополнительных платных
образовательных услуг)
для детей 3-5 лет МБДОУ №76 на 2017-2019 учебный год

                                                                                    Составили:                                                                                            музыкальные руководители                                                                                                                     МБДОУ №76 Закирова В.М., Салахиева Л. Ж  

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН

ГОРОД НИЖНЕКАМСК

Пояснительная записка

Пение – основное средство музыкального воспитания, а также наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая до конца ее содержания. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребенка и возрастает интерес как к самой песне, так и к ее воспроизведению. Голос ребенка – естественный инструмент, которым оно обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовать творческие, сюжетные игры.

В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма, расширяет общий муз. кругозор.

Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов.

Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям.

Вокальный кружок проводится с детьми двух возрастных групп:

II младшей и средней. Общее развитие ребенка на пятом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще не достаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей этого возраста несильный, хотя порой и звонкий. Диапазон у детей 4-5 лет очень небольшой (в пределах звуков ре-си первой октавы). Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой. Удобными звуками для детей этого возраста являются чаще всего (ми) фа – си.

У детей этого возраста расширился словарный запас, они лучше и точнее произносят отдельные звуки, активнее могут работать ртом во время пения, т.е. улучшается артикуляция. Дети отличаются большой слуховой активностью. Начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением и без него (при поддержке взрослого).

Выделим два наиболее важных момента в обучении ребенка пению: развитие музыкального мелодического слуха и приобретение навыков управления своим голосовым аппаратом. Отсутствие координации у ребенка между слухом и голосом (между тем, что он слышит, и тем, что он воспроизводит вслух) приводит к неточному интонированию мелодии песни. Причина не в том, что ребенок не слышит правильного звучания мелодии, а просто он не умеет справиться со сложным механизмом своего голосового аппарата.

Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.  Поэтому особое внимание в работе с детьми уделяется здоровьесберегающим технологиям, опираясь на исследования и опыт ведущих музыкантов-теоретиков и практиков, широко используя новейшие достижения музыкальной педагогики, была выстроена  система развития певческих навыков детей дошкольного возраста. В основе занятий вокального кружка лежат идеи детского музыкального воспитания Карла Орфа,  Огороднова Д.Е. и Емельянова В.В. ,Стрельниковой Е.С.

Концептуальные основы деятельности

Цель: научить ребенка выразительно, чисто интонируя петь, а также  помочь овладеть необходимыми навыками, проявить свои чувства в непринужденном, естественном пении.

Основные принципы обучения детей пению:

Обучение пению проводится по строго обдуманному плану на основе общепедагогических принципов, т.е. основных положений дидактики.

1.Принцип воспитывающего обучения. Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.

2.Принцип доступности. Содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.

3.Принцип постепенности, последовательности и систематичности. В начале года во всех возрастных группах даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.

4.Принцип наглядности. В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.

5.Принцип  сознательности. Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.

6.Принцип прочности. Выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.

Приемы обучения пению

1.    Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.

2.         Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.

3.         Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе.

4.         Оценка качества детского исполнения  песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.

Средства, необходимые для реализации программы:

  1. Технические средства: магнитофон, фотоаппарат, видеомагнитофон, видеокамера.
  2. Информационные средства: книги, аудиозаписи, нотный материал, дидактический материал.
  3. Музыкальные инструменты.

Формы и методы реализации программы:

1.   Коллективная работа;

2.   Индивидуальная работа;

3.   Беседа;

4.   Распевание по голосам;

5.   Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;

6.   Дыхательная звуковая гимнастика;

7.   Артикуляционные упражнения;

8.   Игра на детских музыкальных инструментах.

Прогнозируемые результаты от занятий вокалом у детей 3-5-го года жизни:

1. Посредством  использования интонационно - фонематических упражнений  системы Емельянова В.В.  дети достигают чистого пения  звуков по высоте Б2, М2;Б3, М3; Ч4.

2. Обучение по системе Карла Орфа позволяет детям легко узнавать по тембру музыкальные инструменты. Дети точно передают несложный ритмический рисунок

3. Посредством использования системы Стрельниковой Е.С. дети поют слаженно, естественным голосом, без напряжения;  сформировано правильное дыхание,

4. Работа по система Огородникова совершенствует дикцию артикуляцию. Дети правильно и чисто проговаривают трудно произносимые слова и фразы.

Цель и задачи Программы

Цель - овладение детьми дошкольного возраста певческими навыками.

Возрастные особенности слуха и голоса детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 года)

У детей этого возраста голосовой аппарат еще не сформирован, голосовая мышца на развита, связки тонкие, короткие. Гортань ребенка более чем в два с половиной раза меньше гортани взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый, он усиливается в основном головным резонатором (полость глотки, рта, носа), так как грудной резонатор (полость трахей и бронхов) почти не развит. Поэтому голос ребенка 3 – 4 лет несильный, дыхание слабое, поверхностное.

Голосовые связки смыкаются неполно, при звукообразовании колеблются только их края – отсюда легкость и не точная звонкость звучания.

Требуется очень осторожное, бережное отношение к детскому голосу. В первую нужен продуманный подбор песенного материала. Песни должны отличаться доступностью текста и мелодии: простые, ясные по смыслу слова, близкие образы, события и явления, простой ритмический рисунок мелодии без больших скачков; доступный певческий диапазон (ми — си); короткие музыкальные фразы, удобные для дыхания ребенка. Педагог должен работать над формированием устойчивого навыка естественного, незапряженного звучания, не допускать форсирования как во время пения, так и в разговорной речи. Важно создать благоприятную атмосферу для слуха. Необходимо исключить разговор и пение взрослых на форсированных звуках, общение с детьми на фоне радио- и телепередач, магнитофонных записей. Музыкальный руководитель должен систематически проводить индивидуальные и коллективные консультации для воспитателей и родителей, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития голоса ребенка. Необходимо объяснить, насколько опасно позволять петь дошкольнику на улице в холодную, сырую погоду.

Задачи в области пения детей дошкольного возраста

  1. – 5 года)

1. учить петь естественным голосом, без напряжения, протяжно;

2. внятно произносить слова, понимая их смысл, правильно произносить гласные и согласные в конце и середине слов;

3. правильно передавать мелодию в диапазоне ми — си; петь с помощью воспитателя, с музыкальным сопровождением и без него;

     4. формировать коллективное пение: учить одновременно начинать и заканчивать песню; не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно.

  1. продолжать учить петь естественным голосом, без напряжения, протяжно;
  2. правильно передавать мелодию в пределах ре – си (до2);
  3. различать звуки по высоте;
  4. внятно произносить слова;
  5. брать дыхание между короткими музыкальными фразами;
  6. вместе начинать и заканчивать песню; слышать вступление;
  7. уметь петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
  8. петь выразительно, передавая характер песни (маршевый, танцевальный и колыбельный).

Учить детей певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

-песни хором в унисон

-группами (дуэт, трио и т.д)

-тембровыми подгруппами

-при включении в хор солистов

-пение под фонограмму.

Важная задача при обучении детей пению – раскрыть жизненное содержание каждому ребенку, научить его радоваться, получать эстетическое наслаждение от своего пения, а также радовать и других своим исполнением. Чтобы воздействие песен стало эффективным и дети полюбили их, надо первую встречу провести в яркой, эмоциональной форме, обратить особое внимание на содержание песни; на средства музыкальной выразительности и выразительность ее литературного текста. Педагог должен помнить, что качество исполненной им песни играет большую роль в процессе ознакомления детей с музыкальным произведением, воспитывает эстетический вкус. Но ребенок только тогда почувствует прелесть песни, когда у него будет развит музыкальный слух и привиты навыки чистого интонирования, когда он осознает, что его голос сливается с другими детьми, когда у него появится желание петь не только на занятиях, но и в повседневной жизни.

Среди всех певческих навыков особое внимание надо уделить звукообразованию: петь естественным, высоким, светлым звуком, без напряжения и крика. Крикливое пение искажает естественный тембр голоса, отрицательно влияет на интонацию, гибельно отражается на голосовых связках ребенка. Голос теряет необходимую легкость и приобретает неприятный горловой звук.

Следует обратить внимание на правильное формирование гласных, от которых зависит качество звука, так как у детей тембр голоса очень неровен. Особенно это проявляется в пении различных гласных: одни дети поют крикливо, открытым звуком; другие, наоборот, зажимают челюсть. Поэтому, надо учить детей хорошо раскрывать рот, стараться привить навык плавного ведения звука, все время показывая своим голосом, как нужно спеть ту или иную фразу, тот или иной звук.

Между вокальными и речевыми способностями детей существует прямая связь. Если ребенок разговаривает звонким голосом, то и в пении у него высокое звучание. Важно, чтобы ребенок смог услышать и почувствовать свой голос, тогда он постепенно начнет петь естественным звуком. Вот почему с первых занятий в младшей группе надо уделять этому особое внимание. Яркое, образное, эмоциональное ознакомление с песней содействует выразительному ее исполнению детьми, развивает их музыкально и вокально, способствует легкости и прочности усвоения песенного материала, помогает образованию у ребенка представления о песне, повышает интерес к разучиванию..

Для улучшения качества пения большое значение имеет развитие музыкального слуха. У многих дошкольников недостаточно развит звуковысотный слух или совершенно отсутствует правильное воспроизведение звука. Поэтому необходимо использовать специальные упражнения уже с раннего возраста.

Поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Если использовать игровые приемы и доступный материал, дети проявляют эмоциональную отзывчивость. Этому требованию отвечают музыкально – дидактические упражнения, которые дают возможность в игровой форме обучать и закреплять знания по развитию музыкального слуха.

В работе над чистотой интонации большое внимание надо уделять распеванию, т. е. включать певческие упражнения, которые служат прекрасным вспомогательным материалом при обучении детей пению и способствуют развитию музыкального слуха и голоса. Простота мелодий, их небольшой объем помогают в работе над расширением диапазона детского голоса, так как их легко транспонировать и применять перед разучиванием основного песенного репертуара.

Большое значение для развития голоса и музыкального слуха имеет неоднократное повторение с детьми ранее выученных песен. При этом педагог должен добиваться от ребят точной вокальной интонации в пении, умения слышать себя и товарищей. Для развития правильного воспроизведения музыкального звука огромное значение имеет певческое дыхание, нарушение его снижает точность интонирования. Певческое дыхание вырабатывается только в процессе самого пения. Надо учить детей с младшего возраста пропевать музыкальную фразу на одном дыхании. Это укрепляет дыхательный аппарат, дети ровно, устойчиво исполняют различные гласные на всех участках диапазона голоса, т.е. вырабатывается единый тембр, что немаловажно для хорового пения.

Важный этап работы над песней – работа над выразительностью. Надо учить детей передавать характер песни. Чем эмоциональнее рассказ о содержании песни, тем сильнее воздействует она на чувства. Характер музыкального произведения воспринимается детьми в единстве со словом. Поэтому образная передача поэтического текста – один из важнейших компонентов выразительного пения.

На музыкальном занятии пение составляет почти 30% объема всех заданий и занимает вторую или третью часть занятия в такой последовательности:

а) упражнение для развития голоса и музыкального слуха;

б) разучивание новой песни;

в) закрепление, повторение ранее пройденной песни.

Возрастные особенности слуха и голоса детей среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

На пятом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. У них окреп голос, увеличился диапазон (ре — си), дыхание стало более организованным, хотя оно все еще довольно поверхностное.

У детей этого возраста расширился словарный запас, они лучше и точнее проносят отдельные звуки слова, активнее могут работать ртом во время пения, т.е. улучшилась артикуляция. Дети отличаются большей слуховой активностью, слуховым вниманием, способны свободно различать по высоте звуки, расположенные на расстоянии октавы, сексты и даже квинты: слышат движение мелодии вверх, вниз, могут выделить вступление к песне, петь после вступления вместе со взрослыми; начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением и него (при поддержке голоса взрослого).

В средней группе для определения высоты звуков хорошо ввести металлофон, чтобы дети самостоятельно могли проигрывать эти звуки, связывая их высоту с перекличками мамы-птицы и птенчиков.

Четырехлетние дети имеют определенный запас различных музыкальных впечатлений, соответственно усложняются и задания. Ребенок воспроизводит не только высокий и низкий звуки, он знакомится с менее контрастным (средним) звуком. Конечно, задания предлагаются только в игровой форме.

В работе над чистотой интонации большое внимание надо уделять рапеванию, т.е. включать певческие упражнения, которые служат прекрасным вспомогательным материалом при обучении детей пению и способствуют развитию музыкального слуха и голоса. Систематическое применение этих упражнений способствует развитию естественного, легкого звучания голоса и чистоты интонации. Простота мелодий, их небольшой объем помогают в работе над расширением диапазона детского голоса, так как их легко транспонировать и применять перед разучиванием основного песенного репертуара. А чтобы эти упражнения были полезными, оказали наибольшее воздействие, надо добиваться от детей выразительного, эмоционального исполнения естественным, легким звуком. Эти упражнения используются на занятиях не только для распевания, но и способствуют преодолению певческих трудностей.

Помимо вокальных упражнений в работе над чистотой интонации надо использовать прием – пение без инструментального сопровождения, вначале с поддержкой голоса взрослого, затем без него. Сначала трудные места мелодии педагог проигрывает, затем пропевает без музыкального сопровождения (можно привлечь хорошо поющего ребенка).

Большое значение для развития голоса и музыкального слуха имеет неоднократное повторение с детьми ранее выученных песен, особенно русских народных. При этом педагог должен добиваться от детей точной вокальной интонации в пении, умения слышать себя и товарищей.

Для развития правильного воспроизведения музыкального звука огромное значение имеет певческое дыхание, нарушение его снижает точность интонирования. Такое дыхание вырабатывается только в процессе самого пения. Надо учить детей с младшего возраста пропевать музыкальную фразу на одном дыхании. Это укрепляет дыхательный аппарат, дети ровно, устойчиво исполняют различные гласные на всех участках диапазона голоса, т.е. вырабатывается единый тембр, что немаловажно для хорового пения.

Певческое дыхание требует выработки навыков бесшумного вдоха, он должен быть спокойным, без поднятия плеч. Надо следить за тем, чтобы певческое дыхание регулировалось фразировкой в соответствии со смыслом, идущим от содержания песни, так как высокое позиционное звучание возможно только при активном дыхании.

Добиваясь четкой и ясной дикции, педагог должен учить детей отчетливо произносить согласные и чисто пропевать гласные звуки, что требует от артикуляционного аппарата постоянных упражнений, ведь большинство детей говорят недостаточно ясно, активно, зажимая нижнюю челюсть. Детям нужно понять, что плохая, вялая дикция отрицательно влияет на качество пения, звукообразование и чистоту интонации и, наоборот, ясно произнесенное слово способствует выразительному исполнению песни, Пропевание каждого звука с четким, ясным произношением гласных приносит большую пользу малышам, благотворно влияет на процесс звукобразования.

Наиболее трудный этап – работа над выразительностью исполнения. Надо учить детей во время пения отчетливо произносить каждое слово, делать смысловые ударения, передавать характер песни. Для этого хорошо использовать дирижерский жест: показывать рукой динамику, акценты, что поможет и в работе над высотой звука.

Содержание Программы

Учебный план

Возрастная группа

Количество занятий

В неделю

В год

Младший дошкольный возраст  (3 – 4 года)

1

32

Средний дошкольный возраст (4 – 5 лет)

2

64

Структура занятий:

1.Упражнения на дыхание (Приложение 1).

Цель: Укреплять лёгкие и голосовой аппарат дошкольников, формировать правильное дыхание;

2.Артикуляционная гимнастика (Приложение 2).

Цель: Совершенствовать дикцию, артикуляцию, помогать правильно и чисто проговаривать трудно произносимые слова, фразы;

3.Интонационно – фонетические упражнения (Приложение 3).

4. Основная часть - вокально-хоровая работа.

4.1. Распевание;

4.2. Пальчиковые и подвижные игры (Приложение № 4);

4.3. Работа над песней:

4.3.1. Знакомство с песней (1 – 2 занятия);

4.3.2. Прослушивание;

4.3.3. Беседа, разъяснение текста;

4.3.4. Повторное исполнение;

4.4. Разучивание песни (3 – 4 занятия):

4.4.1. Работа над звукообразованием;

4.4.2. Работа над звуковедением;

4.4.3. Работа над дыханием;

4.4.4. Работа над ансамблем;

4.4.5. Работа над дикцией;

4.5. Закрепление (1 – 2 занятия).

4.5.1. Работа над выразительностью и эмоциональным исполнением песни.

Младший дошкольный возраст (3 – 4 года)

Учебно-тематический план

период

Темы занятий

Общее кол-во часов

октябрь

«Осень золотая»

4

ноябрь

«Поздняя осень»

4

  декабрь

«Что за праздник Новый год»

4

   январь

«Зима»

4

февраль

«Милая мама»

4

март

«Весна»

4

апрель

«Красавица Весна»

4

май

 «Что такое лето»

4

Младший дошкольный возраст (3 – 4 года)

Перспективный план

Период прохождения материала

Программные задачи

Примерный репертуар

Октябрь

Восприятие музыки:

- воспитывать эмоциональную отзывчивость на песню;

- реагировать на праздничную, маршевую песню.

Развитие музыкального слуха и голоса:

- вырабатывать устойчивое, слуховое внимание;

- учить чисто интонировать большие секунды, упражнять в умении чисто пропевать терцию (сверху вниз).

Усвоение певческих навыков:

- учить «подстраиваться» к интонации взрослого, подводить к устойчивому навыку точного интонирования несложных мелодий, а также мелодий, включающих интервал кварту;

- учить петь, не опережая друг друга и не отставая друг от друга; петь всю песню, а не концы фраз;

- добиваться ровного звучания голоса, не допуская крикливого пения;

- учить протягивать ударные слоги в словах (например: «ладушки», «бабушка», «Коле», «Тане» и т.д.);

- правильно произносить гласные в словах и согласные в конце слов.

Песенное творчество:

- побуждать детей произвольно находить интонации, построенные на нескольких звуках.

Певческая установка:

- учить сидеть прямо, занимая все сиденье, опираясь на спинку стула, руки свободно лежат вдоль туловища, кисти у живота, ноги вместе.

Дыхательные упражнения:         «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Кошка», «Обними плечи», «Маятник», «Повороты головы».                                                   Артикуляционные упражнения: I блок

Интонационно – фонетические упражнения: 1                                  

Упражнения: «В огороде заинька» (муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель); «Би-би-би» (секунда).

« Безнен дусларыбыз»

Задания: «Как кошечка просит молочка?» (мя-у); «Спой имя куклы» (Катя или Аленка)

Ноябрь – декабрь

Восприятие музыки:

- продолжать развивать эмоциональную отзывчивость на песни веселого, игрового характера.

Развитие музыкального слуха и голоса:

- упражнять в чистом пропевании секунды, кварты, терции.

Усвоение певческих навыков:

- развивать навык точного интонирования несложных мелодий, построенных в поступенном движении звуков вверх и вниз;

- добиваться слаженного пения; учить вместе начинать и заканчивать пение;

- петь протяжно, не спеша, без крика;

- правильно пропевать гласные в словах, четко и быстро произносить согласные в конце слов.

Песенное творчество:

- упражнять в умении находить ласковые интонации, построенные на одном-двух звуках.

Певческая установка: та же

Дыхательные упражнения:        

«Ушки», «Маятник головой», «Перекаты», «Рок-н-ролл», «Мячик», «Песня волка», «Песня ветра», «Ниточка».                                     Артикуляционные упражнения:I и II блок

Интонационно – фонетические упражнения: 2

Упражнения: «Оа-да-да» (муз. Е. Тиличеевой) (проживание постепенного движения мелодии); «Ау!» (кварта); «Баю-баю» (терция); «В огороде заинька» (муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель).

«Песенка про ёлочку»

Задание: «Как зовут игрушку?» (мишка, заинька, Петрушка, Катя и т.д.)

Январь – февраль

Восприятие музыки:

- продолжать обогащать музыкальные впечатления, воспитывать умение прислушиваться к изменениям звучания песен, реагируя на различный их характер.

Развитие музыкального слуха и голоса:

- упражнять в чистом пропевании больших и малых секунд, терции, кварты; подводить к умению чисто петь квинту.

Усвоение певческих навыков:

- продолжать развивать навыки точного интонирования несложных мелодий, передавая их постепенное движение вверх и вниз;

- приучать слышать вступление, начиная петь вместе с воспитателем по окончании вступления;

- учить петь естественным голосом, без напряжения;

- правильно произносить гласные в словах и согласные в конце слов.

Песенное творчество:

- развивать инициативу, побуждая их к самостоятельному варьированию несложных мелодичных оборотов, построенных на нескольких звуках.

Певческая установка:

следить за правильной осанкой.

Дыхательные упражнения:         «Восход-заход», «Стокатто», «Удивлялки», «Знакомство», «Веточка», «Кукушонок», «Певец».           Артикуляционные упражнения: I, II, III блоки

Интонационно – фонетические упражнения: 3  

Упражнения: «Зайка» (секунда, кварта); «Ау» (кварта, квинта вниз и вверх); «Где мои детки?» (квинта).

«Прыгал козлик»

«Матрёшкалар жыры»

Задание: «Как тебя зовут?»

Март – апрель

Восприятие музыки:

- продолжать развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера;

- уметь дослушивать песню до конца, не отвлекаясь;

- самостоятельно различать и называть песни.

Развитие музыкального слуха и голоса:

- упражнять в чистом пропевании секунды, кварты;

- учить воспринимать звуки, чувствуя их различие по протяжности;

- уметь точно воспроизводить простой ритмический рисунок мелодии, построенной на одном звуке.

Усвоение певческих навыков:

- продолжать работать над навыком чистого интонирования мелодии, построенной на поступенном движении звуков вверх и вниз; подводить к умению чисто интонировать мелодические скачки («Зима прошла»);

- учить начинать пение после вступления, вместе с педагогом;

- уметь петь без крика, естественным голосом, подвижно, легким звуком;

- правильно произносить гласные в словах; согласные в конце слов («Солнышко ясное»).

Песенное творчество:

- продолжать развивать способность самостоятельно находить ласковые интонации.

Певческая установка: та же

Дыхательные упражнения:        «Свечи», «Воздушный шарик», «Сова», «Аист», «Шапка», «Гармошка», «Деревья», «Зоосад».                 Артикуляционные упражнения: I, II, III блок

Интонационно – фонетические упражнения: 1, 2, 3  

Упражнения: «Сорока- сорока»; «Мы идем с флажками» (муз. Ё. Тиличеевой, сл. М. Доли- нова); «Дождик» (обр. Т. Попатенко).

« Язгы тамчы»

Задания: «Как тебя зовут», «Спой свое имя»

Май  

Восприятие музыки:

- обогащать музыкальные впечатления детей,

- развивая их эмоциональную отзывчивость на песни разного характера;

- закреплять умение самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению и мелодии.

Развитие музыкального слуха и голоса:

- упражнять в чистом пропевании следующих интервалов: большая и малая секунда, терция, чистая кварта (вверх и вниз);

- учить точно передавать простой ритмический рисунок.

Усвоение певческих навыков:

- учить петь, точно интонируя мелодию, с

помощью воспитателя, с музыкальным

сопровождением и без него;

- упражнять в умении правильно брать дыхание;

- учить начинать пение после вступления;

- петь слаженно, естественным голосом, без напряжения;

- упражнять в умении петь протяжно, напевно и подвижно, на легком звуке;

- добиваться четкости в произношении слов во время пения.

Песенное творчество:

- закреплять умение проявлять

самостоятельность в нахождении ласковых интонаций;

- подводить к умению инсценировать песни.

Певческая установка: та же

Дыхательные упражнения:        «Свечи», «Воздушный шарик», «Сова», «Аист», «Шапка», «Гармошка», «Деревья», «Зоосад».                 Артикуляционные упражнения: I, II, III блок

Интонационно – фонетические упражнения: 1, 2, 3  

Упражнения: «В огороде

заинька» (муз. В. Карасевой,

сл. Н. Френкель); «Баю-баю» (терция); «Ау!» (кварта);

«Сорока-сорока»; «Мы идем

с флажками» (муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова).

Песни по выбору

Задания: «Спой свое имя»,

«Цыплята» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной)

Средний дошкольный возраст (4 – 5 лет)

Учебно-тематический план

период

Темы занятий

Общее кол-во часов

октябрь

«Осень золотая»

8

ноябрь

«Поздняя осень»

8

декабрь

«Что за праздник Новый год»

8

январь

«Зима»

8

февраль

«Наша армия сильна»

4

«Милая мама»

4

март

«Весна»

8

апрель

«Красавица Весна»

4

«Светлый День Победы»

4

май

«Светлый День Победы»

4

«Что такое лето»

4

Перспективный план занятий

вокального кружка

для детей 4-5 лет на 2015-2016 учебный год

Период прохождения занятий

     

Программное содержание

Репертуар

Октябрь

- развивать эмоциональную отзывчивость на песни разнообразного характера;

-  упражнять детей в различении звуков по высоте;

- закреплять у детей умение точно передавать простой ритмический рисунок;

- брать правильно певческое дыхание;

- брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами;

- учить детей своевременно начинать и заканчивать песню;

- учить исполнять песни легким звуком;

- закреплять умение у детей петь естественным звуком, выразительно.

- формировать правильную певческую установку;

- отчетливо произносить гласные в словах; согласные в конце слов.

1.     круговой массаж;

2. упражнения для головы и шеи, «Пирамидка»;

3. дыхательная гимнастика: «Цветочек», «Ладошка»; «Поездка на поезде», «Лес»;

4. распевание по голосам: «Я пою, хорошо пою», на одном звуке «А-о-у», «Имя»;

5. «Ритмическое эхо»;

6. Песня «Тылсымлы сүзләр»

Ноябрь - Декабрь

- развивать эмоциональную отзывчивость на песни различного характера;

- отличать на слух правильное и неправильное пение товарищей;

- закреплять у детей умение чисто интонировать мелодию, удерживать интонацию на одном звуке; 

- точно интонировать большую и малую терцию, секунду, скачки на кварту;

- упражнять в точной передаче ритмического рисунка;

- учить детей петь легким звуком;

- добиваться слаженного пения; учить вместе начинать и заканчивать песню;

- правильно и отчетливо произносить гласные в словах;

- развивать ладотональный слух, активизировать внутренний слух;

 -развивать творческую инициативу.

1.     круговой массаж;

2. упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»;

3. дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Поездка на поезде», «Луг», «Белочка»;

4. Ритмическое упражнение «Кто я?»;

5. распевание по голосам «Я пою, хорошо пою», на одном звуке «А-о-у», методом «Эхо»;

6. Попевки «Паровоз», «Дождик»;

7. Песни:”Шаян җыр”, “Нәни дуслар”

Январь- Февраль

- способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости на песни различного характера;

- учить различать, называть отдельные части музыкального произведения: вступление, заключение, припев;

- совершенствовать у детей умение чисто интонировать поступенное и скачкообразное движение мелодии;

-  закреплять умение самостоятельно начинать пение после вступления;

-  уметь точно воспроизводить ритмический рисунок мелодии;

 - уметь петь без крика, естественным голосом, легким звуком;

- правильно произносить гласные и согласные в конце слов.

1. круговой массаж под песню «Ах, какой хороший!»;

2. упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»; «Стихотворения».

3. дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Насос», «Резиновый мяч», «Лягушки на болоте»;

4. Распевание методом Эхо, на одном звуке, «Имя», «Баю, бай», «Ку-ку».

5. Попевки «Андрей-воробей», «Курицы».

6. Песни: «Әнием бәйрәме», «Йөгерек гөрләвек».

Март- Апрель

- продолжать развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера;

- уметь дослушать песню до конца, не отвлекаясь;

- упражнять детей в чистом интонировании секунды, кварты;

- учить воспринимать звуки, чувствуя их различие по протяженности;

-  уметь точно воспроизводить простой ритмический рисунок;

- продолжать работать над навыком чистого интонирования мелодии;

- уметь точно воспроизводить ритмический рисунок мелодии;

 - уметь петь без крика, естественным голосом, легким звуком;

- правильно произносить гласные и согласные в конце слов;

- следить за правильной певческой осанкой детей.

1.     круговой массаж;

2. упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»;

3. дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Поездка на болото», «Собачка»;

4. звуковая гимнастика «Дятел», «Белочка», «На лугу», «Озорной язычок»;

5. Ритмические упражнения «Гуси, гуси», «Баба сеяла горох», «Эхо»;

6. Распевание «Звукоряд 5 нот», «Ду-ду», закрытый рот, «А-о-у»;

7. Песни «Күңелле безнен шәһәр», «Яз килә».

Май

 

- обогащать музыкальные впечатления детей, развивая их эмоциональную отзывчивость на песни разного характера;

- упражнять детей в чистом пропевании секунд, терций, кварты и квинты;

- закреплять умение детей различать звуки по высоте, слышать движение мелодий вверх-вниз, поступенное и скачкообразное;

- точно воспроизводить и передавать ритмический рисунок хлопками или игрой на детских музыкальных инструментах;

- проверять умение детей контролировать слухом качество пения товарищей;

-  закреплять умение детей самостоятельно начинать и заканчивать песни;

- уметь петь естественным голосом, без напряжения;

-  брать дыхание между музыкальными фразами;

- продолжать петь выразительно, передавая разнообразный характер песен;

- закреплять у детей умение сохранять правильную певческую осанку.

1.     круговой массаж;

2. упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»;

3. дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Поездка на болото», «Собачка», «Ныряльщик», «Мяч»;

4. звуковая гимнастика «Машина», «Магазин», «Дятел», «Белочка», «На лугу», «Озорной язычок», «Зоопарк»;

5. Скороговорки;

6. распевание методом эхо, закрытым ртом, «Я пою, хорошо пою», «Ку-ку», на одном звуке;

7. ритмические упражнения «Бояре», «Плетень»;

8. Песни «Дуслык җыры», «Елмай».

Список используемой литературы:

  1. Белова В. В. «Музыкально-певческое воспитание детей по методике Д. Е. Огородного»  // «Музыкальная палитра» № 1-2002 г, с.3.        
  2. В. Емельянов «Развитие голоса. Координация и тренинг».
  3. Кацер О. В. «Значение голосовых упражнений в развитии ребенка» // «Музыкальная палитра» № 1-2003 г., с.31.
  4. Кацер О. В. «Игровая методика обучения пению» изд. «Музыкальная палитра», С-П -2005 г.
  5.  Коротаева С. «Голосовые игры» //«Музыкальная палитра» № 2-2003 г., с.32.
  6. Мерзлякова С. И. Учим детей петь 3 – 4 лет. Песни и упражнения для развития голоса. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
  7. Мерзлякова С. И. Учим детей петь 4 – 5 лет. Песни и упражнения для развития голоса. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
  8. Мерзлякова С. И. Учим детей петь 5 – 6 лет. Песни и упражнения для развития голоса. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
  9. Мерзлякова С. И. Учим детей петь 6 – 7 лет. Песни и упражнения для развития голоса. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
  10. Михайлова М. А., Горбина Е. В. «Поем, играем, танцуем дома и в саду». – Ярославль: «Академия развития» - 1997г.
  11. Орлова Т. статья «Учим детей петь» // «Музыкальный руководитель» № 5, 6-2004 г., с.21,  № 2-2005 г., с.22.
  12. Тарасова К. «К постановке детского голоса»  // «Музыкальный руководитель» № 1-2005 г., с. 2.
  13. Шереметьев В. «Хоровое пение в детском саду // «Музыкальный руководитель»№ 5-2005 г., № 1-2006 г.


Приложение 1

Упражнения на дыхание

            «Ладошки».

Стоя, согнуть руки в локтях, ладони - от себя. Резкий. Шумный вдох + одновременно сжимать ладони.(4 раза)

Затем опустить руки - отдых 3-4сек. Повторять 24 раза.

«Погончики».

Стоять прямо, руки подтянуть к животу, согнув в локтях, кисти -в кулаки. Во время резкого вдоха резко толкнуть кулаки вниз (руки выпрямляются).Выдох - руки - к животу, плечи расслабить (вдох-выдох-8 раз) отдых 3-4-сек. И снова повторить. Тоже стоя, сидя, лежа.

«Насос».

И.п. - стоя прямо, руки опущены.

Наклон, руки вниз + вдох. Ниже наклон. (12 раз по 8 вдохов и выдохов) стоя, сидя.

 

«Кошка».

Ноги чуть шире плеч, руки согнуты в локтях у пояса. Пружиня, сгибаем колени, руки на уровне пояса делают хватательные движения, поворот в другую сторону в области талии, во время поворота - короткий вдох. (8 вдохов-выдохов).

«Обними плечи».

Стоять прямо, руки согнуты в локтях на уровне плеч. Руки резко навстречу друг другу до отказа - «обнимаемся» Во время объятия - «шмыганье» носом (12 раз по 8 вдохов-выдохов.) Сидя, лежа.

«Маятник».

Наклон - вдох (руки - вниз), подъем - перед собой, согнутые в локтях, голову назад -выдох резко. (12 раз вдохов-выдохов).

«Повороты головы».

Руки - вниз, стоять смирно.

Поворот вправо - вдох носом, выдох - ртом.

Поворот влево - выдох носом, выдох ртом.

«Ушки».

Стойка прямо, ноги чуть шире плеч, наклоны вправо-влево к плечу (резкий вдох), перед собой - выдох. (12 раз по 8).

«Маятник головой».

Голова вниз - выдох, вверх - вдох. 12 раз по 8.

«Перекаты».

На легком пружинистом приседании короткий вдох носом. Перенос тяжести с одной ноги на другую + шумный вдох-выдох.

«Рок – н - ролл».

Левая нога согнута в колене, поднять до уровня живота, носок вниз. Правая нога пружинистое приседание + шумный вдох.

«Мячик».

Лежа, стоя. Руки на животе. Вдох, не поднимая плечи, живот надуть. Длинный выдох.

«Песня волка».

Вдох короткий резкий носом. На коротком выдохе звук «у-у-у»

«Песня ветра».

Стоя, лежа, руки - на животе. Длинный вдох - шумный продолжительный выдох без звука.

«Ниточка».

Дети сидят в кругу, передают друг другу воображаемую ниточку. Пока нитку не передали другому - ребенок издает звук.

 «Восход - заход».

Вдох носом, плечи опущены. Звук возрастает с подъемом рук, затихает с опусканием, (тембр, звуковысотность)

«Стокатто».

Короткий вдох + подъем воображаемого звука (гласные). Резкий выдох - ударить об пол «звук»

«Удивлялки».

Вдох - на выдохе поворот к другу . На выдохе произносятся гласные с удивлением.

«Знакомство».

Сидя в кругу. Сделать глубокий вдох, руки через стороны вверх, соединить ладони и задержать дыхание. Медленно выдыхать через рот с наклоном головы вперед, опуская руки вниз, ладони на пол. Каждый выполняет поочереди, опускаясь вниз, на выдохе произносит свое имя.

«Веточка».

Стоя или сидя прямо. Руки вдоль тела. Медленно  поднимать руки вверх, с глубоким вдохом через нос. Потянуться вверх «к солнцу» - задержать дыхание. Медленный выдох с наклоном, руки параллельно. Снова задержать дыхание. Медленный вдох через нос, выпрямится. Задержать дыхание, наклон с выдохом через рот и снова задержать дыхание.

«Кукушонок».

Во время произнесения текста, дети бросают корпус вперед - вниз без напряжения, затем выпрямляются.

Кукушка кукушонку

              Купила капюшон.

Кукушкин кукушонок

В капюшоне смешон.

«Певец».

Глубокий вдох и руки через стороны вверх, задержать дыхание. Выдох на звук «а» (сильный), руки медленно вниз. Снова задержать дыхание. Глубокий  вдох, руки через стороны вверх до уровня плеча. Задержать дыхание. Выдох – «о», обнимая себя за плечи, опустив голову на грудь. Задержать дыхание на выдохе. Вдох – руки до уровня груди, задержать дыхание. Выдох – «у» - руки вниз, голова на грудь.

«Свечи».

Глубокий вдох через нос, руки через стороны вверх, задержать дыхание. Выдох через рот, гуты – трубочкой («задуть свечу»)- в три приема. Вдох – потянуться всем телом вверх (ладони согнуты, руки – над головой) Выдох с силой через рот с наклоном головы вперед, руки резко опустить перед собой, ладони коснулись пола.

«Воздушный шарик».

Медленный глубокий вдох через нос, руки через стороны вверх («надуваем шар») Задержать дыхание. «Сдуть шарик» - выдох воздуха порциями (ХА-ХА-ХА) руки опускать рывками в такт выдоху. Задержать  дыхание. Глубокий вдох, руки через стороны вверх («Надуть» - задержка, выдох одной порцией, руки через стороны вниз)

«Сова».

Сжать правой рукой левое плечо. Голову повернуть влево и посмотреть через плечо. Плечи с силой развести. Глубокий  вдох через нос, задержать дыхание, медленно с силой выдохнуть через рот. Посмотреть назад через правое плеч, снова с силой развести плечи, вдох, задержать дыхание и выдохнуть медленно с силой через рот. Опустить руки, уронить голову на грудь. Вдох и выдох в свободном режиме. Повторить, держа левой рукой правое плечо.

«Аист».

Стоим прямо. Руки вдоль туловища. Глубокий вдох через нос. Во время выдоха – руки через стороны до уровня плеча. Задержать дыхание. Поджать правую ногу, закрыть глаза, удерживать равновесие. Выдох через нос, руки через стороны вниз, встать на обе ноги и открыть глаза. Задержать дыхание и не дышать как можно дольше. Тоже повторить с левой ногой.

«Шапка».

Глубокий вдох через нос. Уши завернуть руками сверху - вниз. Задержать дыхание. Выдох через рот с сильным открытым звуком «а», отпустить уши («снять шапку») задержать дыхание. Снова «надеть шапку» - вдох, задержать дыхание, выдох с сильным звуком «о».

«Гармошка».

Руки согнуты в локтях, глубокий вдох через нос – руки «растягивают» мех. Задержать дыхание, выдох – «а» - сжать руки (3раза)

«Деревья».

Сидя в кругу, руки перед собой, упираются в пол ладонями. Глубокий вдох – поднять прямые руки вверх, задержать дыхание, кач влево – вправо, выдох через рот, наклонившись вперед, руки вниз, ладони на пол.

«Зоосад».

Вдох носом. Выдох, с одновременным произношением животного (любого).


Приложение 2

Артикуляционная гимнастика

I блок:                                                                                         1). Прикусите зубами кончик языка четыре раза.  (Далее – каждое  задание  исполняется  четыре  раза);                                                        2). Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно, кончик языка, и всё более далеко отстоящие поверхности;                                        3). Покусайте язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его;                                                                                                4). Сделайте языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом, то же в противоположном направлении;                                        5). Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую губу, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь;                                                6). Пощёлкайте языком, изменяя форму рта, обратите внимание на изменение щёлкающего звука, попытайтесь произвольно издавать более высокие и более низкие щелчки.                                                                  II блок.                                                                                                  1). Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щёки и закусите боковыми зубами их внутреннюю поверхность;                                        2). Выверните наружу нижнюю губу, обнажив дёсны и придав лицу обиженное выражение;                                                                                3). Приподнимите верхнюю губу, обнажив дёсны и придав лицу подобие улыбки;                                                                                                 Чередуйте 2) и 3) упражнения в ускоряющемся темпе.                        4). Пройдите по всему лицу от корней волос на лбу до шеи пальцами круговым разминающим массажем, обратите внимание на то, чтобы пальцы не тёрли кожу лица, а сдвигали всю мягкую ткань относительно лицевых костей;                                                                                                5). Пройдите по всему лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев, удары должны быть достаточно сильными, чтобы лицо «загорелось».                                                                                                III блок.                                                                                        1). Помассируйте пальцами челюстно-височные суставы;                                2). Сделайте нижней челюстью круговое движение вперёд – вниз;                3).  Сделайте нижней челюстью круговое движение вперёд – вправо – назад – влево – вперёд;                                                                                        4). Соедините движение нижней челюсти вперёд – вниз с выворачиванием нижней губы с обнажением дёсен;                                        5). Соедините движение нижней челюсти вперёд – вниз с поднятием верхней губы с обнажением дёсен;                                                                        6). Соедините движение челюсти вперёд – вниз с выворачиванием нижней и верхней губ, обнажением дёсен, с приподниманием мышц под глазами и сморщиванием носа. Глаза широко открыты, брови подняты. В этом положении сделайте четыре резких движения языком вперёд – назад при неподвижной челюсти и губах. При этом надо не задерживать дыхание, дышать спокойно и бесшумно.                                                                Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта, необходимо контролировать в зеркале. В дальнейшей работе также желателен постоянный визуальный контроль.


Приложение 3

Интонационно – фонетические упражнения

1. Исходное положение: рот открыт максимально движениями челюсти вперёд - вниз, верхняя и нижняя губа оттопырены так, чтобы были видны дёсны, при этом углы рта не должны напрягаться, но только натягиваться, рот должен иметь форму прямоугольника, поставленного на меньшую грань. Это положение рта обозначается условно буквой [A]. В таком положении производится бесшумный вдох ртом (в перспективе – одновременно ртом и носом). Целесообразно использовать в работе с детьми активизацию через работу кистей рук: руки поднимаются на уровень рта, кисть раскрывается так, чтобы пальцы были растопырены и напряжены, ладонь обращена вперёд. Положение кистей совпадает с исходным положением рта. Само упражнение состоит в сильном активном произнесении согласных звуков в следующей последовательности: «Ш, С, Ф, К, Т, П, Б, Д, Г, В, З, Ж». Каждый звук произносится четыре раза. Перед и после каждого звука фиксируется исходное положение рта и делается бесшумный вдох. Одновременно с произнесением согласных работают кисти: производится сильный короткий удар третьего пальца по большому пальцу с быстрым возвращением пальцев в исходное положение.                

[A]Ш[A]Ш[A]Ш[A]Ш[A]С[A]С[A] и т. д. в последовательности: Ш, С, Ф, К, Т, П ,Б, Д, Г, В, З, Ж.                                                                                  2. Исходное положение: рот открыт движением челюсти вперёд – вниз, губы расслаблены, пальцами рук проверьте мягкость уголков губ, проткнув щёки, т.е. поставив пальцы так, чтобы ощущать провалы между верхними и нижними боковыми зубами, не давая рту закрыться. В таком положении произнесите гласные тихим низким голосом. Глаза широко раскрыты, брови подняты, общее выражение лица – испуганное. Для детей это упражнение называется «Страшная сказка», т.к. последовательности гласных звуков можно рассматривать как псевдослова, которые складываются в псевдофразы.                                         

Последовательность гласных: У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ, Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭАОУ.                                                                          Произносить гласные нужно без видимых движений губ и челюсти.        3.  Исходное положение такое же, как в предыдущем упражнении.                Основным элементом упражнения являются скользящая восходящая и скользящая нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и из фальцетного – в грудной с характерным «переломом» голоса, который условимся называть «регистровым порогом». Условно этот момент срабатывания регистрового порога обозначается буквой «П». В эмоциональном отношении в упражнении присутствует удивлённый вопрос-недоумение (восходящая интонация) и ответный возглас облегчения (нисходящая интонация). Для детей упражнение так и называется «Вопросы и ответы».                                                                                                        У---п---у?  у---п---У.                                                                                У---п---о?  у---п---О.                                                                                О---п---а?  о---п---А.                                                                                А---п---э?  а---п---Э.                                                                                Э---п---ы?  э---п---Ы.                                                                                Ы---п---ы?  ы---п---Ы.                                                                  4. Исходное положение: мышцы лица расслаблены, рот слегка приоткрыт, язык мягкий, плоский, расслабленный – лежит на нижней губе. Глаза – полусонные. Расслабленное выражение лица связано с включением расслабляющего регистра голоса, не имеющего фиксированной звуковысотности, а представляющего собою шумовой, низкий шуршащий - трещащий - скрипящий - рокочущий звук (в немецкой терминологии – «штро - бас»). Штро - бас надо издавать на гласном «А», хотя указанное положение языка будет этому препятствовать. Надо добиться чистого гласного «А» на штро – басе с расслабленным, плоско лежащим на нижней губе языком. Условное обозначение – три крестика, стоящих друг за другом.                                Упражнение состоит в переходе от штро – баса к грудному голосу на разных последовательностях гласных и, затем, в соединении в одном движении трёх регистров: штро – баса, грудного и фальцетного. Эмоционально–образное задание для детей может состоять в настойчивом, безнадёжном выпрашивании чего-либо и в радостном восходящем возгласе (с переходом через порог на фальцет) при неожиданном получении просимого.                                                                                                хххА,  хххАО,  хххАОУ,  хххА,  хххАЭ,  хххАЭЫ,  хххАОУ---п---у!  хххАЭЫ---п---ы!                                                                                        5. Ощутите на ладонях выдох из открытого рта так, как это делают на морозе, стараясь согреть дыханием руки. Выдох должен быть бесшумным, но достаточно интенсивным и равномерным.                                                 6. Перевести бесшумный, равномерный выдох в шипение горлом, не прерывая потока дыхания. Осознать, таким образом, механизм торможения выдоха сближением голосовых складок.                                                                7. «От шёпота до крика». Скажите «раз, два» - шёпотом, «три, четыре»-- тихим голосом, «пять, шесть» - средним голосом, «семь, восемь» - громко, «девять!» - очень громко, «десять!!!» - крикните!                                                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Кристалики» Программа кружка в рамках дополнительных платных образовательных услуг ( для детей раннего возраста)

Формирование предпосылок к изобразительной деятельности начинается с первых лет жизни ребенка. Познавая окружающий мир предметов, ребенок учится точно и расчленено их воспринимать, действовать ими, уз...

«Игралочка» Программа кружка в рамках дополнительных платных образовательных услуг ( для детей раннего возраста)

В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, то есть деятельность направленная на овладение различными способами действий с предметами. Предметная деятельность является ведущей потому, ...

Особенности организации предоставления дополнительных платных образовательных услуг в МБДОУ «Детский сад №10 г.Красноармейска»

Делимся опытом по предоставлении дополнительных образовательных услуг в соответствии с действующим законодательством в сфере образования.В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об ...

"Забавные фигурки оригами" программа дополнительной платной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста.

Программа разработана для дополнительной платной  услуги.  Расчитана на 8 занятий в месяц....

Программа дополнительной платной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста «Забавные фигурки оригами»

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как одним из способов конструирования из бумаги....

Приказ от 31.08.2022 №01 Об организации предоставления дополнительных платных образовательных услуг

Приказ от 31.08.2022 №01 Приказ от 31.08.2022 №01 Об организации предоставления дополнительных платных образовательных услуг...

Программа "Игробуквотека" дополнительной платной образовательной услуги для детей дошкольного возраста от 6 лет до окончания образовательных отношений 2022-2023 уч.год

   Данная программа основана на методике известного московского логопеда, кандидата педагогических наук Надежды Сергеевны Жуковой. Обучение планируется вести по «Букварю» ...