«Сказка и народный фольклор - одно из средств нравственного воспитания».
проект (младшая группа) на тему

Ларионова Олеся Александровна

Проект в младшей группе "Сказки и народный фольклор - одно из средств нравственного воспитания".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_proekta.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Проект в младшей группе № 6.

«Сказка и народный фольклор - одно из средств нравственного воспитания».

Актуальность темы.

Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Суть патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбия, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Вид проекта – ролево-игровой.

Тип проекта - детско – взрослый.

Длительность проекта  - краткосрочный.

Охватываемые области:

-Познавательное развитие.

-Речевое развитие.

-Социально-коммуникативное развитие.

-Художественно-эстетическое развитие.

-Физическое развитие.

Цель проекта.

Создание условий для всестороннего развития ребенка-дошкольника, его нравственное воспитание, через народное творчество.

Задача проекта:

  1. Учить детей слушать произведения устного народного творчества и понимать их смысл.
  2. Формировать интерес к произведениям русского национального фольклора.
  3. Воспитывать доброе отношения, отзывчивость, любовь и уважение к ближнему.
  4. Формировать начальное представление поисковой деятельности.

Целевые группы проекта:

Целевые группы

Их интересы

Дети 3 – 4 лет

Развитие познавательного интереса к окружающему миру.

Родители

Участие в жизни группы

Педагоги            Лазоренко Л. В.

                            Ларионова О. А.

Реализация творческого потенциала.

Привлечение общественного внимания к проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Повышение рейтинга дошкольного учреждения.

Механизм реализации проекта:

Этапы проекта

Сроки этапов проекта

Задачи этапов проекта

1 этап

(подготовительный)

Младшая группа.

0.5-14 ноября

- Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата;

-Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта;

-Поиск различных средств достижения цели.

2 этап

(основной)

17 ноября – 18 декабря.

- Разучивание стихов, песен, потешек, загадок, пословиц, поговорок;

-Чтение русских народных сказок;

-Слушание аудиосказок;

- Рассматривание иллюстраций по русским народным сказкам;

-Кукольный театр по сказкам;

- Развлечение (обыгрывание потешек, песен)

- Консультация для родителей (ширма в информационном уголке) «Воспитание сказкой»;

-Проведение ООД по рисованию «Колобок»,

«Сказочный герой», «Заюшкина избушка», «Три медведя».

- Проведение ООД по аппликации «Сказочный герой».

- Выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой» (дети рисуют вместе с родителями);

- совместная работа с родителями – варежковый театр, пополнение книжного уголка новыми книгами со сказками.

3 этап

(заключительный)

22 – 24 декабря.

-Анализ и классификация собранного материала;

-Напечатание продукции

- Выставка наглядного материала,

-- Отрытые мероприятие - инсценировка народной сказки «Рукавичка».

Паспорт проекта.

Наименование проекта

«Сказки бабушки Агафьи».

Цели и задачи проекта

Цель проекта:

Создание условий для всестороннего развития ребенка-дошкольника, его нравственное воспитание, через народное творчество.

Задача проекта:

  1. Учить детей слушать произведения устного народного творчества и понимать их смысл.
  2. Формировать интерес к произведениям русского национального фольклора.
  3. Воспитывать доброе отношения, отзывчивость, любовь и уважение к ближнему.
  4. Формировать начальное представление поисковой деятельности.

Сроки реализации проекта

1 этап  (подготовительный) - 05-14 ноября

2 этап (основной) - 17 ноября – 18 декабря

3 этап (заключительный) - 22 – 24 декабря.

Перечень основных мероприятий реализации проекта

1. Разучивание стихов, песен, потешек, загадок, пословиц, поговорок;

2. Чтение русских народных сказок;

3. Слушание аудиосказок;

4.  Рассматривание иллюстраций по русским народным сказкам;

5. Кукольный театр по сказкам;

6.  Развлечение (обыгрывание потешек, песен)

7. Консультация для родителей (ширма в информационном уголке) «Воспитание сказкой»;

8. Выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой» (дети рисуют вместе с родителями);

9. Настольно-печатные игры по сказкам.

9. Открытое мероприятие – постановка с детьми украинской народной сказки «Рукавичка».

Исполнители проекта

  1. Педагоги младшей группы;
  2. Дети младшей группы;
  3. Родители.

Ожидаемые конечные результаты

  1. Знакомство с устным народным творчеством.
  2. Обогащение и активация словарного запаса детей.
  3. Совместная деятельность детей, педагогов, родителей сближает в достижении общей цели.
  4. Поисковая работа и ее результат: печатная продукция (перечень народных игр, скороговорок, потешек, пословиц, загадок)

Осуществление проекта.

1 этап. Подготовительный.

Диагностика и определение уровня развития детей (характеристика речевых способностей, наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий, оценка эмоциональной сферы каждого ребенка).

Чтение сказок, прослушивание аудиосказок, просмотр сказок, изучение иллюстраций.

2 этап. Основной.

Организационные формы работы.

Разделы проекта

Виды деятельности воспитателя

Виды деятельности детей

Художественно – речевая деятельность.

Занятие по ФЭМП, развитию речи и художественной литературы, по окружающему миру.

Рассказывают сказки, придумывают сказку по картинкам, делают выводы: чему учит сказка; развивают воображение, формируют знания.

Картотека потешек, загадок, песен.

Чтение и обыгрывание потешек, загадывание загадок, пение и обыгрывание песенок

Отгадывают загадки,  слушают и заучивают потешки и песенки.

Настольный кукольный театр.

Показывает сказки:

  1. Маша и медведь
  2. Колобок.
  3. Заюшкина избушка
  4. Три медведя
  5. Рукавичка
  6. Репка

Обыгрывание ролей, распределение ролей, вывод: какой урок извлекли, каким моральными качествами наделены герои.

Куклы бибабо.

1.Показ кукольного спектакля «Теремок»

2. С детьми обыгрывание песни «Два веселых гуся»

Озвучивают героев песни.

Сказка на фланелеграфе.

Показ сказок:

  1. Три медведя
  2. Заюшкина избушка
  3. Курочка ряба
  4. Кот петух и лиса.

Обыгрывание ролей, распределение ролей, вывод: какой урок извлекли, каким моральными качествами наделены герои.

Варежковый театр.

Показ сказок:

  1. Три медведя
  2. Заюшкина избушка
  3. Курочка ряба

      4.   Кот петух и лиса.

Озвучивают действия героев.

Игровая деятельность.

Дидактические  игры

«Собери сказку»

«Разрезные картинки»

«Кто лишний»

«Герои русских сказок»

Размышляют, думают над вопросами, развивают память, развивают мелкую моторику.

Изобразительная деятельность

Проводит ООД по рисованию и аппликации.

Организует выставку рисунков.

Выражают свое собственное отношение к героям сказок в виде рисунков и аппликации.

Инсценировка сказки «Рукавичка».

Помогает детям в распределении ролей, нацеливает на выводы.

Работа с родителями.

Помогает в организации выставки.

Консультирует родителей по теме «Воспитание сказкой».

Совместная изобразительная деятельность – рисунки «Мой любимый сказочный герой».

Рефлексивно-оценочный этап:

В конце проекта организовали:

В конце проекта организовали открытое мероприятие  - инсценировку сказки «Рукавичка».

Результативность проекта:

  • Дети научились понимать смысл сказок;
  • Отличать добро от зла, хорошо и плохо, можно и нельзя;
  • Проект помог привить детям чувство собственного достоинства, чувство ответственности за младших братьев и сестер;
  • Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль;
  • Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;
  • Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок.

Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность, разработка проекта позволяет реализовывать процесс воспитания патриотизма у детей в старшем возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ из опыта работ «Мои нравственные понятия и принципы работы с детьми. Деликатность, доброта, внимание к окружающим – одно из средств нравственного воспитания»

Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему – сложный педагогический процесс. В основе него лежит правильное гармоническое развитие чувств и принципов. Чувст...

Этическая беседа, как одно из средств нравственного воспитания дощкольников.

Социально-личностное развитие детей дошкольноговозраста.Этическая беседа, как одно из средств нравственного воспитания дощкольников.Эффективным методом уточения и систематизации нравственных пре...

Устное народное творчество как одно из средств нравственного воспитания дошкольников

Описание педагогического опыта посвящено теме нравственного воспитания в течение всего периода дошкольного возраста....

Программа по самообразованию Тема: «Устное народное творчество как одно из средств нравственного воспитания детей 2 младшей группы»

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное на...

Воспитание любви к природе родного края как одно из средств нравственного воспитания дошкольников

Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто славбее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствовует формированию у ребенка уверенности в себе....