ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В НОД ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ
статья на тему

Кононенко Ирина Леонидовна

Внедрению гендерного подхода в воспитательно-образовательный процесс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

И.Л.Кононенко, воспитатель

МБДОУ  « ДС КВ № 8 Белоснежка», г.Мегион, ХМАО –Югра

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В НОД ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ

«Нельзя считать, что один пол совершеннее другого,

Так и нельзя их уравнивать»

Ж.Руссо

    В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников. Следует заметить,что последние годы гендерные аспекты детства привлекают внимание многих специалистов (И.С.Кон, Т.А. Репина, В.А. Крутецкий, Ш. Берн, В.Е. Каган).Однако на фоне значительного числа публикаций проблема гендерной специфики развития остается практически не изученной.

    Важность этих работ в том, что в них нашла отражение новая тенденция – в последние десятилетия в человекознании все более интенсивно исследуются проблемы полоролевых или гендерных отличий.

    Ни для кого не секрет, что система образования абсолютно бесполая: бытовая “совместность”мальчиков и девочек в наших детских садах, режим дня не учитывает разные нормы подвижности у мальчиков и девочек. Питание унифицировано и по времени приема пищи, и по ее ассортименту.Содержательно и по стилю система воспитания феминизирована, как педагогическими кадрами, так и имеет место семейная феминизация (50% детей живут в семьях, где нет отцов), что особенно неприемлемо для мальчиков.

    Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики. Девочки лучше справляют с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики — с более сложными познавательными процессами. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков – среда. У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков – зрительное восприятие и многое другое. Однако, по мнению ученых, здесь также очень много спорного, проблематичного, неясного.

    Единодушны ученые лишь в одном — формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрим проблемы, связанные с гендерным воспитанием детей в дошкольном образовательном учреждении.

    По многим параметрам социального и эмоционального развития ребёнка решающую роль играют не только родители, но и сверстники, которые фиксируют нарушение неписанного гендерного кода и жестоко наказывают его нарушителей. Дети не приемлют в своём обществе поведенческих деприваций и нарушений в полоролевой идентификации. Причём женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот — маскулинных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики.

    Гендерный подход необходим, когда речь идет об индивидуализации образования, но и творчество индивидуально. В данном случае, это попытка содействовать развитию понимания и восприимчивости по отношению к себе, что в целом может содействовать решению проблем, связанных с гендерной идентификацией и самореализацией.

    Гендерный подход необходим и в обучении, так как:

Все аспекты развития мальчиков и девочек различаются по скорости и по содержанию;

    Достоверно установлено, что у мальчиков больше развиты математические, визуально-пространственные, инструментальные способности.

    Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. А женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут, только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении с взрослыми и детьми. Поэтому при общении с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости. В результате этого совсем не мужественные, а скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики систематически подвергаются со стороны воспитателей травмирующему их воздействию. Так, например, когда на занятии воспитатель обращается с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т.д. Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. В результате всего этого, в глазах воспитателя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков на фоне этого формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях. В связи с этим первоочередной задачей является обучение воспитателей осуществлению дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни.

    В результате многочисленных исследований, проведенных в нашей стране и за рубежом, было установлено следующее.

    При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия.    Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

    На занятиях по изобразительной деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при отборе содержания для обучения детей на занятиях рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года.

    Все это и определило содержание работы по дифференцированному подходу к воспитанию и обучению мальчиков и девочек в разных видах деятельности.

    Поэтому в качестве темы по самообразованию я выбрала «Гендерный подход в НОД по художественному творчеству», целью которой стало способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста.

Образовательная область «Художественное творчество» помогает решать ряд задач:

В работе были определены следующие задачи:

– развивать творческие способности мальчиков и девочек в процессе художественного творчества;

– формировать адекватную полу модель поведения у детей;

– воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками;

– учить детей работать индивидуально и создавать коллективные композиции, соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами других детей;

– учить детей использовать в художественном творчестве разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения, соединения в одной работе разных материалов с целью получения выразительного образа и др.

В соответствии с поставленной темой был разработан следующий перспективный план работы по изучению данной темы:

№ п.п.

Действия педагога по выполнению плана

Дата выполнения

1

Подобрать литературу по теме самообразования

сентябрь - октябрь

2

Изучить литературу по теме, составить перспективный план работы по теме самообразования

октябрь

3

Оформить консультации для родителей «Гендерный подход в воспитании дошкольников». Подготовить выступление на родительском собрании по теме самообразования.

октябрь

4

Выступление на родительском собрании. Показ презентации «Гендерное воспитание дошкольников через сюжетно-ролевую игру». Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды по гендерному воспитанию.

октябрь

5

Пересмотреть формы изложения образовательного материала в образовательной области «Социализация» и внести изменения в рабочую программу с учетом специфических особенностей мальчиков и девочек.

ноябрь

6

Совместно с родителями пополнить предметно-развивающую среду группы играми и материалами к занятиям с учетом гендерного подхода.

ноябрь

7

Практическая деятельность с детьми и родителями: проведение занятий, совместной деятельности, досугов с учетом гендерного подхода.

ноябрь - декабрь

8

Написание плана-конспекта занятия по образовательной области «Художественное творчество» с учетом гендерного подхода. Консультация старшего воспитателя. Подготовка к открытому показу занятия.

январь

9

Открытый показ занятия. Гендерный подход в НОД по художественному творчеству.

февраль

10

Анализ проделанной работы. Создание презентации по теме самообразования.

март

11

Защита итоговой работы (презентация) по теме самообразования.

апрель

    Занятия по художественному творчеству проводились как со всей группой, так и по подгруппам – отдельно с девочками, отдельно с мальчиками, что зависит от тематики занятия.

При их организации учитывались такие особенности детей, как:

– интерес к рисованию, независимо от пола ребенка, возникает на основе игровой мотивации, специально созданной взрослым;

– кисть руки мальчика в своем развитии отстает на 1,5 года от кисти руки девочки;

– у девочек лучше развита зрительно-двигательная координация;

– у мальчиков больше задатков к творческой деятельности;

– девочки больше нуждаются в стимулах, построенных на основе слухового восприятия;

– мальчики плохо воспринимают объяснение на слух, для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии;

– при оценке поведения детей и результатов их деятельности девочки крайне чувствительны к интонациям, форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других людей (детей, родителей). Для мальчика наиболее значимым является указание на то, что он добился результата в чем-либо.

На занятиях по художественному творчеству важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли выразить то, что для каждого из них интересно.

Проблема

Пути выхода

мальчики часто испытывают затруднения в изображении объекта в движении.

– предложить из геометрических фигур выложить фигуру человека в движении;

– выложить из палочек фигуру человека в движении;

– продемонстрировать перед детьми разные движения человека (демонстрирует сам педагог, дети друг другу);

– попросить самого ребенка изобразить движение человека и посмотреть на себя в зеркале.

Мальчики часто не могут рисовать кистью тонкую линию и нажимают на всю плоскость кисти.

– дать мальчикам тонкую кисть для прорисовки рисунка, заранее нарисованного простым карандашом;

– предложить схему использования тонкой кисти;

– давать тонкую кисть даже при закрашивании крупных деталей.

мальчики ограничиваются несколькими цветами, выбирают темные оттенки.

– предложить мальчику варианты раскрашивания будущего рисунка: цветные фишки, цветные схемы – пусть мальчик перед раскрашиванием поварьирует цветовую гамму и вместе с воспитателем обсудит и выберет цвета для своего рисунка.

девочки очень широко разворачивают тему, придумывают большой сюжет, долго делают набросок.

– разделить процесс рисования на 2 части: 1 часть – рисование крупных деталей, 2 часть – после просушки вырисовывание мелких деталей – даем схему;

– дать схему – распределитель времени на набросок и раскрашивание.

мальчики делают рисунок малопредметным, недостаточно детализируют и обогащают.

– посадить мальчика с девочкой за одним столом для того, чтобы мальчик учился, глядя на рисунок соседки – девочки;– предложить мальчикам схему с изображением тех деталей, которыми они могут дополнить рисунок (схему продумываем к каждому занятию).

    При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки, конструкции и т.п.) воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т.п... Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т.п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны воспитателя.

    Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы.

    Специфика процесса гендерной социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребенка. Организация поло-ролевого воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов.

    В данный момент работа по внедрению гендерного подхода в воспитательно-образовательный процесс активно продолжается.    

    Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы нашего детского сада.

Литература:

  1. Арутюнян М.Ю. Гендерные отношения в семье // Материалы Первой российской школы по женским и гендерным исследованиям "Валдай-96" [текст] / М.Ю. Арутюнян – М., 1997.
  2. Бендас Т.В. Гендерная психология; Учебное пособие / Т. В. Бендас – СПб.: Питер, 2008.
  3. Берн Ш. Гендерная психология [текст] / Ш. Берн – М.: Олма-Пресс, 2001.
  4. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду / Т. Н. Доронова – Москва: Линка – Пресс, 2009
  5. Казакова Р.Г. Актуальные проблемы развития детской художественно-изобразительной одаренности: Монография, изд.2. [текст] / Р.Г. Казакова – М., 2004. – 167 с.
  6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь [текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров – М., 2000.
  7. Коломинский Я.Л., Мелтсас М.Х. Ролевая дифференциация пола у дошкольников // Вопросы психол. – 1985. – № 3. – С. 165-171.
  8. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. – М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В НОД ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ

Важность этих работ в том, что в них нашла отражение новая тенденция – в последние десятилетия в человекознании все более интенсивно исследуются проблемы полоролевых или гендерных отличий....

Гендерный подход в формировании интереса к художественным произведениям у детей дошкольного возраста

Презентация по самообразованию, которая содержаи матреиалы и фотографии...

Индивидуально-дифференцированный подход на занятиях по художественному творчеству с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

При работе с детьми с ОВЗ очень важен индивидуальный и дифференцированный подход....

Использование гендерного подхода в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.

Основной задачей художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, на основе гендерного подхода, является воспитание разносторонней, интеллектуально, творчески и нестандартно мыслящей л...