Подготовка детей к школе
консультация (подготовительная группа) на тему

Шмидт Татьяна Геннадьевна

Представленный материал предназначен для родителей, педагогов. Содержит игры и упражнения для работы с дошкольниками старшего возраста с цельюподготовки детей к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_detey_k_shkole.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

«ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и родителями. Формирование у детей правильного звукопроизношения, четкой дикции происходит прежде всего под влиянием речи взрослых.

Родители - самые главные люди в жизни дошкольника. Именно родители свободно общаются с ребенком во время бесед, совместных прогулок, экскурсий, походов в магазин. Следят за их успехами и обязательно должны вносить свой творческий вклад в коррекционно-развивающий процесс, у малыша появляется мотивация по отношению к занятиям. А это положительно влияет на результаты работы по преодолению речевых нарушений.

Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся молчаливыми, замкнутыми, застенчивыми, а некоторые и раздражительными. Порой имея полноценный слух и интеллект, они не готовы к усвоению школьной программы и составляют основную группу риска по неуспеваемости.

Особенно необходимым для ребенка становится чистое произношение звуков и слов, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как они говорят. Если ребенок говорит «суби» (зубы), «усы» (уши), то он почти всегда так и пишет эти слова.

Устная речь детей к 6 годам почти не отличается от речи взрослых. Но, несмотря на то, что ребенок имеет достаточный лексический запас, он еще не всегда может быстро подобрать нужное слово. Еще встречаются в речи и грамматические ошибки, чаще всего ребенок неправильно употребляет окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже (много воронов, окнов, ух).

Большое значение в речевом развитии детей имеют словесные дидактические игры, формирующие слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова, развивающие выразительность речи.

Предлагаемые задания вызовут у ребенка интерес к слову, покажут ему, как много граней у одного и того же слова, сделают его речь эмоциональной и яркой.

 1. Д/игра «Слова друзья». Попросите ребенка подобрать слова, близкие по значению, но разные по звучанию (синонимы). Например, назовите словосочетание грустный мальчик и спросите: «Как можно назвать этого мальчика по-другому? Печальный, невеселый, огорченный. Погода пасмурная, а по-другому ее можно назвать дождливая, облачная. К слову боится можно подобрать такие близкие по смыслу слова, как трусит, опасается, пугается, дрожит» и т.д.

2. Д/игра «Скажи наоборот». Например: «Один мальчик слабый, а другой — сильный». «Нож бывает острый, а бывает...» — «Тупой», — добавляет ребенок. «Один мальчик бегает быстро, а другой... (медленно)». «У трамвая есть вход и есть — что?» (Выход.) Нельзя допускать, чтобы ребенок облегчал себе задачу и в ответ произносил слова с частицей не (несильный вместо слабый, неострый вместо тупой, небыстро вместо медленно).

Вариант этой игры — образовать глаголы с противоположным значением: «Кран открыли, а потом... (закрыли)»; «Мальчик пришел, а потом... (ушел)»; «Самолет улетел, а потом...(прилетел)»; «Бабушка сначала очки надела, а потом... (сняла)» (сел — встал, купил продал, потерял — нашел и др.).

3. Д/игра «Какой, какая, какое». Способствует расширению словаря прилагательных. Например, ребенок должен сказать, какой может быть стол (круглый, квадратный, прямоугольный, деревянный, обеденный, письменный); или назвать, какой может быть река (широкая, глубокая, извилистая, чистая). Неполные ответы дополняются, неточные — исправляются.

4. Д/игра «Назови одним словом». Научите ребенка подбирать обобщающие существительные к словам, обозначающим однородные предметы или явления.

«Назови, что (кто) это». Назовите какой-нибудь предмет и предложите малышу подобрать обобщающее слово. «Кресло», — говорите вы. «Мебель», — отвечает ребенок, «Воробей»(Птица.) «Жук». (Насекомое.) «Окунь». (Рыба.) «Лук». (Овощ.) «Груша». (Фрукт.)

Расширять словарь дошкольника надо за счет не только существительных, но и прилагательных.

5. Д/игра «Угадай, что это». Нужно угадать предмет по описанию. Например: круглый, сочный, красный, растет на грядке. (Помидор.) При описании предмета ребенок должен указывать те основные, характерные качества, по которым безошибочно можно догадаться, о чем идет речь.

6. Поупражняйте ребенка в образовании прилагательных. Спросите его: «Как называется шапка, сделанная из меха (меховая), кофточка из шерсти (шерстяная), подушка из пуха или перьев (пуховая, перьевая)?». Обратите внимание, правильно ли ребенок согласовывает слова.

7. Д/игра «Гномик и великан». Назовите предмет, например, дом, а затем спросите ребенка, как можно сказать о большом доме у великана (домище), о маленьком у гномика (домик, домишко).

8. Д/игра «Образуй сложное слово». Требуется из двух слов образовать одно: «У куклы голубые глаза. Как можно сказать по-другому? (Голубоглазая.) «У мишки короткие ноги. Иначе как можно о нем сказать?» (Коротконогий.) Сначала дайте образец образования таких слов, а затем предложите это сделать ребенку самостоятельно: длинные волосы - длинноволосый, большая голова - большеголовый, желтая кожа -желтокожий и т.д.

 

Все задания, которые выполняют дети, не должны пройти бесследно. Новые слова, эпитеты, сравнения дети включают в свою речь, используют их при пересказе сказок, рассказов.

 К 6-7 годам дети, как правило, успешно овладевают грамматическим строем языка. Но тем не менее ошибки в речи еще встречаются. Для формирования грамматически правильной речи можно предложить следующие игры:

1. «Назови чего много». Дети неправильно употребляют имена существительные множественного числа в родительном падеже: окнов вместо окон, яблоков вместо яблок, ух, вместо ушей. Некоторые дети неверно употребляют падежные окончания: у маме, у папе, в лесе вместо у мамы, у папы, в лесу.

При неправильном употреблении существительных множественного числа в родительном падеже поупражняйте ребенка следующим образом. Произносите фразу: «У меня есть груша». Ребенок должен поставить существительное во множественном числе: «У меня много груш».

2. Д/ игра «Исправь предложение».

Предложите ребенку составить предложение из нескольких слов: мальчик, писать, письмо. Ребенок составляет предложение: Мальчик пишет письмо. Постепенно можно усложнять задание.

3. Игра «Сосчитай».

Предложить ребенку сосчитать предметы, согласуя их с числительными от одного до десяти и обратно: 1 машина, 2 машины… и т.д.; по темам - овощи, фрукты, игрушки, одежда, человек, домашние и дикие животные, домашние и дикие птицы и др.

4. Игра «Жадина».

Взрослый напоминает ребенку, что все «слова- предметы» бывают или «слова – мальчики» - о которых мы говорим он мой, или «слова – девочки» - о которых мы говорим она моя, или «слова – солнышки» - о которых мы говорим оно мое. Например: мой сарафан, моя шуба, мои брюки и т.д.

 

Так же необходимо уделить внимание развитию связной речи.

Прогулки расширяют познания маленького человека, как бы открывают окно в большой мир. Расскажите ему о временах года, укажите на характерные признаки весны, лета, осени, зимы. Например, весной обратите внимание на то, что дни становятся длиннее, а ночи короче, ярко светит солнышко, тает снег. Дайте возможность ребенку самому подметить, как в это время года пробуждается природа: появляется травка, набухают на деревьях почки, прилетают птицы, просыпаются насекомые, люди снимают теплую одежду и т.д. Затем можно выучить с ребенком стихотворение, прочитать рассказ.

Такого рода наблюдения со специальными упражнениями по развитию речи будут способствовать более точному и полному пересказу. Вы можете предложить ребенку пересказать не весь рассказ, а только тот отрывок, в котором говорится, например, о весне. Можно предложить ребенку вести пересказ, например, от своего имени или от третьего лица (от имени мальчика, девочки).

Хорошее упражнение для развития речи — рассматривание картинок и составление по ним рассказа. Постепенно это задание усложняется. Ребенку можно предложить не только рассказать о том, что изображено на картинке, но и описать последующие или предшествующие события. Кроме того, можно попросить его дать описание картинки по памяти: сначала малыш внимательно рассматривает ее, потом картинку убирают, а он рассказывает, что на ней изображено.

Когда ребенок составляет самостоятельные рассказы, сочиняет их по картинкам, спросите его, где происходит действие (в лесу, во дворе, на улице, в комнате), в какое время года (зимой, летом, весной, осенью), попросите описать внешность героя, его одежду, настроение.

Вместе с тем учите ребенка сжато передавать содержание сказок, рассказов.

Советы логопеда родителям.

• Предложенные задания, проводите в игровой форме, показывая, что это интересно вам самим.

• В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните малышу.

• Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами — все это тормозит речевое развитие ребенка.

• Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее — тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.

• Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?

• Записывайте речь ребенка на магнитофон. На первом году жизни можно записать гуление, лепет, первые слова малыша. В дальнейшем — беседы с ребенком, его речь во время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, а также самостоятельные высказывания. Время записи -от 1 до 5-10 минут (в более старшем возрасте), при этом не забывайте указывать возраст ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

• Не стоит выполнять все задания сразу. Лучше заниматься несколько раз по 10-15 мин.

• Занимаясь с ребенком, не огорчайтесь сами и не расстраивайте малыша, если он не справляется с заданиями.

 

Исправление речи — длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте малыша с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе! Вот несколько способов высказать одобрение:

— Молодец!

— Правильно!

— У тебя это хорошо получилось!

— Ты хорошо сегодня потрудился!

— Я знала, что ты справишься!

— Отлично!

— С каждым днем у тебя получается лучше!

Речь ребенка играет важную роль в развитии его личности. Над речевым развитием необходимо постоянно работать. Она не является врожденной способностью человека, а формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Речь ребенка развивается по подражанию, поэтому большую роль в ее формировании играет четкая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослых. Разговаривайте с вашими детьми, общайтесь с ними везде — на прогулке, в магазине, на кухне. Помогайте детям прослеживать причинно-следственные связи событий и их последовательность. Учите в полном объеме использовать все средства языка.

Будем оптимистичны: Дорогу осилит идущий!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ «ТРОПИНКА К ШКОЛЕ»

    Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.        Готовность ребе...

Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)

Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...

Консультации для родителей "Подготовка детей к школе". Советы по подготовке ребенка к школе.

Помните, вы для своего ребенка – самый лучший друг. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его, терпеливо, день за днем помогайте ему преодолевать ошибки!Подготовить ребенка к школе – не только при...

Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе «Школа будущего первоклассника» для детей 6-7 лет

Первый класс – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малышей в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрас...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа дошколят» по психологической подготовке детей к школе (для детей 5,5- 7 лет)

Психологическая готовность к школе — это системная характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность с...

Подготовка детей к школе. Советы психолога для родителей, дети которых идут в школу

Подготовка детей к школеСоветы психолога для родителей, дети которых идут в школу...

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста по подготовке детей к школе "Ступеньки к школе"

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста по подготовке детей к школе "Ступеньки к школе"...