Проект "Мы-будущие первоклассники"
проект (подготовительная группа) на тему

Шакурова Марина Вахитовна

Ребенок поступает в школу. Это серьезный этап в жизни каждого ребенка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Большинство будущих первоклассников хотят идти в школу, но у них складывается определённое представление, которое можно сформулировать примерно так: настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки. Причём «оценка» и «пятёрка» для будущего первоклассника почти одно и то же. Ребёнок уверен, что будет хорошим учеником, т.к. видел, что мама купила для него всё необходимое к школе.

Подобные детские надежды таят в себе большую опасность: ребёнок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.  Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь значительную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями ДОУ.

В литературе по данной проблеме ряд авторов подчёркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе как условия успешного обучения в дальнейшем. Да и практика сегодня нацелена преимущественно на интеллектуальную подготовку детей к школе, мало внимания уделяется формированию внутренней позиции школьника.

В психологии внутренняя позиция школьника  является возрастной формой самоопределения в старшем дошкольном возрасте. Внутренняя позиция – это совокупность всех отношений нашего ребенка к действительности, сложившаяся в определенную систему. Она формируется в процессе жизни и воспитания. Эта новая позиция должна быть принята и осмыслена самим ребенком и отражена в обретении новых смыслов, связанных с учебной деятельностью и новой системой школьных отношений. Внутренняя позиция выступает центральным компонентом структуры психологической готовности к школе, определяя динамику освоения ребенком действительности школьной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shakurovoy_m.v.docx93.32 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Мы – будущие первоклассники»

Проект

«Мы – будущие первоклассники»

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать,

 писать и считать.

 Быть готовым к школе – значит быть готовым

 всему этому научиться».

Венгер Л.А.

Актуальность.  Ребенок поступает в школу. Это серьезный этап в жизни каждого ребенка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Большинство будущих первоклассников хотят идти в школу, но у них складывается определённое представление, которое можно сформулировать примерно так: настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки. Причём «оценка» и «пятёрка» для будущего первоклассника почти одно и то же. Ребёнок уверен, что будет хорошим учеником, т.к. видел, что мама купила для него всё необходимое к школе.

Подобные детские надежды таят в себе большую опасность: ребёнок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.  Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь значительную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями ДОУ.

В литературе по данной проблеме ряд авторов подчёркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе как условия успешного обучения в дальнейшем. Да и практика сегодня нацелена преимущественно на интеллектуальную подготовку детей к школе, мало внимания уделяется формированию внутренней позиции школьника. 

В психологии внутренняя позиция школьника  является возрастной формой самоопределения в старшем дошкольном возрасте. Внутренняя позиция – это совокупность всех отношений нашего ребенка к действительности, сложившаяся в определенную систему. Она формируется в процессе жизни и воспитания. Эта новая позиция должна быть принята и осмыслена самим ребенком и отражена в обретении новых смыслов, связанных с учебной деятельностью и новой системой школьных отношений. Внутренняя позиция выступает центральным компонентом структуры психологической готовности к школе, определяя динамику освоения ребенком действительности школьной жизни.

Объект проекта: процесс формирования «внутренней позиции школьника» у детей 6-7 лет.

Предмет проекта: комплекс мероприятий, направленный на формирование «внутренней позиции школьника» у детей 6-7 лет.

Цель проекта: способствовать формированию  у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к предстоящему обучению и  «внутренней позиции школьника» посредством специально разработанного комплекса мероприятий.

Задачи проекта:

  • Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме проекта.
  • Провести диагностику уровня сформированности «внутренней позиции школьника» у воспитанников подготовительной группы.
  • Разработать и реализовать комплекс мероприятий, направленный на формирование у детей 6-7 лет «внутренней позиции школьника».

Гипотеза: мы предположили, что  формирование положительного интереса к школе  и «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной группы будет успешным, если:

- систематически и целенаправленно реализовывать  специально разработанный комплекс мероприятий для детей;

- создавать развивающую предметно-пространственную  среду для обогащения жизненного опыта детей;

- повышать  компетенцию родителей в формировании у детей «внутренней позиции школьника».

Тип проекта: долгосрочный.

Сроки реализации проекта: .октябрь 2016 – апрель 2017.

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы и их родители, воспитатели, специалисты ДОУ (учитель – логопед, педагог – психолог, социальный педагог).

Ресурсы. Материально-технические:

- музыкальный CD центр (магнитофоном), магнитная доска, проектор;

 - дидактические и настольно-печатные игры;

 - художественная и энциклопедическая литература  на школьную тематику;

 -методическая литература;

 -рабочие тетради «Обучение грамоте. Часть 1. Часть2. Серия «Рабочие тетради для детей 6-7 лет»;

 -наборы открыток и фотографий на школьную тематику.

 Социальные:

 -взаимодействие с  городским библиоцентром (ул. Ленина).

 -взаимодействие со школой (СОШ № 13).

Формы реализации:

 -занятия по познавательному развитию;

 -беседы с детьми и родителями;

 -экскурсии;

 -игровая деятельность;

 -выполнение работ по художественно-эстетическому развитию;

 -выставка детского творчества.

Принципы реализации проекта

  1. Целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе возрастных особенностей детей;
  2. Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;
  3. Единство содержания форм и методов работы ;
  4. Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников;
  5. Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети – родители – сотрудники»;
  6. Принцип доступности;
  7. Принцип системности и последовательности.

Продукт проекта:

  • Оформление альбомов «Скоро в школу», «Моё представление о школе».
  • Памятки и рекомендации родителям; консультации на сайте ДОУ.
  • Выставка детских рисунков на школьную тематику.
  • Разработки занятий, бесед.
  • Оформление папки «Будущий первоклассник».
  • Оформление выставки «Мама с папой тоже были первоклашками».
  • Создание мини-библиотеки «Школьные учебники».
  • Картотека песен, пословиц, загадок на школьную тематику.
  • Картотека дидактических игр на школьную тематику.

Предполагаемые результаты проекта:

Для детей:

  • сформированная у детей внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • личностная готовность детей к обучению в школе.

Для родителей:

  • положительная оценка деятельности ДОУ; 
  • активизация педагогического потенциала родителей, 
  • приобретение и использование знаний по вопросам подготовки детей к школе.

Для педагогов:

  • активизация творческого потенциала педагога.

Для группы ДОУ:

  • Обогащенная развивающая предметно-пространственная среда группы.

Возможные риски при реализации проекта и способы их коррекции:

  • Отсутствие интереса, желания, времени, возможности помочь со стороны родителей.

Коррекция. Предусмотрено построение мероприятий от теоретических форм работы к практической, когда родители осознают значимость совместной деятельности. Также, с целью активизации деятельности родителей, запланировано проведение ряда индивидуальных консультаций педагога-психолога, учителя-логопеда  и социального педагога для родителей по теме проекта.

  • Низкое познавательное развитие детей.

Коррекция. Предусмотрено взаимодействие с педагогом-психологом ДОУ по коррекции  познавательного развития воспитанников.

  • Сильная загруженность педагога.

Коррекция: четкое планирование деятельности педагога; активное привлечение родителей к проектной работе; помощь специалистов ДОУ (педагога-психолога, социального  педагога,  учителя-логопеда).

Новизна проекта:

  • Разработаны целевые занятия и дидактические игры по подготовке детей к школе.

Этапы реализации проекта.

I этап. Подготовительный

(I – II неделя октября 2016г.).

Задачи:

- Изучение психолого - педагогической, методической литературы по теме исследования.

- Подбор диагностического инструментария.

- Создание развивающей предметно-пространственной среды.

- Диагностика уровня сформированности внутренней позиции школьника.

- Анкетирование родителей по вопросу подготовки детей к школе.

- Изучение анализ полученных результатов, выводы.

Методологической основой проекта послужили достижения современной психологии в области специфики возрастного развития психики дошкольника (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович и др.); разработки проблемы школьной зрелости (А.И.Запорожец, Л.И.Божович, Е.О. Смирнова, Е.Е. Кравцова); труды по изучению структуры психолого-физиологической готовности к обучению (Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, В.В.Холмовской, Я.Я.Коломинского, Е.А.Пашко, Л.Ф. Трохимчук и др.).

        Для выявления отношения воспитанников к школе, уровня сформированности внутренней позиции школьника нами было проведено обследование с помощью  модифицированной методики Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина. (Приложение 2). Было обследовано 25  человек в октябре 2016года (подготовительная группа).

Отрицательное отношение к школе и поступлению в школу выявлено у 6 человек (24%).

Положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации), ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни выявлено у 10 человек (40%).

Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными аспектами выявлено у 6 человек (24%).

Сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни  выявлено у  3 человек (12%).

Результаты диагностики сформированности «внутренней позиции школьника» представлены  на диаграмме 1. (Приложение 5)

Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство детей находятся на уровне положительного отношения к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации), ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни. Также у 6 испытуемых был отмечено отрицательное отношение к школе и поступлению в школу, что свидетельствует о том, что для успешного школьного обучения с дошкольниками 6 - 7 лет необходимо проводить педагогическую работу, направленную на подготовку к обучению в школе.  

Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Немаловажным в успешности обучения первоклашек является психологический настрой родителей, их умение общаться друг с другом. Известно, что как чрезмерная тревожность, так и беспечность взрослых отрицательно отражается на школьной готовности ребенка.

Нами было проведено анкетирование родителей с целью определения компетентности в вопросах  подготовки детей к поступлению в школу. (Приложение 3.) Анализ полученных результатов показал, что  все родители заинтересованы в успешной адаптации детей к школьному обучению. 74% родителей считают, что их ребенок готов к обучению в школе. 62 % родителей готовят своего ребенка к поступлению в школу (посещают курсы, обучают ребенка чтению). Подавляющее большинство родителей  - 77% - считают, что для успешной учебы в школе необходимо уметь читать и считать. Также большинство опрошенных (74%)  отметили, что умение учиться в школе – это знание и выполнение всех правил школьной жизни.

Мы предложили проранжировать разные стороны готовности ребенка к школе по степени значимости - от наиболее значимых до менее значимых. Полученные результаты отражены в таблице.

Значимость компонентов психологической готовности,

по мнению родителей

Мотивационная

(личностная)

Интеллектуальная

Коммуникативная (социально-психологическая)

Эмоционально-волевая

На 3 месте

На 1 месте

На 4 месте

На 2 месте

        Таким образом, подавляющее число родителей считают  интеллектуальную готовность ребенка к школе основным фактором успешной адаптации  к школьному обучению. 

        Изучив  данные диагностики детей и результаты анкетирования родителей, нами был разработан комплекс мероприятий,  направленный на формирование «внутренней позиции школьника» у детей 6-7 лет.

II этап – основной

(III неделя октября 2016г.– III неделя апреля 2017г.)

Задачи :

1. Формирование у детей правильного представления о школе;

2. Способствование развитию интереса к школе и учебным навыкам;

3.Формирование личностной готовности детей к школе, «внутреннюю позицию школьника»;

4. Предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой;

5.Проведение педагогического просвещения родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению;

6. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы по школьной тематике;

7.Ознакомление родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста и с методами и приемами позитивного настроя детей на «школьную позицию».

Работа выстраивалась в следующих направлениях:

Работа с детьми - в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей. Нами были подобраны разнообразные формы и методы работы:

  • Сюжетно-ролевые игры.
  • Экскурсии (к зданию школы, в библиотеку).
  • Рассматривание картин на школьную тематику.
  • Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихов.
  • Рисование на темы: «Здание школы», «Мои впечатления от экскурсии в библиотеку»
  • Беседы, рассказы взрослых о своей учебе и любимых учителях.
  • Ознакомление с пословицами и поговорками, в которых подчеркивается значение книги, учения и труда.
  • Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них.
  • Словесные и дидактические игры на школьную тематику.
  • Встречи с интересными людьми (учителя начальных классов СОШ № 11).

Работа с родителями - посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья – детский сад».

Для работы с родителями нами был подобран интересный и необходимый материал .

Формы работы с родителями:

  • Выставки  творческих работ, выполненных совместно с детьми.
  • Консультации на темы подготовки детей к школе.
  • Анкетирование родителей по вопросам подготовки детей к школе.
  • Семинар – практикум «Игры для подготовки к школе».
  • Рекомендации и памятки родителям будущих первоклассников.

Создание развивающей предметно-пространственной среды группы:

- оформление иллюстративного альбома о школе;

 - оформление альбома загадок, стихов, пословиц и поговорок о школе, о школьных принадлежностях, о знаниях, о книгах и т.д.;

 - изготовление дидактических игр на школьную тематику;

- изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм «Школа. Школьные уроки» и т.д.

Работа по созданию предметно-развивающей среды проходила совместно с родителями и детьми. Наша задача состояла в том, чтобы своевременно ее изменять и обеспечивать доступность.


Реализация проекта

Сроки

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями и специалистами ДОУ

Образовательная деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

октябрь

III неделя

Творческое рассказывание«Что я знаю о школе ?»

Беседа «Чем школа отличается от детского сада».

Просмотр м/ф «Чебурашка идет в школу».

Рассматривание сюжетных картин о школе.

Родительское собрание «Готовность к школе» (с приглашением педагога-психолога и учителя-логопеда ДОУ).

Консультация «Психологическая готовность к школьному обучению» (педагог-психолог Кашапова Ф.Ф.);

Памятки:

«Характеристика компонентов психологической готовности к школе»;

«Тренируем руку ребенка».

IV неделя

Целевая прогулка к СОШ №13( школьный двор, спортивная площадка).

Беседа «Почему я иду учиться в школу»

Сюжетно-ролевая игра  «Школьники»

Д/и «Скоро в школу»

Папка – передвижка «Что должен знать и уметь ребёнок при поступлении в школу»

ноябрь

I неделя

Рисование «Прогулка на школьный двор» (после экскурсии)

Чтение произведений. Рассказ Л.Воронковой «Подружки идут в школу»

Д/и «Друзья - буквы »

Папка – передвижка «Как подготовить ребенка к школе»

II неделя

Познавательное занятие: «Кто такие первоклассники?»

Чтение произведений: В. Берестов «1 сентября»;

Беседа «Зачем нужно учиться»

Д/и  «Игровая азбука»

«Рекомендации по повышению уровня готовности к школе»;

III неделя

Познавательное занятие «Для чего нужно учиться в школе».

Чтение художественной литературы. Стихотворение С.Маршак «Кот - лодырь».

Просмотр мультипликационных фильмов: «Козленок, который умел считать до 10»;

Настольно-печатные игры «Легкий счет», «Цифры», «Все для счета».

Консультация «Ребенок идет в школу. Педагогические рекомендации и практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников и формированию внутренней позиции».

IV неделя

Познавательное занятие «Путешествие в прошлое предметов. История возникновения шариковой ручки»;

Беседа «Что в моем школьном рюкзаке»;

«Какие предметы помощники в школе?»

Оформление выставки в книжном уголке по теме: «Школа. Школьные принадлежности».сюжетно-ролевая игра  «Магазин «Канцтовары»»

Д/и «Кто быстрее соберет портфель»; «Школьные принадлежности»

Изготовление совместно с детьми альбома «Школьные принадлежности»

декабрь

I неделя

Познавательное занятие «Школьные профессии»;

Чтение произведений.

Л.Н. Толстой «Филлипок».

Д/и «Профессии», «Кому какой нужен инструмент»; «Угадай профессию»

«Школа будущего первоклассника» ( с приглашением учителя СОШ №11, учителя-логопеда Хаертдиновой Р.Х., педагога-психолога  Кашаповой Ф.Ф.и социального педагога Валиевой С.Н.)

IIнеделя

Составление рассказа на тему «Для чего нужен звонок»

Чтение произведений: Б. Заходер «Перемена».

Словесные игры: «Я начну, а ты закончи»; «Загадки-обманки».

Д/и «Составь слово»,  «Слоговые домики»

Консультация «Развивающие игры по развитию речи»(учитель-логопед Хаертдинова Р.Х.).

III неделя

Лепка: «Лепим букву».

Чтение произведений. «Я выросла.»

Настольно-печатные игры «Кто больше? Кто меньше?»

Совместное творчество детей и родителей «Делаем букву»

январь

III неделя

Рисование «Умные клеточки»

Просмотр мультипликационных фильмов:«Остров ошибок»

Д/и «Собери картинку».

Участие в создании журнала «Скоро в школу!».

IV неделя

Лепка «Лепим имя»

Просмотр мультипликационных фильмов: «Наш друг Пиши-читай».

Д/и «Азбука»

Рекомендации по обучению чтению  «7  золотых правил обучения чтению ребёнка- дошкольника.

» (учитель-логопед Хаертдинова Р.Х.)

февраль

I неделя

Занятие «Школьные правила»

Беседа «Что можно, что нельзя».

Чтение произведений.  В. Осеева «Волшебное слово», «Почему?»;

В. Маяковский «Что такое хорошо»;

Г. Остер «Вредные советы

П/и с мячом «Да» и «нет» не говори»

«Что делать если ребёнок не хочет идти в школу»;

II неделя

Рисование «Карта дороги в школу»

Ситуация «Родители не пришли встречать»

Игра – путешествие «Я иду из дома в школу» по плану-схеме.

Рекомендации «Как выбрать школу» (социальный педагог Валиева С.Н.)

IIIнеделя

«Веселые старты» (совместно с физруком)

. Беседа «Режим дня будущего первоклассника»

Рассматривание иллюстраций на тему «Распорядок дня школьника»

Сотворчество детей и родителей: проект «Режим дня первоклассника»

март

Iнеделя

Занятие «Волшебные слова»

Ситуация «Опоздание в школу»

Лото «Как поступить в ситуации»

Консультация «Что нужно знать родителям, занимаясь с ребенком дома?»

II неделя

Аппликация «Букет для учителя»

Чтение художественной литературы.

Стихотворение А. Барто «В школу».

Лото «Цветы»

Организация фотовыставки «Наши мамы и папы – школьники»

III неделя

Занятие «Поговорим о дружбе»

Ситуация «»Придя первый день в школу, я увидела, что нет никого знакомых. Как я познакомлюсь?

П/и «Найди!»

Совестное с детьми  рисование «Мой лучший друг»

IV неделя

Экскурсия в библиоцентр.

Оформление выставки в книжном уголке по теме: «Школа. Школьные книги».

Ситуация «Если книга заболела».

Заучивание стихотворения:
В. Берестов «Как хорошо уметь читать».

Сюжетно-ролевая игра «Школьная библиотека»

Рекомендации по подбору художественной литературы, мультфильмов и дидактических игр  по школьной тематике

апрель

I неделя

Конструирование: «Закладки для книг».

Беседа «Бережное обращение с книгами»

Работа в книжном уголке

Выставка книг «Моя любимая книга»

II неделя

Конструирование «Моя школа» (из лего)

Заучивание пословиц, загадок о школе.

Решение ребусов, шарад на школьную тематику

 Памятка «Создание у ребенка положительного отношения к школе и формирование направленности на обучение»

III неделя

Рисование на тему «Моя школа»

Занятие «Экскурсия в школу»

Составление рассказа на тему сюжетной картины на школьную тематику.

Слушание и разучивание: песен о школьной жизни. ( совместно с музыкальным руководителем)

Решение кроссвордов по теме «Школа»

Сюжетно-ролевая игра  «Школьный урок»

 Рекомендации « В первый класс: с шести или семи лет?»

Папка – передвижка «Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников».


III этап – заключительный – анализ результатов проекта

(III - IV неделя апреля 2017г.)

Задачи:

- итоговая диагностика уровней сформированности «внутренней позиции школьника»,

- анализ результатов реализации проекта.

Результаты работы.

Систематическая работа по формированию личностной готовности к школе и «внутренней позиции школьника» позволила достигнуть положительных результатов. Результаты итоговой диагностики показали, что произошли качественные и количественные изменения:

 Процент детей с отрицательным отношением к школе и поступлению в школу существенно снизился (с 24% до 4%).

У подавляющего число детей  сформированы правильные представления о школе, а также  положительное отношение к школьному обучению (68%).

Повысилось число детей,  у которых  отмечается сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни  (с 12% до 60%). Отмечается также снижение уровня тревожности и страхов у детей в связи с предстоящим школьным обучением.

Результаты диагностики сформированности «внутренней позиции школьника» представлены  на диаграмме 2. (Приложение 6.)

Родители получили  новые знания в вопросах успешной адаптации детей к школе. А также смогли расширить  возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания. Работая над проектом, родители стали занимать более активные позиции в осуществлении подготовки детей к школе.

В группе обогащена развивающая предметно-пространственная среда по ознакомлению со школой:

 - в книжном уголке: книги для чтения и рассматривания, иллюстрации и картинки по школьной тематике,  альбомы «Скоро в школу», «Школьные принадлежности»; картотека загадок, пословиц, песен на школьную тематику;

-  в зоне сюжетно-ролевых игр: атрибуты, предметы заместители для игр, костюмы для игр «Школьники», «Школьные уроки» (кукла «Первоклассница», ручки, карандаши, указка, мини доски, мелки, цифры, магнитная азбука); атрибуты для игр в магазин «Канцтовары», «Школьная библиотека».

 - в зоне  строительно-конструктивных игр: строительный материал (большой и маленький), конструктор «лего»;

- в зоне дидактических игр:  игры «Друзья - буквы», «Слоговые домики», «Игровая азбука», «Легкий счет», « Составь слово», «Прочитай по первым буквам», «Цифры», «Пословицы».

- в зоне  продуктивных видов деятельности: материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда, книжки-раскраски тематического характера.

Подобран, систематизирован и оформлен материал по теме «Будущий первоклассник».

В ходе проектной работы нами были разработаны наглядно-дидактическое пособие «Правильно – неправильно (школьные правила)», дидактическая игра «Режим дня в школе и в детском саду».

Заключение

Над  реализацией данного проекта работали в содружестве воспитатели, дети, родители и специалисты ДОУ. Проект получился насыщенным и увлекательным как для детей, так и для родителей. В рамках проекта использованы различные формы подачи материала разной тематики.

Особое значение придавалось вовлечению детей и родителей в совместную творческую деятельность, направленную на расширение знаний детей и родителей об обучении в школе.

Большую помощь в подготовке детей к школе оказали сюжетно-ролевые игры и в частности игра в школу. В ходе игр наши воспитанники  смогли практически овладеть необходимым опытом. Дети в щадящем режиме, без временного ограничения, ознакомились с видом и назначением вещей, которые вскоре станут их постоянным окружением; познакомились с нормами и правилами, попробовав в игре от лица «учителя» предъявить определенные требования к «ученику»; попробовали «понарошку» выполнить какое – либо  задание. Игра захватила  детей: многие  стали приносить в садик портфели и рюкзаки, буквари и прописи, школьные принадлежности.

В результате проделанной работы мы пришли к выводу, что формирование положительного отношения к школе у детей 6-7 лет наиболее успешно происходит при использовании в воспитательно-образовательном процессе различных форм и методов работы, дающих возможность показать разные стороны школьной жизни:

Практическая деятельность взрослых совместно с детьми, сопровождаемая познавательными разговорами на школьную тематику, способствует формированию «внутренней позиции школьника» и адекватных ей познавательных и социальных мотивов учения. При планировании работы по подготовке детей к школе особое внимание необходимо  уделять ориентации родителей на вопросы, обеспечивающие становление «внутренней позиции школьника», и формирование на этой основе позитивного образа современной школы у родителей.

        Таким образом, все ожидаемые  результаты достигнуты:

- у детей сформирована  внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» ;

- сформирована личностная готовность детей к обучению в школе.

Родители положительно оценили  деятельность ДОУ по подготовке детей к школе;  активизирован их педагогический  потенциала,  они расширили  свои компетенции по вопросам подготовки детей к школе.

Педагоги активизировали свой  творческий  потенциал и получили опыт.

В группе обогатилась развивающая предметно-пространственная среда.

Список литературы

1.Безруких.М. «Ступеньки к школе» Дрофа 2001г.

2.Гуткина К. И. «Психологическая готовность к школе» 2000г.

3.«Идем в школу с радостью!»  Пазухина И. А. , /Дошкольная педагогика/ №4 2010.

4.Качигина Л.Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» - журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013

5.«Хочу учиться!» Павлов И. В. / Родителям о психологической подготовке ребенка к школе/ СПб. Речь, 2008.

6.Интернет – ресурсы.

ПРИЛОЖЕНИЯ


ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Критерии сформированности внутренней позиции школьника:

  • положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т. Е. в ситуации необязательного посещения школы ребенок продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;
  • проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что отражается в предпочтении уроков школьного типа урокам дошкольного типа, в наличии адекватного содержательного представления о подготовке к школе;
  • предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе; предпочтение социального способа оценки своих знаний — отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки)

Можно выделить следующие уровни сформированности внутренней позиции школьника на седьмом году жизни:

  • отрицательное отношение к школе и поступлению в школу;
  • положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни;
  • возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебными;
  • сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Методика 1. Определение у старших дошкольников сформированности «внутренней позиции школьника»

Ход выполнения.

Экспериментатор просит ребенка ответить на следующие вопросы:

1. Ты хочешь идти в школу?

2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?

3. Какие занятия тебе больше всего нравятся? Почему?

4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?

5. Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?

6. Почему ты хочешь идти в школу?

7. Тебе нравятся школьная форма и школьные принадлежности?

8. Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему?

9. Если мы будем сейчас играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем?

10. Во время игры в школу что у нас будет длиннее – урок или перемена?

Экспериментатор фиксирует ответы ребенка.

Обработка результатов и выводы.

Учитываются все ответы, кроме 6 и 7 . При сформированной «внутренней позиции школьника» ответы на вопросы должны звучать приблизительно следующим образом:

1. Хочу идти в школу.

2. Не хочу еще на год оставаться в детском саду (дома).

3. Те занятия, на которых учили (буквы, цифры, и т.д.).

4. Люблю, когда мне читают книжки.

5. Сам прошу, чтобы мне почитали книжки.

8. Нет, не устроит, хочу ходить в школу.

9. Хочу быть учеником.

10. Пусть будет длиннее урок.

Беседа о школе (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина).

Цель: – выявление сформированности внутренней позиции школьника

- выявление мотивации учения

Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: ступень предшколы (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): индивидуальная беседа с ребенком.

Метод оценивания: беседа

Вопросы беседы:

1а. Ты хочешь пойти в школу? 1б. Тебе нравится в школе?

2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?

3.Представь себе, что, что мама тебе говорит – Хочешь, я договорюсь, чтобы ты пошел в школу не сейчас, а позже, через год? Что ты ответишь маме?

4. Представь себе, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает кто такой – «Хороший ученик»? Что ты ему ответишь?

5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты каждый день учился в школе, а чтобы ты дома занимался с мамой и только иногда ходил в школу? Ты согласишься?

6. Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1 классе – каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание – там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?

7. Представь себе, что к вам домой приехал знакомый родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает…. Отгадай, о чем он тебя спрашивает?

8. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша, (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошее учение. Выбери сам, что ты хочешь – шоколадку, игрушку или тебе отметку поставить в журнал?»

Ключ . Все ответы кодируются буквой А или Б.

А – балл в счет сформированности внутренней позиции школьника,

Б – балл в счет несформированности внутренней позиции школьника и предпочтения дошкольного образа жизни.

а Да – А., не знаю, нет – Б.

А – называет школьные предметы, уроки;

Б – перемены игры, общение с друзьями, школьные атрибуты (ранец, форма и пр.)

А – нет, не хочу. Б – хочу или согласен не ходить временно (месяц, полгода)

А – указание на отметки, хорошее поведение, прилежание, старательность, заинтересованность в новых знаниях и умениях;

Б – нет ответа или неадекватное объяснение;

А – нет;

Б – согласие, при этом может оговаривать посещение школы (иногда)

А – школа А, Б – школа Б

А – вопросы о школе (учишься ли в школе, когда пойдешь в школу, какие отметки, хочешь ли пойти в школу и пр.)

Б – вопросы, не связанные со школой. Если ребенок не связывает вопросы взрослого со школой, например, говорит, что взрослый спросит его имя, то можно задать вопрос: «А еще о чем он тебя спросит?)

А – выбор отметки, Б – выбор игрушки, шоколадки.

Критерии (показатели) сформированности внутренней позиции школьника:

  • положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;
  • проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;
  • предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер, 1988).

Уровни сформированности внутренней позиции школьника на 7-м году жизни:

  • отрицательное отношение к школе и поступлению в школу.

положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.

  • возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика»,

но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными аспектами.

  • сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

0 уровень – обязательно вопрос 1, 3, 5 – Б, в целом преобладание ответов типа Б.

1 уровень – обязательно 1, 3, 5 – А, 2, 6, – Б. В целом равенство или преобладание ответов А.

2 уровень – 1, 3, 5, 8 – А; в ответах нет явного преобладания направленности на школьное содержание. Ответы А преобладают.

3 уровень – 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 – А.

Приложение 3.

Анкета для родителей

«Готов ли ваш ребёнок идти в школу?»

С помощью этого теста вы можете достаточно объективно оценить

подготовленность ребёнка к школе. Ответьте на вопросы «Да», или «Нет».

1. Часто ваш малыш заявляет о своём желании идти в школу?

2. Вашего ребёнка сильнее привлекают атрибуты школы (портфель, книги,

новое «взрослое» положение), чем возможность больше узнать и многому

научиться?

3. Считаете ли вы, что ваш ребёнок достаточно усидчив и внимателен при

выполнении не слишком привлекательного для него задания?

4. Общителен ли ваш ребёнок как с детьми, так и со взрослыми?

5. Способен ли хорошо запомнить и выполнить устное поручение

(например, по телефону)?

6. Может ли побыть один и заняться чем-либо самостоятельно?

7. Как относится к игрушкам и личным вещам (всегда убирает их или вы

устали напоминать ему об этом)?

8. Умеет ли считать до 10 и обратно?

9. Может ли сравнивать числа и предметы?

10. Способен ли складывать и вычитать в пределах 10?

11. Знает ли простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник,

прямоугольник)?

12. Умеет ли выделять существенные признаки в предметах (например, у

птицы есть клюв, перья)?

13. Может ли объединить одним словом понятия одного вида, рода,

характера (например, назвать сапоги, туфли, ботинки «обувью»)?

14. Сможет ли придумать к предложенному слову слова с

противоположным смыслом (например, «жарко» - «холодно»)?

15. Умеет ли составлять рассказ по картинкам?

16. Знает ли буквы и умеет ли читать по слогам?

17. Как декламирует стихи и рассказывает сказки? (С трудом и без всякого

удовольствия.)

18. Умеет ли уверенно пользоваться шариковой ручкой?

19.Любит ли мастерить, пользуясь клеем, ножницами, инструментами?

20. Доставляет ли ему удовольствие раскрашивать или рисовать?

21. Рисунки вашего ребёнка, как правило, неаккуратны, размашисты и не

завершены?

22. Может ли без особого труда собрать разрезанную на несколько частей

картинку?

23. Может ли придумать слово к предложенному слову так, чтобы они были

связаны по смыслу (например, «дерево -ветки», « книга - страницы»)?

24. Считаете ли вы, что ваш малыш нелюбознателен и плохо осведомлён?

Соотнесите ответы с ключом:

- если на вопросы 1, 3, 4, 5, 6, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23

ответы будут «да», то за каждый ответ начислите по одному баллу;

- если на вопросы 2, 6, 7, 17, 21, 24 ответы будут «нет», то начислите за

каждый ответ по одному баллу;

Подсчитайте общее количество баллов. Если оно составляет:

20-24 балла, то поздравляем! Ваш ребёнок готов к школе, ему будет легко

справляться со школьными трудностями.

15-19 баллов - вам следует уделить больше внимания своему малышу,

содержание вопросов либо задания в них помогут вам выбрать нужное

направление работы. Не отчаивайтесь, ваш ребёнок почти готов к школе.

14 баллов и меньше - лучшим советом для вас будет поговорка: «Терпение и

труд всё перетрут». Ваш малыш ждёт помощи и сотрудничества. Погрузитесь

вместе с ним в развивающие, занимательные игры, путешествуйте по страницам

книг. Всё это поможет ребёнку достигнуть успеха и пойти в школу

подготовленным.

Приложение 4

Анкета для родителей

по вопросам подготовки ребенка к обучению в школе

Уважаемые родители!

Совсем скоро ваш ребенок пойдет в школу. И уже сейчас важно понять, насколько он готов к этому, какие меры для его подготовки к школе следует принять. Для этого просим вас ответить на вопросы данной анкеты.

  1. Как вы думаете, какие навыки и умения должен приобрести ваш ребенок в детском саду перед поступлением в школу? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Готов ли ваш ребенок к обучению в школе? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Какие характеристики говорят о его готовности к обучению в школе:
  • ребенок знает буквы и цифры;
  • умеет читать;
  • умеет писать;
  • знает много стихотворений;
  • ребенок хорошо развит физически;
  • умеет находить контакт со сверстниками;
  • достаточно легко вступает в общение со взрослым;
  • способен выполнять задания, требующие проявления волевых усилий;
  • проявляет активный интерес к школе и школьной жизни;
  • много говорит о предстоящей учебе в школе;
  • проявляет желание скорее пойти в школу;
  • другое _____________________________________________________________________ __.
  1. Готовите ли вы своего ребенка к обучению в школе и как? __________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Чему вы больше уделяете внимание и почему:
  • покупке школьных принадлежностей;
  • обучению ребенка иностранным языкам;
  • обучению чтению;
  • обучению счету;
  • физическому развитию;
  • развитию памяти, воображения, внимания, речи;
  • развитию любознательности;
  • развитию волевых качеств личности (умения управлять своим поведением, быть организованным, понимать и выполнять требования учителя и т. д.)
  • развитию умения общаться с окружающими людьми (сверстниками, учителями);
  • развитию мелкой моторики рук, координации движения руки и глаз;
  • умению элементарно рассуждать, делать выводы и умозаключения;
  • ориентироваться в пространстве;
  • другое _______________________________________________________________________
  1. Как часто вы разговариваете с ребенком о школе? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Как часто он задает вопросы о школе? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Чем интересуется ваш ребенок больше всего? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Отражает ли он полученные впечатления, знания о школе в разных видах деятельности?
  5. Приведитепримеры._______________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Вы определились, в какую школу пойдет ваш ребенок? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  7. Есть ли у вас опасения в отношении того, как пройдет период адаптации ребенка к школе? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  8. Что вас больше всего беспокоит по вопросу подготовки ребенка к школе?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Спасибо за сотрудничество!

 

Приложение 5

Диаграмма 1.

Уровни сформированности «внутренней позиции школьника» на I этапе

Приложение 6

Диаграмма 2.

Уровни сформированности «внутренней позиции школьника» на заключительном этапе



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

От дошкольника к первокласснику. Рекомендации родителям будущих первоклассников.

Переход от дошкольника к первокласснику важное событие в жизни малыша и его родителей.  С первого дня учёбы ребёнку придётся выполнять достаточно трудную и необычную для него работу в классе. Вся...

Клуб будущих первоклассников Консультация Тема: «Что нужно знать родителям будущих первоклассников».

Часто родители прибывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребёнок считается подготовл...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Портрет будущего первоклассника».

Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособ...

Круглый стол «Будущий первоклассник, какой он? Портрет первоклассника в системе ФГОС»

В настоящее время часто нарушаются взаимосвязи между дошкольным учреждением и школой. И это не потому, что нет работы между начальной школой и ДОУ, нарушилась преемственность учебных программ, учебник...

Рекомендации родителям будущих первоклассников. Памятка родителям первоклассников.

Самое главное, создать у ребенка нужный настрой для учебы: радостные эмоции без излишнего веселья, серьезное отношение к предстоящему без нервозности, чувство долга и ответственности....

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...