"Рекомендации для родителей по развитию речи ребенка 2-3 лет"
консультация (младшая группа) на тему

Гончарова Елена Николаевна

Развитие речи ребенка начинается с самого рождения. Навыки правильной речи ребенок приобретает в семье. Все то, что делают родители для общего и речевого развития своего ребенка имеет большое значение для всей дальнейшей жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи ребенка начинается с самого рождения. Навыки правильной речи ребенок приобретает в семье. Все то, что делают родители для общего и речевого развития своего ребенка имеет большое значение для всей дальнейшей жизни.

ТАБЛИЦА УСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ

ЗВУКОВ РЕЧИ

В таблице приведен ориентировочный порядок усвоения детьми звуков русского языка.

Возраст ребенка           Звуки речи

От 1 до 2 лет         А, В, Е, М, П, Б

От 2 до 3 лет         В, И, Ы, Т, Д, В, Ф, Г, К, Х, Н

От 3 до 4 лет         С, Ц, З

От 4 до 5 лет         Ш, Ж, Ч, Щ

От 5 до 6 лет         Л, Р

Родителям рекомендуется упражнять в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих (с, з, ц), шипящих (ш, ж, ч, щ) и сонорных (р, л), в правильном воспроизведении звукоподражаний (ку-ка-ре-ку, и-го-го), слов и несложных фраз (из двух-трех слов). Например: «Мама дай куклу» и т.д.

Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под). Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов  кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из двух-трех слов («Кисонька – мурысенька, куда пошла?»)

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ

На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.

Учить по словесному указанию,  находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).

ОБОГАЩАТЬ СЛОВАРЬ ДЕТЕЙ

Существительными: названиями игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей и т.д.

Глаголами: обозначающими трудовые действия (пылесосить, стирать, гладить, лечить, поливать); действия, противоположные по значению (открывать – закрывать, снимать – надевать, взять – положить); действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться).

Прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, холодный, горячий) и т.д.

Наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).

Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Учить понимать речь взрослых, слушать небольшие  рассказы и сказки, в начале с показом иллюстраций, а к концу года и без показа. Помогать отвечать на простейшие вопросы (что? кто? что делает?) и более сложные (во что одет? что везет? кому? какой? где? когда? куда?) Обязательно поощрять попытки детей,  по собственной инициативе или по просьбе взрослого, рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта.

Способствовать освоению диалогической формы речи. Учить слышать и понимать заданные вопросы, отвечать на них.

К КОНЦУ 3 ГОДА ДЕТИ МОГУТ:

- иметь активный словарный запас (не менее 1000-1200 слов);

- повторять за взрослым слово и небольшое предложение, в том числе содержащее вопрос или восклицание;

- ответить на понятный вопрос взрослого;

- поделиться информацией (Коля пришел), пожаловаться на не удобства (замерз, устал) и действия сверстника (отнимает);

- сопровождать речью игровые и бытовые действия;

- слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения;

- пользоваться речью как средством общения со сверстниками.

ПОМНИТЕ!

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Читаем и занимаемся вместе с детьми

Гуси, гуси!
Га, га, га!
Есть хотите?
Да, да, да!
Так летите же домой!
Серый волк под горой
Не пускает нас домой!

* * * * *
Баю, баю, буси!
Прилетели гуси.
Сели гусюшки в кружок,
Дали Ване пирожок,
Дали Ване пряничка.
Спи скорее, Ванечка!

* * * * *
Как на Ваньки именины
Испекли пирог из глины
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!
Каравай-каравай,
Кого хочешь выбирай!
А потом с округи всей
Приглашай на пир гусей!

* * * * *
Прилетели птички,
Принесли водички.
Надо просыпаться,
Надо умываться,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

* * * * *
Ладушки-ладушки!
Где были – у бабушки!
Что ели – кашку,
Что пили – бражку!
Ладушки-ладушки,
Снова едем к бабушке!

Пальчиковые игры

Моя семья

Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся семья.
(Ф. Фребель)
  Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

Наш малыш

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – наш малыш.
  Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Белка

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому...
(Народная песенка)
  Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.

Детки

Раз-два-три-четыре-пять!
Будем пальчики считать –
Крепкие, дружные,
Все такие нужные...
(3. Александрова)
   Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.

Советы логопеда

Рекомендации для родителей по развитию речи ребенка 2-3 лет.

Учитель-логопед Гончарова Е.Н.

2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ РЕБЕНКА младшего дошкольного возраста

РЕЧЬ - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом....

Рекомендации родителям по развитию речи ребенка раннего возраста.

Практические задания и советы помогут родителям грамотно организовать взаимодействие со своим малышом....

Рекомендации родителям по развитию речи ребенка третьего года жизни

Рекомендации родителям по развитию речи ребенка третьего года жизни...

рекомендации для родителей по развитию речи ребенка

Речевые игры, упражнения для формирования речевых способностей у детей 5-6 лет....

Рекомендации для родителей по развитию речи ребенка старшего дошкольного возраста

Как известно, все дети разные, каждый особенный по-своему. У всех разный характер, интересы, степень развития знаний, умений и навыков, в том числе и разговорных. Работая со своей группой детей доволь...

Методические рекомендации для родителей по развитию речи ребенка раннего возраста

В данной статье рассмотрены основные новообразования в речевом развитии детей 2-3 летнего возраста, а также показаны некоторые приемы работы, которые могут проводиться родителями со своими детьми. Мат...

Рекомендации для родителей по развитию речи ребенка 2-3 лет.

Развитие речи ребенка начинается с самого рождения. Навыки правильной речи ребенок приобретает в семье. Все то, что делают родители для общего и речевого развития своего ребенка имеет большое значение...