Упражнения с театральной куклой
картотека (старшая, подготовительная группа) на тему

Глушаченко Анна Викторовна

Пальчиковая гимнастика, образные движения, упражнения с шариком, упражнения с куклой, упражнения и этюды с перчаточной куклой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_s_kukloy.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

Кукловождение.

        Пальчиковая гимнастика.

Уточка, уточка,

По реке плывет.

Плавает, ныряет (плавные движения кистями рук справа налево),

Лапками гребет (имитация движения лапок утки в воде).

Сидит белочка в тележке,

Подает она орешки: (сжать пальчики в кулачок)

Лисичке-сестричке, (разогнуть большой палец)

Воробью, синичке, (разогнуть указательный и средний пальцы)

Мишке толстокожему, (разогнуть безымянный палец)

Заиньке усатому. (разогнуть мизинец)

На двери висел замок, (сжать руку в кулачок)

Взаперти сидел щенок, (разжать указательный палец)

Хвостиком вилял, (двигать указательным пальцем со стороны в сторону)

Хозяев поджидал.

Паучок ходил по ветке, (скрестить руки, пальцами одной руки пробежать по предплечью)

А за ним ходили детки. (пальцами второй руки также пробежать по предплечью)

Дождик с неба вдруг полил, (кисти свободно опустить, имитируя дождик)

Паучков на землю смыл. (хлопнуть ладонями по коленям или столу)

Солнце стало пригревать, (прижать ладони боковыми сторонами и растопырить пальцы)

Паучок ползет опять, (начинайте действия сначала)

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке. (пальцами пробегают по голове)

Раз, два, три, четыре, пять,(ладони лежат на коленях или столе)

Червячки пошли гулять. (пальцы согнуть и подтянуть к ним ладонь)

Вдруг ворона подбегает, (по поверхности идут указательным и средним пальцами)

Головой она кивает, (сложить ладонь щепоткой и качать вверх-вниз)

Каркает: «Вот и обед!» (раскрыть пальцы веером, большой отвести вниз)

Глядь — (развести руками)

А червячков уж нет! (сжать пальцы в кулачки и прижать к груди)

        Образные движения.

        1. Педагог предлагает представить детям, что их руки отправляются на бал (на веселую кукольную свадьбу, на день рождения, на какой-нибудь праздник и т.п.), где им предстоит танцевать. Нужно придумать танец для рук (для пальчиков, для кистей рук). Звучит музыка. В зависимости от ее характера дети придумывают танец.

        2. Педагог предлагает детям представить, что руки пошли погулять. Но по дороге с ними случаются чудесные превращения: то руки чувствуют себя легкими-легкими, почти воздушными, то они стали деревянными, потом пластилиновыми, стеклянными, железными и т.п. В зависимости от заданного характера детям нужно менять характер движения под музыку, ведь «воздушная» рука движется иначе, чем деревянная.

        Упражнения с шариком.

        Каждому ребенку выдается мягкий шарик. Сначала шарик кладут на полусжатую ладонь, и педагог предлагает каждому пальчику этой руки «поздороваться» с шариком — дотянуться до него. Затем шарик катают между ладонями, по столу каждой рукой по очереди. После этого шарик предлагается спрятать в ладони, прятать поочередно, то в левом, то в правом кулаке.

        На первом этапе упражнения можно проводить в вольном, индивидуальном ритме. Со временем дети будут способны выполнять их под музыку, подчиняясь общему темпу и ритму.

Упражнения с куклой.

        Упражнение 1.

        «Вот наши герои-куклы пришли на солнечную поляну и стали собирать цветы... Они были очень веселые и радостные... они прыгали и танцевали». В это время дети показывают, как вели себя куклы.

        «Вот налетел ветер, и наши герои прижались друг к другу, чтобы им не было холодно... А в это время Лесное существо утащило корзину с ягодами, которые собирали наши герои. Когда ветер стих, куклы обнаружили, что корзины нет, и очень рассердились (дети показывают, как куклы сердятся). Они стали повсюду искать свою корзину и вдруг нашли ее под кустом. Они обрадовались и стали водить хоровод...»

        Упражнение 2.

        Детям предлагается  выбрать себе  «приятеля»  для  похода на необитаемый   остров   из   числа   кукол.   Необходимо   стимулировать   общение   с   этим «приятелем» и инсценированный рассказ для других слушателей. Это театрализованное упражнение выполняют все члены группы по порядку 1-2 ребенка на протяжении этого, а затем последующих занятий.

        Упражнение 3.

        На данном занятии детям предлагается выбрать ту куклу, которую «жалко, хочется приласкать» и повести эту куклу в парк аттракционов, дарить подарки.

        Упражнение 4.

        Предлагается выбрать ту куклу, которая «чем-то похожа на меня». Это упражнение позволяет выявить у ребёнка образ собственного «Я». После выбора куклы ребенок должен похвалить ее и «подарить 7 хороших фраз».

        Упражнение 5.

        Все «актеры» занимают места в зрительном зале. Педагог начинает рассказывать сказку «Колобок». «Актеры» выходят на сцену, когда педагог рассказывает об их персонаже. Когда его мизансцена заканчивается, актер превращается в зрителя. Таким образом, «актеры» водят кукол молча - весь текст читает педагог, как бы «за кадром». Это помогает «актерам» не тратить силы на запоминание текста, а все внимание посвятить кукле.

Упражнения и этюды с перчаточными куклами:

        1) «наклоны туловища в разные стороны», «кукла смотрит в разные стороны», «забор»;

        2) упражнения для тренировки походки: «ходьба на месте», «кукла марширует», кукла двигается выразительно — «с опаской», «уверенно», «радостно», грустно»; «как солдат», «как робот» и т.п.;

        3) упражнения для отработки взгляда куклы: «кукла «следит» взглядом за птицей, жуком, бабочкой, качелями и пр.»;

        4) упражнения для отработки навыков разговора куклы: «кукла рассказывает сказку, потешку», «кукла рассказывает стихотворение»;

        5) упражнения для отработки бега и прыжков куклы: «кукла бежит и ловит кого-то», «кукла бежит разными способами в ритме песни», «кукла прыгает по кочкам», «кукла прыгает разными способами в ритме песни»;

        6) упражнения для передачи образного движения: «кукла ползет», «кукла крадется», «кукла ложится, лежит, встает, уходит», «кукла садится отдохнуть», «кукла идет и оборачивается на отклик».

        7) освоение новых движений кукольной головой: круговые движения, «барабан»;

        8) упражнения для тренировки кукольной «походки»: ходьба в разных направлениях, марширование кукол в паре, овладение последовательностью действий «шел — забыл — вернулся», «шел — споткнулся».

        Примечание: дети самостоятельно придумывают ситуации, в которые попадают куклы, и способы разрешения конфликтов.

        1) Упражнения для отработки взгляда куклы: «кукла — ведущий концерта», «кукла ждет, высматривает кого-то», «кукла читает книгу».

        2) Упражнения, в которых кукла разговаривает: ведут диалог, общую беседу.

        Примечание: важно следить за тем, чтобы взгляд куклы был точно направлен на того, кому адресована речь; не допускать излишних движений головой, чтобы они не перешли в болтание куклой. Кукла, которая говорит, слегка двигается в такт речи. Кукла, которая слушает, неподвижна.

        3) Упражнения для отработки бега и прыжков куклы: «кукла прыгает, как ребенок»,  «как зверек», «кукла прыгает через препятствие».

        4) Упражнения для отработки других способов движения: «куклы садятся парой спиной к спине», «куклы ползут друг за другом», «куклы крадутся друг за другом, спиной друг к другу».

        5) Этюды с воображаемыми предметами в одно или несколько действий: «куклы тащат тяжелый мешок», «куклы строят дом из кубиков», «куклы вытирают пыль», «куклы нюхают и срывают цветок», «куклы копают яму».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральная кукла и техника вождения

В статье представлены рекомендации по различным видам театральных кукол,основные методические приемы техники вождения...

Конспект экскурсии в мини-музей "Театральная кукла"

Обзорная интерактивная экскурсияв мини-музей«Театральная кукла»Старший дошкольный возраст Цель: Дать знания об истории возникновении театра, познакомить с различными видами театральных кукол (мар...

Мини-музей «Театральные куклы»

Цель работы: сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, стремиться, чтобы навыки, полученные в театрализованных...

Театральные куклы

Какие они-театральные куклы? Что делает их добрыми и хитрыми? Кто их делает такими? Для чего они нужны?...

Проект "театральные куклы" часть1

проект для детей старшего дошкольного возраста...

проект "Театральные куклы" часть2

проект для детей старшего дошкольного возраста...

проект "Театральные куклы" часть2

проект для детей старшего дошкольного возраста...