Статья "Формирование правильной певческой (вокальной) позиции у дошкольников посредством распевания"
материал по теме

Артамонова Елена Борисовна

В своей методической разработке я постаралась рассказать о том, что любое вокальное или хоровое занятие необходимо начинать с распевания, о его важности. Оно выполняет ряд определенных функций: собрать внимание детей, подготовить певческий и артикуляционный аппараты к пению, расширить диапазон голоса, улучшить чистоту интонации, развить звуковысотный слух и, конечно же, проучить сложные моменты, встречающиеся в исполняемых музыкальных произведениях.  Основная задача – сделать распевание максимально интересным, увлекательным, но не превращать это в развлечение, а сохранять образовательную, познавательную функции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование правильной певческой (вокальной) позиции у дошкольников посредством распевания

Вокальное искусство, как и любое другое искусство, не стоит на месте. С момента своего зарождения, оно постоянно совершенствуется и развивается. Обучить пению - это непростая задача для педагога. Если игру на музыкальном инструменте можно показать механическим способом, и любой ребенок без сомнения сможет «нажимать клавиши», то в вокальной технике все сводится к внутренним ощущениям ребенка, не должно возникать никакого дискомфорта ни во время пения, ни после, поэтому необходимо проявлять аккуратность в работе с таким хрупким инструментом как голос. У детей, в отличие от взрослых, есть удивительное свойство легко «копировать» пение «с голоса».

В своей работе я стараюсь сочетать различные методики, опираясь на опыт предыдущих поколений, находить что-то новое и полезное у современных педагогов для развития эмоционально-чувственной сферы ребенка посредством музыки. Ведь музыка оказывает непосредственное влияние на эстетическое, культурное, духовное развитие.

Способность петь – это навык, который вырабатывается только через многократное повторение определенных звуков. Огромную роль при обучении детей играет артикуляция. Все буквы делятся на гласные и согласные, с помощью гласных мы связываем буквы в слова, они образуются в гортани при взаимодействии голосовых связок и дыхания, образуя поток непрерывно льющегося звука, согласные же формируются в ротовой полости, при помощи языка, губ, мягкого неба и требуют утрированного произношения, отличного от разговорной речи.

Познакомить детей с гласными и согласными звуками можно с помощью сказок Е. Евдокимовой. Например:

 «Сказка о согласных звуках»

«Жили-были веселые человечки-звуки. Они умели петь песни. Их звали «А», «О», «Э», «У», «Ы», «И», а вместе их называли — "гласные" звуки, У гласных звуков были звонкие голоса и они пели как птицы. Однажды они так весело запели, что и другим звукам захотелось так петь. "П-П-П" — запыхтел согласный звук "П". Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: "Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь".

"Т-Т-Т" — застучал звук "Т", Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; "Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит".

"К-К-К" — закряхтел звук "К" и тоже не смог спеть песенку.

"Не печальтесь, не певучие звуки, — сказала голосистая девочка — звук "А", — Мы, гласные звуки, сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?" "Согласны! Согласны!" — закричали звуки.

С тех пор стали крепко дружить гласные и согласные звуки. Встанут рядом и поют любую песенку.»

Любое вокальное или хоровое занятие необходимо начинать с распевания. Оно выполняет ряд определенных функций: собрать внимание детей, подготовить певческий и артикуляционный аппараты к пению, расширить диапазон голоса, улучшить чистоту интонации, развить звуковысотный слух и, конечно же, проучить сложные моменты, встречающиеся в исполняемых музыкальных произведениях.  Основная задача – сделать распевание максимально интересным, увлекательным, но не превращать это в развлечение, а сохранять образовательную, познавательную функцию.

Одним из самых первых упражнений на занятии я предлагаю выполнить «Завод моторчика» (это условное название было придумано совместно с детьми). Суть его заключается в произношении согласных «бр». Есть масса упражнений, в которых это сочетание пропевается на различные мотивы, однако, учитывая специфику дикции детей и невозможности всех его выполнить, я упростила задачу, и мы просто произносим короткое «бр», делая характерное движение рукой (как бы «заводя моторчик» на уровне груди). При этом каждый ребенок находит свою удобной высоту, тем самым настраивая и разогревая свой голосовой аппарат.

«Ракета» - довольно распространенное упражнение. Дети, слегка согнувшись сидят на стульчиках, музыкальный руководитель ведет обратный отсчет, это время ребята начинают выпрямляться, издавая различные «звуки ракеты» (дети сами предлагают - творческий момент). Постепенное повышение интонации и нефиксированный верхний тон разогревает голосовой аппарат и не ограничивает в диапазоне. Не следует допускать соприкосновения спины и спинки стула, это приводит к частичному расслаблению и снижению концентрации.

Между упражнениями следует делать короткие паузы, чтобы не было чрезмерной нагрузки. Возможно применение так называемой эмоциональной зарядки, готовя детей к последующему упражнению попросить детей удивиться. Они сделают это по-разному, но всем вместе сказать: «Ууух, ты! Вот это даааа!» Или же предложить погрустить, посочувствовать и сказать: «Ой-ёй-ёй». Поругаться: «Ай-яй-яй» и погрозить пальчиком, а потом сразу улыбнуться, чтобы никто не загрустил.

Неотъемлемым элементом всех занятий является эмоциональный настрой педагога. Дети очень чутко реагируют на смену настроения, а для правильной высокой вокальной позиции важно пение «на полуулыбке». Достичь этого можно развеселив ребят и попросив их запомнить это состояние. Неэмоциональное множественное повторение не принесет плодов, для усвоения материала необходим правильный положительный настрой, тогда и качество улучшится и материал будет усвоен быстрее.

Разогрев вокальный аппарат, необходимо найти наиболее удобное положение при пениигласных букв. Если взрослый человек может просто «тянуть» гласную букву или слог, находя удобную позицию в пении, то для детей необходим элемент игры. Поэтому я предлагаю рассмотреть несколько интересных распевок, которые я использую в своей работе.  

Упражнение «Велосипед» - сочетает в себе утрированное произношение согласных: звонкой «д» и глухой «т»; соединенных гласной «ы», которая позволяет научить приподнимать мягкое небо во время пения, сохраняя при этом объемное звучание. Как правило особое внимание уделяется развитию нижней челюсти, так как от ее работы зависит подвижность голоса, но это отчасти неправильно, для полноценного функционирования артикуляционного аппарата необходима работа обеих челюстей. Данное упражнение способствует развитию верхней челюсти, непроизвольно становятся видны верхние зубы Ды-бы-ды-бы-ды-бы-ды-бы-дааа – исполняется на поступенном движении вверх и вниз в пределах квинты, слог «да» заканчивается на тоническом звуке. Данное упражнение можно применять, начиная со средней группы. По мере освоения и улучшения исполнения распевки, ускоряется темп, развивается дыхание, соответственно может быть увеличено количество повторений. Но необходимо обращать внимание на финальную ноту, ее не следует выкрикивать и петь слишком громко. Образному восприятию способствует помощь руками: кулачки представляем педалями велосипеда и крутим их на уровне груди в зависимости от темпа упражнения. Также может использоваться агогика, что тренирует внимание детей. Со старшей и подготовительной группой перед упражнением можно «порычать», или просто показать зубки.

Упражнение «Петушок» с удовольствием поют дети разных возрастов, даже самые маленькие: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, Петя видит далеко» - начальная фраза поется на одном звуке, но здесь возникает ритмическая задача спеть две короткие нотки, а одну длинную (можно помочь хлопками), но как правило данная трудность довольно быстро преодолевается.

Упражнение «Лягушка»: «Ква-ква-ква, ква-ква-ква, наша песенка проста!». Данная попевка построена на нисходящих квартовых интонациях. Необходимо показать детям разницу между открытым звуком «А» и «прикрытым», позволить им самим проанализировать и выбрать лучший, «красивый» вариант. Следует объяснить какими средствами достигается «прикрытие» звука (петь «а», а думать про «о» и т.д.). Для сравнения спеть упражнение «Котята»: «мяу-мяу-мяу» - движение по мажорному трезвучию, где начинаем петь «я», а затем рот мягко отрывается и получается протяжная «а».

Упражнение «Кукушка» является началом песни «Артистка» Д. Кабалевского, позволяет сформировать гласную «у». Сама песня начинается с терцового нисходящего мотива, что продолжает формировать высокую певческую позицию, но следует постоянно обращать внимание на объемное звучание в пении. Также полезно будет играть в «Эхо»: «Ау-ау» - сначала пропевает музыкальный руководитель фразу, а дети отвечают эхом. У наиболее активных детей это упражнение может выявить творческое начало в пении простейших мотивов, импровизации – наиболее древнем способе музицирования, творчество позволяет развить музыкальное мышление.

В старшей и подготовительной группах можно начать петь упражнения, сочетающие в себе несколько задач. Например, «Апчхи-хи-хи» - отрывистое пение нисходящего трезвучия, на полуулыбке.

В зависимости от желаемого результата, можно варьировать характер исполнения: мягко, плавно, лирично; грозно, тяжело, грустно; тихо-громко, диминуэндо, крещендо.

На правильно сформированные гласные проще «нанизывать» согласные буквы и правильно формировать слова в певческой позиции. В индивидуальной работе можно выявить конкретные моменты, которые требует проработки, однако в работе с коллективом необходимо применять комплекс упражнений для формирования единой певческой постановки, а как следствие и звука.  Данные упражнения помогают решить многие вокальные проблемы: активировать певческий аппарат, развить слух, освободить голос от зажимов, обогатить голос обертоновыми звуками, научить петь «в маску», улучшить чистоту интонации, увеличить диапазон голоса, развить творческий потенциал ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие певческих способностей дошкольников посредством игры»

С первых дней жизни ребенок слышит различные звуки - певучие, приятные или резкие, громкие. Это не только колыбельные песни, потешки, прибаутки, но и звуки окружающего мира: пение птиц, порыв ветра, ш...

Формирование правильной певческой (вокальной) позиции у дошкольников посредством распевания

В своей методической разработке я постаралась рассказать о том, что любое вокальное или хоровое занятие необходимо начинать с распевания, о его важности. Оно выполняет ряд определенных функц...

Презентация н тему: "Формирование певческих умений (навыков) у дошкольников, посредством здоровьесберегающей технологии"

Презентация "Формирование певческих умений дошкольников, посредством здоровьесберегающей технологии"...

развитие вокально-певческих навыков у старших дошкольников

  Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям....

Консультация для родителей: "Развитие вокально-певческих навыков детей дошкольного возраста посредством песенного народного творчества"

Народный фольклор – это дорожка от прошлого, через настоящее в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, творчества, музыкального фольклора находит отклик в д...