ПРОГРАММА по формированию певческих умений и навыков дошкольников через вокальные упражнения
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа)
Программа по развитию певческих умений дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vokalu.doc | 447 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
«Что значит хорошо петь?
Это значит хорошо себя слышать»
А. Нежданова
Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.
С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.
Данная программа написана на основании анализа государственных программ для внешкольных и дошкольных учреждений; «Учите детей петь» М, «Просвещение» 1987 г.; программа «Певческая Школа» В. В. Емельянова; «Народное пение» Г. Быкова; «Сольное пение» Р.А. Жданова и другие. Все перечисленные программы имеют свою ценность: в одних предусматривается знакомство с каким-то одним видом работы, другие слишком углубленные и взаимодействуют с другими видами музыкального искусства. Содержание программ носит или краткий, сжатый характер и нацелено на первоначальное знакомство и овладение простейшими приёмами работы, или же более углубленное и расширенное изучение, применяемое только в детских садах, в музыкальной школе, в школах искусств.
Актуальность программы
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. Дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее состояние, разработана программа: « Формирование певческих умений и навыков детей, через вокальные упражнения», направленная на эмоциональное и эстетическое развитие дошкольников.
Педагогическая целесообразность программы
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Голос- это своеобразный индикатор здоровья. Благодаря систематическому распеванию у дутей улучшается работа голосового аппарата, расширяется диапазон голоса. С помощью вокала можно воздействовать на внутренние органы, вовремя пения происходит мягкий массаж горла, в лёгких возникает вибрация, что в свою очередь влияет на кровообращение. Правильно подобранные вокальные упражнения помогают добиться у детей хорошей дикции, чёткого произношения, выработки ритмичного ансамбля, развитию подвижности нижней челюсти. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизации личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Пение, и сопутствующие ему вокальные дыхательные, артикуляционные упражнения, применяемые на занятиях, помогают устранить или смягчить присущую ребёнку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полётностью ), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).
Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Цель программы:
Приобщение детей к вокальному искусству и раскрытие их музыкального потенциала средствами музыкальных упражнений.
Задачи:
-развивать музыкальный слух и певческий голос дошкольников;
-усвоить основные певческие навыки;
-развивать исполнительские способности.
-развивать эмоциональную сферу дошкольников;
-способствовать общекультурному и эстетическому развитию детей;
-воспитывать у детей любовь к музыке, вокальному искусству.
Программа отличается от других программ тем, что
- она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей дошкольников разных возрастных групп;
- включение в занятия упражнения дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой;
- применение речевых игр и упражнений, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами);
- использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;
- песенный репертуар подобран с учетом возрастных особенностей детей.
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Предполагаемые результаты
В процессе систематических занятий у воспитанников развивается голосовой аппарат, расширяется диапазон звучания детских голосов, улучшается дыхание, укрепляются голосовые связки, сохраняется осанка. Дети эмоционально комфортно чувствуют себя в группе сверстников.
Материально-техническое обеспечение
1. Наличие музыкального зала.
2. Фортепиано.
3. Музыкальный центр, компьютер.
4. Записи фонограмм в режиме «+» и «-«.
5. Нотный материал, подборка репертуара.
6. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
Календарно-тематическое планирование
СРЕДНЯЯ ГРУППА
№ п/п | Период прохождения материала | Программное содержание | Репертуар |
1.
2. 3. 4. | Октябрь - Ноябрь Декабрь – Январь Февраль – Март Апрель - Май | 1. Восприятие музыки.: - развивать у детей эмоциональную отзывчивость на песню разного характера; - подводить к умению самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению 2. Развитие музыкального слуха и голоса: - упражнять детей в умении чисто пропевать кварту, терцию, секунду (вверх и вниз); - учить показывать рукой направление звука (сверху вниз или снизу вверх) - упражнять в четкой передаче простого ритмического рисунка 3. Усвоение певческих навыков: - упражнять в умении точно передавать поступенное развитие мелодии (вверх и вниз), в пении мелодии, построенной на интервалах большой и малой секунды, терции, кварты, квинты и сексты (вверх); - учить правильно брать дыхание между музыкальными фразами; - слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению товарищей; - продолжать учить петь естественным голосом, без напряжения; - подводить к умению петь выразительно; - правильно произносить гласные в словах, согласные в конце слов 4. Певческая установка:
1. Восприятие музыки: - развивать у детей умение слышать и эмоционально откликаться на песни разного характера; - уметь слышать и различать вступление; - прислушиваться друг к другу во время пения 2. Развитие музыкального слуха и голоса: - расширять у детей певческий диапазон с учётом их индивидуальных возможностей; - подводить детей к умению контролировать слухом качество пения; - слышать и показывать рукой направление движения мелодии вверх и вниз; - точно воспроизводить простой ритмический рисунок; - учить петь подвижно, легко и естественным голосом; - подводить к выразительному исполнению, передавая характер песни; - следить за произношением гласных и согласных в середине и в конце слов 3. Усвоение певческих навыков:
4. Певческая установка: та же
1. Восприятие музыки:
2. Развитие музыкального слуха и голоса: - упражнять в чистом интонировании большой секунды, терции, кварты (вниз, вверх); - воспроизводить рукой движение мелодии вверх и вниз (поступенное и скачкообразное); - упражнять в точной передаче ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом); - формировать хорошую артикуляцию 3. Усвоение певческих навыков: - учить начинать пение после вступления самостоятельно с музыкальным сопровождением и без него, но при поддержке голоса взрослого; - упражнять в чистом интони-ровании мелодий, включающих квинту (вверх), в умении удерживать интонацию на одном звуке;
4. Певческая установка: та же 1. Восприятие музыки:
2. Развитие музыкального слуха и голоса:
3. Усвоение певческих навыков: - закреплять умение начинать пение после вступления самостоятельно с музыкальным сопровождением и без него; -упражнять в пропевании более сложного ритмического рисунка; - учить петь подвижно, естественным голосом, передавая весёлый характер песен; - следить за чётким и ясным произношением слов 4. Певческая установка: та же | «Зайка», Е. Тиличеевой, «Паровоз» В. Карасевой, «Мы идем с флажками» Е. Тиличеевой, «Петрушка» В. Карасевой. «Как тебя, зовут?» (вопрос-ответ), «Где, ты?- Я, здесь», «Андрей- воробей», нотки «Осень» Кишко, «Огородная хороводная» Можжевеловой, «Дождик» Л. Блошкиной «Лесенка» Е. Тиличеевой, «Спите куклы» Е. Тиличеевой, «Колыбельная» Е. Тиличеевой, «Петрушка» В. Карасевой, нотки «Чудеса» В. Чугайкиной «Санки» М. Красева, «С мамой» Е. Розова «С Днем восьмого марта» Е. Тиличеева, «Андрей- воробей» р. н. м, «Гармошка» Е. Тиличеева, «Зайчик, ты, зайчик» Г. Зингер, нотки, слоговое пение «ква-ква-ква», нотки «Песенка для мамы» О. Егорова. «Барабанщик» М. Красева. «Зима прошла» Н. Метлова, «Тает снег» А. Филиппенко Гамма , «На зеленом лугу», «Гармошка» Е. Теличеева «Паровоз» Г. Эрнесакса «Наша песенка простая» А.Александрова |
СТАРШАЯ ГРУППА
№ п/п | Период прохождения материала | Программное содержание | Репертуар |
1.
2. 3. 4
| Октябрь - Ноябрь Декабрь - Январь Февраль – Март
Апрель – Май | 1. Восприятие музыки.: - развивать эмоциональную отзыв-чивость на песни разнообразного характера; 2. Развитие музыкального слуха и голоса: - упражнять детей в различении звуков по высоте (в пределах квинты), в чистом интонировании квинты, кварты (вверх, вниз); в умении удерживать интонацию на одном звуке; - учить различать звуки по длительности; - закреплять у детей умение точно передавать простой ритмический рисунок хлопками, на металлофоне; - слышать и точно передавать в пении поступенное движение мелодии вверх, вниз и скачкообразное (в мелодии встречаются терции, кварты) 3. Усвоение певческих навыков: - учить детей своевременно начи-нать и заканчивать песню; - брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами; - учить исполнять песни легким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном; -закреплять умение у детей петь естественным звуком, вырази-тельно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах; -отчётливо произносить гласные в словах; согласные в конце слов; -уточнять у детей умение петь с музыкальным сопровождением без поддержки педагога и без сопровождения с помощью взрослого 4. Певческая установка: - во время пения дети должны сидеть прямо, не прислоняться к спинке стула. Ноги твердо стоят на полу, руки свободно лежат вдоль туловища. Если стоя - спину держать ровно без напряжения, руки двигаются в такт песни, ногами «пританцовывать». Голову держать прямо, без напряжения, рот открывать свободно (не в ширину, а вертикально). Губы упруги, подвижны. Не рекомендуются искусственные позы: «руки за спиной», «лодочкой», «замочком». 1. Восприятие музыки: - развивать эмоциональную отзыв-чивость на песни весёлого, шуточного, танцевального и игрового характера; - отличать на слух правильное и не правильное пение товарищей 2. Развитие музыкального слуха и голоса: - закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; - точно интонировать большую и малую секунды, скачки на кварту, квинту; - подводить к умению уверенно пропевать скачок в мелодии на сексту вверх; - упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии, отдельных музыкальных фраз хлопками, на металлофоне, во время пения 3. Усвоение певческих навыков: - учить детей петь лёгким звуком в оживлённом темпе; - петь выразительно, передавая весёлый, шуточный характер песен; - уметь слышать в аккомпанементе и менять в пении динамику, темп звучания; - учить петь самостоятельно, без помощи взрослого, но с музыкальным сопровождением; - правильно и отчётливо произносить гласные в словах; - отчётливо произносить согласные в конце слов 4. Певческая установка: та же 1. Восприятие музыки: - способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости на песни торжественного и лирического характера; - учить различать, называть отдельные части музыкального произведения: вступление, заключение, запев, припев; - продолжать учить контролировать слухом качество пения товарищей 2. Развитие музыкального слуха и голоса: - совершенствовать у детей умение чисто интонировать поступенное и скачкообразное движение мелодии (вверх и вниз); - уметь показывать рукой (играть на металлофоне) движение мелодии вверх и вниз, чередование долгих и коротких звуков 3. Усвоение певческих навыков: - закреплять у детей умение самостоятельно начинать пение после вступления; - правильно брать дыхание; - точно передавать мелодию, петь без напряжения, легко, естественно; - петь выразительно, передавая праздничный, лирический, шуточный и задорный характер песен, следуя за изменением динамики и темпа; - учить произносить все слова внятно, отчётливо; понимать значение слов 4. Певческая установка: та же 1. Восприятие музыки: - продолжать развивать у детей эмоциональную отзывчивость на песни разнообразного характера; - учить слушать, определять и называть жанровую основу песни: вальс, пляска; - контролировать качество собственного исполнения и товарищей; - слышать, называть: вступление, заключение, запев, припев; - самостоятельно определять характер песни, высказываться о нём 2. Развитие музыкального слуха и голоса: - уточнять у детей умение различать высокие, средние, низкие звуки в пределах квинты; - уметь интонировать мелодию в поступенном её движении вверх, а также чисто пропевать скачок на квинту вниз; - петь малую и большую секунду (вверх и вниз); - уметь точно воспроизводить простой и более сложный ритмический рисунок (пунктирный ритм, четверть с точкой и четверть, слигованную восьмой); прохлопать, простучать, сыграть, спеть 3. Усвоение певческих навыков: - закреплять у детей умение точно попадать на первый звук мелодии после вступления; -петь легко, подвижно, естественно, без напряжения; -петь выразительно, передавая характер песни в целом, а также смену темпа в запеве и припеве; - продолжать учить правильно брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами; - проводить детей к умению петь без музыкального сопровождения и без поддержки педагога отдельные фразы и маленькие песенки-попевки; - учить сольному исполнению ранее выученных песен 4. Певческая установка: та же | «Небо синее» Е. Тиличеева, Гамма до мажор, « «Пятачок», «Осень», «Пляшут зайцы» А. Френкель, «Три синички», «Снегири» Е. Тиличеева, «Динь- дон» «Витамины» А. Девочкиной, «К нам гости пришли» А. Александров, «Колыбельная для мамы» В. Шостакова, «Вечером» Е. Розова «Бубенчики» Е. Тиличеевой, «Зима» А. Френкель, «Поезд», «Про кошку», гамма до мажор «Мы встречаем Новый год» Чугайкина, «Новогодняя елка» Чугайкина, «Кружевница» Куликова «Буду летчиком» Е. Тиличеева, «У кота воркота» р.н.м «Шаловливые сосульки», «Насмешливая кукушка» Ю. Слонова « Мама- солнце в окошке» Панченко, «Весна» Савельевой, «Песенка о правилах» Е. Розова « «Качели» Е. Тиличеевой «Филин Филька», «Бубенчики» Е. Тиличеевой, гамма до мажор, слоговое пение- «лю-ли-лё-ля» «Марш космонавтов» А. Филиппенко ,«Земля- наш общий дом Н. Караваевой |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
№ п/п | Период прохождения материала | Программное содержание | Репертуар |
1.
2. 3. 4
| Октябрь – Ноябрь Декабрь – Январь Февраль – Март Апрель - Май | 1. Восприятие музыки.: - обогащать музыкальные впечатления детей; - развивать умения различать эмоциональное содержание песен, высказываться о характере песен, её жанре, о форме песни, о темповых и динамических изменениях в музыкальном сопровождении. - учить слушать и слышать себя и товарищей 2. Развитие музыкального слуха и голоса: - расширять диапазон детского голоса; - способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения (вверх – вниз) и различные интервалы - учить детей точно попадать на первый звук мелодии 3. Усвоение певческих навыков: - учить детей петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией; - учить петь хором, небольшими ансамблями, по одному, с музыкальным сопровождением и без него; - учить петь, ускоряя и замедляя темп, усиливая и ослабляя звук; - добиваться выразительного исполнения песен; - учить детей передавать характер и смысл каждой песни 4. Певческая установка: - во время пения дети должны сидеть прямо, не прислоняться к спинке стула. Ноги твердо стоят на полу, руки свободно лежат вдоль туловища. Если стоя - спину держать ровно без напряжения, руки двигаются в такт песни, ногами «пританцовывать». Голову держать прямо, без напряжения, рот открывать свободно (не в ширину, а вертикально). Губы упруги, подвижны. Не рекомендуются искусственные позы: «руки за спиной», «лодочкой», «замочком». 1. Восприятие музыки: - развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера; - продолжаем учить детей высказываться о форме песни, о темповых и динамических изменениях в музыкальном сопровождении, о характере песни в целом, ее жанре. 2. Развитие музыкального слуха и голоса: - уточнить умение детей различать высокие и низкие звуки в пределах терции; - упражнять в чистом пропевании этого интервала сверху вниз; - упражнять в чистом интонировании поступенных и скачкообразных движений мелодии; - закреплять умение различать долгие и короткие звуки, отмечать длительности движением руки; - учить детей удерживать интонацию на одном звуке 3. Усвоение певческих навыков: - продолжать учить петь без форсирования звука, естественным голосом; - удерживать дыхание до конца фразы, концы фраз не обрывать, заканчивать мягко; - правильно выполнять логические ударения; - продолжать учить детей чисто интонировать мелодию в поступенном движении вверх и вниз, а также скачки вниз на квинту и кварту (вверх и вниз); - упражнять в точном интонировании трезвучий (фа – ля – до2, ре – фа - ля), удерживать интонацию на повторяющихся звуках, точно интонировать тонический ход на сексту вверх; - петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни (ласковая, игривая, светлая, задорная и т.д.). 4. Певческая установка: та же 1. Восприятие музыки: - развивать эмоциональную отзывчивость детей на песни веселого – радостного, веселого – лирического, нежного и энергичного характера; - учить осмысленно восприни-мать жанровую канву каждой песни: колыбельная песня, песня-танец; - подводить детей к умению самостоятельно давать оценку качеству пения товарищей, отмечая не только правильное и неправильное пение, но и выразительное исполнение 2. Развитие музыкального слуха и голоса: - продолжать учить различать и самостоятельно определять направление мелодии, слышать и точно интонировать повторяющиеся звуки; -упражнять в чистом пропевании поступенного и скачкообразного движения мелодии; - упражнять в четкой дикции; - формировать хорошую артикуляцию 3. Усвоение певческих навыков: - уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно пропадая на первый звук; чисто интонировать в заданном диапазоне; - учить самостоятельно реагировать на одинаковые музыкальные фразы с разным окончанием; - совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания; - добиваться выразительного исполнения песен различного характера; - петь с музыкальным сопровождением и без него 4. Певческая установка: та же 1. Восприятие музыки: -воспитывать эмоциональную отзывчивость на песни,; - развивать восприимчивость к весёлым, жизнерадостным и нежным лирическим песням; - продолжать учить детей самостоятельно оценивать правильное и неправильное пение товарищей, выразительность их исполнение, проявляя при этом и самокритичность к собственному пению 2. Развитие музыкального слуха и голоса: - закреплять умение детей различать долгие и короткие звуки, отмечать длительность движением руки; - продолжать упражнять в умении удерживать интонацию на одном, повторяющемся звуке; - упражнять в чистом пропевании секунды вверх и вниз, в чистом интонировании поступенного движения мелодии вниз, ход мелодии на квинту вверх, малую терцию вверх и вниз, сексту вверх, кварту – вниз и мажорное трезвучие сверху вниз 3. Усвоение певческих навыков: - продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; - петь выразительно, передавая динамику не только от куплета к куплету, но и по музыкальным фразам; выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом произведения; - петь выразительно, легким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него 4. Певческая установка: та же | «Осенняя гамма» К. Орфа «Между небом и землею» К. Орфа «Белка» А. Сосниной «Тик-так» «Бубенчики» Е. Тиличеевой «Скок-поскок» р. н. м «Колыбельная» р. н. м Слоговое пение «Ма -мэ -мо- му» «Мамочка милая» С. Нейкурс «Листопад» Е. Тиличеева «Трёхцветный мой флажок» Н.Орлова, «Маленький принц» Е. Розова Пропевание гласных в разной последовательности «И-Е-А-О-У» слоговое пение «ЗИ-У-И-У-ЗИ» гамма до мажор «Непослушный мишка». Л Островский, «Здравствуй, утенок» «Карнавал у елки» «Зима в России» Н. Куликова «Красавица» Чугайкина «Рисунок» П. Синявский «Нежность» Е. Розова «Здравствуй, музыка!» Гамма до мажор, слоговое пение «Лю-лё-ли-ля», «Чудак» «Эхо» «Вальс» Е. Тиличеевой, «Музыкальное эхо» А. Андреевой «Лиса по лесу ходила» прибаутка «Колыбельная для мамы» А. Комарова, «Лунный кораблик» П. Синявский, «Весенняя песенка» А. Савинского «Как под горкой, под горой», «Птички-синички», «Лягушка» Е. Тиличеевой, «Качели» Е. Тиличеевой. «Мы- Гагаринцы» А. Пахмутова , «День Победы» Н Еремеева |
Используемая литература
- Т. Орлова, С. Бекина «Учите детей петь» – М.: Просвещение, 1986.
- Т. Орлова, С. Бекина «Учите детей петь» – М.: Просвещение, 1987.
- Т. Орлова Т.М., Бекина С.И. – М.: Просвещение, 1988.
- И. Каплунова, И. Новоскольцева «Невская НОТА», С-Пб,2010.
- Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2006.
- «Музыкальный букварь». М.,Музыка,1987
- М .Румер, Е. Домрина, Н. Куликова. Музыка. М., Музыка, 1974
- «Музыкальный руководитель»-Распевки,1995
- Э. Костина « Диагностика музыкально – сенсорного развития детей 4-7 лет». Нижний Новгород,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие двигательных умений и навыков дошкольников через подвижные игры".
Подборка подвижных игр по месяцам....
Перспективный план работы "Развитие двигательных умений и навыков дошкольников через подвижные игры"
...
Консультация для педагогов «Развитие двигательных умений и навыков дошкольника через подвижные игры и эстафеты»
«Развитие двигательных умений и навыков дошкольника через подвижные игры и эстафеты»...
Статья "Использование подвижных игр в формировании двигательных умений и навыков дошкольников".
ЗОЖ...
Статья:"Формирование певческих умений у старших дошкольников."
Теоретическое обоснование, подбор и использование музыкально-дидактических игр с использованием SMART Board, направленных на формирование певческих умений у старших дошкольников....
Консультации для родителей.Сценарии к праздникам.Программа по формированию певческих умений и навыков.Проекты.
Консультации для родителей.Готовимся к утреннику.Как одеть ребенка на праздник.Правила поведения родителей на утреннике.Музыкальные инструменты своими руками.Программа по формированию певческих умений...
Консультации для родителей.Сценарии к праздникам.Программа по формированию певческих умений и навыков.Проекты.
Консультации для родителей.Готовимся к утреннику.Как одеть ребенка на праздник.Правила поведения родителей на утреннике.Музыкальные инструменты своими руками.Программа по формированию певческих умений...