ПЛАСТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК СКУЛЬПТУРЫ
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Дошкольники знакомятся со скульптурой, как искусством, с понятием «пластический язык скульптуры», с монументальной скульптурой в процессе рассматривания статуй «Отдыхающий Гермес», «Артемида Версальская», «Скорбящая Афина, или печалящаяся Афина»; закрепляют свои знания о скульптуре малых форм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyubivaya_n.n._meropriyatie_integrirovannogo_haraktera.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 26 «Кораблик»

города Губкина Белгородской области

Мероприятие интегрированного характера

«Пластический язык скульптуры»

(для детей подготовительной к школе группы)

Н.Н. Любивая, старший воспитатель

          Цель: познакомить дошкольников со скульптурой, как искусством, с понятием «пластический язык скульптуры», с монументальной скульптурой в процессе рассматривания статуй «Отдыхающий Гермес», «Артемида Версальская», «Скорбящая Афина, или печалящаяся Афина»; закреплять знания о скульптуре малых форм; способствовать эмоциональному выражению впечатлений детей от рассматривания предметов искусства и получения новых знаний посредством пластических этюдов; развивать память, внимание, мышление, воображение, коммуникативные способности; воспитывать эстетические чувства у дошкольников.

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация», «Здоровье», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

Оборудование: мультимедийный проектор; DVD – проигрыватель; CD- диск с музыкой А.Вивальди «Зима», П. Мориа «Влюбленная женщина»; сборник стихотворений Р. Рильке, Гомера; пластилин, стеки, дощечки для пластилина, влажные салфетки по количеству детей.

Ход мероприятия интегрированного характера:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла необычная гостья. Обратите внимание на экран. (На мультимедийном проекторе дети видят Фею скульптуры).

Фея скульптуры: Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся: меня зовут Фея скульптуры. Я повелеваю  массой, движением и фактурой.

Скульптура – одно из самых древних искусств. Я знаю произведения, созданные тысячелетия тому назад, мастерами Египта, Индии и Греции. Само слово произошло от латинского, что означает «высекать». У каждого искусства – свой язык, с помощью которого художник рассказывает о мире, его окружающем. Скажите, что помогает живописцам чувствовать богатство мира? ( Краски).

Фея скульптуры: Правильно, если живописец использует сочетания разных красок, то скульптор лепит свои произведения из глины, высекает их из камня или мрамора. Он передает то, что задумал не плоским изображением, как на картине, а объемным, и мы можем посмотреть на скульптуру со всех сторон. Скажите,  а какие скульптуры вы знаете?

Дети: «Печальная обезьянка», «Ягуар», «Аист» В. Ватагин; «Лань с детенышем», «Баран», «Петух», «Дельфин», «Зебра» И. Ефимов»; Е. Гуревич «Щенок»; «Старичок-лесовичок, «Нищая братия», «Бабушка»; Юный скульптор» А. Брагис и т.д. (дети демонстрируют знания о скульптурах малых форм из примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы назвали скульптуры малых форм. А еще существует монументальная скульптура, с которой я и Фея скульптуры хотим вас познакомить.

Фея скульптуры: Обратите внимание на экран (показ античной скульптуры «Отдыхающий Гермес» - римская бронзовая копия с мраморного оригинала второй половины IV в. до н.э., Неаполь, Нациоанальный музей). Перед вами изображен юноша, сидящий на камне. Эта скульптура называется «Отдыхающий Гермес». Она является одним из памятников древнегреческой культуры. Гермес – древнегреческий бог, покровитель торговли. Какие чувства вызывает у вас скульптура «Отдыхающий Гермес»? (ответы детей).

Фея скульптуры: Я понимаю, почему вы затрудняетесь ответить на этот вопрос. Искусство скульптуры не такое «разговорчивое», как живопись. Чтобы разговорить скульптуру, надо изучить ее сдержанный язык, язык массы, объема, выразительности материала, из которого она рождается своим создателем – скульптором, выразительности ее движения и жеста.

Воспитатель: Ребята, давайте вместе попытаемся рассмотреть ее. Вся фигура статуи расслаблена, спина согнута: глаза опущены вниз, одна нога согнута в колене, а другая вытянута, рука согнута в локте и лежит расслаблено на колене. Как вы считаете, какое состояние может быть у человека, если он примет позу отдыхающего Гермеса?»

Дети: Когда человек устал.

Воспитатель: Давайте мы изобразим свой пластический этюд и сравним его со скульптурой «Отдыхающий Гермес». (Под музыку А. Вивальди «Зима» дети с помощью движений изображают пластический этюд и сравнивают со скульптурой).

Фея скульптуры: Обратите внимание на экран (показ античной скульптуры «Артемида Версальская» римская мраморная копия с греческого оригинала 325-300 г. до н.э., Париж, Лувр). Эта скульптура изображает греческую богиню, покровительницу охоты Артемиду в движении. Она одета в короткое платье, за спиной стрелы, рядом ее любимая лань. Черты лица не выражают мягкость, потому что богиня обладает решительным и агрессивным характером. Она часто пользуется луком и стрелами как орудием наказания и строго охраняет дикую природу от уничтожения.

Воспитатель: Читает стихотворение Р. Рильке «Артемида»

Упала ткань на недозрелость грудей, предчувствием грядущего полна 
Какой она в тебе порыв разбудит? Рванешься ты, сердцем холодна,

Высокоподпоясанная, в чащу с собаками и нимфами своими, 
Налаживая стрелы на ходу? Иль зов людской тебя у гор отнимет, 
Ты спустишься к роженице кричащей, чтоб отогнать страданья и беду? 

Воспитатель: Как вы считаете, данное стихотворение помогло передать образ Артемиды? (Ответы детей).

Давайте мы попробуем принять позу Артемиды с одноименной скульптуры. (Дети разминаются под музыку П. Мориа «Влюбленная девушка»).

Фея скульптуры: Читает стихотворение Гомера «Афина»

Славить Палладу-Афину, оплот городов, начинаю, 
Страшную. Любит она, как и Арес, военное дело, 
Яростный воинов крик, городов разрушенье и войны. 
Ею хранится народ, на сраженье ль идет, из сраженья ль. 
Славься, богиня! Пошли благо действие нам и удачу! 
Воспитатель: Это стихотворение о греческой богине мудрости и справедливой войны Афине. Была она мастерицей и воительницей, проводила время, не жалея сил, за работой, чтобы одеть и обуть весь Олимп. Когда же до слуха ее доходил свист стрел или звон мечей, она бросала веретено, облачалась в доспехи и с мечом в руке бросалась в сечу.

Обратите внимание на экран (показ античной скульптуры «Скорбящая Афина, или печалящаяся Афина» из Афинского Акрополя, ок. 460 г. до н.э.). Что же нам хочет рассказать через свое движение, через свою пластику скульптура «Скорбящая Афина, или печалящаяся Афина»?

Дети: Афина расстроена, у нее случилось горе.

Воспитатель: Передает ли данная скульптура воинственный образ       Афины?

Дети: Нет. На скульптуре Афина плачет, согнувшись и закрыв лицо руками.

Фея скульптуры: Ребята, просмотрев все скульптуры, скажите, какие чувства они у вас вызывают? (Ответы детей).

Воспитатель: Подобно живописцу, скульптор передает в своей работе характер человека, его внутренний мир. Чувства  человека мы можем прочитать в чертах лица. Но жест, движение также говорят о его душевном состоянии, и даже складки одежды могут усилить выразительность скульптуры.

         Фея скульптуры предлагает детям по выбору вылепить из пластилина варианты вышеуказанных статуй. В конце мероприятия интегрированного характера используется прием рефлексия: дети рассказывают о том, что существует монументальная скульптура, называют статуи, с которыми познакомились, объясняют понятие «пластический язык скульптуры». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по физическому воспитанию «Стрекоза» (горизонтальный пластический балет)

В раВ В рабочей программе представлена нетрадиционная форма работы по оздоровлению детей....

Доклад на тему:"Использование вокально-речевых игр, пальчиковой, дыхательной гимнастики с элементами пластического этюда в режимных моментах и коррекционной работе с детьми в условиях реализации ФГТ к основной общеобразовательной программе".

Доклад на тему:"Использование вокально-речевых игр, пальчиковой, Дыхательной гимнастики с элементами пластического этюда в режимных моментах и коррекционной работе с детьми в условиях реализации ФГТ к...

«Семь ключей к познанию себя. Формирование адекватного образа-«Я» у детей с нарушениями зрения посредством образно-пластической деятельности»

Данная работа посвящена проблеме формирования адекватного образа - «Я» у ребенка с нарушением зрения через образно-пластическую деятельность (тезисы авторской программы)....

Конспект НОД в подготовительной группе "Знакомство детей с видами изобразительного искусства (живопись, скульптура малых форм и монументальная скульптура)"

В конспекте представлен материал по формированию   у детей представление о живописи как виде изобразительного искусства, о том, что скульптура бывает монументальной и малой форм. Основная ц...

Проект по созданию пластического теневого театра (для детей подготовительной группы) «Язык жестов и пластики тела »

Пластический театр - особенный театр, такие театры на грани нескольких искусств — новое, набирающее популярность направление искусства....

Тема: "Мир скульптуры" (знакомство со скульптурой с использованием ИКТ)

Конспект занятия по художественно- эстетическому развитию детей в подготовительной к школе группе. (из опыта работы по программе "Детство")...