Тема: "Мир скульптуры" (знакомство со скульптурой с использованием ИКТ)
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Макрушина  Татьяна Васильевна

Конспект занятия по художественно- эстетическому развитию детей в подготовительной к школе группе. (из опыта работы по программе "Детство")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepka_no3.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Мир скульптуры» (знакомство со скульптурой с использованием ИКТ)

Задачи:

продолжать знакомить детей со скульптурой как с видом изобразительного искусства;

-показать отличие скульптуры от живописи, дать представление о разнообразии выразительных средств скульптуры, дать краткую информацию о работе скульптора;

-знакомить с произведениями нескольких известных русских скульпторов, хранящихся в Государственном Русском музее;

-развивать эмоциональное восприятие, творческое воображение;

-поощрять речевую активность;

-привлекать к самостоятельным , обдуманным высказываниям по поводу увиденного.

Базисные знания, умения и  навыки детей: имеют представление о скульптуре как о виде изобразительного искусства, об особенностях работы скульптора, о том, где он создает свои произведения, как и с помощью чего над нами работает; знают и называют некоторые скульптурные произведения, их авторов.

Предварительная работа: беседа о скульпторе как о виде искусства, рассматривание иллюстраций, фотографий, презентации по теме, лепка на занятии, в изостудии, экскурсия в музей изобразительного искусства.

Материалы и оборудование: слайды с видами залов Государственного Русского музея, с изображениями скульптур из этого музея (заранее созданная педагогом видео-  презентация),оборудование для показа презентации, нарисованный и вылепленный медвежонок.

Содержание занятия.

1.Вступительная часть.

Педагог. Ребята, сегодня мы побываем в городе скульптур. Что же это за город? Что интересного можно увидеть и узнать в этом городе? (предложения детей)

2.Беседа педагога.

Педагог: Как вы думаете, какие произведения  искусства называются скульптурой? (показывает нарисованного и вылепленного мишку.) Чтобы понять, что такое скульптура, давайте посмотрим на нашего мишку: один нарисован   на бумаге, а другой вылеплен из глины. Кого из двух мишек мы назовем скульптурой? (ответы детей) Верно, мишку, вылепленного из глины, можно назвать скульптурой.

Теперь мы можем объяснить, чем не похожа скульптура на другие произведения искусства- картину или рисунок. Чем же отличается мишка- скульптура от мишки- рисунка? (ответы детей). Верно, ребята, мишку- скульптуру можно взять в руки, осмотреть со всех сторон, а мишку- рисунок мы видим только с одной стороны, да и в руки такого мишку не возьмешь: изображение не отделить от бумажного листа. Значит, скульптура отличается тем, что ее можно посмотреть со всех сторон, потому что она объемная. Скульптуру интересно смотреть не стоя на одном месте, а в движении- ее можно обойти со всех сторон.

Педагог демонстрирует слайды.

Педагог. А теперь посмотрите на экран. Перед вами вид одного из залов Государственного Русского музея. Что мы видим в этом зале? (Картины). Присмотритесь, здесь же на специальных возвышениях мы видим произведения художников- скульпторов. Посетители музея внимательно разглядывают экспонаты, давайте и мы с вами присоединимся к этим людям и продолжим наше путешествие в мир скульптуры. Как вы думаете, из каких материалов можно создавать скульптуру? (из глины, пластилина, камня, мрамора, дерева..) Из чего бы  вы сделали скульптуру, если бы были скульптурами? (свободные высказывания детей.)

 Скульптура- древнее искусство, оно может поведать нам об истории, о людях и событиях прошлого. (Показ слайда с изображением скульптуры М. Козловского «Бдение Александра Македонского».При необходимости объяснить слово «бдение»- неослабленное неусыпное внимание.)

Эта скульптура появилась очень давно, около двухсот лет назад, ее автор- скульптор Михаил Иванович Козловский. Ребята, как вы думаете, где появилась эта скульптура? Где создавал ее скульптор? (в мастерской.) Скульптор создает свои произведения в мастерской, используя различные инструменты.

Кто-нибудь из вас слышал имя героя, которого изобразил скульптор? Как вы думаете, кем был этот человек? Каким он был? (Ответы детей.) Более чем полторы тысячи лет назад в Древней Македонии жил знаменитый полководец Александр Македонский. Он завоевал многие страны, но кроме военных походов, его интересовали книги, он стремился к знаниям, к науке. Посмотрите внимательно на скульптуру и попробуйте догадаться, какой эпизод из жизни полководца они изображают? (ответы детей.) Стремление к знаниям у Александра Македонского было так велико, что он занимался науками даже ночью. Читая книгу, он держал в руке медный шар. Как только он начинал засыпать, шар падал с его рук. Стук падающего шара будил полководца. Таким образом он воспитывал волю, способность в любой момент побороть сон. Об этом рассказывает скульптура.

Как видите, скульптура не так уж молчалива, как может показаться на первый взгляд. Но чтобы услышать ее голос, надо быть очень внимательным, наблюдательным, вдумчивым. И тогда мы узнаем много нового и интересного. О чем же нам рассказала скульптура М.И. Козловского «Бдение Александра Македонского»? (Ответы детей.)

Значит, скульптура нам может рассказать о истории, о людях, о многих событиях жизни. А о сегодняшнем дне может рассказать скульптор? (Ответы детей.)

Еще древние греки умели высекать из мрамора изображения богов и людей. Создать скульптурное произведение очень сложно (будь то металл или камень). Высечь, вырубить скульптуру из мраморной глыбы- трудная работа, требующая больших усилий и твердой руки. Если перевести на греческий язык слово «высекать», то получится «скульптуре». Догадываетесь, ребята, откуда произощло название искусства скульптуры? Давайте вместе произнесем это слово- скуль-пе-ре. Слышите, как твердо, резко оно звучит, словно оно само высечено из камня?

3. Заключительная часть.

Педагог. Сегодня мы много узнали о скульптуре. Давайте вспомним, какие скульптуры мы с вами видели. Что вам больше всего понравилось во время путешествия по залам Государственного Русского музея? (ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «О правах - играя». Конспект занятия с использование компьютерной презентации в подготовительной группе

Цели данного занятия. Дать детям общее представление об их правах. Развивать правое мировоззрение и нравственные представления. Продолжить учить рассуждать, делать выводы. Воспитывать чувство самоуваж...

Конспект интегрированного занятия на тему: "Составление рассказа о диких животных с использованием графического плана" в старшей группе.

Данный конспект освещает методы и приемы формирования навыков связной речи у детей дошкольного возраста с речевыми расстройствами. Конспект адресован педагогам дошкольных учреждений....

Подгрупповое логопедическое занятие. Тема: «Описание морских и речных рыб с использованием опорной схемы»

Конспект подгруппового занятия по закреплению умения составлять описательный рассказ по схеме для детей старшего дошкольного возраста (5- 6 лет). На занятии дети закрепляют знания по теме "Рыбы", обог...

Планирование работы по лексической теме "Осень" в старшей логопедической группе, с использованием приёма мнемотехники

Планирование для учителей-логопедов по лексической теме "Осень" в старшей логопедической группе (1год обучения). Планирование соствлено с использованием приёма мнемотехники....

Презентация к СОД "Нет милее дружка, чем родная матушка" - "Тема материнства в живописи и скульптуре"

Презентация сделана для показа на открытом занятии в рамках районного "Фестиваля педагогических идей"....

Результаты реализации инновационной площадки по теме «Развитие конструктивных способностей у дошкольников через использование конструктора LEGO и робототехники с использованием регионального компонента»

Результат тематического контроля «Внедрение разработанной системы педагогической и воспитательной работы, направленной на развитие конструктивной и исследовательской деятельности дошкольников в ...