ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
проект по теме

Битунова Любовь Павловна

 

Проект

“Матрешка”

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx116.6 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность

на тему:

МБДОУ  Детский сад “Колосок”  

Проект

“Матрешка”

воспитателя первой квалификационной категории

Битуновой Любови Павловны

     

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

     

г.Болгар     2015 г

Паспорт проекта «Матрешка»

1.Тема  проекта: «Матрешка».      

2.Вид проекта: творческий - познавательный.

3.Продолжительность: две недели.

4.Участники проекта: воспитатель, дети, родители и родители.

Возраст: 4-5лет

Актуальность проекта: Проблема заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей не очень-то чем-либо удивишь. Целенаправленное ознакомление детей с яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира-русской  матрёшкой - это одна из частей формирования у детей патриотизма, знаний о русских народных обычаях и традициях. Знакомя детей с русской матрёшкой, уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем  воображение, эстетический  вкус. Нельзя считать себя культурным, интеллигентным  человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них духовности. Именно поэтому родная культура, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости.

Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.

 Проблема проекта: Знаний детей о русской народной культуре, музыкальных традициях и о народных промыслах России - недостаточно. Нравственно - патриотическому воспитанию детей отводится недостаточно времени в рамках образовательной деятельности в детском саду. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями, в том числе и народной музыкой.

Если привлечь внимание детей к повседневному, знакомому им предмету матрешка, и показать историю её появления во взаимосвязи с развитием быта, культуры, искусства, традиций русского народа, то у дошкольников проявится познавательный интерес к истории, возникнет желание изучать её и отразить полученные знания в своей творческой деятельности.

Цели:  -  Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, ее наследию:

  - Формирование творческой активности ребенка через изучение народного творчества.

  - Познакомить детей с самой известной русской игрушкой-матрёшкой..

  - Закреплять знания детей о народных умельцах.

  - Продолжать знакомить детей с русским фольклором: потешками, песнями, загадками, пословицами и скороговорками.

  - Воспитывать интерес и уважительное отношение к русской культуре.

  - Развивать внимание, творческое воображение.

                                Задачи проекта:

Воспитательные:

-совершенствовать уровень накопленных знаний в области русской народной культуры;

- воспитывать у детей гордость за свой народ, формировать уважение традициям и обычаям страны, края. Прививать им интерес к прошлому родной страны;

-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Развивающие:

-развивать внимание и память;

-развивать творческие способности и эстетические чувства;

- развивать мелкую моторику;

-развитие кругозора и обогащение словарного запаса..

Обучающие:

-активизировать интерес к русскому- прикладному и музыкальному творчеству;

-закрепление и умение работать с нетрадиционной техникой рисования;

-побуждать детей к использованию практических навыков совместной игровой деятельности.

                               

                               

                           Этапы проекта:

Подготовительный:

1.Подготовка иллюстративного материала, художественной и методической литературы  для ознакомления детей с художественно-прикладным искусством.

2.Сотрудничество с родителями. Консультация для родителей «История матрешки».

3.Беседа о быте русского народа.

4.Подбор материала для ярмарки: ложки деревянные, матрешки и др.

Основной:

1.Рассматривание и описание матрешек.

2.Разучивание танца»Матрешки».

3.Разучивание песни «Русские матрёшечки».

4.Беседы о профессиях, о народных умельцах.

5.Рисование узора на фартуке матрешки.

6.Разучивание народных игр :»Карусель» и другие.

7.Знакомство с «солевым» рисованием.

8.Разгадывание загадок.

8.Разучивание скороговорок.

10.Знакомство с трудом(резчик по дереву,художник).

Заключительный:

1.Выставка «солевое» рисование»Узор на фартуке».

2.Выставка рисунков на тему:»Русские матрёшки».

                        Взаимодействие с педагогом:

1.Чтение художественной литературы;

2.Занятие «Украшение фартука матрешки».

3.Танец»Матрешки».

4.Песня «Русские матрешечки».

5.Чтение художественной литературы :

Л.Некрасова»Весёлые матрёшки», И.Лыкова»Румяные матрёшки»,

С.Маршак «О матрёшках» ,З.Петрова «Ой, да мы матрёшки!.

                  Самостоятельная деятельность:

1.Подвижные игры:» Карусель» и другие.

2.Выставка рисунков на тему» Русские народные игрушки».

                   Взаимодействие с родителями:

1.Разучивание скороговорок.

2.Изготовление костюмов.

3.Праздник»Весёлая ярмарка»

                   Ожидаемые результаты проекта:

-расширили знания о традициях народной культуры;

- появление интереса к истории России;

- формирование у детей патриотических чувств и развития духовности;

- ознакомление с историей возникновения матрешки .

- появление интереса к музыкальной культуре;

-развитие художественных способностей и творческого воображения у детей.

                           Результат проекта.

1. У детей появился интерес к изучению русской народной культуры.

2. Сформировались навыками культуры общения со сверстниками и взрослыми людьми

3. Обогатились знания детей о быте русского народа.

4. Расширились знания о традициях русского народа.

5. Возросло желание детей изучать фольклор и музыкальные традиции русского народа во время свободного досуга.

Вывод: Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга. Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

                         Анкета для родителей.

1. Считаете ли вы нужным знание детьми русских народных праздников, традиций, обычаев и обрядов?

a) Дети должны знать народную культуру.

b) Не придаю этому вопросу особого значения.

c) Другое.

2. Празднуете ли вы дома народные праздники?

a) Всегда, если знаю о них.

б) Считаю не нужным.

c) Другое.

3. Как вы относитесь к тому, что в детском саду празднуются такие праздники, как: «Осенняя ярмарка», «Пасха», «Рождественские колядки», «Масленица» и т.д.

a) Положительно.

b) Считаю это не нужным.

c) Другое.

4. Как реагирует ваш ребенок на русское народное творчество?

a) Любит все, что связано с фольклором (русские народные песни, пляски, загадки, потешки, сказки и т.д.)

b) Равнодушно.

c) Другое.

5. Звучат ли в вашем доме русские народные мелодии?

a) Слушаем охотно, сами любим петь русские народные песни.

b) Не слушаем совсем.

c) Другое.

6. Какие условия созданы для домашнего музицирования?

a) Есть музыкальный инструмент (указать какой).

b) Есть детские обучающие программы.

c) Не занимаюсь этим.

d) Другое.

           Результаты анкетирования родителей:

• 92% родителей считают, что дети должны знать народную культуру;

• 67% родителей с детьми празднуют дома народные праздники, 10% - празднуют не регулярно, а 23% считают не нужным;

• 90% родителей считают положительно, что в детском саду празднуются различные народные праздники;

• 24% родителей считают, что детям нравится русское народное творчество, 15% относятся к творчеству равнодушно, а 61% любят и слушают более современную и популярную музыку;

• 13% родителей с детьми слушают и поют дома русские народные песни, 55% не слушают совсем, а 32% или слушают по телевизору, или на городских мероприятиях;

• 36% родителей имеют какой-либо музыкальный инструмент, а 28% собираются приобрести музыкальный инструмент для обучения ребёнка в музыкальной школе, 29% родителей не имеют музыкальных инструментов и не собираются обучать детей музыке.

                Приложение


(Берут  большой обруч с лентами. Каждый ребёнок берётся за ленту).
 -  А  теперь на карусели,
Еле – еле, еле – еле.
А потом, а  потом
Всё бегом, да бегом!

 (Сначала идут шагом,

затем бегом).

   

 

Стихи

Ю. Володина                                                                                                     
Давай-ка с тобой 
Поиграем немножко:
В матрёшке большой есть 
Поменьше матрёшка.

А.Гришин
Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются-матрёшки.

Е.Крысин
В одной кукле – кукол много,
Так живут они -  друг в дружке,
Их размер рассчитан строго -
Деревянные подружки.

Р. Карапетьян
Как в большой-большой матрешке,
Есть поменьше, на немножко,
Ну а в ней - еще немножко,
Ну а в ней - матрешка-крошка,
Ну а в крошке - никого.
Их четыре же всего. 

Л. Громова
Подарили Маше
Матрешку – нету краше!
Вся такая ладная:
Яркая, нарядная!
Интересно с ней играть,
Можно даже открывать.
Приоткрой ее немножко,
Там внутри - ещё матрешка!
Только чуть поменьше ростом,
В остальном - двойняшки просто!

Стали третью мы искать, 
Оказалось целых  пять!
Пять матрешек – все в одной
Могут спрятаться порой. 

Н. Радченко
На полке куколка стоит,
Она скучает и грустит.
Но в руки ты её возьмёшь
И в ней ещё одну найдёшь.
А в той ещё... И вот уж в ряд
Пять милых куколок стоят.
Хоть роста разного, но всё же
Все удивительно похожи.
В нарядных сарафанах пёстрых
Румяные матрёшки-сёстры.
Была одна, а стало пять,
Им больше некогда скучать!
А наиграются подружки,
И снова спрячутся друг в дружке.

С. Иванов
Ой ты барышня-матрёшка,
Я возьму тебя в ладошки,
Покажи мне тех девчат,
Что внутри тебя сидят!
Ой ты барышня-матрёшка,
Разноцветная одёжка,
Знает весь огромный мир
Этот русский сувенир! 
Загадки про матрешку

З. Медведева 
МАТРЁШКА

У меня матрешка есть, 
Новая игрушка, 
В жёлтом сарафанчике 
Славная толстушка.

А её откроешь - 
В неё сидит вторая, 
Вся в зеленом, как весной 
Травка молодая…

А вторую отвернешь - 
Там еще матрешка. 
Та матрешка вовсе крошка, 
То – любимая матрешка.

Вся она как маков цвет - 
Сарафан на ней надет 
Алый, как цветочек, 
И под цвет платочек.

Пуще всех её храню, 
Больше всех её люблю, 
Маленькую крошку - 
Красную матрешку.

Цветастое платье, 
Румяные щёчки!
Её открываем – 
В ней прячется дочка.
Матрёшки танцуют, 
Матрёшки смеются
И радостно просят 
Тебя улыбнуться!
Они к тебе прыгают 
Прямо в ладошки - 
Какие веселые  (Эти матрёшки!) 

В деревянной Машеньке 
Внутри кукла Сашенька. 
Открой куклу Сашеньку, 
А там - крошка Дашенька. 
А в сестрице Дашеньке 
Есть малютка Пашенька. (Матрешка)

 

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке, 

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица –

Для меньшей – темница. (Матрешка)

Толстушка покупается,
В средине открывается -
Племяшка улыбается.
Племяшка открывается -
Внучка в ней вмещается.
Как тётя называется? (Матрешка)

  

В. Стручков

В разнаряженной Девице
Перепрятались сестрицы. (Матрешка)

 

Разноцветные Подружки
Перепрятались друг в дружке.
Мал, мала, меньше. (Матрешка)

 

Г. Таравкова

 Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы -...(Матрешки)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...