Программа дополнительного образования
материал (средняя группа) на тему

Программа дополнительного образования по  развитию познавательной активности детей среднего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение   «Детский сад комбинированного вида № 3 «Ласточка»

Программа

дополнительного образования дошкольников

«Любознайка»

Развитие познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством Монтессори – материалов.

http://img-fotki.yandex.ru/get/4406/cadi-1986.51a/0_802d8_53263e94_XL

г. Мегион

Автор программы: Гарипова Лилия Илгизовна

                                   педагог дополнительного образования

МБДОУ ДС КВ №3 «Ласточка»

г. Мегион,  Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Содержание

  1. Целевой раздел                                                                    стр. 3 – 8
  1. Пояснительная записка                                              стр. 3- 6
  2. Особенности развития познавательной деятельности детей  среднего дошкольного возраста                                стр. 7 -  8                                                                      
  3. Принципы реализации программы                            стр. 9
  1. Содержательный раздел                                                    стр. 10 - 13
  2. Организационный раздел                                                  стр. 14

Литература                                                                            стр. 15

Приложения                                                                          стр. 17- 36

  1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

Программа дополнительного образования  «Любознайка» направлена на развитие познавательной деятельности  детей среднего дошкольного возраста.

Данная  программа  разработана в соответствии с  Федеральным Законом  «Об образовании в Российской Федерации», согласно Федеральному государственному образовательному стандарту к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденный  приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрированным  в Минюсте России 14 ноября 2013 г.,  регистрационный № 30 384.

На современном этапе развития общества предъявлены новые требования к качеству дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования (ФГОС ДО) в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Познавательная деятельность рассматривается нами как сознательный, активный процесс приобретения и использования знаний. Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его позицией как субъекта данной деятельности, которая заключается в способности видеть и ставить познавательные задачи, намечать план действий, отбирать способы решения поставленных задач и добиваться результата, а также способности анализировать полученный результат.  

Актуальность программы развития познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста «Любознайка» заключается в том, что на протяжении всего дошкольного детства, а особенно в младшем и среднем дошкольном возрасте,  наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая предусматривает самостоятельный или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества поиск знаний. Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и удивляться им.

Познавательная деятельность захватывает дошкольников тогда, когда она имеет занимательный характер. Кроме того, интенсивное развитие познавательной деятельности дошкольников невозможно без проведения с детьми специальных занятий. Но это не должны быть неинтересные и скучные занятия, которые не принесут никакой пользы ребенку, а, скорее, наоборот, полностью лишат его всяческого желания что-либо познавать. В качестве главного занятия дошкольников должен выступать важнейший вид деятельности ребенка дошкольного возраста – игра. Концепция дошкольного воспитания определяет игру как самоценную деятельность, дающая дошкольнику свободу выбора, возможность реализовать себя, достичь состояния эмоционального комфорта, причастности к детскому обществу, получить опыт взаимодействия. В игре в полной мере проявляются особенности мышления и восприятия ребенка, реализуется потребность в общении, способность к воображению, эмоциональная активность. Игра влияет на развитие всех сторон личности ребенка, в том числе развивает интеллектуальную деятельность. Именно поэтому занятия по данной программе организуются в игровой форме, в их основе лежат развивающие игры, объединенные общим сюжетом или темой. Перечисленным особенностям таких занятий соответствует игровая деятельность с Монтессори-материалами, которые могут эффективно развивать познавательную деятельность ребенка. Особенностью данных материалов является наличие двух целей: прямой и косвенной, что позволяет параллельно решать несколько задач. Через обращение с материалом ребенок приобретает различные навыки. Он учится ставить цель и находить соответствующие пути ее достижения. Монтессори-материалы отвечают спонтанному и ненасытному стремлению ребенка к движению. Направленная на дидактические цели моторика влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие. Монтессори-материалы дают  возможность контроля над ошибками. Ребенок должен уметь сам находить свои ошибки и исправлять их. Если ошибка возникла, он устраняет ее, и нарушенный порядок восстанавливается. Действие с различными материалами дает возможность вызвать  у детей интерес к  познанию, желание действовать и уточнять свои знания. И что очень важно,  данные  материалы формируют у детей потребность в умственной работе, интеллектуальную и творческую активность. 

Цель программы: развитие познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством Монтессори – материалов.

Задачи программы:

Образовательные:

  1. Расширять у детей кругозор, активный словарь
  2. Формировать сенсорные, математические представления
  3. Обогащать личный опыт взаимодействия с различными предметами

Развивающие:

  1. Развивать моторику рук и пальцев
  2. Развивать органы чувств: осязание, обоняние, слух, зрение
  3. Развивать  «интуитивное чтение»
  4. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать
  5. Развивать графические навыки.

Воспитательные:

  1. Формировать мотивации к деятельности
  2. Воспитывать коммуникативные навыки и умения
  3. Воспитывать исследовательский интерес, чувство радости от удавшейся работы.

  1. Особенности развития познавательной деятельности детей 4-5 лет

В 4 года познавательное развитие ребёнка переходит на другую ступень - более высокую и качественно отличную от предыдущей. Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства,  времени. Развиваются виды и свойства внимания, памяти, воображения. Формируется произвольность психических процессов, т.е. умение управлять ими, ставить цели познавательной деятельности и контролировать их достижение. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова.

Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщённых свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. В связи с этим познавательная деятельность приобретает новую форму: ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами-понятиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечёт за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как? зачем? почему?  На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к своего рода опытам, направленным на выяснение неизвестного.

Таким образом, в этом возрасте выделяются 4 основные направления познавательного развития:

- знакомство с предметами и явлениями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;

- установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребёнка целостной системы представлений;

- удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей (именно с этого возраста целесообразно организовывать кружковую работу, занятия по интересам);

- формирование положительного отношения к окружающему миру.   

Дошкольник пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создаёт новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение  системы разнообразных «обследовательских» действий, приёмов простейшего анализа, сравнения.  Ребенок может анализировать и сравнивать предметы по цвету, форме, запаху, размеру, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство.

Дети данного возраста верят в себя, не боятся ошибиться, так как у них только начинают формироваться представления о своих возможностях и критическое отношение к себе. Ребенок готов к любому творчеству и содружеству, он свободно проявляет себя в любой деятельности.

1.3. Принципы реализации программы

Программа составлена с учетом  следующих принципов:

- принцип субъектности: предполагает обеспечение развития способности ребенка становиться субъектом познавательной деятельности. Субъектность в познавательной деятельности ребенка является сложной интегративной характеристикой, выражающей активное, инициативное, преобразовательное, творческое отношение к процессу познания. Реализация данного принципа позволяет сместить акценты с формирования знаний, умений, навыков на выработку психологических качеств, необходимых для самовыражения ребенка в деятельности, и заложить фундамент для проявления возможностей проектирования индивидуальной стратегии саморегуляции личности в будущем.

- принцип деятельности:   ребенок находится в постоянном процессе открытия новых знаний. Действия (игра) – способ познания,  переживания, сопричастности,  как со  стороны ребенка,        так         и         со стороны         педагога;                                                                                                                                

- принцип "от простого к сложному»:  при организации занятий используются материалы различной степени сложности. Каждый отдельный материал рассчитан на определенную степень сложности, но все вместе материалы связаны между собой и образуют единое целое;

- принцип индивидуального подход к каждому ребенку в соответствии с его физическими и психическими особенностями и темпом развития.

- принцип учета возрастных особенностей детей. Задания построены в зависимости от степени развития ребенка в соответствии с его возрастом. 

Предполагаемый результат:

- при систематическом, целенаправленном проведении занятий с применением Монтессори – материалов  у детей  повысится желание заниматься  познавательной деятельностью

-  дети научаться задавать вопросы познавательного характера

- у детей будет проявляться познавательный интерес к окружающему миру, чувство удовольствия и радости от процесса познания

- дети научатся проявлять познавательную активность.

II. Содержательный раздел

                                                   

Решение образовательных задач в рамках данной  модели осуществляется в виде непосредственно образовательной деятельности (далее занятия).  Занятия  реализуются через организацию  познавательной  деятельности с интеграцией игровой, двигательной, исследовательской, коммуникативной, с использованием Монтессори – материалов,  а также разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется в зависимости от решения образовательных задач, контингента детей и их  индивидуального развития.

Длительность занятий составляет 20 минут в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13.

     

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Программа развития познавательной деятельности с использованием Монтессори – материалов «Любознайка» разработана с учетом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста. 

Для эффективной реализации программы и осуществления педагогического процесса в кабинете создана развивающая среда в соответствии с  рядом требований:

- Наличие  разнообразных материалов, оборудования и инвентаря, обеспечивающее познавательную, исследовательскую и творческую активность детей

- Соответствие возможностям ребёнка для перехода к следующему этапу развития                                                                                                                

- Предметная среда включает не только уже известные ребёнку объекты, но и те, которые побуждают к деятельности.

- Проектирование предметной среды вытекает из исходной инициативы детей, их стремления на деле применять свои знания и умения.

                         

Содержание деятельности по реализации программы

  Познавательная деятельность  на занятиях  организуется с включением в детскую познавательную деятельность различных развивающих Монтессори – материалов. Большое внимание уделяется использованию игр на развитие мелкой моторики рук и графо-моторных навыков, развитию тактильного, слухового, зрительного восприятия,  математическому развитию, знакомство с окружающим миром, развитию навыков письма и чтения, а также развитию восприятия цвета, формы и величины. Каждое занятие  организуются в игровой форме, в основе лежат развивающие игры, объединенные общим сюжетом или темой.

        Занятия    имеют  определенную  структуру:

- создание  проблемной ситуации

- поиски способов решения  проблемы

- решение проблемы, знакомство с материалом, выполнение действий с материалом

- анализ результатов

- подведение итога.

           Методы и приемы, используемые на занятиях:

  • Решение проблемной ситуации
  • Эвристические
  • Игра

Реализация программы происходит по блокам:

  1. Развитие мелкой моторики рук и графо-моторных навыков

  1. Развитие тактильных,  зрительных,  слуховых чувств; восприятия  цвета, формы и величины
  2. Математическое развитие

  1. Подготовка к «интуитивному чтению».

Содержание программы:  Содержание и структура программы строится в соответствии с возрастными особенностями детей 4-5 лет, их интересами и возможностями. Материал  выстроен в строгой системе: от простого к сложному.

Учебный план

Программный материал выстраивается по принципу постепенного усложнения с учетом возрастных и психических особенностей обучающихся, с  использованием различных методов, форм и приемов организации занятий.

№ п/п

                                       Блоки

Количество занятий

1.

     Развитие мелкой моторики рук и графо-моторных навыков.

  1.     Задачи: Развивать кисти рук, концентрацию внимания, координацию движений.

14

2.

      Развитие чувств

    Задачи: Совершенствовать и утончать у детей  тактильное,  зрительное,  слуховое чувства.  Развивать восприятие  цвета, формы и величины.

10

3.

Математическое развитие:

Задачи:   формировать понятия о числе и счете,  учить обозначать полученное число цифрой. Познакомить с цифрами от 1 до 10. Показать взаимосвязь количеств и символов, формировать порядковые структуры. Расширить знания о геометрических фигурах и телах.

20

4.

  Интуитивное  чтение:

1 этап. Подготовка руки и расширение словаря 

Задачи: Расширить представления об окружающем животном, растительном и предметном мире. Утончать мелкую моторику рук, подготовить к письму.

2 этап. Знакомство с шероховатыми буквами.

      Задачи: Продолжать работу по формированию фонетического слуха, знакомить с алфавитным обозначением букв. Учить конструировать буквы из разных материалов. Развивать образное восприятие языковой символики.

3 этап. Составление слов. Работа с  подвижным алфавитом,  чтение подписей под картинками .

Задачи:  Учить  составлять из букв слова, читать слоги и слова с изученными буквами. Знакомить с алфавитом и элементами, из которых состоят буквы. Развивать навыки чтения.

6

11

11

 

Итого

72 ч

III.  Организационный раздел

Программа может использоваться для развития познавательной деятельности детей 4-5 лет, посещающих дошкольное учреждение, так и для неорганизованных детей.  Срок реализации программы – 1 год. Занятия по данной программе проводятся 2 раза в неделю, с сентября по май. Общее количество занятий в год – 72. Оптимальное количество детей в объединении для успешного освоения программы – 8-10 человек.

Для успешной реализации программы необходимо:

  1. Создание развивающей предметной среды
  2. Система работы, изложенная в программе.

Материальное обеспечение программы: Монтессори – материалы для сенсорного развития: цветные пластинки, ящики с кусочками ткани, шумовые материалы, блоки с цилиндрами - вкладышами, красные штанги, геометрический комод, передвижной алфавит

 

 

Литература:

  1. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. - М.: Речь, 2005. 
  2. Беззубцева Г. В., Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. - М. Изд. ГНОМ и Д, 2004.

  1. Беляева, Л.А. Педагогические условия развития познавательной активности школьников в детских объединениях: автореф. дисс. … канд. пед. наук / Л.А. Беляева. - Томск, 2004.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве. - М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  3. Воскресенская А. И. Грамота в детском саду. – Издательство «Просвещение». Москва. 1965.
  4. Журова Л. Е. и др.  Обучение дошкольников грамоте.. - М. : Школа- Пресс, 1998
  5. Занимательное азбуковедение. / Сост. В. В. Волина- М. Просвещение. 1991.
  6. Коноваленко С.В., Кремецкая  М.И. Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста. - М.: Детство-Пресс, 2011. 
  7.  Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез. 2012.
  8. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми / М.И. Лисина // Вопросы психологии. - 1982. - №4.
  9.  Литвиненко, С.В. Развитие познавательной активности в преддошкольный период / С.В. Литвиненко // Журнал научно-педагогической информации [Электронный ресурс]. - 2010. - 4. - Режим доступа: http://www.paedagogia.ru/2010/41-04/208-litvinenko.
  10. Новопавловская, Ю.А. Сущность познавательной активности и педагогическое руководство формированием познавательного интереса детей дошкольного возраста / Ю.А. Новопавловская // Дошкольная педагогика. - 2009. - №8. 
  11.  Попова, Н.В. Педагогическая система стимулирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: автореф. дисс. … канд. пед. наук / Н.В. Попова. - Барнаул, 2002.
  12. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. -Ярославль: Академия развития,1996
  13.  Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»

Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...