Главные вкладки

    Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
    статья на тему

    Нидилько Татьяна Васильевна

    Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это  оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_proektnaya_deyatelnost_v_detskom_sadu.docx35.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

    Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию у дошкольников.

    Современному дошкольнику необходимо уметь самому добывать знания; у него должны быть развиты исследовательские, рефлексивные навыки. Педагогу нужно сформировать умения, непосредственно сопряженные с опытом их применений в практической деятельности.

    Задача трудная, но разрешимая. Все вышеперечисленное может обеспечить использование в практике детских садов метода проектов.

    Именно метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми суммы знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это  оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
    Что же это такое проект
    ? В переводе с греческого проект – это путь исследования. В настоящее время этот термин связывается с понятием «проблема». Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.
    Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
    Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.

    Виды проектной деятельности.

    По составу участников

    Индивидуальный

    Подгрупповой

    Семейный

    Групповой

    По продолжительности

    Краткосрочные (1-4 недели)

    Среднесрочные (до 1 месяца)

    Долгосрочные (полугодие, учебный год)

    По доминирующему виду проектной деятельности

    Информационные

    Исследовательские

    Творческие

    Ролево-игровые

    Информационные - дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков).
    Исследовательские - дети экспериментируют, после чего оформляют результаты в виде газет, альбомов, выставок,драматизации.

    Творческие - после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.

    Ролево-игровые- это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

    Выполнение любого проекта предусматривает основные этапы:

    1 этап: Выбор темы проекта. Формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация. Удовлетворение интересов и потребностей ребёнка, запросов родителей, воспитатель- инициатор. Роль ребенка на этом этапе: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию. Разработка проекта - планирование. Воспитатель помогает в решении задачи, используя различные методы:

    • «Модель трёх вопросов»
    • (Что знаем? Что хотим узнать? Как узнать?)
    • Составление «Паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы). Планирование конечного продукта.

    2 этап: Реализация проекта. Воспитатель организовывает деятельность детей в центрах (образовательных областях), обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, направляет и контролирует его осуществление. Дети формируют специфические знания, умения, навыки.

    3 этап: Завершение проекта. Педагог проводит подготовку продукта деятельности к презентации. Представление. Дети представляют (зрителям  или экспертам) продукт деятельности.

    Советы воспитателю по работе над проектом

    • Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.

    • Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
    • Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.

    • Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

    • При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

    • Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

    Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

    • В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

    • Развивать творческое воображение и фантазию детей.

    • Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

    В своей работе я также использую метод проектов. Это позволило изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей в образовательный процесс, создать предметно – пространственную среду в соответствии с требованиями метода проектов.

    Вся эта деятельность способствует  развитию у детей самостоятельности, они научились работать в группах.  Знания, умения и навыки, приобретенные дошкольниками во время работы над проектами, усваиваются надолго, т. е. повышается качество образования.

    Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

    Литература:

    1. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
    2. Киселева Л.С., Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2006. – 96 с.
    3.  Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений– М.: Мозаика-синтез, 2008.
    4.  Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике / Л.Д. Морозова. – М.: Сфера, 2010. – 128 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    СЕМИНАР «ИНТЕГРАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

    СЕМИНАР «ИНТЕГРАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ...

    Презентация для педагогов «Технология проектной деятельности в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО»

    В презентации представлен теоритечиский материал о разработке и реализации проектов в деятельности педагога. ...

    доклад "Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

    "Метод проектов - это система обучения, при которой дети приобретают знания и умения в прцессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практический заданий - методов      ...

    Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

    Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоят...

    "Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

    Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы акти...