Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
статья на тему

Нидилько Татьяна Васильевна

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это  оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_proektnaya_deyatelnost_v_detskom_sadu.docx35.99 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию у дошкольников.

Современному дошкольнику необходимо уметь самому добывать знания; у него должны быть развиты исследовательские, рефлексивные навыки. Педагогу нужно сформировать умения, непосредственно сопряженные с опытом их применений в практической деятельности.

Задача трудная, но разрешимая. Все вышеперечисленное может обеспечить использование в практике детских садов метода проектов.

Именно метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми суммы знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это  оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
Что же это такое проект
? В переводе с греческого проект – это путь исследования. В настоящее время этот термин связывается с понятием «проблема». Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.
Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.

Виды проектной деятельности.

По составу участников

Индивидуальный

Подгрупповой

Семейный

Групповой

По продолжительности

Краткосрочные (1-4 недели)

Среднесрочные (до 1 месяца)

Долгосрочные (полугодие, учебный год)

По доминирующему виду проектной деятельности

Информационные

Исследовательские

Творческие

Ролево-игровые

Информационные - дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков).
Исследовательские - дети экспериментируют, после чего оформляют результаты в виде газет, альбомов, выставок,драматизации.

Творческие - после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.

Ролево-игровые- это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

Выполнение любого проекта предусматривает основные этапы:

1 этап: Выбор темы проекта. Формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация. Удовлетворение интересов и потребностей ребёнка, запросов родителей, воспитатель- инициатор. Роль ребенка на этом этапе: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию. Разработка проекта - планирование. Воспитатель помогает в решении задачи, используя различные методы:

  • «Модель трёх вопросов»
  • (Что знаем? Что хотим узнать? Как узнать?)
  • Составление «Паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы). Планирование конечного продукта.

2 этап: Реализация проекта. Воспитатель организовывает деятельность детей в центрах (образовательных областях), обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, направляет и контролирует его осуществление. Дети формируют специфические знания, умения, навыки.

3 этап: Завершение проекта. Педагог проводит подготовку продукта деятельности к презентации. Представление. Дети представляют (зрителям  или экспертам) продукт деятельности.

Советы воспитателю по работе над проектом

• Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.

• Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
• Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.

• Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

• При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

• Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

• В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

• Развивать творческое воображение и фантазию детей.

• Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

В своей работе я также использую метод проектов. Это позволило изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей в образовательный процесс, создать предметно – пространственную среду в соответствии с требованиями метода проектов.

Вся эта деятельность способствует  развитию у детей самостоятельности, они научились работать в группах.  Знания, умения и навыки, приобретенные дошкольниками во время работы над проектами, усваиваются надолго, т. е. повышается качество образования.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Литература:

  1. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
  2. Киселева Л.С., Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2006. – 96 с.
  3.  Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений– М.: Мозаика-синтез, 2008.
  4.  Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике / Л.Д. Морозова. – М.: Сфера, 2010. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для педагогов «Технология проектной деятельности в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО»

В презентации представлен теоритечиский материал о разработке и реализации проектов в деятельности педагога. ...

доклад "Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

"Метод проектов - это система обучения, при которой дети приобретают знания и умения в прцессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практический заданий - методов      ...

Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоят...

"Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы акти...

"Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

quot;Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"...

ДЕЛОВАЯ ИГРА «Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Цель деловой игры: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологией проектирования через интерактивные формы методической работы....