Занятие по фольклору
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Тарасова Гульнара Геннадьевна

«Малые формы фольклора: пословицы, загадки, считалки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor.docx15.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной  деятельности

с   детьми старшей группы.

Воспитатель первой категории: Тарасова Гульнара Геннадьевна

Тема:  «Малые формы фольклора: пословицы, загадки, считалки»

Образовательная область: Речевое развитие.

Форма проведения: игровое занятие

Цель: Знакомство детей с понятием фольклор. Формирование умения различать пословицу, загадку, считалку. В  результате :

  • Дети дают определение понятия фольклор.
  • Находят различия между малыми формами фольклора (загадкой, пословицей, считалкой )

Предварительная работа: чтение и  заучивание пословиц, считалок загадывание и отгадывание загадок.

Словарная работа: фольклор.

Индивидуальная работа: Соне Л.— предоставить возможность объяснить значение пословицы: Поспешишь —людей насмешишь.

Полине - дать возможность выбрать считалкой водящего для игры.

Дима  К. ,Женя З., Маша  Ш., Егор П.- поупражнять в произношении слова – фольклор.

Используемые материалы и оборудование:  иллюстрации, картинки, сюрпризная коробочка.

Ход:

 

I ЧАСТЬ  ВВОДНАЯ.

Игровая ситуация эмоциональный настрой:

В круг широкий -  вижу я, встали все мои друзья,

Мы сейчас пойдем направо - раз, два, три

А  потом пойдем налево - раз, два, три

В центре куга соберемся - раз, два, три

И на место все вернемся - раз, два, три

Улыбнемся, подмигнем и заниматься мы начнем.

II ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ.

Показываю сюрпризную коробочку.

--- Дети сегодня по дороге в детский сад я нашла вот такую красивую коробочку. Как вы думаете, что в ней лежит? ( ответы детей)

Хотите посмотреть? Женя открой коробочку. Достает  записку.

«Поспешишь - людей насмешишь».

Ребята, что это такое? (пословица).

--А  что это означает, как вы думаете? Ответы детей

- Сейчас поиграем,  кто больше назовет пословиц.

Игра «Кто больше назовет пословиц»

- Ребята  пословицы еще издавна придумал народ, поэтому они какие? (Народные)

Достают следующую записку.

«Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?» (ВЕСНОЙ)

 Почему  весна? (ответы детей).

Что это я прочитала? ( загадка).

Как догадались, что это загадка? Еще одна загадка:

«Зеленая,  но не огурчик

Прыгает, но не кузнечик»  (лягушка).

Докажите, почему лягушка?

--Чем загадка отличается от пословицы?

Сейчас разделитесь на три подгруппы ( по предметным  картинкам)

Сочините  свои загадки по картинкам .( далее каждая компания загадывает свои загадки друг другу .Дается  одна  минута).

---Дети, кто  сочиняет загадки? Да тоже народ, но есть  загадки, которые пишут писатели.

Читаю  следующую записку.

«Раз, два, три, четыре, пять —начинаем мы играть

К  нам сорока прилетела и тебе водить велела».

А  это что?  (считалка)

Как вы догадались, что это считалка?  Для чего нужны считалки?

Чем отличается считалка от загадки?  Да, ребята, считалка—это короткий  стишок, который произносится ритмично. Вот мы сейчас и попробуем.

Произносим считалку, сопровождая  хлопками.

-«Шли бараны по дороге, промочили в луже  ноги».

Поиграем  в русскую народную игру «Гори, гори ясно»

Маша, выберет считалкой  ведущего.

Кто  сочинил считалки, пословицы, загадки? (народ)

Да, это устное народное творчество называется одним словом - фольклор.

Повтори,  Егор, Настя. Жанна, Дима и т. д.  Повторим все вместе. Еще к устному народному творчеству относятся ---рус. нар. Песни, потешки, заклички, прибаутки, рус. нар. игры.

III ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

-Как называется одним словом устное народное творчество?

--О каких  малых формах фольклора мы сегодня говорили?

- Как вы думаете, в нашей жизни нам нужны загадки, пословицы, поговорки? В каких случаях мы их говорим?

Молодцы ребята!

Непосредственная образовательная деятельность.

(подготовительная группа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по фольклору "Лен, мой лен"

Обогащение и расширение знаний детей о льне и значение этой культуры в жизни человека....

Музыкальное занятие по фольклору

Музыкальное занятие по фольклору...

План-конспект интегрированного учебного занятия по фольклору для детей 5-6 лет «Весёлое путешествие».

Пояснительная записка: в данном занятии происходит интеграция нескольких видов и жанров народного творчества, а именно - народной песни и ее режиссуры, народной хореографии с простейшими элементами на...

План-конспект интегрированного учебного занятия по фольклору для детей 4-5 лет «Лесное путешествие к Купалинке».

Цель: использовать разные виды деятельности детей (речевую, музыкальную, игровую, коммуникативную); дать представления о животных, которые живут в лесу. Познакомить с русской народной песней «Летели д...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОЛЬКЛОРУ НА ТЕМУ: «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - ПЕРЕВЁРТЫШИ»

Цель:Увлечь детей яркостью, красотой, задором, мудростью устного народного творчества; вызвать желание слушать, знать и самому пересказывать произведения фольклора; познакомить с понятием устного наро...

Конспект открытого интегрированного занятия по фольклору в подготовительной группе «Путешествие в страну фольклора»

Программное содержание:1. Познакомить с характерными чертами русского народного фольклора.2. Закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества.3. Развивать любознательность, речевые умен...