Занятие по фольклору
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
с детьми старшей группы.
Воспитатель первой категории: Тарасова Гульнара Геннадьевна
Тема: «Малые формы фольклора: пословицы, загадки, считалки»
Образовательная область: Речевое развитие.
Форма проведения: игровое занятие
Цель: Знакомство детей с понятием фольклор. Формирование умения различать пословицу, загадку, считалку. В результате :
- Дети дают определение понятия фольклор.
- Находят различия между малыми формами фольклора (загадкой, пословицей, считалкой )
Предварительная работа: чтение и заучивание пословиц, считалок загадывание и отгадывание загадок.
Словарная работа: фольклор.
Индивидуальная работа: Соне Л.— предоставить возможность объяснить значение пословицы: Поспешишь —людей насмешишь.
Полине - дать возможность выбрать считалкой водящего для игры.
Дима К. ,Женя З., Маша Ш., Егор П.- поупражнять в произношении слова – фольклор.
Используемые материалы и оборудование: иллюстрации, картинки, сюрпризная коробочка.
Ход:
I ЧАСТЬ ВВОДНАЯ.
Игровая ситуация эмоциональный настрой:
В круг широкий - вижу я, встали все мои друзья,
Мы сейчас пойдем направо - раз, два, три
А потом пойдем налево - раз, два, три
В центре куга соберемся - раз, два, три
И на место все вернемся - раз, два, три
Улыбнемся, подмигнем и заниматься мы начнем.
II ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ.
Показываю сюрпризную коробочку.
--- Дети сегодня по дороге в детский сад я нашла вот такую красивую коробочку. Как вы думаете, что в ней лежит? ( ответы детей)
Хотите посмотреть? Женя открой коробочку. Достает записку.
«Поспешишь - людей насмешишь».
Ребята, что это такое? (пословица).
--А что это означает, как вы думаете? Ответы детей
- Сейчас поиграем, кто больше назовет пословиц.
Игра «Кто больше назовет пословиц»
- Ребята пословицы еще издавна придумал народ, поэтому они какие? (Народные)
Достают следующую записку.
«Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?» (ВЕСНОЙ)
Почему весна? (ответы детей).
Что это я прочитала? ( загадка).
Как догадались, что это загадка? Еще одна загадка:
«Зеленая, но не огурчик
Прыгает, но не кузнечик» (лягушка).
Докажите, почему лягушка?
--Чем загадка отличается от пословицы?
Сейчас разделитесь на три подгруппы ( по предметным картинкам)
Сочините свои загадки по картинкам .( далее каждая компания загадывает свои загадки друг другу .Дается одна минута).
---Дети, кто сочиняет загадки? Да тоже народ, но есть загадки, которые пишут писатели.
Читаю следующую записку.
«Раз, два, три, четыре, пять —начинаем мы играть
К нам сорока прилетела и тебе водить велела».
А это что? (считалка)
Как вы догадались, что это считалка? Для чего нужны считалки?
Чем отличается считалка от загадки? Да, ребята, считалка—это короткий стишок, который произносится ритмично. Вот мы сейчас и попробуем.
Произносим считалку, сопровождая хлопками.
-«Шли бараны по дороге, промочили в луже ноги».
Поиграем в русскую народную игру «Гори, гори ясно»
Маша, выберет считалкой ведущего.
Кто сочинил считалки, пословицы, загадки? (народ)
Да, это устное народное творчество называется одним словом - фольклор.
Повтори, Егор, Настя. Жанна, Дима и т. д. Повторим все вместе. Еще к устному народному творчеству относятся ---рус. нар. Песни, потешки, заклички, прибаутки, рус. нар. игры.
III ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
-Как называется одним словом устное народное творчество?
--О каких малых формах фольклора мы сегодня говорили?
- Как вы думаете, в нашей жизни нам нужны загадки, пословицы, поговорки? В каких случаях мы их говорим?
Молодцы ребята!
Непосредственная образовательная деятельность.
(подготовительная группа)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие по фольклору "Лен, мой лен"
Обогащение и расширение знаний детей о льне и значение этой культуры в жизни человека....
Музыкальное занятие по фольклору
Музыкальное занятие по фольклору...
План-конспект интегрированного учебного занятия по фольклору для детей 5-6 лет «Весёлое путешествие».
Пояснительная записка: в данном занятии происходит интеграция нескольких видов и жанров народного творчества, а именно - народной песни и ее режиссуры, народной хореографии с простейшими элементами на...
План-конспект интегрированного учебного занятия по фольклору для детей 4-5 лет «Лесное путешествие к Купалинке».
Цель: использовать разные виды деятельности детей (речевую, музыкальную, игровую, коммуникативную); дать представления о животных, которые живут в лесу. Познакомить с русской народной песней «Летели д...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОЛЬКЛОРУ НА ТЕМУ: «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - ПЕРЕВЁРТЫШИ»
Цель:Увлечь детей яркостью, красотой, задором, мудростью устного народного творчества; вызвать желание слушать, знать и самому пересказывать произведения фольклора; познакомить с понятием устного наро...
Конспект занятия по фольклору в подготовительной группе "Путешествие в страну фольклора".
Конспект по фольклору....
Конспект открытого интегрированного занятия по фольклору в подготовительной группе «Путешествие в страну фольклора»
Программное содержание:1. Познакомить с характерными чертами русского народного фольклора.2. Закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества.3. Развивать любознательность, речевые умен...