Комплексное занятие по фольклору "Лен, мой лен"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему
Обогащение и расширение знаний детей о льне и значение этой культуры в жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ЛЕН, МОЙ ЛЕН
Комплексное занятие .
Подготовительная группа.
Старший воспитатель: Чайкина Л.А.
Музыкальный руководитель: Федорова Н.А
ЗАДАЧИ: обобщить и расширить знания детей о выращивании льна,о производстве льняной ткани и изделий из нее, воспитывать интерес к историческому прошлому своей страны; рассказать о народных обычаях при посеве урожая,о защитных функциях одежды; научить детей ориентироваться в предметах для рукоделия;воспитывать интерес к музыкальному и словестному фольклору; расширять запас слов, активизировать словарь; воспитывать интерес к труду, вспомнить пословицы о труде.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Экскурсия в краеведческий музей; экскурсия в «Горницу» детского сада для ознакомления с предметами быта; чтение познавательной литературы: Н.Осипов «Лен»,Г.Юрмин «Славный город УРОЖАЙСК», Ушинский «Как рубашка в поле выросла».
Беседы о выращивании льна,о том, как изо льна получаютльняную ткань; рассматривание иллюстраций;разучивание хороводных песен, стихов, потешек.
МАТЕРИАЛЫ: полотенца льняные, одежда,скамейки,половички,скатерти,сноп льна, волокно, сундучок с предметами рукоделия, гребень, прялка, вышивки детей,иллюстрация старинного
Ткацкого станка, деревянные ложки,рубашки для мальчиков, сарафаны для девочек,семена льна.
ДЕТИ В РУССКИХ КОСТЮМАХ ПОД ХОРОВОДНУЮ МУЗЫКУ ВХОДЯТ В ЗАЛ, УКРАШЕННЫЙ И ОБОРУДОВАННЫЙ ПОД СВЕТЕЛКУ. ИХ СТРЕЧАЕТ ВОСПИТАТЕЛЬ.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Заходите,ребята! Добро пожаловать в светелку.(Кланяется детям.Дети кланяются ,садятся).
Вот как много сегодня у меня гостей!Как вы думаете, ребятки, какая комната называется светелкой? (СВЕТЛАЯ). Что в такой комнате делали в старину?(Шили,вышивали,пряли). Верно, занимались рукоделием. Какие предметы нужны для рукоделия?(Пяльцы,нитки,спицы). А как вы думаете, что хранится в этом сундучке?(Ответы). То нам думать да гадать? Давайте откроим и посмотрим. (Сундучек не открывается). Я, кажется, догадалась. Сундучок не простой, а с секретом.
Он откроется тогда, когда вы вспомните пословицы и поговорки о труде.
1 БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫЛОВИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА.
2 ТРУД КОРМИТ,А ЛЕНЬ ПОРТИТ.
3 ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ.
4 УМЕЛЫЕ РУКИ НЕ ЗНАЮТ СКУКИ.
Как ты понимаешь эту пословицу? Молодцы! Вот и сундучок открылся. А в нем (показ): Прялки,спицы,веретено. Не только в старину занимались рукоделием, многие и в наши дни вяжут. Я знаю, что вы тоже любите вышивать,продолжаете народные традиции. Давайте покажем нашим гостям ваши работы. (Девочки берут свои вышивки, хороводным шагом обходят зал перед гостями, демонстрируя работы.)
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Ребята, посмотрите друг на друга,какие вы все нарядные! Что же делает нас нарядными?(ОДЕЖДА). Все мы носим одежду и не представляем без нее жизнь. Для чего она нужна? Из чего шьется одежда? (Ответы). Правильно. В старину чаще всего шили одежду из льняной ткани. Лен выращивали в Древнем Египте, Индии,но больше всего он был распространен в Древней Руси, в России.В нашем Зубцовском районе тоже всегда выращивали лен,даже отправляли его за границу. Давайте сегодня вспомним все,что мы знаем про лен. Как его обрабатывали в старину,как получали ткань?
Сеяли его весной,разбрасывая в землю маленькие,блестящие семена и приговаривали в надежде на хороший урожай:
1 Иди,весна,иди красна,
Принеси ржаной колосок,
Большой урожай в наш край.
А еще приговаривали.
2 Ты удайся, мой беленький ленок (ВСЕ)
Удачный сев завершается праздником, на котором водили хороводы, играли и пели песни про лен, которых на Руси было сложено очень много. Вставайте в хоровод, вспомним одну из таких песен.
Дети исполняют песню «Посеяли девки лен»
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Взойдет лен, вытянется, зацветет голубым цветом. А
Когда отцветет, что появляется вместо цветов? (Плод- коробочка или головка). Подсохнет лен, побуреют головки и что начинают делать со льном? (Вытаскивают или теребят). Вытеребленнй лен вяжут в (Снопы). Покажите сноп. Затем лен начинали обмолачивать. Для очего? (Чтобы осыпались головки). Показывает его. Наверное, можно его теперь прясть? Что же ими делали с волокном? (Чесали). Чем? Покажите гребень. Сначала гребни были деревянные, позже – железные. Вот теперь получилось волокно, которое можно прясть. (Показ волокна). Какими словами можно назвать его (гладкое, мягкое, легкое, пушистое). Покажите прялку,веретено. Для чего оно? Волокно скатывали, сворачивали в валик. Как он назывался ? (Куделя), прикрепляли его к прялке. Покажите,куда прикрепляли куделю? Начинали рукодельницы прясть волокно, превращая его в прочные нитки. Как ласково называли прялку? Почему?
А теперь попросим девочек сюда
Дам им в руки 3 веретина.
Пусть красавицы порадубт народ,
А работе их гармошка подпоет
( Исполняется песня « Прялица »).
ВОСПИТАТЕЛЬ:
На чем же ткали льняное полотно? (На станке).Как его называли? (Кросно). Еще раз покажу его вам. Когда я была маленькая, бабушка учила меня ткать на таком станке. Его устанавливали в большой комнате ближе к окну, чтобы было светлее. И вот холсты сотканы. Что делали с ними дальше? (Отбеливали). Как это было? Расстилали в мороз на снегу, а весной на траве в солнечные дни. Становились холсты белыми-белыми. Теперь можно и одежду шить, и белье, и вышивать узоры. (Показать полотенца, платья). Что еще, шили из льяной ткани и шьют сейчас? (Паруса для кораблей – парусина, палатки, куртки для туристов, чехлы для автомобилей).
А из очень прочной льняной ткани- брезента – шили и шьют костюмы для рыбаков, кузова крытые для грузовых машин, пожарные шланги и многое другое. Лен дружен со многими профессиями: рыбаками,туристами, моряками,шоферами,пожарными.
А что делают из льняного семени? Масло, олифу. Для чего оно? Льняное масло употребляется в пищу и в медецине. На льняной олифе готовят замечательную краску. Она не боится соленой морской воды,поэтому ею красят корабли.
Вот какой замечательный лен! Сколько от него добра и пользы всем нам!
В начале беседы я слушала ваши пословицы и поговорки. А сейчас я наряжусь бабушкой и скажу вам древние пословицы и поговорки да загадаю загадки.
- Держись за соху она- кормилица.(Что такое соха?)
- Жене – кросно, мужу – соха.
- Работать до поту, поешь в охоту.
- Без веретена пряжу не спрядешь.
ЗАГАДКИ:
- Мал - малышок в землю ушел,
Синю шапку нашел.
Из земли вырастал.
Весь мир одевал. (ЛЕН).
- Пляшу по горнице с работаю моею,
Чем больше я верчусь, тем больше я толстею.(ВЕРЕТЕНО).
- Стоит Федосья, растрепны волосья (СНОП).
- Без чего рубашку не сошьешь? (ТКАНЬ).
- Топили,сушили,колотили, рвали, крутили, ткали, на стол клали.(ЛЕН).
Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились. Я скажу начало еще одной пословицы. (Дети договаривают пословицу). «Сделал дело…. Гуляй смело.»
Настало время плясать да в игры играть.
ЗВОНКИЕ, резные, ложки расписные,
От зари и до зари веселятся ложкари!
(ИСПОЛНЯЕТСЯ танец с ложками).
У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит!
Собирайс детвора!
Ждет вас русская игра!
(РУССКАЯ народная игра «ПЛЕТЕНЬ»).
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Наша беседа подошла к концу. Когда вы вырастите, может быть кто-нибудь из вас станет знаменитым льноводом, знаменитой ткачихой, будет продолжать дело дедов и прадедов.
МЫ гордимся стариною,
Стала нам она родною.
Вечно радует кого-то
Наших прадедов работа.
Вот какие сегодня у меня замечательные гости!
А сейчас мы отправляемся в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл комплексных занятий по теме "Театрализованные игры на музыкальных занятиях как средство формирования эмоциональной отзывчивости на музыку".
Предлагаются по три комплексных занятия для средней, старшей и подготовительной группы. Линия формирования эмоциональной отзывчивости на музыку идет через активизацию интонационно-речевого опыта, разв...
Конспект комплексного занятия «Здоровый образ жизни на занятиях по развитию элементарных математических представлений, изодеятельности». Подготовительная группа. На тему "Лучики здоровья".
Конспект занятия написан по программе ФГТ . Включает в себе интеграцию образовательных областей "Здоровье", "Познание", "Художественное творчество".Материал познавательный и доступный, а главное...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Конспекты комплексных занятий по развитию связной речи у детей с ОНР по средством знакомства с нетрадиционными технологиями на занятиях по изобразительной деятельности.
Данный материал предназначен для использования в работе с детьми 5-7 лет, имеющим речевые нарушения, а также будет полезен в работе с детьми массовых ДОУ. ...

Открытое занятие по экологии. Конспект комплексного занятия в первой младшей группе «Волшебница – вода.»
Программное содержание. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Познакомить со свойствами воды, во что она может превращаться. Для кого она нужна и для чего она нужна. Воспитывать бере...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Разработка занятия НОД: конспект комплексного занятия"На водоеме"
Развернутый конспект комплексного занятия "На водоеме"...