Комплексное занятие по фольклору "Лен, мой лен"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Обогащение и расширение знаний детей о льне и значение этой культуры в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл len.docx21.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЛЕН, МОЙ ЛЕН


Комплексное занятие .

Подготовительная группа.

Старший воспитатель: Чайкина  Л.А.

Музыкальный руководитель: Федорова Н.А

ЗАДАЧИ:  обобщить и расширить знания детей о выращивании льна,о производстве льняной ткани и изделий из нее, воспитывать интерес к историческому прошлому своей страны; рассказать о народных обычаях при посеве урожая,о защитных функциях одежды; научить детей ориентироваться в предметах для рукоделия;воспитывать интерес к музыкальному и словестному фольклору; расширять запас слов, активизировать словарь; воспитывать интерес к труду, вспомнить пословицы о труде.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Экскурсия в краеведческий музей; экскурсия в «Горницу» детского сада для ознакомления с предметами быта; чтение познавательной литературы: Н.Осипов «Лен»,Г.Юрмин «Славный город УРОЖАЙСК», Ушинский «Как рубашка в поле выросла».

Беседы о выращивании льна,о том, как изо льна получаютльняную ткань; рассматривание иллюстраций;разучивание хороводных песен, стихов, потешек.

МАТЕРИАЛЫ: полотенца льняные, одежда,скамейки,половички,скатерти,сноп льна, волокно, сундучок с предметами рукоделия, гребень, прялка, вышивки детей,иллюстрация старинного

Ткацкого станка, деревянные ложки,рубашки для мальчиков, сарафаны для девочек,семена льна.

ДЕТИ В РУССКИХ КОСТЮМАХ ПОД ХОРОВОДНУЮ МУЗЫКУ ВХОДЯТ В ЗАЛ, УКРАШЕННЫЙ И ОБОРУДОВАННЫЙ ПОД СВЕТЕЛКУ. ИХ СТРЕЧАЕТ ВОСПИТАТЕЛЬ.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Заходите,ребята! Добро пожаловать в светелку.(Кланяется детям.Дети кланяются ,садятся).

Вот как много сегодня у меня гостей!Как вы думаете, ребятки, какая комната называется светелкой? (СВЕТЛАЯ). Что в такой комнате делали в старину?(Шили,вышивали,пряли). Верно, занимались рукоделием. Какие предметы нужны для рукоделия?(Пяльцы,нитки,спицы). А как вы думаете, что хранится в этом сундучке?(Ответы). То нам думать да гадать? Давайте откроим и посмотрим. (Сундучек не открывается). Я, кажется, догадалась. Сундучок не простой, а с секретом.

Он откроется тогда, когда вы вспомните пословицы и поговорки о труде.

1 БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫЛОВИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА.

2 ТРУД КОРМИТ,А ЛЕНЬ ПОРТИТ.

3 ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ.

4 УМЕЛЫЕ РУКИ НЕ ЗНАЮТ СКУКИ.

Как ты понимаешь эту пословицу? Молодцы! Вот и сундучок открылся. А в нем (показ): Прялки,спицы,веретено. Не только в старину занимались рукоделием, многие и в наши дни вяжут. Я знаю, что вы тоже любите вышивать,продолжаете народные традиции. Давайте покажем нашим гостям ваши работы. (Девочки берут свои вышивки, хороводным шагом обходят зал перед гостями, демонстрируя работы.)

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Ребята, посмотрите друг на друга,какие вы все нарядные! Что же делает нас нарядными?(ОДЕЖДА). Все мы носим одежду и не представляем  без нее жизнь.  Для чего она нужна? Из чего шьется одежда? (Ответы). Правильно. В старину чаще всего шили одежду из льняной ткани. Лен выращивали в Древнем Египте, Индии,но больше всего он был распространен в Древней Руси, в России.В нашем Зубцовском районе тоже всегда  выращивали лен,даже отправляли его за границу. Давайте сегодня вспомним все,что мы знаем про лен. Как его обрабатывали в старину,как получали ткань?

Сеяли его весной,разбрасывая в землю маленькие,блестящие семена и приговаривали в  надежде на хороший урожай:

1 Иди,весна,иди красна,

Принеси ржаной колосок,

Большой урожай в наш край.

А еще приговаривали.

2 Ты удайся, мой беленький ленок (ВСЕ)

 Удачный сев завершается праздником, на котором водили хороводы, играли и пели песни про лен, которых на Руси было сложено очень много. Вставайте в хоровод, вспомним одну из таких песен.

Дети исполняют песню «Посеяли девки лен»

ВОСПИТАТЕЛЬ:

     Взойдет лен, вытянется, зацветет голубым цветом. А

 Когда отцветет, что появляется вместо цветов? (Плод- коробочка или головка). Подсохнет лен, побуреют головки и что начинают делать со льном? (Вытаскивают или теребят). Вытеребленнй лен вяжут в  (Снопы). Покажите сноп. Затем лен начинали обмолачивать. Для очего? (Чтобы осыпались головки). Показывает его. Наверное, можно его теперь прясть? Что же ими делали с волокном? (Чесали). Чем? Покажите гребень. Сначала гребни были деревянные, позже – железные.     Вот теперь получилось волокно, которое можно прясть. (Показ волокна). Какими словами можно назвать его (гладкое, мягкое, легкое, пушистое). Покажите прялку,веретено. Для чего оно? Волокно скатывали, сворачивали в валик. Как он назывался ? (Куделя), прикрепляли его к прялке. Покажите,куда прикрепляли куделю? Начинали рукодельницы прясть волокно, превращая его в прочные нитки. Как ласково называли прялку? Почему?

А теперь попросим девочек сюда

Дам им в руки 3 веретина.

Пусть красавицы порадубт народ,

 А работе их гармошка подпоет

( Исполняется  песня « Прялица »).

ВОСПИТАТЕЛЬ:

       На чем же ткали льняное полотно? (На станке).Как его называли? (Кросно). Еще раз покажу его вам.  Когда я была  маленькая, бабушка учила меня ткать на таком станке. Его устанавливали в большой комнате ближе к окну, чтобы было светлее. И вот холсты сотканы. Что делали с ними дальше? (Отбеливали). Как это было? Расстилали в мороз на снегу, а весной на траве в солнечные дни. Становились холсты белыми-белыми. Теперь можно и одежду шить, и белье, и вышивать узоры. (Показать полотенца, платья). Что еще, шили из льяной ткани и шьют сейчас? (Паруса для кораблей – парусина, палатки, куртки для туристов, чехлы для автомобилей).

А из очень прочной льняной ткани- брезента – шили и шьют костюмы для рыбаков, кузова крытые для грузовых машин, пожарные шланги и многое другое. Лен дружен со многими профессиями: рыбаками,туристами, моряками,шоферами,пожарными.

     А что делают из льняного семени? Масло, олифу. Для чего оно? Льняное масло употребляется в пищу и в медецине. На льняной олифе готовят замечательную краску. Она не боится соленой морской воды,поэтому ею красят корабли.

     Вот какой замечательный лен! Сколько от него добра и пользы всем нам!  

В начале беседы я слушала ваши пословицы и поговорки. А сейчас я наряжусь бабушкой и скажу вам древние пословицы и поговорки да загадаю загадки.

  1. Держись за соху она- кормилица.(Что такое соха?)
  2.  Жене – кросно, мужу – соха.
  3. Работать до поту, поешь в охоту.
  4. Без веретена пряжу не спрядешь.

ЗАГАДКИ:

  1. Мал  - малышок в землю ушел,

Синю шапку нашел.

Из  земли вырастал.

Весь мир одевал. (ЛЕН).

  1. Пляшу по горнице с работаю моею,

Чем больше я верчусь, тем больше я толстею.(ВЕРЕТЕНО).

  1. Стоит Федосья, растрепны волосья (СНОП).
  2. Без чего рубашку не сошьешь? (ТКАНЬ).
  3.  Топили,сушили,колотили, рвали, крутили, ткали, на стол клали.(ЛЕН).

Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились. Я скажу начало  еще одной пословицы. (Дети договаривают пословицу). «Сделал дело…. Гуляй смело.»        

Настало время плясать да в игры играть.

ЗВОНКИЕ, резные, ложки расписные,

От зари и до зари веселятся ложкари!

(ИСПОЛНЯЕТСЯ  танец  с ложками).

У кого там хмурый вид?

Снова музыка звучит!

Собирайс детвора!

Ждет вас русская игра!

(РУССКАЯ народная игра «ПЛЕТЕНЬ»).

ВОСПИТАТЕЛЬ:

    Наша беседа подошла к концу. Когда вы вырастите, может быть кто-нибудь из вас станет    знаменитым  льноводом, знаменитой ткачихой, будет продолжать дело дедов и прадедов.

МЫ гордимся стариною,

Стала нам она родною.

Вечно радует кого-то

Наших прадедов работа.

Вот какие сегодня у меня замечательные гости!

А сейчас  мы отправляемся в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл комплексных занятий по теме "Театрализованные игры на музыкальных занятиях как средство формирования эмоциональной отзывчивости на музыку".

Предлагаются по три комплексных занятия для средней, старшей и подготовительной группы. Линия формирования эмоциональной отзывчивости на музыку идет через активизацию интонационно-речевого опыта, разв...

Конспект комплексного занятия «Здоровый образ жизни на занятиях по развитию элементарных математических представлений, изодеятельности». Подготовительная группа. На тему "Лучики здоровья".

Конспект занятия  написан по программе ФГТ . Включает в себе интеграцию образовательных областей "Здоровье", "Познание", "Художественное творчество".Материал познавательный и доступный, а главное...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Конспекты комплексных занятий по развитию связной речи у детей с ОНР по средством знакомства с нетрадиционными технологиями на занятиях по изобразительной деятельности.

Данный материал предназначен для использования в работе с детьми 5-7 лет, имеющим речевые нарушения, а также будет полезен в работе с детьми массовых ДОУ.          ...

Открытое занятие по экологии. Конспект комплексного занятия в первой младшей группе «Волшебница – вода.»

Программное содержание. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Познакомить со свойствами воды, во что она может превращаться. Для кого она нужна и для чего она нужна. Воспитывать бере...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Разработка занятия НОД: конспект комплексного занятия"На водоеме"

Развернутый конспект комплексного занятия "На водоеме"...