Программа кружка «Умелые ручки» по системе М. Монтессори для детей с 2- 3 лет
рабочая программа (младшая группа) на тему
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Дети «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Умелые ручки» по системе М. Монтессори
для детей с 2- 3 лет
Пояснительная записка.
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Дети «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.
Главная цель: «Помоги мне это сделать самому».
Каждое упражнение имеет две цели – прямую и косвенную. Первая служит актуальному движению ребенка, вторая – работе на будущее.
Задачи:
1. Предоставить каждому ребенку возможность развивать и утончать моторику, особенно пальцев и мускулатуры рук. В упражнениях соединять движение руки с работой интеллекта.
2. Предоставить возможность каждому ребенку индивидуально развивать свои органы чувств: слух, зрение, осязание, обоняние, чувство тепла.
3. Развивать способность эстетического восприятия культурной среды, поэтический и музыкальный слух, чувство цвета, ритма, формы.
4. Через развитие сенсомоторики подойти к упражнениям развития речи. Совершенствовать и расширять активный словарный запас.
5. Развивать математическое мышление, навыки счета.
6. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, группировать их по этим признакам.
7. Предоставить возможность детям ощутить себя частичкой окружающего мира. Воспитывать чувство ритма жизни, времени, живого и неживого и различать явления природы. Поощрять умение удивляться, радоваться собственным открытиям, самостоятельно искать ответы на свои вопросы.
8 Создавать благоприятные условия для занятий, чему должны способствовать: позитивная позиция и поведение педагога; индивидуальный подход к каждому ребенку в соответствии с его физическими и психическими особенностями, темпом развития.
Средства реализации программы кружка.
- Создание развивающей среды и распределение ее по зонам:
- Зона практической жизни.
- Математическая зона.
- Сенсорная зона.
- Зона развития речи.
- Зона науки. (окружение)
2. Усвоение следующих правил поведения в группе во время занятий кружка:
- По группе не бегаем, а ходим;
- Не кричим, а говорим;
- Не мешаем друг другу;
- Взял материал, поработал, положи его на место;
- Начал дело, закончи его.
3. Показ действий с материалом (упражнения по развитию родного языка через трехступенчатый устный урок):
I ступень – устанавливается связь между предметом и его названием, т.е. педагог указывает на предмет и четко произносит его название.
II ступень – педагог называет предмет, ребенок указывает его и дает педагогу.
III ступень – педагог указывает на предмет и просит назвать его.
Таким образом пассивный словарь становится активным.
4. Демонстрация способов контроля и коррекция ошибок.
5 Свободная самостоятельная деятельность.
Предполагаемый результат
К концу года дети могут:
- самостоятельно взаимодействовать с предметами;
- реализовывать свое право на свободный выбор материалов;
- выбирать рациональный способ работы с материалом, знать алгоритм действия с ним;
- получать социальный опыт, соответствующий ближайшей зоне развития ребенка;
-находить свои ошибки и исправлять их;
- сосредоточенно выполнять работу, доводить до конца начатое дело;
- самостоятельно убирать материалы на свое место.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю продолжительностью 15 минут. Общее количество учебных занятий в год – 32 занятия.
Перспективно - тематическое планирование для детей I младшей группы (с 2 до 3 лет) на 2016-2017 учебный год
№ п/п | Дата | Тема занятия | Цели | Материал |
1 | сентябрь | «Собираем ягоды» | Развитие мелкой моторики трех основных пальцев (большого, указательного и среднего). | Шарики, поролоновые кусочки, камешки, корзинка. |
2 | «Посыпаем дорожку» | Развитие мелкой моторики трех основных пальцев (большого, указательного и среднего). | Песок (манка, пшено), дорожка (лоток). | |
3 | октябрь | «Разложим по порядку» | Развитие мелкой моторики, закрепление знания основных цветов. | Бусинки двух цветов, мисочка и два блюдца. |
4 | «Выловим из воды» | Закрепление навыков практической жизни (убери за собой). | Тазик с водой, мелкие предметы, которые могут плавать, ситечко с ручкой, тарелка, поднос. | |
5 | «Открой – закрой» стр.42 | Развитие мелкой моторики. Развитие мускулатуры рук, закрепление навыков практической жизни. | Набор баночек с крышками. | |
6 | «Что это? Кто это?» | Расширение словарного запаса, классификация предметов и слов по обобщающим категориям. | Красная, желтая, зеленая коробочки. В красной – фигурки животных. В зеленой – искусственные растения. В желтой – предметы, которые относятся к жизни человека. Можно использовать картинки. | |
7 | ноябрь | «Винтик, еще винтик» | Развитие мелкой моторики. | Две коробки с разными крупными винтами и гайками. |
8 | «Собери матрешку» | Формирование понятий «большой – маленький». | Комплект матрешек. | |
9 | «Найди такую же» | Развитие тактильных ощущений. | Парные дощечки 5-6 видов (гладкий – шершавый, бархатный – колючий и др.). | |
10 | «Чудесный мешочек» (стр. 76) | Развитие тактильных ощущений и чувства объема. Расширение словаря. | Мешочек, в котором лежат маленькие предметы (камешек, карандаш, монетка, шишка, тряпочка, бусинка, шарик, бумажная салфетка, бутылочка и др.). | |
11 | декабрь | «Кто где живет» | Знакомство с жилищем различных животных, птиц, людей. | Три ярко окрашенные картины- вкладыши (например, «двор», «лес», «саванна»). |
12 | «Русский мишка» (шнуровка) | Умение собирать одежду, шнуровать и завязывать бантики. | Картонный мишка, детали одежды, шнурки. | |
13 | «Собери человека» | Знакомство с частями тела человека. | Фигурки мальчика и девочки, состоящие из отдельных частей (голова, туловище, руки, ноги), выполненных из ДВП. | |
14 | январь | «Найди такую же картинку» (стр. 54) | Развивать запоминание, активизировать словарь. Развивать чувство цвета, умение ориентироваться в пространстве. | Парные картинки. |
15 | «Розовая башня» (стр.65) | Формирование понятий «большой – маленький». | Розовая башня из 10 кубов разных размеров. | |
16 | «Перелей в кувшин» (стр. 72) | Развитие координации движений, глазомера. Закрепление навыков практической жизни. | Кувшин, поднос, тряпка, вода, губка. | |
17 | февраль | «Знакомство с магнитом» (стр.57) | Развитие координации движения, моторики. Закреплять знания о свойствах магнита. | Магнит, разные мелкие предметы. |
18 | «Шумовые баночки» (стр. 67) | Развитие восприятия и дифференциации шумовых различий. | 12 парных баночек с одинаковым шумом: 6 –с красной крышкой, 6- с голубой. | |
19 | «Была лужа – и нет ее» | Подготовка к практической жизни (умение собирать воду губкой). | Губка, две мисочки. | |
20 | «Пересыпаем ложкой» | Развитие координации движений, аккуратности, подготовка к практической жизни. | Две чашки (одна с крупой, другая пустая), ложка, поднос. | |
21 | март | «Волшебное сито» | Развитие координации движений, аккуратности (отделение крупной крупы от мелкой, пользуясь ситом). | Мисочка с перемешанными вместе манкой и перловой крупами, сито, пустая мисочка и чашка под перловку, поднос, совочек. |
22 | «Готовим лекарство» | Формирование понятий «сладкий – кислый – горький». Развитие вкусовых ощущений. | Кувшин с водой, стакан, ложки, вещества, которые растворяются в воде (лимонная кислота, пищевые красители) | |
23 | «Лепим колобки» (стр. 64) | Развитие мелкой моторики, фантазии. | Пластилин, глина или соленое тесто, дощечки. | |
24 | «Собери все бусинки» (стр. 50) | Развитие мелкой моторики, способности концентрировать внимания. Закрепление знания цветов. | Бусины разного цвета, шнурок. | |
25 | апрель | «Взбиваем крем» | Развитие движений руки. Тренировка мышц кисти руки. | Глубокая или средних размеров пиала, венчик, шампунь или жидкое мыло. |
26 | «Солнышко, свети» | Развитие трех основных пальцев (большого, указательного и среднего). | Корзинка с разноцветными прищепками. | |
27 | «Знакомство с цветом» (цветные капельки) | Визуальное знакомство с основными цветами. | Подставочки для воды, пипетки. | |
28 | «Разбери зернышки» (2 вида) (стр.58) | Развитие тактильных ощущений и чувства объема. | Большая менажница, разные по величине зернышки (фасоль, горох). | |
29 | май | «Чем пахнет» (стр.66) | Развитие чувства обаняния. | Коробочки с остро пахнущими веществами (кофе, апельсин, чеснок, духи). |
30 | «Семья» | Классификация домашних животных, выделение одной группы. | Карточки – 9 семей домашних животных, 9 семей диких животных. | |
31 | «Коричневая лестница» (стр.44) | Формирование понятий «толстый – тонкий). | 10 деревянных коричневых призм, длина каждой 10 см, боковые стороны – квадраты от 1 до 10 см. | |
32 | «Красные штанги» (стр. 46) | Формирование понятий «длинный – короткий». | 10 красных деревянных штанг: самая короткая -10см, самая длинная - 1м. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/05/picture-32496-1517850933.jpg)
Программа кружка "Умелые ручки" для детей 3-7 лет
Содержание занятий кружка «Умелые ручки» по каждому разделу составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения. Детское творчество...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/20/picture-462372-1458462457.jpg)
Рабочая программа кружка «Умелые ручки» для детей от 3-4 лет
Рабочая программа кружка «Умелые ручки»для детей от 3-4 летЦель программы: развитие воображения и ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобраз...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/29/picture-1098884-1674942404.jpg)
Рабочая программа кружка "Умелые ручки" для детей средней группы (4-5 лет)
Рабочая программа кружка "Умелые ручки" для детей средней группы (4-5 лет)...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/17/picture-879463-1547751056.jpg)
Разработка работы кружка «Умелые ручки» в системе дополнительного образования детей средней группы.
Кружок «Умелые ручки» направлен на развитие мелкой моторики рук посредством занятий по ручному труду. Кружок рассчитан на детей среднего дошкольного возраста.В процессе реализаци...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/10/picture-1369678-1639133142.jpg)
Рабочая программа кружка " Умелые ручки" ( аппликация ) для детей второй группы раннего возраста 2-3 года
Каждый возраст характеризуется возрастающим интересом ко всему , что нас окружает ( возрастает познавательная активность , стремление к наблюдению и сравнению ). Аппликация в развити...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/02/picture-1295175-1606932739.jpg)
Программа кружка Умелые ручки для детей младшего возраста
Кружок «Умелые ручки» направлен на развитие мелкой моторики рук посредством занятий по ручному труду. Кружок рассчитан на детей младшего дошкольного возраста. В процессе реализации програм...
Рабочая программа кружка «Умелые ручки» для детей средней группы (4-5 лет)
Задачи:Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества детей.Изготовление детьми атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактич...