Главные вкладки

    Программа кружка «Умелые ручки» по системе М. Монтессори для детей с 2- 3 лет
    рабочая программа (младшая группа) на тему

    Фёдорова Лариса Витальевна

    Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

    Дети «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность.

    Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

    Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kruzhok.doc82.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа кружка «Умелые ручки» по системе М. Монтессори

    для детей с 2- 3 лет

    Пояснительная записка.

    Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

    Дети «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность.

    Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

    Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

    Главная цель: «Помоги мне это сделать самому».

    Каждое упражнение имеет две цели – прямую и косвенную. Первая служит актуальному движению ребенка, вторая – работе на будущее.

    Задачи:

    1. Предоставить каждому ребенку возможность развивать и утончать моторику, особенно пальцев и мускулатуры рук. В упражнениях  соединять движение руки с работой интеллекта.

    2. Предоставить возможность каждому ребенку индивидуально развивать свои органы чувств: слух, зрение, осязание, обоняние, чувство тепла.

    3. Развивать способность эстетического восприятия культурной среды, поэтический и музыкальный слух, чувство цвета, ритма, формы.

    4. Через развитие сенсомоторики подойти к упражнениям развития речи. Совершенствовать и расширять активный словарный запас.

    5. Развивать математическое мышление, навыки счета.

    6. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, группировать их по этим признакам.

    7. Предоставить возможность детям ощутить себя частичкой окружающего мира. Воспитывать чувство ритма жизни, времени, живого и неживого и различать явления природы. Поощрять умение удивляться, радоваться собственным открытиям, самостоятельно искать ответы на свои вопросы.

    8 Создавать благоприятные условия для занятий, чему должны способствовать: позитивная позиция и поведение педагога; индивидуальный подход к каждому ребенку в соответствии с его физическими и психическими особенностями, темпом развития.

    Средства реализации программы кружка.

    1. Создание развивающей среды и распределение ее по зонам:

    - Зона практической жизни.

    - Математическая зона.

    - Сенсорная зона.

    - Зона развития речи.

    - Зона науки. (окружение)

    2. Усвоение следующих правил поведения в группе во время занятий кружка:

     - По группе не бегаем, а ходим;

    - Не кричим, а говорим;

     - Не мешаем друг другу;

    - Взял материал, поработал, положи его на место;

    - Начал дело, закончи его.

    3. Показ действий с материалом (упражнения по развитию родного языка через трехступенчатый устный урок):

    I ступень – устанавливается связь между предметом и его названием, т.е. педагог указывает на предмет и четко произносит его название.

    II ступень – педагог называет предмет, ребенок указывает его и дает педагогу.

    III ступень – педагог указывает на предмет и просит назвать его.

    Таким образом пассивный словарь становится активным.

    4. Демонстрация способов контроля и коррекция ошибок.

    5 Свободная самостоятельная деятельность.

    Предполагаемый результат

    К концу года дети могут:

    - самостоятельно взаимодействовать с предметами;

    - реализовывать свое право на свободный выбор материалов;

    - выбирать рациональный способ работы с материалом, знать алгоритм действия с ним;

    - получать социальный опыт, соответствующий ближайшей зоне развития ребенка;

    -находить свои ошибки и исправлять их;

    - сосредоточенно выполнять работу, доводить до конца начатое дело;

    - самостоятельно убирать материалы на свое место.

    Программа предполагает проведение одного занятия в неделю продолжительностью 15 минут. Общее количество  учебных занятий в год – 32 занятия.

    Перспективно - тематическое планирование для детей I младшей группы (с 2 до 3 лет) на 2016-2017 учебный год

    № п/п

    Дата

    Тема занятия

    Цели

    Материал

    1

    сентябрь

    «Собираем ягоды»

    Развитие мелкой моторики трех основных пальцев (большого, указательного и среднего).

    Шарики, поролоновые кусочки, камешки, корзинка.

    2

    «Посыпаем дорожку»

    Развитие мелкой моторики трех основных пальцев (большого, указательного и среднего).

    Песок (манка, пшено), дорожка (лоток).

    3

    октябрь

    «Разложим по порядку»

    Развитие мелкой моторики, закрепление знания основных цветов.

    Бусинки двух цветов, мисочка и два блюдца.

    4

    «Выловим из воды»

    Закрепление навыков практической жизни (убери за собой).

    Тазик с водой, мелкие предметы, которые могут плавать, ситечко с ручкой, тарелка, поднос.

    5

    «Открой – закрой»

    стр.42

    Развитие мелкой моторики. Развитие мускулатуры рук, закрепление навыков практической жизни.

    Набор баночек с крышками.

    6

    «Что это? Кто это?»

    Расширение словарного запаса, классификация предметов и слов по обобщающим категориям.

    Красная, желтая, зеленая коробочки. В красной – фигурки животных. В зеленой – искусственные растения. В желтой – предметы, которые относятся к жизни человека. Можно использовать картинки.

    7

    ноябрь

    «Винтик, еще винтик»

    Развитие мелкой моторики.

    Две коробки с разными крупными винтами и гайками.

    8

    «Собери матрешку»

    Формирование понятий «большой – маленький».

    Комплект матрешек.

    9

    «Найди такую же»

    Развитие тактильных ощущений.

    Парные дощечки 5-6 видов (гладкий – шершавый, бархатный – колючий и др.).

    10

    «Чудесный мешочек»

    (стр. 76)

    Развитие тактильных ощущений и чувства объема. Расширение словаря.

    Мешочек, в котором лежат маленькие предметы (камешек, карандаш, монетка, шишка, тряпочка, бусинка, шарик, бумажная салфетка, бутылочка и др.).

    11

    декабрь

    «Кто где живет»

    Знакомство с жилищем различных животных, птиц, людей.

    Три ярко окрашенные картины- вкладыши (например, «двор», «лес», «саванна»).

    12

    «Русский мишка» (шнуровка)

    Умение собирать одежду, шнуровать и завязывать бантики.

    Картонный мишка, детали одежды, шнурки.

    13

    «Собери человека»

    Знакомство с частями тела человека.

    Фигурки мальчика и девочки, состоящие из отдельных частей (голова, туловище, руки, ноги), выполненных из ДВП.

    14

    январь

    «Найди такую же картинку»

    (стр. 54)

    Развивать запоминание, активизировать словарь. Развивать чувство цвета, умение ориентироваться в пространстве.

    Парные картинки.

    15

    «Розовая башня»


    (стр.65)

    Формирование понятий «большой – маленький».

    Розовая башня из 10 кубов разных размеров.

    16

    «Перелей в кувшин»

    (стр. 72)

    Развитие координации движений, глазомера. Закрепление навыков практической жизни.

    Кувшин, поднос, тряпка, вода, губка.

    17

    февраль

    «Знакомство с магнитом»

    (стр.57)

    Развитие координации движения, моторики. Закреплять знания о свойствах магнита.

    Магнит, разные мелкие предметы.

    18

    «Шумовые баночки»

    (стр. 67)

    Развитие восприятия  и дифференциации шумовых различий.

    12 парных баночек с одинаковым шумом: 6 –с красной крышкой, 6- с голубой.

    19

    «Была лужа – и нет ее»

    Подготовка к практической жизни (умение собирать воду губкой).

    Губка, две мисочки.

    20

    «Пересыпаем ложкой»

    Развитие координации движений, аккуратности, подготовка к практической жизни.

    Две чашки (одна с крупой, другая пустая), ложка, поднос.

    21

    март

    «Волшебное сито»

    Развитие координации движений, аккуратности (отделение крупной крупы от мелкой, пользуясь ситом).

    Мисочка  с перемешанными вместе манкой и перловой крупами, сито, пустая мисочка и чашка под перловку, поднос, совочек.

    22

    «Готовим лекарство»

    Формирование понятий «сладкий – кислый – горький». Развитие вкусовых ощущений.

    Кувшин с водой, стакан, ложки, вещества, которые растворяются в воде (лимонная кислота, пищевые красители)

    23

    «Лепим колобки»

    (стр. 64)

    Развитие мелкой моторики, фантазии.

    Пластилин, глина или соленое тесто, дощечки.

    24

    «Собери все бусинки»

    (стр. 50)

    Развитие мелкой моторики, способности концентрировать внимания. Закрепление знания цветов.

    Бусины разного цвета, шнурок.

    25

    апрель

    «Взбиваем крем»

    Развитие движений руки. Тренировка мышц кисти руки.

    Глубокая или средних размеров пиала, венчик, шампунь или жидкое мыло.

    26

    «Солнышко, свети»

    Развитие трех основных пальцев (большого, указательного и среднего).

    Корзинка с разноцветными прищепками.

    27

    «Знакомство с цветом» (цветные капельки)

    Визуальное знакомство с основными цветами.

    Подставочки для воды, пипетки.

    28

    «Разбери зернышки» (2 вида)

    (стр.58)

    Развитие тактильных ощущений и чувства объема.

    Большая менажница, разные по величине зернышки (фасоль, горох).

    29

    май

    «Чем пахнет»

    (стр.66)

    Развитие чувства обаняния.

    Коробочки с остро пахнущими веществами (кофе, апельсин, чеснок, духи).

    30

    «Семья»

    Классификация домашних животных, выделение одной группы.

    Карточки – 9 семей домашних животных, 9 семей диких животных.

    31

    «Коричневая лестница»

    (стр.44)

    Формирование понятий «толстый – тонкий).

    10 деревянных коричневых призм, длина каждой 10 см, боковые стороны – квадраты от 1 до 10 см.

    32

    «Красные штанги»

    (стр. 46)

    Формирование понятий «длинный – короткий».

    10 красных деревянных штанг: самая короткая -10см, самая длинная - 1м.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа кружка "Умелые ручки" для детей 3-7 лет

    Содержание занятий кружка «Умелые ручки» по каждому разделу составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.   Детское творчество...

    Программа кружка "Умелые ручки".

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  «УМЕЛЫЕ  РУЧКИ».ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Работа кружка «Умелые Ручки» нацелена на общее развитие ребёнка и содержит задания различных видов с...

    Программа кружка «Умелые ручки»

    Дошкольное  детство является благоприятным периодом для развития творчества потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Накоп...

    Программа кружка «Умелые ручки»

    Программа кружка «Умелые ручки» в детском саду.Пояснительная записка.Программа кружка «Умелые ручки» рассчитана на 2 года.Вид группы комплексный.Группы 1-го и 2-го, т. к. обучения переменные, т. к. од...

    Программа кружка «Умелые ручки у почемучки»

    В настоящее время у многих детей  недостаточно развита мелкая моторика. Дети неумело  держат  карандаш, ручку или кисть в качестве рабочего инструмента.Развитие мелкой моторики детей до...

    Рабочая программа кружка «Умелые ручки» для детей от 3-4 лет

    Рабочая программа кружка «Умелые ручки»для детей от 3-4 летЦель программы: развитие воображения и ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобраз...

    Рабочая программа кружка "Умелые ручки" для детей средней группы (4-5 лет)

    Рабочая программа кружка "Умелые ручки" для детей средней группы (4-5 лет)...