Программа кружка Умелые ручки для детей младшего возраста
материал (младшая группа)

Елена Геннадьевна Мартынова

Кружок «Умелые ручки» направлен на развитие мелкой моторики рук посредством занятий по ручному труду. Кружок рассчитан на детей младшего дошкольного возраста.

В процессе реализации программы «Умелые ручки» у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx41.87 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                      Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                         комбинированного вида  детский сад №8  

                                     Программа кружка

                                       «Умелые ручки»

                                              во второй младшей группе

               срок реализации программы 1 год.

                                                                                                                                                     Воспитатель:

                                                                                                                                                     Мартынова Е.Г.

                                                                                           2023-2024г.

 

наименование

страница

1.        Целевой раздел

1.1.    Пояснительная записка

2

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы

2-3

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

3

1.2.    Описание  планируемых результатов освоения Программы

3-4

2. Содержательный раздел

2.1  Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития ребенка

4

2.2  Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

10

2.3 Способы и направления поддержки детской инициативы

11

3. Организационный раздел

3.1 Описание материально-технического обеспечения Программы

3.2 Описание Обеспеченности методическими материалами и средствами обучения

3.3   Список используемой литературы

Содержание программы

                         

                                                                  1.Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

             Кружок «Умелые ручки» направлен на развитие мелкой моторики рук посредством занятий по ручному труду. Кружок рассчитан на детей младшего дошкольного возраста.

В процессе реализации программы «Умелые ручки» у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.

           Занимательность работы по созданию композиций, панно, аппликаций способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Стимулируется и развивается память, так как ребенок должен запомнить последовательность приемов и способов изготовления аппликации, композиции.

Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия.

Изготовление композиций, панно, аппликаций способствуют развитию личности ребенка, воспитанию его характера, формированию его волевых качеств, целеустремленности, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца.

              Дети учатся анализировать собственную деятельность.

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы

1. Цель:

развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.

2. Задачи:

формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);

формирование практических умений и навыков; обучение различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

совершенствование движений рук; развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

развитие речи детей;

воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);

воспитание и развитие художественного вкуса;

воспитание усидчивости, целенаправленности.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание для каждого ситуации успеха.

2. Личностно–ориентированное взаимодействие: учитываются индивидуальные и психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом, в творческом процессе создается раскованная, стимулирующая творческую активность ребенка, атмосфера. В процессе совместной продуктивно – творческой деятельности ребенок учиться придумывать новое, вариативно мыслить и общаться.

3. Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

4. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс и естественное повышение его работоспособности.

1.2.    Описание планируемых результатов освоения Программы

Ожидаемые результаты

В ходе реализации программы дети познакомятся со следующими техниками:

• «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);

• рисование жесткой кистью (тычок);

• рисование по мокрой бумаге;

• оттиски штампов различных видов;

• «точечный рисунок».

Формы проведения итогов реализации программы:

- выставки работ детей в детском саду;

-дни презентации детских работ родителям.

2. Содержательный раздел

2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития ребенка

             Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого ребенка с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей.

Программа кружка разработана для детей 3 (и старше) лет, занятия проводятся 1 раз в неделю в вечерний отрезок времени. Длительность занятий не превышает 15 минут.

    В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия для расслабления мышц, снятия напряжения- физкультминутки, гимнастику для глаз. Комплексы пальчиковой гимнастики, гимнастику для глаз, физкультминутки воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна. Задача каждого занятия – освоение нового технологического приема или совершенствование ранее изученных приемов.

 

Учебно-тематический план

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

 

Подготовительный этап:

Первичное диагностирование детей.  

Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для малышей»

выявить уровень развития мелкой моторики;

.«Осень наступила…»

(рисование пальчиками)

Познакомить детей с техникой «пальчиковая живопись».

Учить детей набирать краску на палец.

«Рыбки плавают в пруду, не поймаешь ни одну» 

Вызвать у детей желание нарисовать рыбок ладошкой

«Весёлый мухомор»

(рисование ватными палоч-ками)  

Использовать ватные палочки для нанесения

горошинок на шляпку гриба

Октябрь

«Осеннее дерево» 

Побуждать детей к самостоятельности.

Показать детям прием изображения дерева, передавая его характерные особенности: длинный прямой ствол, ветви в виде длинных наклонных линий. Рисование ладошкой и пальчиками (листва).

«Листопад»

Познакомить детей с художественной техникой печатания.

«Гусеница» 

Познакомить детей с художественной техникой печатания пробкой. Учить рисовать пробками, прикладывая их к листу

   «Ветка рябины»

(рисование пальчиками)

 Продолжать знакомить с нетрадиционной изобраз. техникой рисования паль-чиками. Учить различать и называть цвета.

«Божья коровка» 

Познакомить с техникой печатания картофелем. Показать приём получения отпечатка.

Ноябрь

  

«Холодный дождь» (рисование пластилином)

 

Оттиск пробкой, печаткой из картофеля. Вызвать у детей эмоциональное отношение к обитателям леса. Продолжать формировать представления о том, что животные делают заготовки на зиму. Учить штамповать грибы.

   

«Осеннее дерево» (аппликация).

Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками.

 «Конфеты для мамы» К дню матери (скатывание бумаги)

   Учить детей использованию в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала. Учить детей скатывать из салфеток шарики. Развивать творческие

  

«Фрукты на тарелочке» (лепка).

 

Закреплять умение лепить предметы округлой формы, раскатывая пластилин между ладонями круговыми движениями.

  Декабрь

  

«Цветик-семицветик»

(аппликация коллективная). 

  Вовлечение в сотворчество с воспитателем. Освоение элементов бумажной пластики. Создание коллективной композиции из комочков мятой бумаги.

Вовлечение в сотворчество с воспитателем. Освоение элементов бумажной пластики. Создание коллективной композиции из комочков мятой бумаги.

«Снежинка» 

Познакомить с новой техникой художественного творчества – аппликация манкой.

«Маленькой елочке холодно зимой» 

Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки). Учить рисовать елочку пальчиками.

«Я слепил снеговика» 

Закрепить технику — сминать салфетку в комочек, обмакивать в клей и наклеивать на силуэт.

«Дед Мороз» (коллективная работа) 

Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками на цветной бумаге

Январь

«Деревья в сугробах»

Печать поролоном. Учить рисовать сугробы лёгкими прикосновениями к бумаге. Упражнять в рисовании дерева.

  «Снежок порхает, кружится».

(рисование ватными палочками)

 Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования ватными палочками. Развивать видение художественного образа .

 «Выпал первый снег»

(аппликация с использ. ваты)  

 Учить детей создавать зимний пейзаж с использованием нетрадиционной техники аппликации- с помощью ваты. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, обогащать.

«Снеговик»

(аппликация из ватных дисков).

Создание

 

Создание образа снеговика в сотворчестве с воспитателем: выкладывание и приклеивание ватных дисков:

Февраль

«Кот – Матроскин» 

Учить дорисовывать детали у кота, полоски на теле с помощью ватной палочки, смешивать оранжевый цвет, дорисовать композицию.

   

«Лоскутное одеяло» (аппликация из фантиков)

 

Создание образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивание фантиков на основу и составление коллективной композиции из индивидуальных работ; освоение понятия «часть» и  «целое».

   

«Северное сияние» (рисование солью).

 

Познакомить с новой техникой рисования, развитие чувства цвета и ритма.

«Кораблик для папы»

Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение.

Март

«Мимоза для мамы»

Совершенствовать технику рисования пальцами.

Развивать чувство ритма и цвета.

Воспитывать интерес к отражению в рисунке своих впечатлений и представлений о природе.

  

«Ёжик» (рисование гречкой)

 

Познакомить с методом изображения с помощью нанесения клея и насыпать на него гречку. Развивать творческие способности,

«В гостях у жирафа»

Учить равномерно, распределять пятна на предмете краской, развивать аккуратность, четкость

  

«Вот какие ножки у сороконожки!»

(лепка).

 Освоение нового способа лепки: раскатывание жгутиков прямыми движениями ладоней. Создание выразительного образа сороконожки в сотворчестве с педагогом: прикрепление «ножек» к туловищу, вылепленному воспитателем

Апрель

 

«Веточка вербы» (аппликация из ваты) 

 

Учить приемам нетрадиционной аппликации веток вербы, расположения «почек» справа и слева на ветке. Закрепить и расширить знания детей о вербе.

 

«Весенние цветы» (отпечаток дном бутылки пласт.)

 

Познакомить с новой техникой рисования. Развивать эстетическое восприятие, чувство формы и цвета. Воспитывать гуманное отношение к природе.

«Белые барашки» 

Познакомить детей с новой техникой художественного творчества «рисование ватой по бархатной бумаге».

«Праздничный торт».

(лепка пластиллинография)

 Формировать умение выполнять работу в технике пластилинографии. Развивать воображение, аккуратность, усидчивость и мелкую моторику

Май

«Радуга»

Учить рисовать радугу из цветных полосок.

«Вот такой у нас салют» 

Предложить нарисовать праздничный салют доступными средствами. Совершенствование навыка детей рисования пробкой, тампоном и бумагой, для изображения салюта.

«Гусеница на листе».

(тестопластика)

Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Уточнить знания и представления о геометрических телах. Закрепить умение составлять гусеницу из разных по размеру шаров, размещая их на листе из картона

«Солнышко»

(отпечатки ладошек)

 Учить детей творить, фантазировать, видеть образ солнышка. .Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей.

       

 

   

 

 

2.2 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

При некоторых общих принципах и подходах к детям большое внимание в Программе уделяется развитию детской индивидуальности, учету темпа развития и деятельности каждого ребенка, его собственных предпочтений. В Программе больше времени дается для свободной деятельности детей по выбору. Однако это не просто время, когда дети представлены сами себе, а время работы воспитателя в выбранной детьми сфере деятельности. Так, воспитатель может присоединиться к детям, занимающимся рисованием, и помочь им продвинуться в создании самостоятельных замыслов или в использовании новых приемов. Возможно, так же в это время и наблюдение за детьми с целью выявления особенностей их взаимодействия и деятельности.

Перечень основных форм, способов, методов и средств реализации Программы

Формы работы

Способы

Методы

Средства

Художественно – эстетическое развитие

Индивидуальная

Подгрупповая

Групповая

Совместная игра со сверстниками

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Самостоятельная деятельность

Изготовление украшений для групповых помещений к праздникам, предметов для игры, сувениров

Рассматривание предметов, узоров в работах народных мастеров и произведениях, в произведениях книжной графики, иллюстраций, произведений искусства, репродукций с произведений живописи

Игра

Организация выставок работ

Праздники

Чтение

Беседа

Показ

Диалог

Повторение

Рассматривание

Выполнение

Предметы материальной культуры

Натуральные объекты растительного и животного мира

Реальные предметы

Игровые пособия

Макеты

Альбомы

Дидактический материал

ТСО

      2.3 Способы и направления поддержки детской инициативы

Определяется несколько принципов, на основе которых реализуется данное направление 

педагогического воздействия и взаимодействия, а именно:

- содействие и сотрудничество всех участников образовательных отношений в различных видах деятельности;

- создание условий для свободного выбора детьми того или иного вида деятельности;

- создание условий для принятия детьми решений, свободного выражения чувств и мыслей, помощь детям.

Для развития инициативности нужно:

1. Давать простые задания (снимать Страх "не справлюсь", развивать у детей инициативу.

2. Давать задания интересные или где у человека есть личный интерес что-то делать.

3. Поддерживать инициативы (быть готовым платить за ошибки и неудачи).

4. Научить грамотно реагировать на собственные ошибки.

Если мы хотим, чтобы наши дети верили в себя, развивались и экспериментировали, мы должны подкреплять инициативу, даже когда она сопровождается ошибками.

3.Организационный раздел

3.1 Описание материально-технического обеспечения Программы

Для кружковой работы необходимы следующие материалы:

  1. Гуашь
  2. Кисти мягкие и жесткие
  3. Ватные палочки
  4. Пробки
  5. Картофель
  6. Вата
  7. Цветная бумага
  8. Клей ПВА
  9. Поролон
  10. Бархатная бумага

      11.Стаканчики для воды

12.Альбомные листы

13.Клеенки

14.Салфетки

3.2 Описание Обеспеченности методическими материалами и средствами обучения

Интернет ресурс.

Список воспитанников

Список используемой литературы:

1. «Азбука соленого теста» О.Чибрикова. – М.:Эксмо, 2008. – (Азбука рукоделия).

2. «Объемные картинки» Учебно-методическое пособие для дошкольников. – Спб.: Детство-Пресс: 2010г.

3. «Секреты бумажного листа» Учебное издание «Издательство «Мозаика-Синтез», 2004г.

4. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет» И. А. Лыкова. – Москва, 2011. – Издательский дом «Цветной мир».

5. Амоков В.Б. «Искусство аппликации» М. 2002г.

6. Малышева А.Н., Н.В.Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль «Академия развития» 2006г.

7. Доронова Т.Н., Якобсон С.Т. «Обучение детей рисованию, лепка, аппликации в игре» М. 1992г.

8. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» М.1991г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Умелые ручки" для детей 3-7 лет

Содержание занятий кружка «Умелые ручки» по каждому разделу составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.   Детское творчество...

Программа кружка "Волшебные ручки" для детей младшего возраста

Творчество - это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку. В.А. Сухомлинский...

Рабочая программа кружка «Умелые ручки» для детей от 3-4 лет

Рабочая программа кружка «Умелые ручки»для детей от 3-4 летЦель программы: развитие воображения и ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобраз...

Рабочая программа кружка "Умелые ручки" для детей средней группы (4-5 лет)

Рабочая программа кружка "Умелые ручки" для детей средней группы (4-5 лет)...

Программа кружка "Умелые ручки" для вторых младших групп

Программа кружка "Умелые ручки" предназначена для вторых младших групп...

Программа кружка «Умелые ручки» для вторых младших групп

Цель:Развитие творческих способностей, воображения; развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, леп...

Программа кружка «Умелые ручки» вторая группа раннего возраста по художественной направленности

Пояснительная запискаВ настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движен...