сенсорное развитие детей 3-4 лет
методическая разработка (младшая группа) на тему

Жукова Елена Валентиновна

консультация для родителей разработана с целью соориентировать их о назначении  и  пользе игр на развитие сенсорных ощущений.  иргы,  предложенные в консультации помогут наладить контакт с детьми,  разнообразить и обогатить сенсорный опыт детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: «сенсорное развитие детей 3-4лет».

        Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью.

         «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими  словами,  чем  больше  мастерства  в  детской  руке,  тем  умнее ребёнок».         В. А. Сухомлинский

        Сенсорное развитие глубоко связано с развитием эстетическим. Если человек способен отличать оттенки цветовой гаммы, разнообразие вкусов, запахов и звуковолн в полной мере воспринимает красоту окружающего мира и наслаждается ею. Если же опыт сенсорного развития невелик – это отрицательно скажется на развитии воображения.
        
Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира начи-нается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозмож-но без опоры на полноценное восприятие.  Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предме-тов. Для этого ребёнку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что в настоящий момент он воспринимает. Общепринятыми мерками, так называ-емыми «эталонами», которые сложились исторически, сравнивают,  сопоста-вляют  результаты  восприятия. Это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, спектр цветов, система фонем род-ного языка и т.д. Все эти эталоны должны быть усвоены ребёнком.

        Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

развивает наблюдательность; - развивает внимание;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

         Итак, можно сделать вывод, что именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его дальнейшего успешного обучения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

        В качестве средств сенсорного воспитания у детей младшего дошколь- ного возраста используются: дидактические игры и упражнения, основная задача которых–накопление разнообразного сенсорного опыта, изобразитель-

ная  деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.

                 Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктив-ной  деятельности, в частности  в конструировании. Здесь сенсорные процес-сы осуществляются не изолировано от деятельности, а в ней самой, раскры-вающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.
        
Конструируя, ребёнок учиться различать не только внешние качества предмета, образца(фору,величину,строение); у него развиваются познава-тельные и практические действия. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета, его структуры и строения. В конструирова-нии ребёнок помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их модель (так в действии осуществляется анализ и синтез).

        Памятка для родителей по сенсорному развитию детей 2-3 лет.

        Уважаемые родители! Для того, чтобы планомерно и систематически осуществлять сенсорное воспитание ребенка в семье, необходимо знать основные принципы построения общения с детьми:

1. Говорите с ребенком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир, рассуждайте вслух.

2. Задавайте ребенку как можно больше вопросов.

3. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда над ними не шутите. Уважайте его интеллектуальный труд.

4. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение – это всегда немного общение «на вырост».

5. По возможности много путешествуйте с ребенком, ходите с ним в музеи.

6. Проводите совместные наблюдения и опыты.

7. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его замыслов.

8. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.

Примерный перечень игр на сенсорное воспитание.

        Игры для развития зрительного восприятия:

Зрительное восприятие – это сложная работа. Основной объем информации об окружающем мире дети получают благодаря зрению. Зрительно-моторная координация  эффективно  развивается  при  выполнении    различных двига-тельных упражнений, метание в цель, игры вкладыши, шнуровки, пальчи-ковые дорожки,  

Укрась ёлочку (цвет, форма)

Грибочки по местам (цвет)

Цветные варежки (цвет, форма)

Большой, маленький (величина)

Разложи по цвету (цвет, форма)

Волшебная коробка (цвет, форма, величина).

Игры на развитие слухового восприятия:                                        Развитие  слухового  восприятия очень важно, т.к.  при усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух –  это точное дифференциро- вание речевых звуков. Для слухового развития подойдут различные «шумел-ки» (баночки с различным наполнением), издающие разные звуки по громкости, тональности, музыкальные инструменты.

Дидактическое упражнение: «Угадай, где позвонили».

        «Угадай, что звучит»

        «Угадай, кто тебя позвал»

        «Найди, что звучит также»

                Игры на развитие тактильного восприятия.

       Мешочки с различным наполнением, коллекция  тканей или бумаги разной                      фактуры,  ощупывание разных поверхностей (гладкой, шершавой, теплой,                         холодной, и др.)

       Дидактические упражнения: «чудесный мешочек»

        «узнай на ощупь»

        «найди такой же»

                Игры на развитие осязательного и обанятельного восприятия:

         Дидактические  упражнения:«узнай по запаху»

        «узнай по вкусу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей)  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Задачи сенсорного развития детей в детском саду.

В статье рассматривается значение сенсорного развития дошкольников и его задачи для разных возрастов....

Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей

Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удов...

Консультация для родителей 2-младшей группы. "Сенсорное развитие детей 3-4 лет". Игры для сенсорного развития детей.

Сенсорное развитие ребёнка- это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и других....

Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей

Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удов...

Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей

Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удов...