Статья "Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной организации (из опыта работы)".
статья на тему
Перед нами педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности активности инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Как показывает образовательная практика, такую возможность даёт метод проектов, позволяющий педагогам расширить образовательное пространство познавательного мышления ребёнка. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие вопросы-- ему помогают взрослые. Проектный метод обучения является инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.proekt._fisan_.docx | 25.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Фисан Елена Григорьевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №34 Красногвардейского района города Санкт-Петербурга
.
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ:
«Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы)».
Перед нами педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Как показывает образовательная практика, такую возможность дает метод проектов, позволяющий педагогам расширить образовательное пространство, познавательного мышления ребенка. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают взрослые. Проектный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Сегодня мы поговорим с вами о ролевом проекте.
Цель ролевого проекта: решение проблемных ситуаций в игре. Результат: осознание проблем в игровой ситуации. Ценность: ребёнок проживает предполагаемую ситуацию в игре. Структура: создание проблемной ситуации - распределение ролей - игра - представление результатов. Форма продукта: игра. Возможная форма презентации: фильм, альбом, портфолио. Оценка: оценивается деятельность в соответствии с принятой ролью. Участники проекта принимают на себя определенные роли, обусловленные его характером и содержанием.
Давайте рассмотрим это на примере проекта сюжетно-ролевой игры «Театр» в подготовительной группе.
Цель проекта: создание условий для развертывания сюжетно- ролевой игры «Театр».
Задачи проекта: - способствовать возникновению у детей интереса к сюжетно- ролевой игре «Театр» и театральному искусству; - формировать умения распределять роли, развивать сюжет игры; - развивать навыки драматизации, диалогическую речь; - воспитывать доброжелательное отношение к героям сказки и друг к другу.
Ожидаемые результаты: дети проявляют интерес и играют в сюжетно- ролевую игру «Театр».
Содержание практической деятельности по развитию игры: - процесс игры; - деятельность педагога; - деятельность ребёнка; - совместная деятельность педагога и детей.
Подготовительный этап. 1. Беседа: «Какие бывают театры.» 2. Рассматривание иллюстраций «Театр». Педагог предлагает поговорить о театрах. Педагог предлагает рассмотреть иллюстрации «Театр». Дети беседуют, рассуждают. Дети рассматривают иллюстрации.
3. Виртуальная экскурсия «Театры города Санкт-Петербурга» (презентация). Педагог и дети рассматривают иллюстрации и обсуждают: - Кто ходил в театр? - В какой театр? - Что смотрели? 4. Чтение художественной литературы: - Оганесян «Что такое театр?»; - Юрий Донской «Азбука театра»(50 маленьких рассказов); - Курчевский «Художники и куклы»; - Знакомство с книгой С. Образцова «Театр кукол»; - Чтение стихотворений : С. Маршак «В театре», А. Барто «В Театре»; - Загадки про кукольный театр. 5. Беседа о работниках театра. Педагог читает. Педагог предлагает поговорить о работниках театра. Дети слушают. Дети беседуют, рассуждают. Педагог вместе с детьми беседуют о работниках театра. 6. Изготовление атрибутов к сюжетно- ролевой игре «Театр» (к постановке русской народной сказки «Заюшкина избушка»). Педагог предлагает сделать атрибуты к сюжетно — ролевой игре «Театр» (к постановке русской народной сказки «Заюшкина избушка».) Дети предлагают, какие можно сделать атрибуты к игре. Педагог вместе с детьми изготовляют атрибуты к игре: бинокли, афишу, программки, билеты, вывески : «Кафе», «Гардеробная», «Кукольный театр», декорации к сказке, номерки для гардеробной, номера мест и рядов, кошельки, деньги, кассу, цветы из бумаги для «артистов».
Основной этап. 1. Касса. 2. Гардеробная. 3. Контролер. 4. Кафе. 5. Артисты. Педагог следит за сюжетом игры. Дети разворачивают сюжет игры. Педагог принимает роль администратора, следит за порядком. Дети разворачивают сюжет игры. Педагог вместе с детьми играют свои роли.
Заключительный этап 1. После просмотра спектакля, дети хлопают, кричат «Браво!», дарят «артистам» цветы, когда те выходят на поклон. 2. Приходит фоторепортер и предлагает сфотографироваться с «артистами». 3. «Артисты» уходят за ширму. 4. Зрители подходят к гардеробной забрать свои вещи. Все дети подходят к воспитателю. Педагог в роли фоторепортера, предлагает сфотографироваться с «артистами». Педагог предлагает после просмотра театра отправиться опять в детский сад: «Ребята, мне очень понравилось как вы играли, хорошо справились со своими ролями, были вежливы, правильно вели себя в общественных местах, старались выразительно передавать в речи образы героев сказки. В следующий раз, когда будете играть в с/ж игру «Театр», вы можете поменяться ролями, придумать любую другую сказку и обыграть ее. Спасибо всем за внимание, А артистам за старание». 5. Словарный минимум, которым ребёнок овладевает в ходе реализации проекта: - профессии: актер, билетер, кассир, буфетчик, контролер, гардеробщик; - учреждение: кукольный театр; - орудия труда: касса, бинокли, билеты, программки, ширма, кукольный театр, кошельки, деньги. - игровые действия: покупать билеты, покупать продукты в кафе, ждать звонка для представления, играть роли «актеры»; - качество труда: хорошо сыграть свою роль, общественная значимость, вежливо, приветливо, внимательно; - результаты труда: показали кукольный спектакль, зрители аплодируют. дарят «артистам» цветы, фотографируются. 6. Минимум игровых действий, которыми ребёнок овладевает в ходе реализации проекта. Роли (ролевые действия): - кассир (билетер) ( принимает оплату, дает сдачу, подает билет в театр и раздает программки). - гардеробщик ( принимает и выдает одежду, дает номерок). - зритель ( покупает билеты, раздевается в гардеробной, рассматривает в фойе программку, идет в «кафе», ждет начала спектакля, смотрит кукольный спектакль «Заюшкина избушка», дарит после спектакля «артистам» цветы). - контролер ( проверяет билеты, раздает бинокли). - буфетчик ( продает в «Кафе» напитки, сладости, берет деньги, дает сдачу. - актеры ( играют роли по р. н. сказке «Заюшкина избушка» (рассказчик, заяц, лиса, волк, медведь, петух)) Дети вместе с воспитателем делают фотоальбом о своём театре и его актёрах.
Использование проекта, как формы совместной развивающей деятельности детей и взрослых, даёт педагогу возможность организовать воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески и продуктивно.
Литература.
1. Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ» М.: ТЦ Сфера, 2006.
2. » Л.С. Кисилева, Т.А. Данилина, Т.С.Лагода и др. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие » М.: АРКТИ, 2003
3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н.« Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений».М.: Мозаика-Синтез, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...
статья "Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной организации (из опыта работы)"
разработка информационного проекта, совместно с детьми, родителями и воспитателями...
Статья. «Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации».
Статья знакомит с новыми видами инновационных технологий в работе педагогов ДОУ. Одной из таких технологий является проектная деятельность (метод проектов)....
Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...
Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации.
Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации....
"Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы)".
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...