ТРИЗ игры для дошколят
методическая разработка (средняя, старшая группа) на тему

Семенова Эльмира Гарифулловна

 

Как требует ФГОС ДО, реализация Программы должна проходить, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей всестороннее развитие ребенка. Мне в этом помогает технология ТРИЗ, которую я использую уже  5 лет. 
    ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность образовательной  программы, разнообразить виды детской деятельности, развивать у детей творческое мышление, технология позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО. Она с интересом воспринимается с детьми, вносит оживление в образовательный процесс.    С одной стороны, это занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество. 
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ТРИЗ игры для дошколят20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №65» г. Воркуты

Развитие

познавательной активности детей

 посредством
ТРИЗ  технологии

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад №65» г.Воркуты

Семенова Э.Г.

1 кв. категория

МО ГО Воркута

2016г.

       Как стремительно несётся время! Компьютеризация, развитие науки и техники. Как успеть? Как сделать дошкольное образование качественным? Как научить ребёнка системно мыслить, выходить из проблемных ситуаций? А как хочется нам, педагогам, чтобы дети были творческими, активными, изобретательными, умели  грамотно выражать свои мысли, придумывать интересные сказки, загадки.

Как требует ФГОС, реализация Программы должна проходить, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей всестороннее развитие ребенка. Мне в этом помогает технология ТРИЗ.

    ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность образовательной  программы, технология позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО. Она с интересом воспринимается с детьми, вносит оживление в образовательный процесс.    С одной стороны, это занимательная игра, с другой — через творчество развивает у ребенка  умственную  активность.

   

Дидактические игры и пособия ТРИЗ – технологии направлены на решение широкого спектра образовательных задач. Это  -  развитие мыслительных процессов,формирование умения логически рассуждать, делать логические умозаключения.

В работе с детьми своей группы я использую  очень много игр, направленных на развитие логического мышления. Одна из игр  «В каждом ряду найди что – то общее». Она направлена на развитие логического приема обобщение, учит детей обобщать предметы, исходя из их существенных признаков,

Детям дается установка. В каждом ряду у  игрушек есть что-то общее.

Например, в верхнем ряду слева напаво – все игрушки круглые, средний ряд – везде есть конструкторы.

Давайте, найдем общее у игрушек в каждом ряду. Сначала нижний ряд слева направо – у всех есть бантики,

Затем первый ряд сверху вниз – все на стульчиках.

Средний ряд сверху вниз - все с веревочками,

Последний ряд сверху вниз – в всех есть ручки.

Ряд игрушек по диагонали (справа налево) – все на коврике,

И ряд игрушек по диагонали слева направо- у всех игрушек одинаковая цветовая гамма –синий, красный, желтый.

Уважаемые коллеги, давайте поиграем!

 1я игра  - «Найди в каждом ряду, что общее у животных».

 2я игра  - «Найди в каждом ряду, что общее у ягод»

ОТВЕТЫ:

 «Найди в каждом ряду, что общее у животных».

 - верхний ряд  справо налево  - животные жарких стран, нижний ряд справо налево – животные живут в лесу, первый ряд сверху вниз – травоядные, второй ряд сверху вниз – хищники, по диагонали слево направо – есть полосочки, справо налево – грива и хвост одинаковые.

 «Найди в каждом ряду, что общее у ягод»

- верхний ряд  справо налево  - ягоды растут на кустиках, нижний ряд справо налево – ягоды растут в тундре, первый ряд сверху вниз – ягоды красного цвета, второй ряд сверху вниз – ягоды желтого цвета, по диагонали слево направо – ягоды похожи по внешнему виду, справо налево – ягоды круглые, гладкие.

 

Следующая игра  называется «Домик для животных». Эта игра  развивает у детей умение мыслить , с помощью такого логического приема, как отрицание, учит детей мысленно выявлять признак предмета  на основе противоположного признака,

В ходе игры детям дается задание: расселить животных в домике, учитывая определенные условия.

1.Поселите животных, но в этом домике не должны жить кошки и животные коричневого цвета,

2. Поселите животных, но в этом домике  не должны жить собаки и животные рыжего  цвета.

Ответы:

1.В домике живут собаки, кроме коричневой окраски.

 2.В доме живут кошки, кроме рыжей.

Варианты игры «Кто в домике живет». В домик можно поселить геом. фигур, например, не желтого цвета и не круглой формы, можно поселить игрушек, например, не круглой формы, не квадратной формы и не красного цвета.

 

Ребусы — одна из самых популярных и интересных головоломок с использованием букв и цифр, а также определенных предметов или фигур. Благодаря им,   можно научиться нестандартно видеть и решать нарисованные задания.  Особенно такой вид головоломок полезен детям. Занимаясь ребусами, малыши не только повышают словарный запас, но и развивают свой интеллект. Вашему вниманию предлагаются авторские ребусы, составленные детьми.

                                      Дочка – Д=Б   - Бочка

                                                        Рак – Р=М – Мак

                                                Машина  - Ш=Л – Малина

                                                Губы– Г=З   - Зубы

                                                   Сено – Н=Л - Село

                                                Коровка  - В=Б – Коробка.

А сейчас предлагаю командам составить свои ребусы

Игра «Теремок». С участием педагогов

Тема «Геометрические фигуры» (Треугольник,квадрат,прямоугольник,ромб)

Ход игры:  каждый  получает маску. Ведущий (педагог) – хозяин теремка (Квадрат), рассказывает про себя:

Вы давно знакомы со мной,

Каждый угол у меня — прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

 Представиться Вам рад,

Зовут  меня  - Квадрат!

Остальные по очереди подходят к теремку (теремок чисто условный – магнитная доска) и проводят с хозяином следующий диалог:

-Кто в теремочке живет?

- Я Квадрат,ты кто?

-Я треугольник, пусти меня жить.

- А ты расскажи, чем похож на меня?

Я- треугольник
Угловатый своевольник.
Я похож на крышу дома
И на шапочку у гнома.

И на острый кончик стрелки,
И на ушки рыжей белки.
Угловатый очень с виду
Я похож на пирамиду!

Каждый должен рассказать  про ту фигуру, чью маску он надел.

Сегодня вы видели только часть  игр с элементами ТРИЗ, которые я использую в работе с дошкольниками. В условиях реализации ФГОС  технология ТРИЗ  себя зарекомендовала  с положительной стороны. Это уникальный инструмент, с помощью которого активно развивается  самостоятельная  познавательная активность  детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кубанские игры для дошколят

  В прошлом в казачьей семье было много детей. И не последним делом  была для них организация своего досуга. Вот и выдумывали иногда сами  дети, а иногда  взрослые различные...

Малые олимпийские игры для дошколят.

Сценарий летнего спортивного прадника в детском саду....

Музыкальные игры для дошколят

Игры для воспитателей и родителей, для развития музыкальных способностей....

Консультация для родителей "Речи игры для дошколят"

Развитие речи у дошкольного возраста идет ускоренными темпами. В этом возрасте дети не только учатся произносить звуки, но и делать это правильно, параллельно пополняя собственный словарный запас....

Пальчиковые игры для дошколят

Мы все хотим, чтобы наши дети были лучше нас -красивее, талантливие, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно развить, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять, восхищать....

Сценарий "Паралимпийские игры для дошколят"

Сценарий представляет собой ход спортивного мероприятия для воспитанников дошкольных учреждений с ограниченными возможностями здоровья....

презентация "Подвижные игры для дошколят"

В помощь молодым педагогам  в презетации дана классификация подвижных игр для детей дошкольного возраста ....