«Воспитываем положительные эмоции посредствам методики «Цветопись»
статья на тему

Шакирова Татьяна Павловна

«Воспитываем положительные эмоции посредствам методики «Цветопись»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.44 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитываем положительные эмоции посредствам методики «Цветопись»

Охрана детского здоровья является неотъемлемым направлением деятельности любого общеобразовательной организации во все времена. Однако результативность деятельности во многом зависит от целей, средств и  способов их достижения. В условиях внедрения ФГОС ДО появились новые возможности, открывающиеся в здоровьесберегающей работе детского сада.

 Сегодня в дошкольных образовательных организациях большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного учреждения – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня здоровья семьи воспитанника в целом, формирование осознанного отношения родителей к своему здоровью  и здоровью своего ребенка.

Можно выделить три группы здоровьесберегающих технологий, применяемых в деятельности детского сада:

  1. Технологии сохранения здоровья (гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, бодрящая гимнастика и др.)
  2. Технологии обучения здоровому образу жизни (физические занятия, коммуникативные игры, беседы по теме «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж и др.)
  3. Коррекционные технологии: технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия на эмоциональное состояние ребенка посредствам различных методик, например: методики «Цветопись», на которой хотела бы остановиться подробнее.

Почему я остановилась на методике А.Н. Лутошкина  «Эмоциональная цветопись». Мы все знаем, что цвет - наиболее доступная и положительная форма выражения настроения. Великий русский поэт Сергей Есенин обогатил поэзию многоцветными русскими пейзажами, т.е. в своих стихах он выражал цветовую гамму чувств и эмоций. Говоря о методике можно сказать следующее, прежде всего, о ее назначении.  Мне она помогает при  изучении динамических особенностей личностных и групповых эмоциональных состояний, психологического климата группы и самочувствия ребенка в группе. Дошкольный возраст характеризуется зависимостью ребенка от своих родителей, эмоциональное состояние ребенка во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка в семье. Данную методику я начала с изучения всех особенностей ее проведения.

Составила индивидуальный лист («Оперативная цветоматрица»), где  изображен рисунок. Ребенок  выбирает из семи цветов цветных карандашей – один, и раскрашивает свой рисунок. Каждый цвет соответствует определенному настроению: красный – восторженному, активному; оранжевый – радостному, теплому; желтый – светлому, приятному; зеленый – спокойному, ровному; синий – грустному, печальному; фиолетовый – тревожному, тоскливому; черный – состояние неудовлетворенности.

Замеры настроения детей заполняется два раза в день: утром, когда ребенок пришел в группу и вечером, перед уходом домой.

Все полученные данные с оперативной цветоматрицы переношу на цветоматрицу группы. Цветовая гамма по вертикали показывает настроение группы ежедневно, по горизонтали – динамику эмоциональных состояний личности изо дня в день в течение исследуемого периода. Ежедневный анализ данных таблицы соотносится с реальными жизненными событиями детей. Такой анализ помогает мне разобраться в причинах переживания ребенка и, по возможности, помочь ему. Это также является хорошим средством эмоционального самоконтроля ребенка, предоставляет мне возможность выявить доминирующие эмоции и в случае необходимости провести коррекционную педагогическую работу, применяя различные виды педагогического воздействия. Со временем замеры настроения детей в начале и в конце  дня показали, что методика не только позволяет собрать информацию о психологическом самочувствии, но и выполняет определенную психотерапевтическую функцию. У ребенка возникает необходимость и потребность рассказать о своем настроении. Потребность выговориться, поделиться тем, что на душе. А это, в свою очередь, помогает мне, педагогу,  управлять настроением ребенка, а значит, и его работоспособностью и восприимчивостью. Данная методика позволяет родителям увидеть эмоциональное состояние ребенка. А взаимодействие родителей и воспитателя оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние ребенка, а это, в свою очередь, дает главный результат- отсутствие тревожности и замкнутости.

Таким образом, применение в работе дошкольного учреждения здоровосберегающих технологий, может повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, сформировать у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на укрепление и сохранение здоровья детей.

                                                                                             

Сведения об авторе:

Шакирова Татьяна Павловна (Республика Татарстан, пгт. Алексеевское),  воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Алексеевский детский сад №6 «Пчелка» Алексеевского муниципального района Республики Татарстан.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "В мире положительных эмоций"

              Открытое занятие в подготовительной группе «б»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Социализация» Тема: ”Знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций”

Тема  ”Знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций”занятие направленно на создание условий для естественного психологического развития ребёнка....

Конспект занятия по эмоциональному развитию детей: «В Царстве положительных эмоций», в подготовительной группе

закреплять умение выразительно изображать радость, удивление, удовольствие. Корректировать отрицательные эмоции. Укреплять положительные эмоции и взаимоотношения детей в группе. Продолжать использоват...

Роль положительных эмоций в развитии речи и в ранней профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста

Моё выступление из опыта работы рекомендовано начинающим воспитателям детских садов младших групп. Дети раннего возраста очень активны, подвижны и любознательны. У них еще не сформированы...

Консультация:"Становление общения ребенка раннего возраста через положительные эмоции"

"Становление общения ребенка раннего возраста через положительные эмоции"...

Игры и упражнения, направленные на знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций, развитие эмпатии.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ, СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ, РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ.  В дошкольном детстве впервые возникает деятельность, свободная от влияния...