Доклад "Организация исследовательской деятельности дошкольников"
консультация на тему

Рассохина Татьяна Васильевна

Фестиваль педагогических идей. г. Ачинск. Апрель 2017 год. Материал из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issled_deyatelnost.docx233.21 КБ

Предварительный просмотр:

Елена Анатольевна Кривых, Татьяна Васильевна Рассохина

МБОУ Гляденская ООШ №11, структурное подразделение детский сад, воспитатели

Организация исследовательской деятельности дошкольников

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.

Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Пункт 2.7 Федерального Государственного Образовательного стандарта дошкольного образования гласит: конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей; определяется целями и задачами Программы; реализуется в различных видах деятельности. ФГОС дошкольного образования обозначает 9 видов детской деятельности:

        Среди названных видов деятельности дошкольников особого внимания заслуживает познавательно-исследовательская.

Познавательно-исследовательская деятельность — форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира.

В основе  возникновения и развития познавательно – исследовательской  деятельности, направленной на познание окружающего мира, лежит потребность ребёнка в новых впечатлениях и чем разнообразнее и интенсивнее эта деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем полноценнее  и быстрее он развивается.

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

        Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на  основе  поисковой  активности и на  базе исследовательского поведения;

- это активность ребенка,  направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Основами  исследовательской деятельности являются:

  1. Поисковая  активность – это поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его эффективности.
  2. Исследовательское поведение – это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения.
  3. Исследовательская активность - естественное состояние каждого ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное.

Значение исследовательской деятельности для детей:

- Обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные операции.

- Развивается речь ребенка.

- Происходит накопление фонда умственных приемов и операций.

- Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата.

- Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

        Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.

В процессе исследовательской деятельности идёт развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость  формулировать  закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. У ребёнка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Ему приходится измерять, считать, сравнивать.

Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя следующие этапы:

  1. Проблемная ситуация.
  2. Проблема, ее формулирование (выявление непонятных явлений – постановка проблемы).
  3. Выдвижение гипотез.
  4. Подбор материала для проверки гипотез.
  5. Проверка гипотез.
  6. Формулирование и оформление вывода.

        Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить какие – то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Для создания проблемных ситуаций педагогу можно использовать следующие методические приёмы:

  1. Подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения;
  2. Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
  3. Предложить детям рассмотреть явление с разных позиций.
  4. Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам.
  5. Постановка конкретных вопросов на обобщение, логику.
  6. Постановка проблемных задач (с недостаточными или избыточными данными, неопределенность вопроса, противоречивые данные, специально допущенными ошибками, ограниченным временем выполнения).

Мы в своей практике чаще всего подводим детей к противоречию. Например, выстраиваем с ними беседу: «Наступила зима, выпал снег. Как рады первому снегу дети: он такой белый, такой холодный, такой вкусный, как мороженое! Многие детки любят его кушать, а взрослые постоянно запрещают это делать. А может быть, взрослые зря возмущаются и белый снег чист и не хуже мороженого? Дети, какой у Вас возникает вопрос? И подводим детей к тому, чтобы они спросили: «А почему нельзя есть снег?»

Когда проблема обозначена, начинаем выдвигать гипотезы. Кто-то из детей говорит, что свежевыпавший снег чистый, потому что он белого цвета, кто-то говорит, что в снеге есть микробы и его нельзя кушать. Возникают разные гипотезы, разные мнения. Озадачиваем детей вопросом: «Кто же из Вас прав?». Дети приходят к выводу, что нужно как-то проверить, то есть исследовать снег. А что нам для этого нужно? И далее составляем план действий – это называется задачами исследования, например:

  1. Взять несколько проб снега в разных точках д. Гляден для проведения экспериментов.
  2. Провести эксперименты и наблюдения со снегом.
  3.  Сделать выводы.

Затем во время прогулки берем пробы снега и исследуем его. Дети видят, что когда снег растает в нем много грязи и сами делают вывод о том, почему взрослые запрещают его кушать.

Такие знания запоминаются крепко и надолго и используются детьми в жизни. Они рассказывают об этом младшим братьям и сестрам, говорят, что своими глазами видели, какая грязная вода получается из снега.

Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.

В результате регулярной организации исследований, мы констатируем следующие результаты детей за последние 3 года:

  1. Увеличение словарного запаса у 40% детей.
  2. Увеличение объема памяти у 30 % детей.
  3. Умение самостоятельно делать выводы возросло на 20%.

Кроме этого, каждое исследование необходимо публично представлять, защищать. Мы учим этому своих детей. У нас 60% детей уже могут выступить перед группой. В этом учебном году наши дети выступали на школьной учебно-исследовательской конференции и стали победителями в возрастной номинации 6-10 лет «Маленькие исследователи». В мае 2017 года готовимся участвовать в районной экспериментальной исследовательской конференции и также надеемся на успех. И в перспективе мы продолжаем развивать работу в данном направлении.

Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь – взрослый: умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Искупаем куклу машу».

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в младшей группе. Тема: «Искупаем куклу Машу» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физ...

Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ВОЛШЕБНАЯ СОЛЬ»

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли(«Познание»)Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении  в природе, в жизни человека(«Познание...

Работа на тему: «Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ОРГАНЫ ЧУВСТВ»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей  группеТема: « Органы чувств» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Комм...

Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая  понимается не только как процесс...

Мастер - класс Для педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников на тему: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детскогоповедения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиск...