План самообразования.
материал на тему

Индивидуальный план повышения профессионального мастерства.

Тема: "Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobraz.docx28.24 КБ
Файл plan_samoobraz.docx28.24 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план

повышения профессионального мастерства

учителя - логопеда ДОУ 1 квалификационной категории

Павловой Лейсан Наильевны

на 2017-2021 учебный год.

Сведения о себе:

Ф.И.О.  Павлова Лейсан Наильевна.

Образование:  высшее, Московский социально гуманитарный институт.

Год окончания: 2007г.

Специальность по диплому: учитель – логопед.

Место работы:  МБДОУ «Рыбно-Слободский детский сад Березка».

Должность:  учитель – логопед.

Общий стаж:  17 лет; педагогический стаж: 14 лет; стаж в данной должности: 14 лет.

Квалификационная категория: первая.

Дата присвоения: 11 декабря 2012г.

Курсы повышения квалификации:

Методическая тема: Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников.

Сроки разработки темы: с 2012 года по 2017 год

Цель самообразования: 

повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

Повысить собственный уровень знаний;

Разработать перспективный план работы с детьми;

Провести диагностику на начало и конец учебного года;

Подобрать возможные варианты игровых упражнений по развитию мелкой моторики детей;

Систематизировать практический опыт работы по данному направлению в методическом пособии;

Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей ;

Участвовать в семинарах, конференциях, вебинарах различной формы и уровня;

Провести мастер-класс для педагогов и родителей .

Обоснование выбранной темы.

Количество воспитанников с речевыми нарушениями возрастает год от года, усугубляется степень проявления речевого дефекта, поэтому проблема стимулирования речевого развития весьма актуальна. Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его сверстниками и взрослыми.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

В этой связи одной из главных задач учителя - логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация единого образовательного процесса при взаимодействии специалистов (учителя - логопеда, педагогов групп всех возрастов детского сада, педагога - психолога, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре) и родителей с целью создания эффективных условий для полноценного развития речи ребенка.

Инструментом стимулирования речевого развития является работа по совершенствованию моторной сферы ребенка: общей и мелкой.

Итогом работы должны стать высокие результаты освоения программы детского сада, хорошее качество дошкольной подготовки, в частности, речевой, создание методологического инструментария (рекомендаций, буклетов, консультаций, пособий для родителей, педагогов, воспитанников по дальнейшему сопровождению и совершенствованию речевой функции).

План самообразования.

  1. Профессионально-педагогическая деятельность.

Содержание работы

Сроки реализации.

Своевременное выявление детей с особыми потребностями развития, сбор анамнеза,  формирование групп коррекции, выработка индивидуального маршрута коррекции речи каждого ребенка.

Начало учебного года

Организация образовательного процесса.

Весь период.

Создание доступной, безопасной, вариативной, полифункциональной предметно – развивающей среды согласно ФГОС ДО.

Весь период.

 Индивидуальное консультирование родителей по вопросам речевого развития.

Весь период.

Помощь музыкальным руководителям в подготовке детей к утренникам, фестивалям, конкурсам.

По плану ДОУ

Подготовка детей к конкурсам – чтецов, творческим конкурсам, олимпиадам, викторинам.

Весь период.

Разработка сценариев и проведение мероприятий совместно с педагогами ДОУ: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы.

Весь период.

Групповые консультации для родителей: «ФГОС ДО о речевом развитии», «Закон об образовании в РФ», «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Речевая готовность ребенка к школе»,«Артикуляционная гимнастика: с ней или без нее», «Взаимодействие на всех уровнях», «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции звукопроизношения».

Весь период.

«Совместная картотека» - подбор, поиск, изготовление, создание дидактических игр, пособий, которые можно использовать как в детском саду, так и в домашних условиях. Формы работы: круглый стол, творческая мастерская и т.д.

Весь период.

Семинары – практикумы, интегрированные занятия по развитию дыхания, голоса, интонации и моторики дошкольника, по коррекции звукопроизношения.

Весь период.

Семинары - практикумы «Методы и приемы развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка»

Весь период.

«Роль детской книги в речевом развитии ребенка» - создание книжек (альбомов) по теме недели совместно с детьми и их родителями. Выставка изготовленных книжек.

Весь период.

Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах.

Весь период.

Наличие, ведение, обновление персонального сайта

Постоянно

Творческое сотрудничество с педагогами ДОУ, начальной школой, другими социальными институтами, сопровождающими развитие ребенка по теме.

Весь период.

  1. Методическая работа.

Пополнение методической копилки, обобщение и распространение практического опыта по теме.

Содержание работы

Сроки

2.1.

Изучение новых программ и методических пособий по теме и смежным наукам и дисциплинам.

Постоянно

2.2.

Изучение нормативно-правовой документации по вопросам дошкольного воспитания: Закон РФ от 01.09.2013г. «Об образовании»; Приказ Минобразования РФ от 17.10 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования»; Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";

Начало года, регулярно

2.3.

Разработка и утверждение годового плана работы.

Сентябрь

2.4.

Освоение методологической базы, методической литературы, ознакомление с доступными и проверенными интернет – ресурсами, обобщение имеющегося по проблеме опыта работы педагогов.

В течение всего периода

2.5.

Разработка программы коррекции на учебный год.

Начало года

2.6.

Создание электронной базы: обучающих пособий, презентаций, литературы по теме, нормативной документации, развивающих игр, картотек.

Весь период.

2.7.

Оформление стендов, папок –передвижек..

Весь период.

2.8.

Разработка сценариев совместных мероприятий с детьми и их родителями.

Весь период.

2.9.

Подготовке к проведению утренников, фестивалей, конкурсов.

По плану ДОУ

2.10.

Разработка сценариев совместных с педагогами ДОУ мероприятий: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы.

Весь период.

2.11.

Подготовка консультационного материала для родителей на темы: «ФГОС ДО о речевом развитии», «Закон об образовании в РФ», «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Речевая готовность ребенка к школе», «Артикуляционная гимнастика: с ней или без нее», «Взаимодействие на всех уровнях»,  «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции звукопроизношения».

Весь период.

2.12.

 Создание картотеки и базы дидактических игр, пособий для использования в детском саду.

Весь период.

2.13.

Разработка методов и приемов развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка

Весь период.

2.14.

«Роль детской книги в речевом развитии ребенка» - создание книжек – малышек по теме недели совместно с детьми и их родителями. Выставка изготовленных книжек.

Весь период.

2.15.

Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах.

Весь период.

2.16.

Обучение, курсы повышения квалификации, вебинары, конференции.

Постоянно

2.17.

Систематизация и пополнение портфолио материалами по теме самообразования.

Постоянно

2.18.

Наличие персонального сайта: ведение, обновление, совершенствование, мониторинг, самоотчет.

Постоянно

2.19.

Публикации систематизированного педагогического опыта в сборниках, на порталах.

Регулярно

3. Изучение специальной литературы.

Изучение периодических изданий, методической литературы.

  • Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ: Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями».
  • Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  • Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. -  1983. - №1.
  • Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. — М.: Издательство «Школа-Пресс», 2001.
  • Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  • Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.
  • Голубина Т.С. Чему научит клеточка. М., Мозайка – синтез, 2001г.
  • Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  • Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». 2007. № 2. С. 37-41; статья «Самообразование педагогов в ДОУ». Автор: К.Ю.Белая, канд. пед. наук, заведующая кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, заслуженный учитель РФ.
  • Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Родительские собрания в ДОУ».
  • Коноваленко С.В., Кременская М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. СПб, Детство-пресс, 2012г.
  • Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
  • Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: контур, линия, цвет. СПб. 2005г.
  • Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь: подготовительная группа детского сада. С-Пб, ИД Литера, 2009г.
  • Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
  • Открытия: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Е.Г. Юдина. - М.: Мозаика - Синтез. - 2015г. – 160с.
  • Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. С – Пб, Кристалл, 1997г..
  • Чиркова С.В. «Родительские собрания в детском саду».



Предварительный просмотр:

Индивидуальный план

повышения профессионального мастерства

учителя - логопеда ДОУ 1 квалификационной категории

Павловой Лейсан Наильевны

на 2017-2021 учебный год.

Сведения о себе:

Ф.И.О.  Павлова Лейсан Наильевна.

Образование:  высшее, Московский социально гуманитарный институт.

Год окончания: 2007г.

Специальность по диплому: учитель – логопед.

Место работы:  МБДОУ «Рыбно-Слободский детский сад Березка».

Должность:  учитель – логопед.

Общий стаж:  17 лет; педагогический стаж: 14 лет; стаж в данной должности: 14 лет.

Квалификационная категория: первая.

Дата присвоения: 11 декабря 2012г.

Курсы повышения квалификации:

Методическая тема: Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников.

Сроки разработки темы: с 2012 года по 2017 год

Цель самообразования: 

повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

Повысить собственный уровень знаний;

Разработать перспективный план работы с детьми;

Провести диагностику на начало и конец учебного года;

Подобрать возможные варианты игровых упражнений по развитию мелкой моторики детей;

Систематизировать практический опыт работы по данному направлению в методическом пособии;

Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей ;

Участвовать в семинарах, конференциях, вебинарах различной формы и уровня;

Провести мастер-класс для педагогов и родителей .

Обоснование выбранной темы.

Количество воспитанников с речевыми нарушениями возрастает год от года, усугубляется степень проявления речевого дефекта, поэтому проблема стимулирования речевого развития весьма актуальна. Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его сверстниками и взрослыми.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

В этой связи одной из главных задач учителя - логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация единого образовательного процесса при взаимодействии специалистов (учителя - логопеда, педагогов групп всех возрастов детского сада, педагога - психолога, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре) и родителей с целью создания эффективных условий для полноценного развития речи ребенка.

Инструментом стимулирования речевого развития является работа по совершенствованию моторной сферы ребенка: общей и мелкой.

Итогом работы должны стать высокие результаты освоения программы детского сада, хорошее качество дошкольной подготовки, в частности, речевой, создание методологического инструментария (рекомендаций, буклетов, консультаций, пособий для родителей, педагогов, воспитанников по дальнейшему сопровождению и совершенствованию речевой функции).

План самообразования.

  1. Профессионально-педагогическая деятельность.

Содержание работы

Сроки реализации.

Своевременное выявление детей с особыми потребностями развития, сбор анамнеза,  формирование групп коррекции, выработка индивидуального маршрута коррекции речи каждого ребенка.

Начало учебного года

Организация образовательного процесса.

Весь период.

Создание доступной, безопасной, вариативной, полифункциональной предметно – развивающей среды согласно ФГОС ДО.

Весь период.

 Индивидуальное консультирование родителей по вопросам речевого развития.

Весь период.

Помощь музыкальным руководителям в подготовке детей к утренникам, фестивалям, конкурсам.

По плану ДОУ

Подготовка детей к конкурсам – чтецов, творческим конкурсам, олимпиадам, викторинам.

Весь период.

Разработка сценариев и проведение мероприятий совместно с педагогами ДОУ: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы.

Весь период.

Групповые консультации для родителей: «ФГОС ДО о речевом развитии», «Закон об образовании в РФ», «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Речевая готовность ребенка к школе»,«Артикуляционная гимнастика: с ней или без нее», «Взаимодействие на всех уровнях», «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции звукопроизношения».

Весь период.

«Совместная картотека» - подбор, поиск, изготовление, создание дидактических игр, пособий, которые можно использовать как в детском саду, так и в домашних условиях. Формы работы: круглый стол, творческая мастерская и т.д.

Весь период.

Семинары – практикумы, интегрированные занятия по развитию дыхания, голоса, интонации и моторики дошкольника, по коррекции звукопроизношения.

Весь период.

Семинары - практикумы «Методы и приемы развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка»

Весь период.

«Роль детской книги в речевом развитии ребенка» - создание книжек (альбомов) по теме недели совместно с детьми и их родителями. Выставка изготовленных книжек.

Весь период.

Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах.

Весь период.

Наличие, ведение, обновление персонального сайта

Постоянно

Творческое сотрудничество с педагогами ДОУ, начальной школой, другими социальными институтами, сопровождающими развитие ребенка по теме.

Весь период.

  1. Методическая работа.

Пополнение методической копилки, обобщение и распространение практического опыта по теме.

Содержание работы

Сроки

2.1.

Изучение новых программ и методических пособий по теме и смежным наукам и дисциплинам.

Постоянно

2.2.

Изучение нормативно-правовой документации по вопросам дошкольного воспитания: Закон РФ от 01.09.2013г. «Об образовании»; Приказ Минобразования РФ от 17.10 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования»; Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";

Начало года, регулярно

2.3.

Разработка и утверждение годового плана работы.

Сентябрь

2.4.

Освоение методологической базы, методической литературы, ознакомление с доступными и проверенными интернет – ресурсами, обобщение имеющегося по проблеме опыта работы педагогов.

В течение всего периода

2.5.

Разработка программы коррекции на учебный год.

Начало года

2.6.

Создание электронной базы: обучающих пособий, презентаций, литературы по теме, нормативной документации, развивающих игр, картотек.

Весь период.

2.7.

Оформление стендов, папок –передвижек..

Весь период.

2.8.

Разработка сценариев совместных мероприятий с детьми и их родителями.

Весь период.

2.9.

Подготовке к проведению утренников, фестивалей, конкурсов.

По плану ДОУ

2.10.

Разработка сценариев совместных с педагогами ДОУ мероприятий: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы.

Весь период.

2.11.

Подготовка консультационного материала для родителей на темы: «ФГОС ДО о речевом развитии», «Закон об образовании в РФ», «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Речевая готовность ребенка к школе», «Артикуляционная гимнастика: с ней или без нее», «Взаимодействие на всех уровнях»,  «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции звукопроизношения».

Весь период.

2.12.

 Создание картотеки и базы дидактических игр, пособий для использования в детском саду.

Весь период.

2.13.

Разработка методов и приемов развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка

Весь период.

2.14.

«Роль детской книги в речевом развитии ребенка» - создание книжек – малышек по теме недели совместно с детьми и их родителями. Выставка изготовленных книжек.

Весь период.

2.15.

Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах.

Весь период.

2.16.

Обучение, курсы повышения квалификации, вебинары, конференции.

Постоянно

2.17.

Систематизация и пополнение портфолио материалами по теме самообразования.

Постоянно

2.18.

Наличие персонального сайта: ведение, обновление, совершенствование, мониторинг, самоотчет.

Постоянно

2.19.

Публикации систематизированного педагогического опыта в сборниках, на порталах.

Регулярно

3. Изучение специальной литературы.

Изучение периодических изданий, методической литературы.

  • Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ: Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями».
  • Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  • Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. -  1983. - №1.
  • Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. — М.: Издательство «Школа-Пресс», 2001.
  • Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  • Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.
  • Голубина Т.С. Чему научит клеточка. М., Мозайка – синтез, 2001г.
  • Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  • Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». 2007. № 2. С. 37-41; статья «Самообразование педагогов в ДОУ». Автор: К.Ю.Белая, канд. пед. наук, заведующая кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, заслуженный учитель РФ.
  • Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Родительские собрания в ДОУ».
  • Коноваленко С.В., Кременская М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. СПб, Детство-пресс, 2012г.
  • Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
  • Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: контур, линия, цвет. СПб. 2005г.
  • Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь: подготовительная группа детского сада. С-Пб, ИД Литера, 2009г.
  • Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
  • Открытия: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Е.Г. Юдина. - М.: Мозаика - Синтез. - 2015г. – 160с.
  • Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. С – Пб, Кристалл, 1997г..
  • Чиркова С.В. «Родительские собрания в детском саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...