ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья на тему

Пылаева Марина Николаевна

Досуг традиционно является одной из важнейшых сфер жизнидеятельности детей!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_marina.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Пылаева Марина Николаевна

 МБДОУ г. Иркутска детский сад № 159

воспитатель 

Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности детей. Неорганизованный, стихийный досуг детей часто является источником импульса к развитию вредных привычек, нездорового образа жизни. Организованный же в социально-значимых целях досуг является педагогической и социальной поддержкой растущих личностей, формирует у них активную, сознательную и созидательную по отношению к окружающему миру позицию, а также является средством удовлетворения детских потребностей.

Досуг строится особым образом на организованном общении, несет в себе глубокий социальный (часто педагогический) смысл, выполняет культурно-образовательное, развивающее назначение, а также позволяет раскрыть эстетический, духовно-нравственный и физический потенциал личности. (Т.В.Антонова, М.Б.Зацепина, Т.С.Комарова, М.В.Созинова и др). Поэтому так важно уметь организовать для ребенка такую культурно-досуговую среду, которая станет для него естественной частью его жизни и позволит более полно реализовать себя и свои интересы. Важно понимать, что досуг - это не обязательно отдых, он может представлять собой и активную деятельность.

Для детей дошкольного возраста ведущим институтом социализации является семья. Именно в этом возрасте высока значимость семейного досуга, традиции которого потом полноценно перенесутся в собственную семью. Поэтому встает вопрос рационального использования свободного времени для воспитания детей и организации досуга современной семьи. Доронкина, Е. Г. Организация досуга за рубежом // Культурно-досуговая деятельность; Учебник / Под ред. А. Д. Жаркова и В. М.Чижикова. - М: МГУК, 1998. -С.430-454. Родителям не всегда легко придумать эффективную организацию свободного времени своих детей. В этом на помощь им могут прийти профессионалы – воспитатели детских садов.

Современный педагог – педагог, который умеет организовать детско-взрослое взаимодействие эффективно, качественно, в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, регламентирующих дошкольное образование сегодня. Одним из таких документов является Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО, Стандарт). Важным принципом, заложенным в основу Стандарта, является «поддержка разнообразия детства», а также «поддержка инициативы детей в различных видах деятельности».

Поскольку дошкольное детство – это время вопросов и ответов, открытий и свершений, нами была выбрана та форма детско-взрослого взаимодействия, которая будет поддерживать познавательный интерес, поскольку через познание происходит всестороннее развитие дошкольников. Обратившись к личному педагогическому опыту и требованиям ФГОС ДО к реализации образовательного процесса, мы остановились на детско-взрослом проектировании как залоге успеха в вопросе организации качественного детского досуга. Проектирование дает возможность ребенку задействовать всю мозговую активность, решая проблемные ситуации, отыскивая ответы посильным способом, фантазируя, приоткрывая завесу тайны интереснейшего для юных умов окружающего мира.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей: исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Суть метода проектов в дошкольном образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой воспитанники приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. Проектирование дает возможность ребенку задействовать всю мозговую активность, решая проблемные ситуации, отыскивая ответы посильным способом, фантазируя, приоткрывая завесу тайны интереснейшего для юных умов окружающего мира.

Мною была спроектирована, разработана и реализована работа по детско-взрослому проектированию, включившая в себя серию тематических проектов: «Как измерить червяка?», «Эти удивительные камни», «Солдатский треугольник», «Захватывающий космос», «Экологическая тропинка в детский сад». На выбор именно этих тем натолкнули сами дети, их интересы. Для того, чтобы отследить динамику использования проектирования при организации взаимодействия с детьми, мною был проведет мониторинг уровня познавательной активности и детской инициативности в организации своего досуга. Инструментарием мониторинга выступили педагогическое наблюдение и игровые ситуации. На начало учебного года посредством мониторинга было выявлено, что 34% детей имеют низкий уровень познавательной активности и испытывают затруднения при организации собственного досуга, который самим детям стал бы интересным.

На первом этапе проектирования мы с детьми пользовались методом «Трех вопросов» (Что мы знаем об этом? Что мы хотим узнать? Как мы можем это узнать?). Данный прием способствует поддержанию детской инициативы и развитию самостоятельности и любознательности у дошкольников. Этот опыт дети перенесли в сюжетно-ролевые игры, и когда в процессе игры они сталкивались с какой-либо проблемой, то самостоятельно старались находить рациональные решения. Хочу отметить, что на прогулках дети стали проявлять повышенный интерес к природным явлениям, задавать вопросы не столько взрослому (воспитателю или родителю), но и друг другу или самому себе, и найдя ответ или догадку с чувством радости спешили рассказать об этом товарищам. Проектная деятельность способствует не только эмоциональному подъему, но и качественной организации досуга и развитию познавательной активности.

Активными участниками детско-взрослого проектирования выступили родители воспитанников, которые к концу года проявили 90%-ную включенность в образовательное пространство ДОУ. Родители вместе с детьми искали ответы на вопросы, совершали маленькие открытия. Данная работа способствовала детско-родительскому сплочению. Родители приобрели навыки организации досуга с ребенком посредством использования элементов проектирования.

Проектирование научило детей планированию: к концу учебного года без труда они смогли выстраивать мыслительные и схематичные алгоритмы какой-либо деятельности, состоящие из двух и более шагов. Повторный мониторинг показал, что высокий уровень познавательной активности и детской инициативности в организации своего досуга составил 51%, что является показателем положительной динамики (в сравнении с диагностикой в начале учебного года). Грамотно организованная детская досуговая деятельность дошкольников – это залог того, что в школьном возрасте мы увидим успешного ребенка, который является самостоятельным, инициативным, предприимчивым, изобретательным и уверенным в себе.

В перспективе я планирую использовать детско-взрослое проектирование в интеграции с экспериментированием, что, на мой взгляд, усилит познавательную мотивацию дошкольников.

1. Зацепина, М. Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников : учеб.-метод. Пособие / М. Б. Зацепина. – М. : Педагогическое общество России, 2006. – 144 с.

2. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ.– М.: АРКТИ, 2006.

3. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. СПб., 2002.

4. Майер А. Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. Управление ДОУ. – 2008. № 3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

5. Тебенева, Т.Н. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ. Управление ДОУ.– 2007. № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание.Различают четыре основных вида детского труда: са...

Статья на тему: " Виды и формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста".

Статья на тему : "Виды и формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста"....

Нетрадиционные формы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Нетрадиционные формы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов "ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание....

Презентация Музыкальное развлечение как форма культурно-досуговой деятельности детей дошкольного возраста

Музыкальное развлечение как форма культурно-досуговой деятельности детей дошкольного возраста...

Сообщение для воспитателей "Использование соревнований в организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста"

На сегодняшний день досуги являются одним из актуальных и востребованных видов деятельности для детей в детском саду. Организация отдыха и развлечений является одной из основных социаль...

Взаимодействие воспитателя и инструктора по физической культуре в вопросах организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста

Тезисы к выступлению на заседании  методического объединения “Формы активного отдыха в детском саду в соответствии с ФОП ДО” (форма - круглый стол)...