Инновационный опыт
статья на тему

Гришанова Екатерина Владимировна

Инновационный опыт по теме "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovats._opyt_grishanova_2.doc281.5 КБ

Предварительный просмотр:

Представление

педагогического опыта

Гришановой Екатерины Владимировны

 воспитателя структурного подразделения

«Детский сад №4 комбинированного вида»

МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»  

Рузаевского муниципального района

Тема: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

    Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом».

    Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

    Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине, что является истоками развития патриотизма, который рождается в процессе целенаправленного воспитания. Важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к своему отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живёшь, с умения видеть красоту родной природы. Важно обращать внимание детей на то, что спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших Родину.

    Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания – проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проектов позволяет задействовать различные виды детской деятельности, способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков; стимулирует развитие самостоятельности и ответственности.

2.Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становление опыта.

Исходя из важнейшего положения психологии и педагогики о том, что формирование патриотических чувств дошкольника происходит в процессе совместной деятельности, которая предоставляет им возможность получить новые знания, наиболее результативным средством патриотического воспитания является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. Метод проекта – это инновационная технология обучения, при которой воспитанники приобретают новые знания в процессе поэтапного, самостоятельного выполнения заданий под руководством педагога. Мои наблюдения показывают, что технология проектирования является уникальным средством, позволяющим реализовать принцип оптимального соотношения между развитием детей под влиянием взрослого и развитием, обусловленным собственной активностью ребенка. В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов детей, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать процесс и результат своей деятельности.

Мой опыт показывает, что особенностью проектной деятельности, как целостного педагогического процесса, является отведение главной роли – воспитаннику ДОО, так как ребенок сам выражает свою инициативу и становится полноценным участником проекта, а не наблюдателем. В ходе проектно-исследовательской деятельности обогащаются знания, формируются нравственно-патриотические качества, повышается познавательная активность, развиваются творческие способности детей старшего дошкольного возраста.

«Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать», - писал Песталоцци. Я считаю, что в проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.

    Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма детей дошкольного возраста необходимы следующие педагогические условия: тесное сотрудничество с членами семьи, готовность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.

3.Теоретическая база опыта.

   Теоретическая база опыта очень важна, ведь работа воспитателя в целях повышения уровня воспитанников в области патриотического воспитания дошкольников в огромной мере зависит от знаний самого педагога. В своей педагогической практике я использую методические пособия:

Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольника. - М.: ЦГЛ 2004 г.

Гладкова Ю. Метод проектов в руководстве работой по нравственно-патриотическому воспитанию [Текст]/Ю. Гладкова // Ребенок в детском саду. - 2008. - №2. - С. 11-14.

Зеленова Н.Г. Мы живём в России. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007 г.

Казаков А.П. Детям о великой Победе. - М.: Издательство Гном и Д, 2007 г.

Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? - М.: ТЦ Сфера, 2004 г.

Маханёва М.Д. Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста - М.:АРКТИ, 2004 г.

Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание. - М.:Линка - Пресс, 2003 г.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. Маханева М.Д.

Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. №795 о Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»

Тимофеева Л.Л. Метод проектов в ДОУ. /Л.Л. Тимофеева // Управление ДОУ. - 2011. - №3. - С. 22-28.

Трофимова Г.Е. Проектная деятельность в воспитании у детей любви к родному городу./ Г.Е. Трофимова // Управление ДОУ. - 2009. - №1. - С. 83-85.

4.Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

    Патриотическое воспитание подрастающего поколения включает в себя развитие у ребенка чувства ответственности перед обществом, чувство привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, почитание предков, уважение к старшим, толерантное отношение к другим людям. Отсюда следует, что приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности, нравственности, началом формирования личности. Особенно актуально решение этой проблемы применительно к детям в дошкольном возрасте, т.к. в этот период личность ребенка находится в стадии своего становления, усвоения правил и норм поведения в семье и обществе.

    В ФГОС обозначено, что основным принципом дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

    Научные исследования О.И. Жуковской, А.А. Люблинской, Т.А. Марковой, Р.С. Буре, М.Д. Маханёвой в области педагогики и психологии подтвердили, что дошкольникам, особенно старшим, доступно чувство любви к родному городу, краю. Однако в данном возрасте невозможно сформировать убеждения, но можно заложить глубокие эмоциональные основы патриотических чувств. Ребенок дошкольного возраста мыслит конкретно. Он должен выполнять конкретные дела, а не оперировать отвлеченными понятиями.

    В этом смысле метод проектов наиболее целесообразная форма для решения задач патриотического воспитания.

    Важность выбранной темы, позволила мне определить цель и задачи организации педагогической работы по данному опыту.

Цель: формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, России; культуре на основе исторических и природных особенностей родного края и страны через проектную деятельность.

Поставленную цель реализую через решение задач:

Воспитательные:

-воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

-воспитание уважения к труду;

-воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: изобразительная деятельность, художественное слово.

Развивающие:

-развитие нравственных норм поведения;

-развитие компетенций, необходимых для успешной социализации подрастающей личности;

-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Образовательные:

-формирование чувства сопричастности ребёнка к родной земле, природе и всему живому;

-формирование интереса, представлений о русской национальной культуре (народное творчеств обычаи, традиции), воспитание чувства гордости и достоинства как представителя своего народа;

-формирование представлений о своей малой родине (история города, люди, его прославившие), воспитание любви к своей республике;

-формирование представлений о Родине как о многонациональном государстве, воспитание толерантности.

     Проектная деятельность - это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели - воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.

    Реализацию метода проектов можно свести к четырем основным этапам:

1. Подготовительный (целеполагание) – определение цели.

2. Разработка проекта – составление плана деятельности по достижению цели (к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу), в каких источниках можно найти информацию и пр.).

3. Выполнение проекта – практическая часть, получение продукта проекта.

4. Подведение итогов – презентация продукта проекта, определение задач для новых проектов.

     Свою работу по нравственно-патриотическому воспитанию строю с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Стараюсь, чтобы каждый день ребенка был наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями. Ведь с воспитания привязанности к родной семье, к детскому саду начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

    Мною составлен план работы по нравственно-патриотическому воспитанию, разработанный на основе современных  требований федерального государственного образовательного стандарта, способствующий формированию исторического и патриотического сознания детей, учитывающие интересы детей, самостоятельную активность воспитанников.

    Свою систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста организовала по принципу «от простого к сложному». Она состоит из следующих тематических блоков:

 В тематический блок «Моя семья. Мой дом» включены проекты: «Семья», «Выходной день с семьей», «Традиции моей семьи».

В блок «Детский сад»: «Мой любимый детский сад», «Вместе  дружная  семья:  детский   сад, родители и я», «Неделя игры и игрушки».
В блок «Моя малая Родина» входят такие проекты как «С чего начинается родина», «Моя малая Родина – город Рузаевка».

Блок «Мой родной край» включает  проект «Любимый край», экологический проект «Они должны жить».

Блок «Родная страна»: проекты «Любимая Россия», «Москва – столица России».

Блок «Наша Армия»: «Защитники Отечества», «Будем Родине служить», «День победы».

Тематический блок «Космос»: «Веселая астрономия», «Я и открытый космос».

      Знакомство детей с каждой темой выстраивала по следующему алгоритму: выявление имеющихся знаний, расширение их через чтение художественной литературы, рассматривание иллюстративного материала, беседы с детьми, использование дидактического материала. Полученные знания закрепляла в продуктивных видах деятельности, в сюжетно-ролевых играх.

     Например, в ходе работы над темой "Моя семья" проводила занятия, где дети составляли рассказы о членах семьи, читали заранее подготовленные стихи о сестренке, братишке, заучивали стихотворения Я. Акима "Моя родня", обсуждали отрывок из рассказа В. Драгунского "Сестра моя Ксения". Мы провели беседы по семейным фотографиям на тему "Где мы отдыхали летом", обсудили ситуации из жизни семьи, организовывали сюжетно-ролевую игру "Семья".

     После знакомства с темой "Москва - главный город нашей Родины", мы организовали выставку рисунков «Кремль».

     При знакомстве с российским флагом дети не только рассмотрели его, но и сами раскрашивали, составляли из набора цветных полосок.

      Кроме того, каждой осенью в группе проходят выставки «Дары осени», а весной — выставка пасхальных сувениров и яиц, «День космонавтики», «9 мая». Родители вместе с детьми каждый раз являются их активными участниками, лучшие работы отмечаются грамотами.

    Формирование таких чувств, как любовь к природе родного края, желание беречь её и защищать осуществляется в таких формах деятельности, как акции «Чистый детский сад», «Покормите птиц зимой».

       В процессе совместной деятельности с детьми использую следующие формы и методы работы:

-беседы о родном крае (выносятся темы сложные, требующие толкования, объяснения).

-использование наглядного материала: фотографии, репродукции картин, рисунки, макеты, фильмы, книги.

-рассказ о городе, республике (включаю в него вопросы к детям).

-рассказы об исторических событиях города.

-знакомство с достопримечательностями родного города (рассказываю о различных архитектурных сооружениях)

-игровая деятельность:

дидактические игры «Узнай, где я нахожусь?», «Где мой дом?», «Найди флаг России» и др.;

сюжетно - ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Больница», «Библиотека», «Почта» и др.,

строительные игры: «Мосты», «Стадион», «Транспорт» и др.

-художественное творчество, конструирование, рисование на тему «Я в детском саду», рисование на тему «Дом для моей семьи»; аппликация «Улицы города»

        Я организую работу по данному направлению с детьми через игровую, театрализованную, совместную и образовательную деятельность с помощью развивающего обучения, проблемно-игровых методов, методов проблемного изложения, практических ситуаций, а также личностно-ориентированного подхода, что формирует гибкое, оригинальное мышление у детей.

      Важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

     В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы  воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

   Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует особого такта, внимания и чуткости.

     

   

5.Анализ  результативности

В результате целенаправленной и систематической работы по воспитанию патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельность, я добилась положительных результатов по данной теме. У дошкольников сформированы первые чувства патриотизма: гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках и других мероприятиях знания, позволяют подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа.

Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.

Выросло количество участников, проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине.

Каждый год наш народ отмечает День Победы в Великой Отечественной войне. Время все дальше отодвигает события Великой Отечественной воны, ветеранов осталось очень мало. Очень важно, именно сейчас, не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах. Формировать осознанное отношение к празднику Победы, как результату героического подвига народа в Великой Отечественной войне.

Родители и дети приняли активное участие в организации акции «Никто не забыт, ничто не забыто». Воспитанники с особым чувством читали стихи о солдатах, воевавших за освобождение Родины. По эмоциям некоторых детей было понятно, что прозвучавшие стихи тронули их душу, не оставили холодными сердца.

Мы воспитываем чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызываем желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.

Всё это способствует расширению кругозора и повышение познавательной активности детей. Они стали проявлять интерес к родному краю и его жителям; задавать больше вопросов о природе, истории и достопримечательностях нашего города.

      6.Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Воспитание чувства патриотизма у дошкольника - процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа проводится систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к республике, к своей стране.

Наибольшую трудность вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей города, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.

Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только тогда, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.

7.Адресные рекомендации по использованию опыта.

Представленный материал доступен в практическом применении и может использоваться в педагогической практике дошкольных образовательных учреждений по патриотическому воспитанию детей старшего и подготовительного возраста.

 Предложенный  педагогический опыт работы можно реализовать с детьми от 5 до 7 лет, как на образовательной деятельности, так и в свободной деятельности дошкольников.

Мой педагогический опыт обобщен и расположен сайте http://ds4ruz.schoolrm.ru/sveden/employees/19284/233263/

  и на индивидуальном мини – сайте на международном образовательном портале http://nsportal.ru.

 Ссылка на страницу моего мини-сайта: http://nsportal.ru/grishanova-ekaterina-vladimirovna.

              8. Приложения

- конспект  занятия  «Моя Родина. Мой город» (Приложение 1);

- Проект «Воспитание патриотических чувств дошкольников на основе расширения представлений о малой Родине» (Приложение 2)

- Планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников (Приложение 3)

Приложение 1

План-конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе «Моя Родина. Мой город»

Цель: воспитание патриотических чувств, любви к Родине.

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое», «Социально-коммуникативное»

Программные задачи:

• Закрепить и обобщить знания детей о нашей стране, о столице нашей Родины, о малой Родине.

• Систематизировать знания детей о символике государства.

• Развивать память, коммуникативные навыки.

• Воспитывать любовь к Родине, гражданско – патриотические чувства.

• Обогатить словарный запас у дошкольников по данной теме.

• Развивать диалогическую речь у дошкольника, умение слушать своих товарищей.

Предварительная работа:

• Беседы о российской символике.

• Чтение стихотворений о Родине.

• Заучивание стихотворений о гербе и флаге России, о Рузаевке.

• Рассматривание иллюстраций о Рузаевке.

• Слушание государственного гимна России.

Словарная работа: Отечество, управлять, могучая, Государственная Дума, Правительство России, бесстрашие, великодушие, князь, владелец.

Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, экран, разрезные картинки с изображением герба России, иллюстрации с изображением флага разных стран и герба разных городов, лепестки ромашки, мольберт, ½ листа бумаги, заготовки голубя, клей, салфетки, клеенки, воздушные шары, игрушечный домик, аудиозапись гимна России.

Содержание непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, я хочу рассказать вам красивое стихотворение, автором которого является С. Васильев:

«Россия»

Россия – как из песни слово.

Берёзок юная листва.

Кругом леса, поля и реки.

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей,

Люблю, всем сердцем понимаю

Степей таинственную грусть.

Люблю всё то, что называют

Одним великим словом – Русь.

Ребята, о чём это стихотворение?

Дети: О России.

Воспитатель: Правильно, это стихотворение о великой и могучей России. Россия является нашим Отечеством – местом, где живут наши деды, отцы, где живем и мы с вами. Посмотрите, ребята, на карту. Видите, какую огромную территорию она занимает: от запада до востока, от севера и до юга. Все это наша большая Родина.

Воспитатель: Ребята, а кто из вас может сказать, какой город является столицей нашей Родины?

Дети: Столица нашей родины – город Москва.

Воспитатель: Ребята, а кто же управляет такой большой страной?

Дети: Страной управляет президент.

Воспитатель: Назовите его имя?

Дети: Президента страны зовут В.В. Путин.

Воспитатель: Одному трудно управлять огромной страной, поэтому президенту помогают государственная дума и правительство России.

У каждой страны, у каждого государства есть свои отличительные знаки, государственные символы. По ним всегда можно узнать, о какой стране идет речь. Назовите мне эти символы?

Дети: Гимн, герб, флаг.

Воспитатель: Что такое гимн?

Дети: Гимн – это главная песня страны.

Воспитатель: Верно. Гимн исполняется в торжественных случаях. Наш гимн написал композитор Александров и поэт Сергей Михалков.

А как мы должны слушать гимн России?

Дети: Слушать гимн должны стоя.

Воспитатель: Давайте и мы с вами встанем и молча послушаем гимн.

Воспитатель: Ребята, давайте поговорим с вами о флаге. Из каких цветов состоит флаг нашей страны?

Дети: Флаг состоит из белого, синего и красного цветов.

Воспитатель: Что напоминает вам белая полоса?

Дети: Белая полоса напоминает белые березы, белый снег, белые ромашки.

Воспитатель: Что напоминает синяя полоса?

Дети: Синяя полоса напоминает море, реку, небо.

Воспитатель: Что напоминает красная полоса?

Дети: Красная полоса напоминает огонь, солнце и любовь.

Воспитатель: Верно. Каждый цвет флага имеет свое значение. Об этом нам расскажет Арина Л.

Дети: Белый цвет - березка,

Синий – неба цвет.

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

Воспитатель: Ребята, а где мы можем увидеть российский флаг?

Дети: Российский флаг мы можем увидеть на военных кораблях, на параде, на соревнованиях.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть. Для этого мы разделимся на 2 команды. Проходите к столам. Вам нужно из представленных флагов найти российский.

Дидактическая игра «Найди флаг России»

Воспитатель: Молодцы, справились команды с заданием. Присаживайтесь.

А теперь давайте посмотрим на изображение герба России. Что изображено на нем?

Дети: На гербе изображен двуглавый орел.

Воспитатель: Правильно. Государственный герб России – это символ мудрости и бесстрашия, ума и великодушия. А чтобы лучше запомнить, как выглядит герб России, послушайте стихотворение.

Дети: У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу смог

Сильный, мудрый он и гордый,

Он – России дух свободный.

Воспитатель: А где можно увидеть изображение герба России?

Дети: На монетах, паспорте, на печатях.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру. Команды проходите к столам.

Перед вами лежат фрагменты картины. Вы должны собрать эти фрагменты в целое изображение.

Дидактическая игра «Сложи герб России»

Воспитатель: Молодцы, справились. А сейчас я предлагаю вам отдохнуть.

Физминутка (песня «У моей России»)

Воспитатель: Ребята, мы с вами говорили о большой Родине – России. Но есть место в нашей стране, где мы родились и живем – это наша «малая Родина». А что мы называем «малой Родиной»?

Дети: Это место, где мы живем, где живут наши родители, наши друзья, наш город.

Воспитатель: Правильно. Вы верно заметили, ребята, что «малая Родина» - это наш город. А вспомните, кого или что еще мы можем назвать родным. За каждое слово вы получите лепесток, из которых получится знакомый вам цветок.

Дети: Родная мама, папа, детский сад, дом, школа, брат, сестра, бабушка, дедушка.

Выкладывают ромашку на мольберте.

Воспитатель: Замечательные слова вы подобрали. Присаживайтесь.

Воспитатель: Ребята, мы выяснили с вами, что «малая Родина» - это и родной город. А в каком городе мы с вами живем?

Дети: Мы живем в городе Рузаевка.

Воспитатель: А как называют жителей города Рузаевка?

Дети: Жителей города Рузаевка называют рузаевцами.

Воспитатель: Верно, ребята, все мы зовемся рузаевцами и наша малая Родина – город Рузаевка. Давайте послушаем стихотворение про наш город.

Дети: На этой большой планете

В огромной такой стране,

Есть город один на свете,

Который так дорог мне.

Он маленький, но чудесный.

В тенистой дали лесной

Рузаевка, как невеста,

В цветущих садах весной.

А где-то дымят заводы,

И поезд бежит по рельсам.

Ах, как это всё знакомо,

Знакомо с рожденья, с детства.

Воспитатель: Ребята, я хочу вам рассказать, почему наш город имеет такое название – Рузаевка.

Давным – давно, на месте нашего города стояла небольшая деревушка. Московский князь подарил ее за верную службу татарскому князю Уразаю. По имени владельца деревня стала называться Уразаево. Потом постепенно деревня превратилась в город. И для лучшего произношения стала называться Рузаевка.

Воспитатель: Каждый город имеет свою символику. У Рузаевки тоже есть свой герб. Посмотрите, что изображено на гербе Рузаевки?

Дети: На гербе Рузаевки изображены локомотив, колос пшеницы, мордовский узор.

Воспитатель: А сейчас команды вновь пройдите к столам. Посмотрите на гербы разных городов и найдите среди них герб Рузаевки.

Дидактическая игра «Найди герб Рузаевки»

Воспитатель: В нашем городе есть много улиц и у каждой свое название.

Мне очень интересно узнать названия улиц, на которых вы живете.

Утром солнышко встает.

Всех на улицу зовет.

 Выхожу из дома я –

Здравствуй улица моя.

Я живу на улице Лермонтова.

 Дети передают друг другу игрушечный домик и называют свою улицу.

Воспитатель: Какие разные у нас улицы, но все вместе они составляют наш родной город, нашу малую Родину.

Воспитатель: А теперь давайте совершим небольшую прогулку по нашему городу. Присаживайтесь.

Воспитатель: Ребята, что это за здание?

Дети: Это бассейн «Дельфин». Там можно плавать.

Воспитатель: А это что здание?

Дети: Это Ледовый дворец. Там можно кататься на коньках и заниматься фигурным катанием.

Воспитатель: Это что за место?

Дети: Это парк культуры и отдыха. Там можно кататься на каруселях, отдыхать, кататься на велосипеде, на роликах.

Воспитатель: Ребята, что это за место?

Дети: Это велодром. Там можно кататься на велосипеде.

Воспитатель:

Дети: Это паровоз «Лебедянка».

Воспитатель: Верно. Паровоз «Лебедянка» установлен на Привокзальной площади. Железная дорога – это символ нашего города. Не случайно на гербе Рузаевки изображен локомотив. Паровоз - это дань уважения железнодорожникам и знак для подрастающего поколения, чтобы они гордились своей Родиной.

Ребята, а что это за место?

Дети: Это музей под открытым небом.

Воспитатель: Что можно там увидеть?

Дети: Там можно увидеть боевые машины.

Воспитатель: Правильно. Однако, главное место в этом музее все же занимает не оружие, не танки и минометы, а обычный вагон-теплушка, в котором во время войны солдаты уезжали на фронт и возвращались победителями.

Воспитатель: А это, ребята, памятник погибшим воинам в годы Великой Отечественной Войны. Смело и отважно сражались наши солдаты, защищая свою Родину, чтобы мы с вами жили и был мир на всей земле. Скажите, а какая птица является символом мира?

Дети: Символом мира является голубь.

Воспитатель: Верно. Голубь – символ чистоты, добра и мира. Давайте и мы с вами сделаем такого голубя. Проходите к столам.

Воспитатель: Мы уже сделали заготовки из бумаги. Посередине заготовки сделана небольшая прорезь. Лист бумаги кладем перед собой вертикально и складываем гармошкой. Сложенный гармошкой лист сгибаем пополам, а потом разгибаем обратно и вставляем в прорезь, так чтобы место сгиба оказалось посередине. Склеиваем крылья на верху. Голубь готов.

Выполнение задания под музыку.

Воспитатель: В группе мы привяжем их к воздушным шарикам и отпустим в небо, чтобы они несли добро и мир.

Воспитатель: В заключении мне бы хотелось отметить, ребята, вы уже очень много знаете о России и о своём родном городе Рузаевка и, думаю, будете стараться узнать о нем ещё больше. И всегда помните, что вы - граждане России. Любите и гордитесь своей Родиной!

Приложение 2

Проект «Воспитание патриотических чувств дошкольников на основе расширения представлений о малой Родине»

«Любовь к Отчизне начинается с любви к своей Малой Родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству»

                                                                                            Д.С. Лихачёв

Актуальность.

Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем мире, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых отмечается высокий темп умственного развития. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традиция других народов. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей страны.

     В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Система поликультурного образования стало ядром воспитательного потенциала Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Программа духовно – нравственного развития, должна предусматривать приобщение детей к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы. Вопрос о создании социально-педагогической поликультурной среды в ДОУ находит четкое отражение в Федеральном  Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования. Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное учреждение, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение родной и русской речью, становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей. Научная новизна заключается в современных теоретических подходах к проблеме воспитания  патриотических чувств, уважения к людям разных национальностей у детей дошкольного возраста; обосновании использования оптимальных психолого-педагогических средств у детей дошкольного возраста; в возможности применения полученных результатов исследования в разработке проблем воспитания детей.

Цель проекта: Формирование нравственно-патриотических чувств  детей старшего дошкольного возраста. Расширить и углубить знания детей о малой Родине. Воспитывать любовь к национальной культуре.

          Задачи.

Образовательные:

- способствовать накоплению опыта о природе, культуре, традициях родного края;

- дать знания детям о родном крае: история, символика, достопримечательности;

- познакомить с именами людей, прославившими наш край, которыми мы гордимся;

- познакомить детей с особенностями национального костюма, с разновидностями  орнамента;

- привлечь родителей к проектной деятельности;                                                                                                                        

       Развивающие:

 - развивать у воспитанников любознательность, наблюдательность;

- расширять словарный запас детей;

- развивать интерес к культурному наследию народов Мордовии, к истории своего города,  своей семьи;

     Воспитательные:

- воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им;

- воспитывать уважительное отношение к культурному наследию своего народа;

- воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;

- воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.

   Методы.

     Исследовательские: изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблеме; педагогические наблюдения, беседы, анкетирование; проведение педагогического эксперимента, количественная обработка и качественная интерпретация экспериментальных данных, статистическая обработка полученных данных.

Словесные: беседа, чтение стихов, рассказов, малых форм фольклора, пересказ, рассказ, обсуждение, заучивание наизусть.

Наглядные: рассматривание произведений живописи, иллюстраций, картин, открыток, демонстрация презентаций.

Практические: игры (дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно-ролевые, музыкально-фольклорные), игровые ситуации. Фольклорные праздники, драматизация, продуктивная деятельность, выставки и конкурсы.

Методическое обеспечение

  1. Демонстрационный и дидактический материал.
  2. Методическая литература.
  3. Конспекты непосредственно-образовательной деятельности по образовательным областям.
  4. Конспекты сценариев, праздников, развлечений.
  5.  Аудио-, видео-, фотоматериалы.
  6. Предметы мордовского декоративно-прикладного искусства.        

Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги группы, музыкальный руководитель, родители.

Тип проекта: информационно-творческий

Вид проекта: долгосрочный (1год)

Условия реализации проекта:

  1. Наличие в достаточном количестве демонстрационного материала.
  2. Желание педагогов создавать условия для познавательной и краеведческой деятельности детей.
  3. Знание педагогом современных подходов в работе с родителями.
  4. Наличие комфортной обстановки для проведения занятий и других видов деятельности.

Этапы проведения и реализации проекта:

I. Информационно-накопительный:

  • Изучение интереса детей для определения целей проекта.
  • Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
  • Обращение к специалистам.

II. Организационно-практический

  Проведение цикла познавательных занятий на темы: «Мой край родной – Мордовия моя», «Дом, в котором я живу», «Достопримечательности Мордовии», «Знатоки природы Мордовии» (викторина), «Мы в Мордовии родились, мы в Мордовии живём» (развлечение).

 ●Оформление дидактических игр: «Города Мордовии», «Путешествие» (по территории Мордовии).

 ●Совместное творчество с родителями: «Что такое Родина?» (совместное эссе в рисунках), «Моя семья – часть Родины нашей» (профессии взрослых). ●Организация выставки детских рисунков, поделок «Творим вместе».  ●Аппликация: «Украшение фартука мордовским орнаментом».

 ● Разучивание песен, стихов, прибауток на русском и мордовском языках. ●Чтение мордовских и русских народных сказок.

III. Презентационно - завершающий

Презентация “Моя Мордовия! ”

Выставка продуктов детской деятельности.

Предполагаемый результат

  1. Появление у детей интереса к изучению истории родного края, его достопримечательностям и великим людям.
  2. Формирование основ патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к его защите.
  3. Расширение кругозора детей на основе ознакомления их с культурно-историческим наследием республики.
  4. Применение полученных знаний о родном крае в добрых делах и поступках.
  5. Активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях.
  6. Сплочение коллектива детей, педагогов, родителей в воспитании будущих граждан своей малой родины и страны.

Перспективы

    Учитывая, что нравственно-патриотическое воспитание – это сложный педагогический процесс, то доля участия в этом процессе родителей воспитанников, несомненно, велика. Поэтому в перспективе планируется проведение конкурсов совместного творчества детей и родителей: мини-проекты «Один день нашей семьи», «Выходной для спорта», «Поездка по памятным местам Мордовии».

Приложение 3

Планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Тематический блок

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Моя семья

Мой дом

Формировать представления о мире семьи; воспитывать любовь к своей семье. Формировать представление о родословной своей семьи.

Расширять представления о семье, учить ориентироваться в родословных связях, пополнять знания детей о родных им людях, прививать любовь к ним.

Детский сад

Знакомство с сотрудниками детского сада, развивать умение детей рассказывать о жизни и событиях в детском саду. Учить ориентироваться в детском саду.

Познакомить с адресом детского сада, учить находить детский сад на плане (схеме). Закреплять навыки ориентировки в помещении детского сада и на участке. Научить пользоваться планом детского сада.

Мой поселок

Познакомить с поселком, в котором живем, с его особенностями и достопримечательностями

Познакомить с историей родного поселка,

Мой родной край

Воспитывать любовь к своему родному краю, родной природе. Расширять представления об обитателях нашего края.

Расширять представления о растительном и животном мире, птицах, богатствах родного края, занятиях людей.

Родная страна

Познакомить детей с понятиями Родина, Отечество.

Знакомство с символикой России.

Воспитывать любовь к своему Отечеству.

Воспитывать у детей любовь к своей Родине, народному творчеству; закреплять знания детей о русском фольклоре; расширять знания о Москве. Расширять представления о государственных праздниках.

Наша Армия

День победы

Расширять представления детей о защитниках Отечества; воспитывать уважение к защитникам Родины. Формировать представления о почетной обязанности защищать Родину.

Формировать у детей патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа.  Формировать представления о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

Космос

Вызвать интерес к космическому пространству, расширять представления о профессии космонавта. Познакомить детей с космонавтами нашей страны

Углублять и расширять представления детей о профессии космонавта, воспитывать уважение к этой профессии. Продолжать знакомить  детей с космонавтами нашей страны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание работы  педагогических проектов

 

Работа с детьми

Работа с родителями

Блок: Моя семья. Мой дом.

Проект «Вместе дружная семья»

Беседы: «Семья и родной дом», «Общение с родными», «Этикет в семье»

НОД: «Моя семья», «Мужчины и женщины в семье», «Дерево дружбы», «Я украшаю свой дом»

д/и: «Готовим обед»

п/и: «Вальс друзей»

с/р игры: «Семья»

разучивание пословиц и поговорок о семье.

Изготовление газеты «Один день нашей семьи».

Совместная работа с детьми «Я рисую с мамой»

Стенгазеты: «Семейные традиции»

Наглядная консультация: «Совместные игры с детьми- зачем?»

Рисунки «Герб моей семьи»

Проект «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»

НОД «Профессии наших мам», «Портрет мамы»

Беседа о профессиях мам.

д/и: «Кто чем занимается?».

Слушание песен о маме, чтение художественной литературы.

Детский лепет «Как я маме помогаю»

Встреча-рассказ: Мамы рассказывают о своих профессиях.

Выставка «Мамины умелые руки»

Праздник «Мамин день»

Фото выставка «Мамочка»

Блок: Детский сад.

Мини-проект «Неделя игры и игрушки»

НОД: «К нам в гости пришла игрушка» (познавательное развитие),

«Моя любимая игрушка» (художественно-эстетическое развитие).

Фоторепортаж «Как мы играем в детском саду».

Изготовление игрушки своими руками.

Чтение художественной литературы «Игрушки»

Оформление фотогалереи «Как мы играем дома и в саду»

Оформление тематического уголка «Волшебный мир игры»

 

Блок: Моя малая Родина

НОД: «Мой родной город» (познавательное развитие), «Моя улица» (художественно-эстетическое развитие).

Экскурсия к достопримечательностям города.

 Просмотр видеофильма «Наш город»

Оформление фото альбома

«Рузаевка» (подбор фотографий, исторических фактов)

Блок: Мой родной край

Экологический проект «Они должны жить»

НОД: «Для чего нужна Красная книга?», «Что такое заповедник?» (познавательное развитие), «Летят перелетные птицы», «Лебедь» (художественно-эстетическое развитие).

п/и «Гуси-лебеди»

Изготовление «Красной книги»

Консультации: « Мифология о лебеде», «Особо охраняемые территории»

Стенгазета «Эти удивительные птицы»

Блок: Родная страна

Проект «Широка моя страна родная»

НОД: «Мое отечество Россия», «Россия Родина моя» (познавательное развитие).

Беседы: «Наша родина Россия», «Наша родина Россия, наш язык русский», «Символика России».

Разучивание стихов и пословиц о Родине

Я рисую вместе с мамой и папой «Столица нашей родины - Москва»

Изготовление макета «Москва златоглавая»

Проект «Я и открытый космос»

НОД «Космос» (познавательное развитие, «Космическая ракета», «Планета» (художественно-эстетическое развитие).

Чтение и разучивание стихотворений

Слушание песен о космосе

с/р игра «Полет в космос»

беседа рассуждение «Что я могу увидеть в космосе!»

викторина «Этот удивительный космос»

Изготовление альбома «Космос» (подбор художественного и иллюстрационного материала).

Изготовление поделок «Папа, мама, я – творим космические чудеса».

Организация выставки совместных с детьми рисунков «Домашние зарисовки о космосе» (посвященных Дню космонавтики, первому полету Юрия Гагарина в космос).

Блок: Наша Армия

НОД: «День защитников Отечества» (познавательное развитие)

с/р игра «Моряки», «Пограничники»

Организация выставки совместных с детьми рисунков «защитники Отечества»

Проект «День победы»

НОД: «Поздравительная открытка»,  «Праздник победы» (художественно-эстетическое развитие).

Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий о войне, о Дне Победе.

Беседа о традициях празднования Дня Победы.

Чтение произведений о войне.

Разучивание стихотворений.

Прослушивание песен военных лет.

Оформление информационного стенда:"Что и как рассказать детям о войне"

Рассказ о родных и знакомых участниках войны, тружениках тыла.

Оформление стены "Салют Победы".

Оформление фотоальбома "Имена Победы"

   

Фотоматериалы из опыта работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный опыт.

Данный материал содержит результаты педагогической работы по теме "Формирование цветовосприятия у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных способов рисования"....

Инновационный опыт на тему: «Формирование элементарных математических представлений посредством сказки»

Инновационный опытна тему:«Формирование элементарных математических представлений посредством сказки»Автор:Захарова Анжела Владимировна,воспитатель структурного подразделения «Детский сад №9 ком...

Инновационный опыт работы на тему "Экологическое воспитание дошкольников с нарушением интеллекта"

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения и умственного развития дошкольников с проблемами в развитии. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательност...

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины» (инновационный опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию)

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины»(инновационный опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию)1. Цель:Воспитание у детей гуманного отношения к окружаю...

Инновационный опыт работы детского сада № 8 «Родничок»

Статья об опыте работы стажировочной площадки...

Инновационный опыт "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования"

Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования: актуальность, новизна опыта, результативность....