НОД по познавательному развитию с использованием ИКТ "Мариинский институт"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Гапонова Надежда Николаевна

Развивать интерес к историческому прошлому столицы донского казачества Новочеркасску, узнать о Мариинском донском институте, как первоисточнике образования в Новочеркасске.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt-zanyatie.docx23.23 КБ
Файл prilozhenieno1.rar2.97 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22

КОНСПЕКТ

НОД  по познавательному развитию

с  использованием И К Т

для детей старшего дошкольного возраста.

  «Институт благородных девиц»

Разработала:

Гапонова Надежда Николаевна,

Воспитатель МБДОУ д/с №22

г. Новочеркасск

2017г.

Цель: создать условия для формирования  и воспитания любви к родному краю, знанию его истории; формировать эмоционально-чувственную сферу детей, воспитывать чувство патриотизма и любовь к своей малой Родине-Новочеркасску.

Задачи:

Образовательные: 

-познакомить  детей с историческим прошлым  родного города;

-дать первоначальное представление об истории Донского Мариинского института  благородных девиц и обучении девушек в нем;

Развивающие:

-развивать детское творчество в изобразительной, музыкальной, познавательной, двигательной, речевой и коммуникативной деятельности;

-побуждать интерес к предполагаемой деятельности;

-развивать умение коллективного хорового пения;

Воспитательные:

-воспитывать у детей чувства гордости за родной город, за людей, живших и прославивших Новочеркасск в разные исторические эпохи;

-воспитывать патриотические и гражданские чувства у дошкольников;

-воспитывать у детей устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к казачьим музыкальным произведениям;

Интеграция  образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое»;  

Методы:

Наглядный: просмотр мультимедийной презентации.

Словесный: мотивирование детской деятельности; вопросы, побуждающие познавательную и речевую активность детей.

Игровые: организация подвижных игр.

Приемы: ИКТ, смена деятельности.

Виды детской деятельности: познавательная, игровая, двигательная, коммуникативная, художественная и музыкальная.

Оборудование: мультимедийная установка, магнитофон, аудиозаписи, фотографии с достопримечательностями г.Новочеркасска и «Мариинского Донского института».

Предварительная работа:

  1. Экскурсия по Новочеркасску;
  2. Чтение стихотворений В.Степанова «Что мы Родиной зовем!», П.Воронько «Лучше нет Родного края», Г.Ладонщиков «Родное гнёздышко», Н. Белавина «Оживший портрет»;
  3. Разучивание казачьей песни «Как за Доном, за рекой казаки гуляют…»;
  4. Заучивание стихотворения С. Дрожжина «Привет, мой край родной»
  5. Знакомство с танцем «Кадриль» и его значением в жизни девушек-гимназисток
  6. Рассматривание альбомов «Памятные места Новочеркасска», «Казачьи костюмы», «На казаке и рогожа пригожа», «Казаки», «Жизнь и быт казака»;
  7. Беседы: «История донского казачества», «История города Новочеркасска», «Достопримечательности города Новочеркасска»;
  8. Рассматривание открыток «Старый Новочеркасск» и «Мариинский Донской институт благородных девиц»;

Предполагаемый результат: развивать интерес к историческому прошлому столицы донского казачества -Новочеркасску, узнать о Мариинском донском институте, как первоисточнике образования в Новочеркасске.

НОД.

-Ребенок читает стихотворение С. Дрожжина «Привет, мой край родной!».

Привет тебе, мой край родной!

С твоими теплыми лесами,

С твоей великою рекой,

И неоглядными полями!

Среди зимы и в летний зной!

Привет тебе, мой край родной!

Воспитатель:

-Ребята, мы с вами живем в большом городе Новочеркасске. Нашему городу   212 лет. У нашего города, как и у нашей страны очень интересное и богатое прошлое. Мы с вами уже знакомились с нашим городом, побывали на экскурсии, полюбовались  его красивыми  парками  и познакомились с памятниками и достопримечательностями.

-Ребята, какие достопримечательности вам наиболее запомнились и понравились, где бы вы еще раз хотели побывать? ( Ответы детей.)

-Дети, вам на следующий год   исполнится 7 лет, и вы пойдете в школу. Вы, наверное, уже знаете в какую школу пойдете? Расскажите мне об этом, в какую школу пойдете?

 Предполагаемые ответы детей. Например: Даниил -пойдет в школу №32,а Евгений в школу № 11).

-Наш город очень большой и в нем много школ, учебных заведений и институтов. А вы хотите узнать, как жили и учились дети в далеком прошлом?

Рассказ  воспитателя с мультимедийной призентацией.

- Раньше, не было так много школ и садов. Дети богатых людей обучались на дому. Им нанимали гувернанток, а когда они становились постарше, годам к десяти, то их отправляли в большие города – Москву, Петербург– учиться в гимназиях, институтах. Мальчики и девочки в учебных заведениях обучались раздельно. (Слайдовая презентация. Показ слайдов-Приложение№1)

Мальчиков в нашем городе, в основном, отдавали на обучение военной службе, потому что Новочеркасск - считается столицей донского казачества. В дальнейшем, в Новочеркасске появился Кадетский корпус для мальчиков.

Девочек -учили на гувернанток и медсестер. С этой целью, у нас в Новочеркасске был открыт « Новочеркасский Мариинский Донской институт благородных девиц (женская гимназия)». Его организовала императрица Мария Федоровна, жена императора Павла I.

Воспитатель:

Физкультминутка «Ветер веет над полями»

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания-руки вверх)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья -

Вправо-влево, взад-вперед,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте)

Там немного отдохнем. (Дети садятся)

Институт был рассчитан на 360 воспитанниц, из которых 240 жили в нём. Годовая плата за право обучения была 120 рублей.

Институт занимал целый квартал, за зданием был большой парк, окруженный высокими стенами. На третьем этаже, в центре здания была своя церковь и комнаты классных дам, лазарет. На втором этаже находился большой зал, где давались уроки гимнастики и танцев. Там же устраивались и  балы. По воскресениям в этом же зале был прием родных. Весь второй этаж был занят классами, выходящими в коридор, проходивший по всей длине здания. И сейчас я предлагаю вам, также как в  те времена станцевать танец «Кадриль»

ТАНЕЦ «Кадриль»

В институте изучали два иностранных языка (французский и немецкий), арифметику и понятия об измерениях, сведения из естественной истории и физики, географию, рисование, чистописание, рукоделие, пение и музыку. Большое внимание обращалось на музыкальные способности воспитанниц, и талантливым девочкам давалась возможность учиться музыке. 

И сейчас я предлагаю спеть знаменитую казачью песню, которую мы хорошо знаем.

Веселее в круг вставайте,

Дружно песню начинайте!

ПЕСНЯ «Как за Доном, за рекой казаки гуляют…» (Приложение№2)

Воспитанницы, окончившие институт с золотой медалью, имели право на встречу с императрицей, которая и в дальнейшем покровительствовала им, принимая активное участие в их жизни.

Институты благородных девиц с момента их образования в России преследовали цель облагородить характеры их воспитанниц, развивать в них человечность и благожелательностью. Главным для обучающихся в них не столько получение определенных знаний, сколько приобретение высоких моральных качеств, убежденность в том, что женщина должна быть законодательницей благородных нравов в обществе, их защитницей. Окончив институт, они приобретали навыки рукоделия: умели шить, вязать, вышивать.

Воспитатель: Ребята воспитанница института вышивала дивный узор на своей любимой шали, но не успела закончить работу. Поможем ей? Сначала нарисуем цветы, листья и плоды тонкой кистью, а потом распишем шаль яркими узорами, будто вышиваем иглой и нитками. Сделаем бахрому на шали еще гуще, нарисуем цветные ниточки по всему краю. (Приложение№3)



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наша малая родина новочеркасск

Слайд 2

«В этой жизни размеренной, даже суровой, Наша юность кипит беспокойным ключом, Открывая нам мир каждой книгою новой, Каждой новою встречей и новым письмом …» Н.Белавина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми 2-3 лет в группе раннего возраста по познавательному развитию с использованием технологии сенсорного развития. «Прогулка в лесу»

Нод  для детей группы раннего возраста , составлено в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М. А. Представленный конспект – является авторс...

Конспект образовательной деятельности для детей второй младшей группы. Образовательная область: познавательное развитие с использованием с использованием ИКТ. Тема: «Домашние животные и их детёныши».

Конспект образовательной деятельностидля детей второй младшей  группы.Образовательная область: познавательное  развитие с использованием с использованием ИКТ. Тема: «Домашние живо...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня. Тема: «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Использованием палочек Кюзенера и блоков Дьенеша»

Индивидуальный план повышения профессионального уровня. Тема: «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Использованием палочек Кюзенера и бло...

ООД во 2 младшей группе по познавательному развитию с использованием игровых, исследовательски-познавательных технологий: «Необычное путешествие зайчат в лес»

Цель: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Задачи:Познавательное развитие:-воспитывать интерес к познанию нового;-обогащать сенсорные эталоны, развивать предста...

ООД во 2 младшей группе по познавательному развитию с использованием игровых, исследовательски-познавательных технологий: «Необычное путешествие зайчат в лес»

Цель НОД: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Задачи:Познавательное развитие:-воспитывать интерес к познанию нового;-обогащать сенсорные эталоны, развивать пре...

Конспект ООД по познавательному развитию Тема: «Путешествие в институт здоровья человека »

      «Здоровье дороже богатства» - так гласит народная мудрость. Всё, что нас окружает и, что происходит вокруг, мы воспринимаем органами чувств. Наши чувства позвол...