Сенсорика.Развитие сенсорных представлений.
презентация по теме

Понеполяк Наталия Михайловна

Ранний возраст — это совершенно особый период  становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С.Выготский, - «ранний возраст сензитивен во всем».

В работе с детьми раннего возраста педагоги испытывают наибольшие трудности. Так, если при традиционных формах работы на первом плане в ясельных группах была забота о здоровье, формирование культурно – гигиенических навыков, то теперь пользоваться ложкой и салфеткой учат в семье (или могут научить). Поэтому возникает необходимость выделить в содержании работы с малышами аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла острая педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно ранний возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.  Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей дошкольного возраста. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов.

Проанализировав литературу по истории дошкольной педагогики, мы сделали вывод, что на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Этот вопрос в своих трудах рассматривали такие видные представители дошкольной педагогики как Я.А.Коменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли, Е.Тихеева, Л.А.Венгер. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.

        Анализ систем перечисленных авторов с позиций принципов  теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого – педагогических исследований.         

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация.1.17 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сенсорное развитие детей от 2 до 4 лет

Слайд 2

Задачи сенсорного воспитания Научить ребенка ориентироваться в окружающем мире, эмоционально воспринимать красоту мира. Сформировать у ребенка эталонную систему. Научить ребенка применять полученные знания на практике.

Слайд 3

Сенсорные ощущения зрительное представление; осязательное представление; слуховое представление; обонятельное представление; вкусовое представление.

Слайд 4

Развитие зрительного представления . Цвет. Назови и покажи предметы красного, зеленого, синего, желтого цветов.

Слайд 5

Развитие зрительного представления . Цвет. Заплатки какого цвета нужно пришить на одежду?

Слайд 6

Развитие зрительного представления . Цвет. Рассмотри рисунки. Назови лишний предмет в каждой группе.

Слайд 7

Развитие зрительного представления . Цвет. Получение оранжевого, фиолетового, розового, голубого цвета.

Слайд 8

Развитие зрительного представления . Цвет. Знакомство с оттенками одного цвета.

Слайд 9

Развитие зрительного представления . Цвет. Один из вариантов этой игры – закрепление эталонов цвета и длины.

Слайд 10

Развитие зрительного представления. Форма. Назови и покажи предметы, которые по форме похожи на круг. Назови изображенные предметы. Они по форме похожи на квадрат. Покажи фигуры одного цвета.

Слайд 11

Развитие зрительного представления. Форма. На какие фигуры похожи нарисованные здесь предметы? Назови фигуры, из которых состоят предметы.

Слайд 12

Развитие зрительного представления. Чем отличаются фигуры на каждой картинке ?

Слайд 13

Величина. Признак величины является относительным при сравнении на глаз. - это свойство предмета, которое измеряется путем сравнения с другими объектами или с помощью специальных инструментов.

Слайд 14

Величина. Подбери к каждому маленькому предмету большой

Слайд 15

Величина. Построение сериационного ряда.

Слайд 16

Величина. Задача не только выложить цветные палочки по схеме, но и подобрать палочки нужной длины. На занятиях по конструированию и по математике

Слайд 17

Количество. Какой предмет один, а каких много? Покажи ежика, у которого одно яблоко, и ежика, у которого нет ни одного яблока. Сколько яблок на картинке?

Слайд 18

Количество. Сколько на картинке гусениц – много или мало? Сколько на картинке божьих коровок – много или мало? На картинке больше мальчиков или самолетов?

Слайд 19

Количество. Девочек и зонтиков на картинке поровну. Покажи каждую девочку и ее зонтик. Мышек и бантиков поровну или чего-то меньше или больше? Подбери каждой мышке подходящий к ее платью бантик. Чего на картинке больше, а чего меньше – матрешек или кубиков? (предметов поровну)

Слайд 20

Развитие осязательного представления. Гладкий, пушистый, шершавый, мягкий, твердый, тяжелый, легкий, холодный, теплый и др .

Слайд 21

Развитие слухового представления. Угадай, какой музыкальный инструмент звучит?

Слайд 22

Развитие мелкой моторики и пространственных представлений .

Слайд 23

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста – это основа интеллектуального развития. Н еобходимо развивать: способность подражания и воспроизведения, умение смотреть и слушать, у мение сравнивать , различать, сопоставлять, обобщать. От сенсорного развития зависит не только успеваемость детей, но и выполнение различных видов деятельности уже в будущем . Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сенсорных представлений средствами дидактических игр у детей раннего возраста.

Значение сенсорного развития в раннем детстве переоценить трудно. Большинством исследователей именно этот возраст считается наиболее благоприятным для накопления пр...

Конспект интерактивной познавательной игры воспитателя с детьми среднего возраста по развитию сенсорных представлений с использованием логических блоков Дьенеша "Мишутка в гостях у детей".

Интерактивная игра направлена на развитие познавательной деятельности дошкольников среднего возраста в области сенсорного развития.  Интеграция состоит в использовании для обследования групп пред...

Дидактические игры, как средство формирования и развития сенсорных представлений у детей раннего возраста.

Материал представлен в виде творческого отчета по теме "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста"...

Конспект НОД в младшей группе "В гости к сказке "Три медведя"" по развитию сенсорных представлений Автор: Батракова О.И.

Данный конспект предназначен для  работы воспитателям младшей группы  на конец учебного годы, с целью углубления и закрепления знаний по сенсорному воспитанию ....

«Формирование сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста, как средство общего развития»

Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребенок познае...

Картотека игр с развивающей игрой - головоломкой «PLAY THE GAME» для развития логического мышления, повышения уровня знаний по развитию элементарных математических представлений мелкой моторики, зрительной координации, сенсорных представлений у детей с О

Участники: дети старшего дошкольного возраста.Интеграция областей: познавательное, речевое, социально – коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.Цель:- внедрение развивающей игры - г...