"Планирование и организация системы взаимодействия с семьей в соответствии с современными требованиями"
статья на тему

Гарифуллина Альфира Нурисовна

   Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.  На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, родители являются первыми педагогами, они формируют в ребенке основы физического, нравственного, интеллектуального и личностного развития. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

             "Планирование и организация системы

        взаимодействия с семьей в соответствии

                  с современными требованиями"

   Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.  На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, родители являются первыми педагогами, они формируют в ребенке основы физического, нравственного, интеллектуального и личностного развития.

У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, любознательными, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности.

Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Эти задачи по-новому определяют работу ДОУ с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей – к формированию компетентного родителя.

В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

   Главным в работе ДОО являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста. Для достижения  высокой результативности образовательного процесса в ДОО большое значение имеет работа с семьей. Важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации ребенка, его мировоззрение в целом, поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личностные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.

  Основной целью диалога ДОУ и семьи является создание единого пространства семья - детский сад, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет комфортно, интересно и полезно.  Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы:

1. Преемственность, согласованность действий.

Взаимопонимание семьи и детского сада состоится только при единстве воспитательных целей и задач, распределении обязанностей и ответственности за развитие ребенка.

2. Открытость.

Новые социальные изменения в обществе требуют от воспитателя ДОУ открытости по отношению к семье воспитанника. Подобный подход предполагает объединение социального и культурного опыта всех, живущих в едином педагогическом пространстве: детей, членов их семей, воспитателей, специалистов ДОО, социального окружения.

3. Индивидуальный подход к каждой семье.

Каждая семья уникальна, различия в семьях зависят от многих факторов: социального положения родителей, культуры воспитания, состава семьи, семейных традиций, особенностей здоровья членов семьи и внутрисемейных отношений. Эти данные должны учитываться при установлении контакта с семьей воспитанника.

4. Обратная связь.

Взаимодействие родителей и педагогов предполагает хорошо налаженную обратную связь. Она необходима для того, чтобы получить мнение родителей по разным вопросам воспитания, деятельности ДОО.

5. Поэтапность реализации.

Взаимодействие специалистов ДОО и родителей воспитанников должно быть системным и последовательным, сохранятся на всех этапах воспитания и обучение ребенка в ДОО.

                                Формы работы с родителями в ДОО

Дни открытых дверей в ДОУ

Эта форма работы предполагает знакомство родителей со специалистами ДОУ, учреждением в целом, образовательной программой ДОУ. наблюдение за детьми во время различных видов деятельности.

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей

Воспитатель при проведения занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ссылаясь на его компетентность в каких-то вопросах или, наоборот, стимулируя детей рассказать новое гостю)

Педагогический совет с участием родителей

Плодотворен при условии участия родителей на всех этапах педсовета, в первую очередь при непосредственном проведении педсовета в присутствии родителей

Педагогические беседы с родителями

Эффективны при целевом характере бесед, в данном виде работы разбираются ситуации, волнующие родителей определенной семьи.

Тематические консультации

Проводятся индивидуально для родителей, по  интересующим их вопросам образовательного процесса.

Общие собрания родителей

Активное собрание родителей может включать:

- мастер-классы;

- семинар-практикум;

- видеопрезентацию;

- показ занятий на видеозаписи

Тематические выставки

Выставки содержат материал о творчестве родителей, детей. Данная форма презентации творческих работ ребенка.

Настольная тематическая информация

Комплектация настольной тематической информации осуществляется родителями или педагогом по запросам, заявкам родителей

Анкетирование

Обработка ответов осуществляется родителями, что позволяет получать более достоверные данные по тем или иным проблемам воспитания

Праздники для родителей

В данном виде работы родители могут не только увидеть и оценить успехи своего ребенка, но и принять активное участи в праздниках ДОО.

    Необходимо и дальше совершенствовать формы сотрудничества с семьей, учитывая их запросы, социальное положение, социальный статус, ситуацию в обществе. А главную ведущую роль в этом должны занять педагоги и родители. Им следует научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.

   В современных условиях жизни, родители сталкиваются со множеством проблем, связанных с воспитанием ребенка, в том числе и с проблемами в установлении взаимопонимания и  уважения в семье. Роль детского сада заключается в создании комфортной среды для обучения и воспитания ребенка, консультативной помощи родителям по интересующим их вопросам, не навязывая своего  мнения, а подведении родителей к принятию осознанных и правильных решений. Взаимопонимание и взаимное уважение, единый подход - залог успешного развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Планирование и организация системы взаимодействия с семьей в соответствии с современными требованиями"

Планирование и организация системы взаимодействия с семьей в соответствии с современными требованиями...

Презентация "Планирование и организация системы взаимодействия с семьей в соответствии с современными требованиями"

Планирование и организация системы взаимодействия с семьей в соответствии с современными требованиями...

Система взаимодействия с семьей организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательную программу дошкольного образования

Система взаимодействия с семьей организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательную программу дошкольного образования .Направления и формы взаимодействия дошкольного...

Семинар-практикум «Планирование и организация системы взаимодействия с семьѐй в соответствии с современными требованиями».

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семь...

Система взаимодействия с семьей в процессе укрепления здоровья детей с 1 года до 2 лет в рамках адаптации к дошкольной образовательной организации

Ранний возраст является решающим этапом в формировании физического и психического здоровья детей, поэтому в адаптационный период важно обеспечить максимально комфо...

сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семьями воспитанников по развитию финансовой грамотности».

сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семь...