Семинар-практикум «Планирование и организация системы взаимодействия с семьѐй в соответствии с современными требованиями».
методическая разработка

Крушельницкая Татьяна Николаевна

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

ФГОС ДО отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:

 установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

 объединение усилий для развития и воспитания детей;

  создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_rod.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Золушка»

Семинар-практикум

«Планирование и организация системы взаимодействия с семьѐй в соответствии с современными требованиями».

г. Когалым 2017

Семинар - практикум

Тема: «Планирование и организация системы взаимодействия с семьѐй в соответствии с современными требованиями».

Цель: оптимизация взаимодействия педагогов с родителями

План проведения семинара-практикума на тему «Планирование и организация системы взаимодействия с семьѐй в соответствии с современными требованиями».

  1. Открытый показ НОД «Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ» «Золушка»
  2. Опыт работы «Установление партнерских взаимоотношений  с родителями через использование нетрадиционных форм работы «Презентация группы»
  3. Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями (на основе методики оценки уровня общительности педагога, по В.Ф. Ряховскому).
  4. Коммуникативный  тренинг «Эффективное взаимодействие с родителями.
  5.  «Правила конструктивного взаимодействия с родителями»

«Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей»
                                                                                                 В.А. Сухомлинский.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

ФГОС ДО отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:

  • установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
  • объединение усилий для развития и воспитания детей;
  • создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

Упражнение  «Какие они – современные родители?»

Цель: создание рабочего настроения, диагностика отношения педагогов к данной проблеме.

Содержание: по кругу передается мяч и каждый участник одним словом должен охарактеризовать «современного родителя»

Методические рекомендации: по окончании упражнения акцентировать внимание педагогов на том, том каких характеристик больше – положительных или отрицательных.

Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями

(на основе методики оценки уровня общительности педагога, по В.Ф. Ряховскому).

Тест предназначен для диагностики уровня коммуникабельности человека, что является необходимым профессиональным качеством многих специалистов. К компонентам коммуникабельности относятся:  постоянное желание общаться с людьми, грамотная и хорошо поставленная речь, умение быстро устанавливать контакт с незнакомыми людьми, умение вести вежливую, располагающую беседу, умение убеждать, умение публично выступать. Тест содержит 16 вопросов, ответы на которые позволяют описывать типичное или предпочитаемое поведение респондента в различно по сложности и эмоциональной насыщенности ситуациях коммуникации.

Допускается 3 варианта ответов, оцениваемых в балльной системе, - «да» (2 балла), «иногда» (1 балл) и «нет» (0 баллов). 

Инструкция

  1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

  1. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?

  1. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?

  1. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?

  1. Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?

  1. Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?

  1. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?

  1. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?

  1. Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают на «разных языках»?

  1. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?

  1. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?

  1. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

  1. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?

  1. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?

  1. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?

  1. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

Оценка ответов: «да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — О очков.

Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый.

3032 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей — это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25—29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!

19—24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику «присматривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

14—18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти «общий язык». Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

Теперь каждый из вас знает свою коммуникабельность и над чем предстоит работать.

1.Упражнение «Мой взгляд на мои отношения»

 Цель: помочь участникам осознать и сформулировать свои сильные стороны в общении с родителями и определить существующие проблемы, которые можно разрешить.

Содержание: Для выполнения этого упражнения каждому участнику понадобится чистый лист бумаги формата А-4 карандаш и ластик. Первую часть этого упражнения можно выполнять не в кругу, поэтому желательно организовать пространство так, чтобы участники чувствовали себя комфортно и, чтобы им было удобно рисовать на листе бумаги. Возможно, кто-нибудь захочет выполнить это упражнение, сидя за столом или уединившись где-нибудь в углу комнаты.

Когда группа готова к работе, тренер предупреждает участников о том, что данное упражнение носит конфиденциальный характер, поэтому не стоит задавать друг другу никаких вопросов в ходе проведения упражнения. Однако если кто-то захочет поделиться своими мыслями, чувствами или содержанием проделанной работы, он сможет высказаться в конце упражнения.

 Далее тренер просит каждого из участников нарисовать на листе бумаги себя и родителей своих воспитанников в виде правильных или неправильных геометрических фигур. Когда работа будет закончена, тренер начинает задавать вопросы, которые участники обдумывают самостоятельно, не фиксируя ответ на бумаге. Поле каждого вопроса тренер дает участникам от 15 до 40 секунд на обдумывание, ответы на последние два вопроса, возможно, потребуют больше времени.

  • Посмотрите, пожалуйста, на свой рисунок. Как расположены у вас фигуры: на одном уровне или на разных (кто-то выше, а кто-то ниже), почему. Что значит для вас «выше» или «ниже»? Или, может быть, вы расположены в центре, в окружении других геометрических фигур, почему?
  • На каком расстоянии друг от друга расположены геометрические фигуры? Почему?
  • Кто расположен правее, а кто левее? Почему? Вкладываете ли вы какой-нибудь личный смысл?
  • Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько — фигуры, изображающие родителей; почему?
  • Одинаковыми ли геометрическими фигурами вы изобразили себя и родителей, почему?
  • Много ли острых углов в ваших изображениях, почему? Вкладываете ли вы какой-либо личный смысл в понятие «острые углы» и если «да», то какой?
  • Если бы я попросил(а) вас нарисовать идеальные взаимоотношения с родителями, то как бы вы изменили свой рисунок, почему? Если бы не изменили совсем, то почему?
  • На какие еще размышления наводит вас ваша картинка, почему? Кого бы вы еще хотели изобразить на рисунке, почему?
  • Какие свои сильные стороны в общении с родителями вы могли бы ответить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха?
  • Что бы вам хотелось изменить или улучшить в ваших взаимоотношениях с родителями? Какие личностные качества и/или другие факторы мешают вам улучшить это?

После того как участники ответят на последний вопрос, тренер просит их объединиться в подгруппы по 4—5 человек, в которых желающие могут высказаться по поводу своих ощущений, мыслей и т. д., при этом остальные слушают, дополняют, высказывают свою точку зрения, но не критикуют и не задают вопросов. Говоря о том, что помогает и что мешает в работе с родителями, можно высказываться как по поводу своего личного опыта, так и основываясь на наблюдениях за работой других учителей или воспитателей.

Теоретическое вступление «Правила построения эффективного общения»(7 мин.).

  • Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов». Самые универсальные – это улыбка, имя собеседника, комплимент.        
  • Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Олеся Валерьевна».
  • В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.
  • Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах.
  • Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником о которых расскажет Яна Владимировна

Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение. Удачи вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Планирование и организация системы взаимодействия с семьей в соответствии с современными требованиями"

Планирование и организация системы взаимодействия с семьей в соответствии с современными требованиями...

Презентация "Планирование и организация системы взаимодействия с семьей в соответствии с современными требованиями"

Планирование и организация системы взаимодействия с семьей в соответствии с современными требованиями...

"Планирование и организация системы взаимодействия с семьей в соответствии с современными требованиями"

 Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.  На с...

Организация современных форм взаимодействия с родителями в соответствии с современными требованиями

Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.Педагоги творчески подходят к решению пробл...

Выступление на РМО по теме: "Организации эффективного взаимодействия с семьями воспитанников с учетом вызовов современности через информационное сопровождение " Письмо родителям".

Концепция модернизация российского образования подчеркивает исключительно роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения....