Формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста
материал (старшая группа) на тему

Ситдикова Миляуша Миндияровна

Раскрыть возможности  формирования предпосылок  универсальных учебных действий.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0aea-000a57a1-e4b3d225_2.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

"Формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста"

 

Цель:   Раскрыть возможности  формирования предпосылок  универсальных учебных действий.  

Задачи:  

 продемонстрировать использование в практике работы   технологий

проблемно-диалогического обучения,

создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса

между собой;

 организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его  

результативности;

 освоить способы деятельности на примере НОД в подготовительной группе.

Ход мастер – класса:

 

I.  Мотитвация к деятельности.

  Добрый день, уважаемые  коллеги!

 - Нашу встречу мне бы хотелось начать с высказывания Джон Дьюи

« Если мы будем учить сегодня так, как  учили вчера, мы украдём у детей завтра».

 - Действительно, в настоящее время педагог  решает очень сложные задачи

переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать и воспитывать в новых условиях?»  

 - Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам отправиться  в мир действий.

Сегодня необходимо  вооружить учащихся   способами действий. Поэтому главной  целью каждого педагога является   развитие способностей ребенка:

самостоятельно ставить цели,  

• проектировать пути их реализации,

• контролировать и оценивать свои достижения.

 -  Педагог, реализующий новый стандарт, прежде всего, должен быть профессионально    к этому готов.

Требования к освоению ООП ДОУ  по ФГОС представлены в  виде целевых ориентиров.

В свою очередь, целевые ориентиры предполагают формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности.

Учебная деятельность это - деятельность, результатом которой является научение(умение учиться).

-Что такое УУД? (Это способы действий, которые можно перенести на любой

предмет и воспользоваться в любой ситуации, вот почему  они получили название  

универсальных.)

Виды УУД:

Личностные УУД

  • Самоопределение – внутренняя позиция  будущего школьника, личностное, профессиональное, жизненное определение. (какой я есть, каким я хочу стать, каким я буду, что я могу, что я знаю, к чему я стремлюсь и т.п.);
  • Смыслообразование – смысл и мотивация учебной деятельности (какой смысл имеет для меня учение);
  • Нравственно-этическая оценка – способность    соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм и правил.

.

      Регулятивные УУД

  • Целеполагание умение  сохранять заданную цель;
  • Планирование – умение планировать свое действие в соответствии  с конкретной задачей.

  • Прогнозирование – умение видеть результат своей деятельности; 
  • Контроль – умение контролировать свою деятельность

по результату деятельности и по процессу;

  • Коррекция – умение видеть указанную ошибку и  исправлять ее по указанию взрослого;
  • Оценка умение  оценивать правильность выбранного действия или поступка, адекватно понимать оценку

взрослого и сверстника.

Коммуникативные УУД

Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;

Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;

Умение слушать собеседника, задавать вопросы вступать в диалог;

Умение вести монолог, отвечать на вопросы;

Владение невербальными средствами общения

Познавательные УУД

  • Общие навыки и умения
  • Умение ориентироваться  в пространстве и времени;
  • Умение применять правила

и пользоваться инструкциями;

  • Умение работать по заданному алгоритму;
  • Умение узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности.
  • Информационные
  • Умение работать по книге;
  • Умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;
  • Умение работать по иллюстрациям.
  •  Умение пользоваться  школьными принадлежностями (ручкой, карандашом, ластиком).
  • Логические
  • Классификация
  • Анализ
  • Синтез
  • Сравнение
  • Обобщение
  • Сериация
  • Сернация
  • Исключение   лишнего
  • Подбор подходящего  
  • Установление

причинно-следственных

связей и др.

  • Знаково-символические
  • Использовать  

знаково-символические

средства

  • Моделировать

Функции УУД

- Личностные УУД определяют мотивационную ориентацию.

- Коммуникативные обеспечивают социальную компетентность.

- Познавательные связаны с решением проблемы

- Регулятивные обеспечивают организацию собственной деятельности.

Алгоритм формирования УУД

1) сформировать мотивацию;

2) сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД;

3) сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в

практику , интегрируя с другими  образовательными областями,

организовать самоконтроль его выполнения и при необходимости − коррекцию;

4) организовать контроль уровня сформированности данного УУД.

- Сейчас я предлагаю вам перенестись  в волшебный мир детства. И на примере непосредственной образовательной деятельности пронаблюдать способы формирования предпосылок УУД.

Часть 2. НОД в подготовительной группе (изобразительная деятельность, в интеграции - познавательно-исследовательская)

Тема: Сани для Деда Мороза

Виды деятельности: изобразительная, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Цель: формирование умения создавать предметное изображение мозаичным способом.

Задачи:

закреплять умение предварительно обозначать карандашом формы частей и деталей картинки;

формировать умение создавать изображение саней мозаичным способом;

продолжать формировать представления о названиях наземного транспорта;

формировать умение красиво располагать изображение на листе бумаги;

развивать чувство цвета, композиции;

развивать мелкую моторику;

воспитывать умение работать в коллективе, договариваться, работать сообща;

воспитывать умение работать аккуратно с клеем и бумагой;

формировать умение замечать недостатки своей работы.

Форма организации детской деятельности: мастерская .

Этапы работы.

Мотивация.

Дед Мороз собирается в детские сады на праздники. Серый волк и Ворона совсем не рады приближающемуся Новому году. Они спрятали сани Деда Мороза. Как теперь Деду Морозу добраться к нам на праздник?

Как соорудить сани, если из материалов есть только полоски бумаги, ватман и клей? (Сделать аппликацию из кусочков бумаги).

Дети, назовите одним словом : сани ,троллейбус, велосипед, автомобиль (Транспорт)

Какой вид транспорта ? (наземный)

Рассмотрите картинки на которых изображены сани и телега. Чем они отличаются друг от друга? Почему не можем сделать телегу?(У нее колеса увязнут в сугробе).

Давайте рассмотрим внимательно и подумаем как создать картину из кусочков бумаги.

На что похожи такие картины? (На мозаику)

 Правильно, поэтому техника так и называется "мозаичная".

(Рассматривают картины, делают выводы, что сначала нужно сделать набросок карандашом, потом постепенно заполнять контуры кусочками бумаги).

Ребята, а где находятся сани? (в зависимости от ответов детей, оформляем работу любыми средствами по выбору детей).

Ребята, кому мы сегодня помогали? Что делали? Как? Удалось помочь?

Что было трудно? Кто выполнял работу?

Часть 3.Рефлексия  

Итак, наша работа завершилась и я предлагаю  следующий вид рефлексии: незаконченное предложение:

Самым интересным для меня было …, потому что …

Самым скучным для меня было …, потому что …

Теперь бы я ещё хотел узнать о …, потому что …

Я был бы рад …, потому что …

Мне понравилось …, потому что …  

Мне не понравилось …, потому что …

 

-Большое  спасибо за работу! Мне было приятно с вами  профессионально общаться.

Желаю всем творческих успехов!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста, посредством интеллектуальных игр

Методическая разработка предназначена для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада.Завершение дошкольного периода и поступление в школу-это сложный и ответственный этап в жизни ребё...

МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРУ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Шахматы – одно из средств формирования предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения решают сложные задачи федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Успехи современного школьного обучения в немалой степени ...

МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРУ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Шахматы – одно из средств формирования предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения решают сложные задачи федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Успехи современного школьного обучения в немалой степени ...