Занятие по познавательному экспериментированию «Почему дует ветер?» (старшая группа)
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Соколова Галина Александровна

Познакомить детей с причиной возникновения ветра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sv-vo_vetra.odt23.45 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по познавательному экспериментированию «Почему дует ветер?» (старшая группа)

ЦельПознакомить детей с причиной возникновения ветра - движением воздушных масс.

Задачи:

1. Уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх - лёгкий; холодный опускается вниз - он тяжёлый.                                                         2. Закрепить знания детей о воздухе.                                                                                     3. Развивать навыки проведения опытов.                                                                                4. Совершенствовать навыки техники дыхания.                                                                        5. Закладывать в детях первоначальные элементы экологической культуры.

6. Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его роль в жизни природы и человека.

7. Воспитать культуру общения, активизировать речевую деятельность. Методические приёмыЭксперименты, проводимые воспитателем совместно с детьми; художественное слово (загадки, стихи о ветре); дыхательная гимнастика; физкультура; игра; сюрпризный момент; итог; анализ.

Воспитатель: Ребята, давайте закроем глаза и прислушаемся, что вы слышите? Дети(ответы детей).

А я слышу шелест листвы и представляю, как по нашей группе летает ветерок, свежий, лёгкий. Слышите?

А может, мы с вами, превратимся в деревца и представим, что ветерок колышет наши веточки.

Физминутка«Ветер дует нам в лицо».

Воспитатель: Ребята, пока мы с вами слушали ветерок, он побывал у нас в группе и принёс нам воздушный шарик. Давайте посмотрим, что там написано. (Воспитатель читает записку прикрепленную к шарику). Здесь загадка, внимательно её послушайте: Он нам нужен, чтоб дышать Чтобы шарик надувать С нами рядом каждый час Но невидим он для нас.

Что это? (воздух) Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе, проведём опыты, как настоящие учёные. И для этого у нас есть лаборатория превращений воздуха.

Воспитатель: Ребята, а кто видел воздух? Может, его и нет вовсе? (ответы детей)Давайте сейчас с вами это проверим.

ОПЫТ № 1.                                                                                                                                 с ПАКЕТИКАМИ Воспитатель: Что у нас в мешочках?                                                          Дети: Воздух.                                                                                                                Воспитатель: А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видимПочему его называют невидимкой?                                                                                                            Дети: Воздух прозрачный, значит через него всё видно.                                                Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня?                                                                            Дети: Стакан.                                                                                                                 Воспитатель: А из чего он сделан?                                                                                        Дети: Из стекла.                                                                                                        Воспитатель: Значит стакан стеклянный. Посмотрите через него, вы видите что-нибудь.                                                                                                                                        Дети: Да!                                                                                                                  Воспитатель: Значит стакан, какой?.                                                                                   Дети: Прозрачный.                                                                                                    Воспитатель: А как вы думаете, этот стакан пустой? Есть ли в нём что-нибудь(ответы детей)                                                                                                  Воспитатель: А мы сейчас проверим.

ОПЫТ № 2. СО СТАКАНОМ                                                                                           Воспитатель: На столе мисочки с водой и стаканчики. Надо перевернуть стакан вверх дном и медленно отпускать его в миску. Держать стакан надо очень ровно. Что получилось? Попадает ли вода в стакан? Почему нет(ответы детей)

 Воспитатель: Мы узнали, что в стакане есть воздух, и отпускает туда воду. А теперь немного наклоним стакан, что появляется в воде?                                                Дети(пузырьки)                                                                                                            Воспитатель: Правильно, воздух выходит из стакана, а его место занимает вода. А как ещё можно увидеть воздух? (ответы детей)                                         Воспитатель: Давайте возьмём трубочку, опустим её в воду и подуем. Что выходит из воды с пузырьками?                                                                                               Дети: Воздух.                                                                                                                 Воспитатель: Правильно. Мы с вами выдохнули воздух, потому что все люди дышат воздухом. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?       Дети: Нет!                                                                                                         Воспитатель(берёт салфетку). А с салфеткой видно?                                                                               Дети: Да!                                                                                                                                   Воспитатель: А ещё можно увидеть, как мы дышим зимой - что выходит изо рта? Дети: Пар.                                                                                                      Воспитатель: Давайте мы с вами покажем, как дышат наши носики.        Дыхательная гимнастика:                                                                             1. «Дыхание» Подыши одной ноздрёй и придёт к тебе покой.                                               И. п. - стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено; правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой ноздрёй делать длительный продолжительный вдох, как только вдох окончен, делать продолжительный выдох через нос (4 раза,                                                                                                                     - то же упражнение с левой ноздрёй.                                                                                    2. «Воздушные шарики». А теперь проверим, много ли воздуха у нас в груди. Давайте надуем шарики (дети надувают шарики и держат их). А теперь давайте чуточку отпустим, что вы чувствуете?                                                                   ДетиВетер.                                                                                                               Воспитатель: Правильно, это ветер. Ребята, а вы знаете, что такое ветер (ответы детей)                                                                                          ВоспитательВетер - это движение воздуха, он вокруг нас, мы его не видим, но он необходим всем живым существам. Ветер обладает силой. Он умеет двигать корабли, надувая паруса, вращать мельницы, сгибать деревья. А может ли ветер навредить человеку? (ответы детей)                                                                            Воспитатель: Правильно, ветер бывает разный: ураган, смерч, суховей, могут навредить людям, а лёгкий спокойный ветерок, приносит прохладу.                                    А вы хотите на несколько минут стать ветром?

ОПЫТ № 3. С КАРАБЛИКАМИ.                                                                                   Воспитатель: Мисочки у нас превращаются в море. А вы будете ветры. Давайте подуем на воду. Что получается?                                                                                                Дети: Волны.                                                                                                                Воспитатель: Чем сильнее дует ветер, тем больше волны (но во всём нужно знать меру). А теперь отпустите парусные кораблики, если подуть на него, что произойдёт?                                                                                                                          Дети: Кораблик плывёт.                                                                                              Воспитатель: Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с корабликом, если ветра нет? А если ветер очень сильный?                       Дети: Начинается ветер и корабль может потерпеть крушение.                           Воспитатель: А теперь возьмём веер и помашем им над водой. Почему появились волны? Веер движется и подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Значит ветер - это движение воздуха. Почему же воздух движется? Давайте проведём ещё один опыт.

ОПЫТ № 4. СО СВЕЧЁЙ.

Воспитатель: Зажженную свечу подносим к приоткрытой двери. Если держать свечу над верхним краем двери, то пламя свечи будет отклоняться в сторону улицы. Если же свечу поставить на пол, то пламя будет отклоняться в сторону группы. Значит тёплый воздух лёгкий, он утекает из нашей группы на улицу, а его место занимает холодный. Так и на улице. Наша Земля нагревается неравномерно. Там где она нагревается сильнее, образуется потоки тёплого воздуха, которые устремляются вверх, а на их место несутся потоки холодного воздуха. Так и получается ветер. А может случится так, что во дворе нагреется весь воздух и улетит, а нам нечем будет дышать?

(ответы детей)

Ведущий: Правильно, этого не случится, если у нас греет солнышко, то в это же самое время где-то стоит холодная погода. И воздух там холоднее, а значит тяжелее. Потому холодный воздух мчится туда, где теплее, а тёплый, уже освободил место, поднявшись вверх. Вот и получается ветер

(показ схемы.)

Ясно теперь, кто подгоняет ветер, кто заставляет воздух летать с места на место? Не догадались? Тогда подскажу - это солнце. Оно греет землю не (равномерно)одинаково, всегда где-то холоднее. А если бы на Земле была одинаковая температура, то не было бы ни ветерка. Остановились бы тучи. Не было бы дождя, и началась бы засуха. Над городами повис бы дым от машин и заводов. Так, что плохая погода, это не так уж плохо. Ведь в это время далеко от нас другим ребятам весело светит солнце.

Воспитатель: А как мы можем определить, если на улице ветер?

Дети: По деревьям, с помощью ленточки, флюгера на доме, вертушки.      Воспитатель: Молодцы ребята, мы узнали много интересного, давайте вспомним, с чем мы сегодня познакомились? Какой опыт тебе больше понравился? За что ты можешь себя похвалить? Чтобы закрепить наши знания, я дарю вам вертушку и, выйдя на улицу, мы с вами будем определять, есть ли ветер на улице и как он дует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию (нравственно-духовное воспитание) старшая группа «Защитники Руси»

Закрепить;Дать детям представление о защитниках земли Русской;Поддержать интерес к истории русского народа, вызвать желание подражать русским богатырям;Воспитывать гордость за свой народ, за свою стра...

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы на тему: "Это русская сторонка, это Родина моя!"

Занятие рекомендую проводить во втором полугодии, поскольку материал сложный и базируется на знаниях детей. Но занятие прошло с большим успехом,вызвало интерес у детей и коллег.  Одной из основны...

Конспект занятия по познавательному развитию « Разговор о зубах». (старшая группа)

Конспект занятия по познавательному развитию « Разговор о зубах». (старшая группа) Воспитатель: Чобан Ю.Ю. Цели: Формировать умение детей заботиться о своём здоровье. Раскрыть строение и ф...

Конспект занятия по развитию речи" Почему птицы улетают?" (старшая группа)

Конспект занятия по развитию речи" Почему птицы улетают?"...

Конспект интегрированного занятия с элементами экспериментирования «Волшебство воздуха» в старшей группе.

Познакомить детей с понятием и свойствами воздуха, его ролью в жизни человека....

Конспект ООД по познавательному экспериментированию «Почему дует ветер?» для детей подготовительной группы.

Цель: расширить знания детей о причинах возникновения ветра в природе.Задачи:формировать представления о ветре и его свойствепознакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воз...

Конспект занятия по познавательному развитию (экспериментальная деятельность) в старшей группе с ТНР Тема: «Экспериментирование с мукой. Почему у хлеба разный цвет»

Материал содержит конспект занятия по экспериментированию с мукой, презентацию " От зёрнышка к хлебушку" , картинки-символы "Свойства муки", памятку "Правила поведения в лабор...