Конспект занятия по развитию речи" Почему птицы улетают?" (старшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Родионова Людмила Геннадьевна

Конспект занятия по развитию речи" Почему птицы улетают?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_.docx267.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию

«Почему птицы улетают»

(старшая группа) 

Цель: Уточнить и расширить представления о зимующих птицах. Закрепить знания о строении птиц. Формировать понятие “зимующие птицы”.  Учить отвечать на вопросы полным предложением. Правильно составлять предложения.

Задачи:

— Образовательная: уточнить и расширить представления у детей о зимующих птицах, их внешнем виде; активизировать словарь по теме (зимующие птицы, снегирь, синица, кормушка, корм для птиц, заботится о птицах); учить отвечать на вопросы полным предложением.

— Развивающая: развивать у детей познавательный интерес к жизни зимующих птиц, наблюдательность, познавательные способности — речь, память, внимание, логическое мышление.

— Воспитательная: воспитывать умение слушать рассказы других детей; воспитывать заботливое отношения к зимующим птицам.

Демонстрационный материал: загадки о зимующих птицах, письмо, кормушка, корм, вырезанные птицы (зимующие и перелётные, схема для рассказа о птице, разрезанные на части картинки птиц.

Ход  занятия:

Воспитатель: Ребята иду, я сегодня в детский сад, а мне на встречу летит снегирь. Смотрю, а в клюве у него конверт. Он с высоты мне бросил его и улетел. Интересно, что написано в письме, давайте прочитаем?

Дети: давайте

Я, Снегирь-снегирёк живу в лесу.

 Сегодня в лесу переполох: одни птицы улетели, другие остались.

 Ничего не пойму. 

Воспитатель:  Поможем  Снегирю разобраться .

Дети: Да

Воспитатель: Для этого вспомним волшебные слова который помогут нам  оказаться в лесу.

ВоспитательРаз, два, три повернись, на лесной опушке окажись! 

Воспитатель: Посмотрите, ребята, как вокруг красиво. Смотрите - нас встречают друзья снегирь.

Воспитатель: Снегирь-  снегирёк, Мы прочитали твоё письмо и хотим тебе помочь.

 

Воспитатель Есть много разных птиц летом, но зимой их становится меньше. Почему?

Дети: Некоторые птицы улетают на юг.

Воспитатель: Как называются птицы, которые улетают в тёплые края?

Воспитатель: Повторите хором. (Перелётные.)

 Воспитатель : Посмотрите и назовите перелётных птиц?

Дети: Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок.

Воспитатель: По какой причине птицы улетают в тёплые края?

Дети: Нет питания. Они замёрзнут от холода и погибнут от голода, потому, что эти птицы насекомоядные, питаются насекомыми, а зимой все насекомые спят, прячутся в земле.

Воспитатель: Как называются птицы, которые остаются зимовать?

Дети: Зимующие птицы остаются зимовать у нас.

Воспитатель: Повторите хором.

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Назовите оставшихся птиц.

Дети: Воробей, сорока, синица,снегирь

Воспитатель: Почему их так называют?

Дети: Потому что они зимуют с нами, прилетают из лесов поближе к человеку.

Давайте перелётных птиц отправим на юг, где они могут прокормиться.

                                               «Четвертый лишний»

Назовите каких птиц отправим на юг.

  • Воробей, ласточка, сорока, синица. 
  • Голубь, дятел, снегирь, грач.
  • Сорока, воробей, соловей, дятел.
  • Ворона, скворец, сова, галка.
  • Клёст, воробей, свиристель, кукушка.

Воспитатель: Снегирь теперь ты  понял, какие птицы должны остаться с нами, а какие улететь. Ещё раз их назовём.

Составление предложений с предлогами

Воспитатель:  Чтобы узнать чем занимаются зимующие птицы , нужно нам с вами  распутать путаницу .

Все слова в предложениях перепутались, нужно подружить словечки, чтобы стало понятно, о чем говорится.

Воробьи, на, чирикать, ветка.

 Пень, скакать, на, сорока.

Кормушка, синица, на, сидит.

На, каркать, снег, ворона.

 Ворковать, скамейка, на, голубь.

 Дерево, на, сидит, дятел.

Снегирь, сидеть, на, ель»

Воспитатель: теперь сравним птиц.

 «Скажи наоборот»

Сорока большая, а воробей…

Клюв у дятла длинный, а у снегиря…

Туловище у синицы толстое, а у воробья…

Хвост у сороки длинный, а у дятла…

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

Чем питаются?

Воспитатель:. Ребята, а вы знаете, что зима страшна птицам не холодом, а голодом. Если птичка сыта, то ей тепло под её пухом и перьями. Как вы знаете зимой очень много снега, он лежит на земле, деревьях, крышах и птицам очень тяжело найти корм под снегом. Поэтому люди подкармливают их. Что они для этого делают?

Ребёнок. Развешивают кормушки.

Воспитатель:  А чем нужно кормить птиц мы сейчас узнаем.

-снегирь ( Рябина)

- голубь(семечки)

- клёст (шишки)

-синица (сало)

-дятел (червяков)

- воробей ( пшено)

Мнемотаблица

А теперь давайте подробнее расскажем о каждой птице. Для этого мы будем использовать схему. (Воспитатель вывешивает на доску мнемотаблицу, по которой дети будут составлять описательный рассказ).

На таблице схематично изображена последовательность рассказа.

Вначале изображён знак вопроса – нужно сказать, как называется птица, затем два круга – большой и маленький это обозначает размер, схематично крылья и лапы, что обозначает строение птицы, потом разноцветные кляксы – надо рассказать об окраски и мисочка с кормом - чем питается птица.

 

«Сочини чистоговорку»

Воспитатель: Я говорю слоги, а вы сочиняете чистоговорку. Например: Ицы-ицы-ицы – зимующие птицы,

Бей-бей-бей – шустрый воробей,

Ока-ока-ока – сорока-белобока,

Рона-Рона-Рона – хитрая ворона,

Ница-ница-ница – желтогрудая синица,

Гирь-гирь-гирь – красногрудый снегирь,

Тел-тел-тел – дятел прилетел,

Ит-ит-ит – голубок летит,

Ушка-ушка-ушка – птиц спасет кормушка,

Ить-ить-ить – будем птичек мы кормить,

Ить-ить-ить – будем птичек мы любить. 

Воспитатель: Вот и подошла к концу наша прогулка по лесу. Что вам понравилось сегодня делать больше всего. Каких зимующих птиц вы запомнили, назовите?

Раз, два, три повернись, в детском саду окажись  ! Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются в детском саду.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе по теме: «Птицы»

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе по теме: «Птицы»...

Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе "Птицы"

занятие по развитию речи во 2 младшей группе...

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы на тему "Зимующие птицы".

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы на тему "Зимующие птицы". Конструкт занятия позволит расширить знания детей о зимующих птицах, а также будет способствовать развитию речи дет...

Конспект занятия по развитию речи в средней логопедической группе. Тема: «Перелетные птицы»

МАДОУ детский сад комбинированного вида №1 «Айгуль» г.Белебея  Муниципального района Белебеевский район РБВоспитатель: Благочевская Екатерина Константиновна Конспект  занятия по развити...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе с ИКТ "Дикие птицы весной"

Тема: «Дикие птицы весной».Коррекционно-образовательные цели: Закрепить характерные признаки весны, формировать представления об образе жизни диких птиц весной, их внешнем виде. Расширять, уточн...

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Зимующие птицы»

Цель: закреплять знания детей о некоторых видах птиц (ворона, воробей), звукоподражать им....

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе по теме "Домашние птицы"

Занятие направлено на формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста в логопедических группах.  Тема "Домашние птицы"...