«Начальное техническое моделирование»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Верейкина Ольга Станиславовна

Программа дополнительного образования  технической направленности. возраст воспитанников 6-7 лет.. Срок реализации 1 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx51.73 КБ

Предварительный просмотр:

       Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

                           Центр развития ребёнка -детский сад №11

        Борисоглебского Муниципального района Воронежской области

Принято:                                                                                                                   Утверждаю

На заседании педагогического совета                                                        Заведующая МКДОУ БГО ЦРР

МКДОУ БГО ЦРР-детский сад №11                                                                            детский сад №11

                                                                                                                                   Воронежской области

                                                                                                                                _______________Т.Н.Никульшина

                    Программа дополнительного образования

                                технической направленности

                     «Начальное техническое моделирование»

                                   

                                     Возраст воспитанников   6-7 лет

                                             Срок реализации 1год.

                                                                                                     

                                                                                                            Автор Верейкина О.С

                                                                                                                 Воспитатель 1К.К.

                                                 

                                                          Борисоглебск 2016 год

                                                               

                                                              Содержание:

  1. Пояснительная записка.

  1. Программа дополнительного образования.

2.1    Цель программы.

2.2     Задачи.

2.3     Методические принципы.

2.4     Этапы.

2.5     Содержание программы.

2.6     Условия для занятий и кружков.

  1.  Условия реализации программы.

3.1      Методическое обеспечение.

3.2      Методы приёмы и формы учебно-воспитательного процесса.

3.3      Материально-техническое и дидактическое обеспечение.

3.4      Ожидаемые результаты.

3.5      Оценка и анализ работ.

3.6       Формы проведения итогов.

           4.   Список использованной литературы.

                                               Пояснительная записка

Начальное техническое моделирование –одно из направлений детского

технического творчества. Программа разработана с учётом возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. С самого раннего детства ребёнок сталкивается с миром техники. Малыши увлечённо катают механические игрушки, дети постарше управляют радио- и электрифицированными игрушками. В процессе игры у детей возникает множество вопросов. Все эти вопросы и приводят детей к увлечению техническому моделированию и конструированию.

Программа представляет собой организацию кружковой деятельности детей, направленная на приобщение детей к познавательной деятельности, к труду, взаимовыручки, товарищеской поддержке .

Изготовление интересных моделей предполагает значительные возможности для развития способностей детей не только в технической направленности, но и общих способностей, которые

обеспечивают успешность любого вида деятельности.

Начальное техническое моделирование – это своеобразный компас на дороге технического творчества , который не определяет конечную цель, не говорит, куда идти и как идти, он указывает только направление движения, задает правильный  вектор.

Занимаясь техническим  моделированием,  дошкольники знакомятся с большим количеством

материалов и инструментов для технического творчества, приобретая таким образом, полезные

в жизни практические навыки. Начальное техническое моделирование и конструирование имеет

большое значение в обучении детей, так как расширяет знания об окружающем мире, прививает любовь к труду, развивает мелкую моторику.

Данная программа соответствует начальному общему уровню образования, имеет техническую

направленность и носит развивающий характер. Актуальность данной программы заключается

также в ее практической значимости. Дети могут применять полученные навыки и практический

опыт при дальнейшем изучении естественных наук.

Занятия техническим моделированием решают проблему занятости детей развивают у них такие черты характера, как: терпение, аккуратность, силу воли, упорство в достижении поставленной цели, трудолюбие.

Техническое творчество способствует также расширению кругозора дошкольника.

Программа рассчитана на обучение и воспитание детей в возрасте 6-7 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.

                                                  Цель программы:

 –создание условий для личностного развития дошкольников посредством включения игровых технологий.

-развитие творческих способностей и мышления детей в процессе освоения азов разных видов технического творчества.

                                                              Задачи:

Обучающие:

- познакомить дошкольников с различными материалами, используемыми в

начальном техническом моделировании;

-закреплять и расширять знания и способствовать их систематизации;

-совершенствовать умения и формировать навыки работы с наиболее распространёнными инструментами и приспособлениями ручного труда при обработке различных материалов.

- сформировать устойчивый интерес к техническому творчеству;

Развивающие:

-развивать у детей память, внимание, различные формы сенсорного восприятия, развитие мелкой моторики пальцев рук;

- развивать у детей элементы изобретательности художественного воображения,

 технического мышления и творческой инициативы;

-пробуждать любознательность и интерес к устройству простейших технических объектов;

-развивать глазомер, творческую смекалку, быстроту реакции, изобретательность и интерес к поисковой творческой деятельности через игровые технологии.

Воспитательные:

-сформировать уважительное отношение к различным видам ручного труда;

-воспитывать навыки коммуникативного взаимодействия в процессе коллективного труда;

- воспитывать эстетическую культуру личности средствами изготовления красивых поделок.

Особенностью программы является то, что еѐ содержание нацелено на развитие

творческого потенциала дошкольников.

                                                            Принципы:

-личностно-ориентированный подход учитывает особенности дошкольника и учит их свободно творить и мыслить;

-коммуникативная направленность обучения даёт возможность общаться в процессе работы группы;

-деятельный характер обучения позволяет каждому научиться работать, как индивидуально, так и в коллективе;

-поэтапность обучения предполагает изучение курса по принципу «от простого к сложному», выводит детей к свободному владению материалов.

-принцип автономии учит дошкольников самостоятельности и позволяет наиболее эффективно решать поставленные перед ним задачи.

                                                                    Этапы:

  1. Вводное занятие.
  2. Материалы и инструменты.
  3. Графическая грамота.
  4. Конструирование из плоских деталей.
  5. Конструирование объёмных игрушек.
  6. Техническое моделирование транспортной техники.
  7. Изготовление подарков и сувениров к праздникам.
  8. Технические игры и аттракционы.
  9. Заключительное занятие.

                                     СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 

                  Тема 1: Вводное занятие - 1 час  

Значение техники в жизни людей. Знакомство с планом работы объединения.  Показ готовых самоделок. Требования, предъявляемые к обучающим.  Организация рабочего места.

Практическая работа 

 -  Складывание стрелы. Игры  "На дальность полёта", "На точность посадки"

 -  Складывание стаканчика. Игра "Биль – боке"

 Тема 2: Материалы и инструменты – 1 час

Теоретическая часть  

Материалы  и  инструменты,  применяемые  в  работе:  бумага,  картон,  деревянные  рейки,  клей, краски. Общие понятия о производстве бумаги и картона, их сорта, свойства и применение.  Основные  свойства  бумаги  (наличие  волокон,  упругость,  цвет,  толщина,  способность бумаги впитывать влагу, окрашиваться). Картон (толщина, цвет, плотность и т.д.) Экономичность  раскроя. Порядок  расположения  инструментов  и  приспособлений:  (ножницы, шило,  нож,  молоток,      кисти,  и  другие).  Приёмы  работы  ручными инструментами.         Дать  общие  сведения  о  ведущих  профессиях,  связанных  с  обработкой  бумаги,  картона, древесины. Правила  личной  гигиены.  Техника  безопасности  с  колющими  и  режущими  инструментами. Уборка рабочего места.       Практическая работа 

«Оригами» -   самоделки из цветной бумаги на складывание:

 -  Кораблик (Игра «Кто быстрее приведет кораблик в гавань»);

 -  Кубик – рубик..

 Оформление работ аппликацией.

 Материалы и оборудование 

Образцы готовых работ, инструкционные карты, ножницы, шило, карандаши, бумага (альбомная, цветная, писчая).  

Тема 3: Графическая грамота –8  часов

Теоретическая часть 

Чертёж – язык техники. Дать понятие о техническом рисунке, эскизе, чертеже. Построение  простейших  развёрток.  Линии  чертежа:  видимого  и  невидимого  контуров,  сгиба, надреза. Их условные обозначения.   Понятие о шаблонах, трафаретах, их применение. Знакомство и приёмы работы с инструментами (чертёжные: линейкой, угольником, циркулем и другими).

Практическая работа 

 -Изготовление из бумаги по шаблонам силуэтов животных по выбору:       медведя, пингвина, моржа, тигрёнка

 -  Изготовление мебели из картона по развёртке: диван, стул, стол

Тема 4: Конструирование из плоских деталей - 7 часов 

Теоретическая часть

 Понятие  о  контуре,  силуэте  технического  объекта.  Расширение  и  углубление  понятий  о геометрических  фигурах:  прямоугольник,  круг,  половина  круга,  призма  и  др.  Изготовление  игрушек  с  подвижными  частями. Разметка и изготовление плоских деталей по шаблонам. Соединение (сборка)  плоских деталей между собой при помощи клея,  щелевидных соединений в «замок».  Сочетание цвета карандашей и фломастеров.

 Практическая работа

- Изготовление из бумаги и картона динамических игрушек по выбору:       чебурашка, мальвина, доктор Айболит, медведь;

- Изготовление поделок со щелевым соединением в «замок»: тигрёнок  

  Тема 5: Конструирование объёмных игрушек – 7 часов

  Теоретическая часть 

Простейшие геометрические тела: куб, параллелепипед, цилиндр, конус, призма. Элементы геометрических тел: грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность геометрического тела в сопоставлении с геометрическими фигурами.

Элементарное понятие о развёртках, выкройках, простых геометрических тел.

Практическая часть

 -  Изготовление макетов из геометрических фигур: колодец, скворечник, домик

-  Изготовление неваляшек: рыбка, уточка

Тема 6: Техническое моделирование транспортной техники– 6 часов 

Теоретическая часть 

Понятие о машинах и механизмах.  Назначение автомобильного транспорта. Отличие грузовых и легковых автомобилей. Основные части автомобиля: рама, кузов, кабина, колеса.

 Беседы:

 -  Роль автомобильного транспорта;

 - Грузовые машины на стройке Родины;

 -  Правила дорожного движения.

 Практическая часть 

Изготовление  автомобилей,  моделей  по  замыслу  с  использованием  бумаги,  картона, фанеры, проволоки, жести и деталей набора "Конструктор".   Вычерчивание  развёрток  деталей  автомоделей.  Вырезание  ножницами.                        

 Игра « Кто вперед поставит машину в гараж»

 Работа с картами по правилам дорожного движения.             

 Игра «Твой друг-светофор»

 -  Изготовление  простейшего вертолета  «Муха».      

Проведение соревнований:

   -"На дальность полёта",  

    Практическая часть 

 Изготовление плавающих моделей

Игра: "Чей кораблик быстрее придёт в гавань

Игра: «Звёздное небо»

 - Коллективное изготовление моделей с элементами самостоятельного конструирования.

 Материалы и оборудование   

Образцы  готовых  работ,  технологические  карты,  наглядные  пособия,  шаблоны, трафареты;

бумага, картон, фольга, пенопласт, поролон, нитки, карандаши, кисточки, скрепки.  

Тема 7: Изготовление подарков и сувениров к праздникам – 4 часа 

 Теоретическая часть 

Знакомство с готовыми  образцами  различных поделок и  сувениров из  разных  материалов. Способы изготовления поделок и сувениров из бумаги, картона.  Способы  и  приёмы  отделочных  работ,  элементы  художественного  оформления  изделий. Конкурс  на  лучшую  поделку,  на  лучшего  раскройщика  материала  при  изготовлении  елочных игрушек по шаблонам.

Беседы:    

  -     Наш любимый Новый год"

 -  "Маска мы тебя знаем!"

 -  "Откуда пришла ёлка?"

 -  "Международный женский день"

-  "Защитники Отечества" -  

"Этот день Победы"       -    

 Практическая работа

 -  Изготовление конусных игрушек к Новому году: Дед мороз, Снегурочка;

 -  Изготовление конусных игрушек по выбору: кот, заяц, лиса;

 -  Изготовление масок по выбору: животных, клоун, рыцарь и др.

-  Изготовление  новогодних  игрушек-сувениров  по  выбору  детей:  петушок,  лягушонок, попугай

 - Изготовление из бумаги  работ к 23 февраля и 9 мая: танк, ракета;

- Изготовление из бумаги сувениров ко Дню 8-е марта: "Подарок маме"

 Тема 8: Технические игры и аттракционы – 2 часа 

Теоретическая часть   

Беседа "Игра в жизни человека", «Развивай играя ». Способы изготовления игр из бумаги, картона, проволоки, и других материалов.

 Практическая часть Изготовление игр из картона:

 -  Разрезные картинки

-  Изготовление игр - головоломок

-  Разрезные узоры

Тема 9: Заключительное занятие –1 час   

Оформление итоговой выставки. Отбор работ для участия  в областной выставке.   Награждение лучших обучающих грамотами, ценными подарками.

                                         Условия для занятий и кружков.

На занятиях создаются все необходимые условия для творческого развития дошкольников. Каждое занятие строится в зависимости от темы и конкретных задач, которые предусмотрены программой, с учётом возрастных особенностей детей, их индивидуальной подготовленности.

При проведении занятий выполняются санитарно-гигиенические нормы. На каждом занятии проводятся физкультурные минутки, дыхательные упражнения, упражнения для глазных мышц.

                                          Методическое обеспечение.

Основным условием реализации Программы является взаимодействие педагога и ребёнка, сотрудничество, совместный поиск творческих идей.

Программа предполагает теоретические и практические части, поэтому используются различные педагогичекие  методы.

Информационно-рецептивный метод (предъявление педагогом информации и организации восприятий, осознание и запоминание детьми данной информации)

Репродуктивный метод (составление и предъявление педагогом заданий на воспроизведениие знаний и способов умственной и практической деятельности, руководство и контроль выполнения; воспроизведение детьми знаний и способов действий по образцу, произвольное и непроизвольное запоминание).

Метод проблемного изложения (постановка педагогом проблемы и раскрытие доказательного пути его решения; восприятие и осознание  детьми знаний, мысленное прогнозирование, запоминание).

Эвристический метод (постановка педагогом проблемы, составление и предъявление заданий на выполнение отдельных этапов решения познавательных и практических проблемных задач, планирование и руководство деятельности дошкольников; самостоятельное решениедетьми части заданий, непроизвольное запоминание и воспроизведение).

Основные методы, приёмы и формы  организации учебно-воспитательного процесса.

Для стимулирования у детей положительного отношения к занятиям рекомендуется использовать методы и приёмы:

-игровые ситуации;

-решение творческих и поисковых задач;

-повторное изменение работ с изменением ранее изготовленных конструкций (шаблонов).

-создание ситуаций взаимопомощи и взаимопроверки.

Использование этих методов в определённой степени позволяет развивать творческие способности у детей и пробуждать у них интерес к техническому творчеству.

Настоящая программа предполагает, как групповые формы работы , так и индивидуальные . Теоритическую часть педагог планирует с учётом  возраста и индивидуальных особенностей детей (беседы, экскурсии, ролевые игры, викторины).

                                Материально-техническое и дидактическое обеспечение.

Для организаций занятий по начальному техническому моделированию требуется светлое помещение и определённое оснащение образовательного процесса.

Оборудование: столы, стулья, доска, мел, указка, компьютер.

В ходе реализации Программы педагогом используются дидактические средства: учебные наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства, плакаты.

На занятиях по Программе потребуются следующие материалы и инструменты: шаблоны, бумага, ножницы, клей ПВА, циркуль, карандаши, нитки, лекало, коробки, картон, декорации, ткань, фольга, пластмасса, проволока, бисер, линейки, фломастеры, ватман, вата, зубочистки, скотч, спичечные коробки, копировальная и самоклеющаяся бумага.

                                           Ожидаемые результаты.

К концу года дошкольники должны знать и уметь:

-название основных частей изготовляемых макетов и моделей;

-название и назначение инструментов ручного труда, правила пользование ими;

-элементарные свойства бумаги и картона, ткани и доступные способы их обработки;

-простейшие правила организации рабочего места;

-правила разметки по шаблонам;

-способы соединения деталей из бумаги и картона;

-необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования.

-выделять общие и индивидуальные признаки предметов и технических объектов;

-определять основные части изготовляемых макетов и моделей и правильно произносить их названия;

-узнавать и называть плоские геометрические фигуры и объёмные геометрические тела;

-правильно пользоваться ручными инструментами;

-организовать рабочее место и поддерживать на нём порядок;

-бережно относиться к инструментам и материалам;

-соблюдать правила безопасности труда.

                                               Оценка и анализ работ

Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, является выставки работ детей. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией ,оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребёнка. Однако выставки проводятся два-три раза в год, творческая работа ребёнка постоянно требует поощрения. Одним из важнейших оценочных видов становится проведение  соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество, исполнения, дизайн. Ребёнок сравнивает свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки.

Большое значение в оценивании итогов обучения имеют конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. Результативность развития художественного мышления детей оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, овладение приёмами работы в материале.

Нельзя упустить из виду оценочно-воспитательного значения экскурсий на предприятия и природу. Для оценивания результативности экскурсий используются ряд методов: беседы, наблюдения, опрос. Акцентирование внимание дошкольника на отдельных  деталях натуры развивает наблюдательность, абстрактное мышление и создаёт предпосылки к сравнению, осмыслению и реализации увиденного.

Формами проведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы являются выставка проделанной работы за год. Коллективное обсуждение качества выполненных моделей. Советы по изготовлению изделий и заготовке материалов летом.

                                    Список использованной литературы.

  1. «Наши руки не для скуки». Карнавал. Маски. Костюмы. Москва «РОСМЭН», 1995 год.
  2. 200 моделей для умелых рук. Санкт-Петербург, «Кристалл» 1997 год.
  3. Техническое моделирование от простого к сложному. Санкт-Петербург, «Кристалл», 1997г
  4. А. Бахметов; Т.Кизяков «Очумелые ручки», Москва, «РОСМЭН», 1999год
  5. В.М.Кометов, С.Ю.Афонькин «Вырезаем и складываем», Санкт-Петербург, «Кристалл»
  6. Игра-конструктор, «Хатбер-М», Москва, 2001год
  7. Игровые технологии. Завуч-№4. стр. 97; 2006год.
  8. С.Г.Шмакова «Игра как способ социализации ребёнка» \\ Дополнительное образование и воспитание. №2, 2007 год.
  9. Колотилов В.В.  Техническое моделирование и конструирование. М., Просвещение 1979г
  10. Е.П.Гайдаренко «Весёлая мастерская» Д.Сталгер. 1997 год.
  11. В.М. Комелев.,С.Ю. Афонькин «Вырезаем и складываем». Санкт-Петербург «Кристалл»1999 год
  12.  Журналы: «Оригами», «Левша», «Мастерилка», «Бумажные модели».
  13.   Чернова Н.Н «Волшебная бумага».-М.: АСТ 2005 год.
  14.    Крулехт М.В., Крулехт А.А., «Самоделкино». Методическое пособие для педагогов ДОУ.- СПБ.: «Детство-Пресс», 2004 год.
  15.    Тимофеева М.С. «Твори, выдумывай, пробуй». –М.: «Просвешение» , 1981 год.