Доклад к презентации "Формирование навыков начального технического моделирования у детей дошкольного возраста"(из опыта работы)
материал по конструированию, ручному труду на тему

Судкова Светлана Васильевна

Описание результатов работы с дошкольниками старшего и подготовительного возраста по начальному техническому моделированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_prezentatsii_sudkova_s.v.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ № 22 г. Аши

Судкова С.В.

«Формирование навыков  начального  техническомого моделирования  у детей дошкольного возраста»

 ( из опыта работы)

Век накопления знаний и теоретической науки сменился новой эпохой – когда всевозможные роботы и механизмы заполняют мир.

Потребности рынка труда в специалистах технического профиля и повышенные требования в области образовательных компетентностей выдвигают актуальную задачу обучения детей основам начального технического моделирования  и робототехники. Техническое образование является одним из важнейших компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни.

Начальное техническое моделирование в детском саду – это не просто занятия по конструированию, а мощный инновационный образовательный инструмент, который способствует развитию технического творчества и формированию научно-технической профессиональной ориентации у детей, начиная уже с младшего возраста. Деятельностный характер технологического образования, направленность содержания на формирование предпосылок умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности позволяет формировать у детей  способность ориентироваться в окружающем мире.

В нашем Учреждении работа по формированию навыков начального технического моделирования началась с 2016года в качестве образовательной площадки РАОР г. Москвы, реализующей модель сетевого взаимодействия  учреждений дополнительного и общего образования в рамках организационной формы –

технопарк, в группах для детей старшего и подготовительного возраста.

Анкетирование родителей воспитанников   показало, что 67% опрошенных родителей отдали предпочтение  развитию у детей конструктивных навыков, занятиям технической направленности.  

Педагоги при составлении рабочих программ сделали извлечения из методических материалов программы  «Начальное техническое моделирование» Л.А.Хамцовой, М.В.Космачевой, и внесли в свои календарно-тематические планы темы занятий по НТМ  в раздел «Художественно-эстетическое развитие» - конструирование.

        Были определены формы организации занятий  и время для такой работы:   совместной деятельности со взрослым в течение дня;вне НОДа,в самостоятельной и использование активных форм организации воспитательно-образовательного процесса –участие в выставках, конкурсах,  акциях, ролевых играх, экскурсиях и т.д.

После того, как была выполнена вся необходимая работа по подготовке к работе педагогов и родителей, началась работа по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группах. Была определена рабочая зона для занятий с детьми, где можно было бы в любой отрезок режимного времени  детям и взрослым заниматься деятельностью по НТМ. Педагоги эти зоны назвали по-разному: «Самоделкино», «Школа юного инженера», «Мастерская дяди Федора», «Фиксики» и т.д.. В одном месте, в группе были собраны все материалы и пособия, дидактические игры, бросовый материал – все то, что понадобится для реализации программы НТМ. Вместе с тем были учтены все требования к организации РППС - дети в течение дня   свободно играют и «работают»  в рабочей зоне  не только со взрослым, но и  самостоятельно.

Целенаправленное создание такой зоны дало детям возможность более детально знакомиться с современными конструкторами, достижениями науки- иллюстрации и фотографии с техническими дизайнами, журналы с объектами архитектуры, схемы для моделирования объектов, инженерные книги и т.д.. Детям стали доступны пособия и материалы,  с которыми они ранее не сталкивались, но они были им очень интересны всегда: шило, иглы, циркули, скрепки, кнопки, пуговицы и т.д.

Вместе с курсом НТМ дети стали осваивать и Правила по технике безопасности - общие правила поведения  и обращения с опасными предметами.

В ходе активных поисков необходимых и достаточных методов для формирования у детей навыков начального технического моделирован педагоги разрабатывали  конспекты занятий в соответствие с перспективными планами, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей группы, фиксировали  результаты деятельности в фото и видео - отчетах; разработывали  схемы по темам занятий  с подробным описанием деятельности и т.д.

Были разработаны карты показателей уровня развития детей дошкольного возраста со следующими параметрами оценки. 

Диагностика         эффективности          образовательного         процесса  осуществлялась  в течение всего срока реализации программы, начиная с сентября 2016года.  Это помогло   своевременно     выявить      пробелы    в   знаниях,   умениях     детей старших и подготовительных групп  Учреждения,  спланировать индивидуальную работу,  отследить  динамику развития детей. Для    оценки     эффективности       образовательной      программы       были выбраны  следующие      критерии,    определяющие       развитие    интеллектуальных     и  технических  способностей  обучающихся:  развитие    памяти,  воображения, образного,   логического       и  технического    мышления.

 По итогам  работы за два года, можно сделать вывод о том, что дети проявляют стойкий интерес к занятиям НТМ; контингент детей не уменьшился, сохранился и увеличился ( в соответствие со списочным составом старших и подготовительных групп).

        Результатом   усвоения     программы на сегодняшний день( по итогам анкетирования родителей и педагогов)   по   каждому   уровню  программы являются:

  • устойчивый интерес к занятиям по НТМ,
  • сохранность  контингента    на  протяжении  2-х  лет  обучения,
  • результаты  достижений  в  соревнованиях,  выставках   и   конкурсах   внутри   объединения,   областных  конкурсах-выставках.

За прошедшие два  года были защищены  детские   проекты -

«Когда я вырасту, я буду…», «Робо-помощники в семье…»; были обобщены результаты работы педагогов  МКДОУ № 22 г. Аши – С.В.Судкова  «Формирование навыков творческо-конструкторской  деятельности у детей дошкольного возраста»; С.В.Никонорова «Техническое  творчество как условие успешной социализации детей дошкольного возраста Начальное техническое моделирование в детском саду»; Е.В. Финеева «Конструирование  и робототехника, как средство комплексного решения воспитательно-образовательных задач в условиях ФГОС ДО»; М.В.Иванцова «Техническое  творчество  и современные технологии».

Дети и педагоги участвовали в конкурсах:

-Конкурс – выставка по легоконструированию – Диплом победителя,2015г.

-Муниципальный этап Международных состязаний роботов «ИкаРенок» - Диплом победителя, 2016г.

- Первый открытый региональный фестиваль технического творчества «Техностарт», посвященный 55-летию первого полета человека в космос – Диплом победителя,2016г.

- Робототехнический фестиваль  «Робофест – 2017» - Диплом победителя, Диплом призера, 2017г.

-Муниципальный этап регионального робототехнического фестиваля «РобоФест – Челябинск 2018» в категории «ИкаРенок»,Диплом победителя, 2017г.

- Региональный конкурс проектов «Самолет построим сами» - 2018г., г.Челябинск, участник.

Старший воспитатель МКДОУ № 22 г. Аши, Судкова С.В., учавствовала в деловой программе третьего Всероссийского технического форума «От технического творчества к современным технологиям в агропромышленном комплексе»  г. Челябинск, 2016г.

В Учреждении разработаны конспекты для детей старшей и подготовительной группы по начальному техническому моделированию с учетом возрастных и индивидуальных возможностей и особенностей детей.

Весь  практический опыт работы  по данному направлению собирался в течение двух лет.

В прошлом году  была разработана  дополнительная  модифицированная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей  технической направленности «Самоделкино».

Программа  модифицирована на основе образовательной парциальной  программы И.А.Лыковой «Умные пальчики», М.,2015г.;  дополнительной общеобразовательной программы по начальному техническому моделированию с элементами ТРИЗ Л.А.Хамцовой, М.В.Космачевой «Технорята», М., 2016г., программы  Крулехт М.В.,Крулехт А.А.«Самоделкино»  СПб., «Детство-Пресс», 2004г. Педагоги отмечают, что дети с удовольствием занимаются начальным техническим моделированием.  Планируется в 2018-2019 учебном году продолжить работу в данном направлении уже в рамках оказания дополнительных платных и бесплатных образовательных услуг.

Анкетирование родителей, занимающихся начальным техническим моделированием оценило работу в данном направлении следующим образом:

Критерии оценки апробируемого  УМК, программы/кол-во человек

2016-2017гг./84 анкеты

2017-2018гг./85 анкет

да

нет

частич.

затруд

отв.

да

нет

частич.

затруд

отв.

1. Нравятся ли Вам занятия, которые посещает ваш ребенок?

  • По структуре
  • По содержанию

78

0

6

0

84

  1. Формируют ли занятия навыки самостоятельного приобретения знаний и умений?

80

0

0

0

84

3. Стимулируют ли занятия познавательную активность ребенка?

67

0

9

8

80

5

4. Направлен ли учебный материал на развитие:

  • Творческих способностей ребенка
  • Навыков самообразования
  • Интереса к предмету

60

0

9

15

83

2

5. Соответствует ли стиль и доступность изложения материала:

  • возрасту Вашего ребенка
  • профилю класса, группы

84

0

0

0

85

6. Способствуют ли занятия:

  • Повышению качества подготовки ребенка к школе
  • Формированию интереса к изучаемому предмету

82

0

0

2

80

5

7. Обеспечивают ли занятия возможности для формирования умений:

  • Применения знаний для объяснения явлений
  • Исследовательских
  • Изобретательских
  • Работы с дополнительными источниками информации
  • Критического анализа информации

65

0

13

10

83

2

  • 8. Порекомендовали бы вы Вашим знакомым

83

0

0

1

85


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД Тема: «Создание доброго микроклимата в группе детского сада, для развития детей дошкольного возраста» (из опыта работы)

Создание доброго микроклимата в группе детского сада, для развития детей дошкольного возраста...

Формирование и развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Пение — основной вид музыкальной деятельности детей. Поэтому считаю изучение данной проблемы весьма актуальной, т. к. в первую очередь на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать эмоциональну...

Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста ( из опыта работы).

Актуальность, цель, задачи воспитателя  в работе с детьми, педагогами и родителями....

Из опыта работы "Формирование навыков технического моделирования у детей дошкольного возраста"

В работе подводятся итоги деятельности по формированию навыков технического моделирования у детей дошкольного возраста за два года в качестве опорной площадки РАОР г.Москвы....

Статья «Использование метода проектов в формировании культурно — гигиенических навыков детей дошкольного возраста (из опыта работы)»

Главная задача для педагога - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры....

Использование метода проектов в формировании культурно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Статья о важности формирования навыков самообслуживания с использованием метода проектов....

Формирование и развитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя второй младшей группы).

Актуальность темыВ последнее время, наряду с другими проблемами, является особенно актуальным физическое воспитание детей. Возросшие за последние годы требования программы, изменившиеся условия жизни ...