"Особый мир"
рабочая программа (средняя группа) по теме

Тимошкина Екатерина Юрьевна

Адаптированная образовательная программа "Особый мир"

Пояснительная записка

Отметить, на основе какой комплексной образовательной программы, каких парциальных программ написан образовательный маршрут, какие образовательные технологии будут использоваться в работе с ребенком.

По заключению ПМПК ребенку рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с умеренной степенью умственной отсталости.

АОП для ребенка составлена с опорой на 1 год обучения адаптированной основной образовательной программе дошкольного учреждения (с учетом программы «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой).

Основным способом деятельности являются сопряженные действия с взрослым и частичное выполнение действий по подражанию действиям педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop.docx46.84 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 10

к ООП МКДОУ № 3 «Радуга»

 ЗАТО п. Солнечный

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение –  детский сад № 3 «Радуга» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей

закрытого административно-территориального образования

поселок Солнечный Красноярский край

Принято педагогическим советом                                Утверждаю:

МКДОУ №3 «Радуга»                                                   Заведующий МКДОУ №3

Протокол № ___ от ____________                               Т.Е.Короткова                                                                                              

 Приказ № ____ от __________

Согласованно с родителями

________________________

Дата ____________________

Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ

Разработана:

Е.Ю, Тимошкина,

Педагог-психолог МКДОУ №3 «Радуга»

ЗАТО п. Солнечный

2017-уч.г.

Содержание

  1. Цель и задачи
  2. Работа с родителями.
  3. Общие сведение (характеристика ребенка)  приложение 1

 

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Цель программы.

1. Создание благоприятных условий для развития личности ребенка;

2. Осуществление комплексного психолого – педагогического сопровождение семьи и ребенка;

3. Социализация.

Основные задачи.

Диагностические

1. Комплексное медико-психолого-педагогическое изучение.

2. Определение индивидуальной программы развитие ребенка.

Воспитательные

1. Социализация.

2. Формирование самостоятельности.

3. Становление нравственной ориентировки.

Коррекционные

1. Формирование способов усвоение социального опыта при взаимодействии с людьми и предметами окружающей действительности.

2. Развитие компенсаторных механизмов становление психики и деятельности ребенка.

3. Преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведении и личности в целом.

4. Формирование способов ориентировки в окружающей деятельности.

5. Проведение индивидуальных развивающих и психокоррекционных

Образовательные

1. Формирование системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности.

2. Развитие познавательной активности.

3.Формирование всех видов детской деятельности.

Работа с родителями

1. Установление доверительных отношений между специалистом и родителем, специалистом и ребенком, родителем и ребенком;

2. Представление родителям и информации по вопросам развития ребенка, об особенностях выявленного расстройства, ресурсах ребенка;

3. Помощь родителям в преодолении психологических проблем.

Причина составления АОП

По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования (от ) выявлены следующие особенности препятствующие получению образования без создания специальных условий: данные экспериментального психологического обследования свидетельствуют о грубом стойком нарушении познавательной деятельности, грубое системное недоразвитие речи, знания, умения навыки не сформированы (таким образом, Вероника, М. является ребенком с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 2, п. 16 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Рекомендовано организовать образовательный процесс по основной адаптированной общеобразовательной программе ДОУ для детей с умственной отсталостью.

Пояснительная записка

Отметить, на основе какой комплексной образовательной программы, каких парциальных программ написан образовательный маршрут, какие образовательные технологии будут использоваться в работе с ребенком.

По заключению ПМПК ребенку рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с умеренной степенью умственной отсталости.

АОП для ребенка составлена с опорой на 1 год обучения адаптированной основной образовательной программе дошкольного учреждения (с учетом программы «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой).

Основным способом деятельности являются сопряженные действия с взрослым и частичное выполнение действий по подражанию действиям педагога.

Ф.И.О. ребенка: Миронова Вероника Александровна.

Возраст ребенка: 4 года.

Домашний адрес: ул. Маяковского 44(прописка)

Ул. О. Кошевого 20 кв. 2 (факт. Проживание.)

Общие сведения о ребенке. Приложении 1.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Задачи образовательной деятельности

Социально – коммуникативное развитие:

  1. Учить откликаться на свое имя в различных учебно-игровых ситуациях.
  2. Учить находиться рядом с детьми при выполнении различных режимных моментов и в свободной игровой деятельности.
  3. Формировать фиксацию взора на яркой и озвученной игрушке и действиях с ней.
  4. Учить воспроизводить указательный жест рукой и указательным пальцем.
  5. Учить показывать по названию взрослым части своего тела, показывать на лице глаза, нос, рот, щеки, на голове – уши волосы.
  6. Учить пользоваться рукой как средством коммуникации (просить о помощи, здороваться, прощаться).
  7. Учить узнавать себя в зеркале, на фотографии.

Формирование игровой деятельности

  1. Учить брать и ставить предметы на место.
  2. Учить использовать игрушки по функциональному назначению.
  3. Учить выполнять знакомые действия с предметами по подражанию, частично совместно с педагогом (заводить юлу, нагружать, загружать машину, катать коляску, строить башню из кубиков, ставить некоторые предметы посуды на кукольный стол).

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания

  1. Учить мыть и вытирать руки в соответствии с алгоритмом.
  2. Учить снимать и вешать на место свое полотенце.
  3. Учить застегивать большие пуговицы.
  4. Учить застегивать застежку-молнию с частичной помощью.
  5. Учить развешивать вещи на стульчик.
  6. Учить правильно сидеть на стуле в процессе всего приема пищи.
  7. Учить проситься в туалет, указывая жестом.
  8. Учить правильно, переносить свой стул на указанное педагогом место.
  9. Закрепить умение самостоятельно снимать и надевать отдельные предметы одежды  (колготки, плавки, носки, шапку, штаны), обувь.

Физическое развитие (физическое здоровье)

  1. Учить выполнять элементарные движения и действие по подражанию, с помощью педагога.
  2. Учить бросать мяч по мишени по подражанию педагогу, частично сопряжено с педагогом.
  3. Учить прыгать на двух ногах с поддержкой педагога.

Познавательное развитие

Сенсорное воспитание:

  1. Учить воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона по  просьбе взрослого («возьми чашку», «покажи, где стул»).
  2. Учить соотносить предметы с их изображением.
  3. Учить воспринимать величину предметов (большой, маленький).
  4. Знакомить с названием цветов (красный, желтый).

Развитие ручной и мелкой моторики:

  1. Учить нанизывать на шнурок крупные бусины.
  2. Учить выполнять действия с крупной шнуровкой.
  3. Учить выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию действиям взрослого.
  4. Учить выкладывать детали крупной мозаики в пазы и вставлять детали мелкой мозаики в отверстия, образуя ряд.

Формирование мышление:

  1. Формировать простые целенаправленные действия с предметами (кати мяч, покачай куклу).
  2. Учить выполнять действия с предметами, имеющими фиксированное назначение: чашка, ложка, стул, карандаш.

Ознакомление с окружающим:

  1. Знакомить с животными и дать представление о частях их тела (туловища, голова, уши, глаза, хвост, лапы; как голос подает).
  2. Учить узнавать некоторые игрушки, мебель, посуду.
  3. Учить узнавать отдельные фрукты и овощи.

Речевое развитие

  1. Учить выполнять действия по простейшей речевой инструкции (дай, сиди, возьми, на….).
  2. Учить выполнять простые игровые действия, соответствующие тексту знакомых стихотворений, потешек.
  3. Учить воспроизводить некоторые знакомые звукоподражания и слова («гав», «дай», «на»).

Художественно-эстетическое развитие

Лепка:

  1. Учить сидеть за столом в процессе выполнения работы.
  2. Учить присоединять к основе (картон) готовые детали, плотно прижимая пальцами сопряжено с педагогом.
  3. Учить лепить предметы округлой и овальной формы по подражанию и с помощью педагога.
  4. Учить приемам сплющивания, размазывания, отщипывания, вдавливания сопряжено с педагогом.

Аппликация:

  1. Учить наблюдать за аппликационными действиями взрослого и выполнять действия совместно с педагогом.
  2. Учить наклеивать простые заготовки с помощью педагога (наносить клей, переворачивать заготовку).
  3. Учить выполнять аппликацию из двух частей с помощью педагога.

Рисование:

  1. Учить правильно, удерживать кисть (карандаш, фломастер, восковой мелок), целенаправленно закрашивать рисунок.
  2. Учить закрашивать контур предмета различными изобразительными материалами (краски, фломастер, карандаш, восковые мелки).

Развитие музыкально-ритмических навыков

  1. Учить выполнять движение под музыку сопряженно со взрослым, а затем по показу.
  2. Учить двигаться со звучанием музыки и останавливаться с ее окончанием.
  3. Развивать микромоторику пальцев рук.
  4.  Учить извлекать звуки из музыкальных инструментов (колокольчик, погремушка, барабан).
  5. Вовлекать в хороводные игры с детьми.

Дата

Тема

Количество часов

Социально-коммуникативное развитие

Развитие эмоциональной, мимической реакцией на ласковое обращение знакомого взрослого

Формировать позитивное двигательное подкрепление эмоциональной реакции

Развивать положительный эмоциональный отклик на появление близких взрослых (матери, отца, бабушки, дедушки).

Формировать понимание указательного жеста руки и указательного пальца взрослого, поворачивание головы в указанном направлении.

Формировать готовность к совместным действиям со взрослым:

-Принимает помощь взрослого

-разрешает дотрагиваться до своих рук

-принимает поглаживание по голове

Побуждать выполнять со взрослыми совместные действия (мытье рук, пользование ложкой, рисование мелом, рисование карандашом, раскатывание пластилина и т.д. )

Фиксирует взгляд на яркой звучащей игрушке и во время действия с ней

Прослеживает перемещение игрушки по горизонтали на расстоянии до 30 см

Прослеживание перемещение игрушки по вертикали на расстоянии до 30 см

Откликается на свое имя

Называет свое имя

Узнает себя в зеркале

Узнает себя на индивидуальной фотографии

Положительно реагирует на приход в группу воспитателя и взаимодействует с ним

Положительно реагирует на одного из сверстников (друга, подругу), выделяет его среди других детей

Находится рядом, не причиняя другу вреда и не создавая дискомфорта

Выполняет предметно-игровые действия с игрушками и предметами из ближайшего окружения

Выполняет по речевой инструкции 3-4 элементарных действия с игрушками

Формирование игровой деятельности

Проявляет эмоциональный интерес к игрушкам и к действиям с ними

Выполняет предметно-игровые действия, играя рядом со сверстниками, не мешая другим

Не совершает неадекватных действий с куклой и машиной

Выражает положительный эмоциональное отношение к кукле

По просьбе взрослого производит с игрушками знакомые игровые действия – кормит куклу, катает в коляске

Нагружает в машину игрушки, перевозит их

Культурно-гигиенические навыки

Просится на горшок

Самостоятельно спускает штанишки и садится на горшок

Не выходит из туалета со спущенными колготками, штанами

Моет руки

Пользуется своим полотенцем

Самостоятельно вытирает руки

Садится за стол на свое место

Не ест руками

Не пьет из тарелки

Не наполняет ложку руками

Вытирает рот и руки салфеткой

Не выходит из-за стола, не окончив еды

Знает свой шкафчик для одежды

Снимает колготки самостоятельно

Умения ребенка

В начале года

Надевает колготки с помощью воспитателя или няни

Самостоятельно снимает и надевает их с помощью воспитателя или няни

Самостоятельно снимает и надевает их штаны, рейтузы

Самостоятельно снимает и надевает шапку, обувь

Аккуратно складывает одежду на стул, ставит обувь на место

Пользуется с помощью взрослого

Благодарит за оказанную помощь

Речевое развитие

Пользуется невербальными формами коммуникации

Пользуется указательным жестом, согласуя  движения глаза и руки

Проявляет интерес к окружающему:

- к людям

- к действиям с игрушками и предметами

Рассказывает об окружающем

Слушает и проявляет интерес к речевым высказыванием взрослых:

- к рассказам

- к стихам

- к потешкам

- к песенкам

Воспроизводит знакомые звукоподражания

Воспроизводит лепетные слова и усеченные фразы

Выполняет действия по простым речевым инструкциям

Отвечает на простым вопросы:

- о себе

- о ближайшем окружении

Познавательное развитие

Сенсорное воспитание

Воспринимает отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого: «возьми чашку», «дай пирамидку», «покажи, где стульчик».

Различает свойства и качества предметов:

- мокрый – сухой

- большой – маленький

- сладкий – горький

- горячий – холодный

Воспроизводит в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов:

- большой – маленький

- горячий – холодный

- кубик – шарик

Сличает два основных цвета (красный, желтый): «»покажи, где такой кубик»

Дифференцированно реагирует на звучание определенных музыкальных инструментов (выбор из трех)

Складывает разрезную картинку из двух частей

Учитывает знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится;  кубик стоит, не катится; большой домик для большой матрешки, маленький – для маленькой)

Дифференцирует звукоподражание («кто тебя позвал?»), выбирает из двух- трех предметов или картинок

Конструирование

Положительно относится к процессу и результатам конструирования

Узнает и называет знакомые постройки и конструкции

Создает простейшие постройки и конструирование

Создает простейшие постройки из строительного материала

Создает простейшие постройки из палок

Проявляет интерес к выполнению коллективных построек, в совместной игре с ними

Создает поделки и конструкции в разных условиях – на полу и на столе

Понимает слова, используемые педагогом при создании конструкций (возьми, поставь, принеси, кубик, кирпичик, палочка, дорожка, лесенка, ворота, гараж, заборчик.)

Играет, используя знакомые постройки

Ознакомление с окружающем

Называет свое имя

Отвечает на вопрос: «Ты мальчик или девочка?»

Показывает части тела и тела, отвечая на вопрос: «покажи, чем ты ходишь», «чем смотришь», «чем ты слушаешь?»

Показывает на фотографии (выделив из трех)

- себя

- маму

- папу

Показывает или называет отдельные предметы:

- одежда

- посуды

- игрушки

Узнает реальных и изображенных на картинках знакомых:

- животных

- птиц

Отвечает на вопрос, указывая жестом или словом, где солнышко, дом, машина, вода, дерево

Художественно- эстетическое развитие

Лепка

Активно реагирует на предложение взрослого полепить

Соотносит лепные поделки с реальными предметами

Лепит по просьбе взрослого знакомые предметы прямыми движениями («колбаску», «баранку»)

Рассказывает пластилин между ладонями круговыми движениями (колобок)

Положительно относится к результатам своей работы

Аппликация

Адекватно реагирует на предложение выполнить аппликацию, состоящую из одного предмета

Наклеивает заготовку

Соотносит аппликацию с реальными объектами

Положительно относится к результатам своей работы

Рисование

Адекватно реагирует на предложение взрослого порисовать

Изображает знакомые предметы

Обследует предмет перед рисованием

Обводит по контуру

Проводит прямые линии

Проводит прерывистые линии

Проводит волнистые линии

Проводит закругленные линии различными изобразительными средствами

Соотносит рисунки с реальными объектами, называя их

Положительно относится к результатам своей работы

Музыкальное развитие

Различает знакомые музыкальные произведения

Эмоционально реагирует действием, жестом и словом на звучанием знакомой мелодии (выбор из двух)

Узнает знакомые мелодии

Прислушивается к словам песен

Подпевает отдельные слова и слоги песен

Выполняет простейшие танцевальные  движение под музыку (ходит, бегает)

Сотрудничает со сверстниками в процессе совместных художественно- эстетических видов деятельности

Участвует в коллективной досуговой деятельности

Физическое развитие

Смотрит на взрослого, поворачивается к нему лицом, когда он говорит

Тихо входит в спортивный зал и строится в шеренгу, ориентируясь на опору – стену, веревку, ленту, палку.

Выполняет движения по подражанию взрослому

Бросает мяч по мишени

Ходит стайкой за воспитателем

Ходит друг за другом, держась за веревку рукой

Ходит по дорожке и следам

Спрыгивает с доски

Ползает по ковровой дорожке, доске, наклонной доске

Проползает под веревкой

Проползает под скамейкой

Переворачивается из положения, лежа на спине в положение, лежа на животе

Критерии оценивания:

«+» выполняет самостоятельно.

«#» выполняют с помощью педагога.

«-» не выполняет.

«и» иногда.

«р» редко.

Примерный план работы с родителями на учебный год

п/п

Содержание деятельности

Срок исполнения

Ответственный исполнитель

1

Оформление наглядно – информационных материалов «Примите наши правила! »

сентябрь

воспитатель

2

Участие в выставке поделок и природного материала «Осенняя ярмарка»

октябрь

3

Участие в совместных мероприятиях, посвященных Дню матери

ноябрь

4

Индивидуальные беседы по результатам коррекционно-педагогической работы с ребенком

январь

5

Оформление наглядно-информационных материалов «Безопасность ребенка в зимний период»

Январь

6

Консультация «Профилактика гриппа и ОРВИ»

Февраль

7

Подготовка и оформление фотовыставки «Портрет любимой мамочки»

Март

8

Анкетирование родителей «удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг ДОУ»

Апрель

Педагог-психолог

9

Групповые собрание – устный журнал «итоги работы за учебный год»

Май

10

Оформление наглядно-информационных материалов «Безопасное лето вашего ребенка»

май

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

 Режим пребывания ребенка в ДОУ: 5 дней в неделю с 8:00 до 12:30.

Режим дня на холодный период        Режим дня на теплый период

Прием и осмотр детей

7.00 – 7.55

Утренняя гимнастика

8.00 – 8.10

Подготовка к завтраку, завтрак

8.15 – 8.50

Фронтальные занятия

9.00 – 9.40

Второй завтрак

10.00 – 10.15

Подготовка к прогулке

10.20 – 10.35

Прогулка, индивидуальные занятия

10.35 – 11.45

Подготовка к обеду

11.45 – 12.00

Обед

12.00 – 12.30

Прием и осмотр детей

Утренняя гимнастика

8.00 – 8.10

Подготовка к завтраку, завтрак

8.15 – 8.50

Прогулка: музыкальные, физкультурные занятия, индивидуальная работа, наблюдение, труд, воздушные и солнечные ванны

9.00 -  11.50

Второй завтрак

10.00 – 10.15

Подготовка к обеду

11.50 – 12.00

Обед

12.00 – 12.30


Формы и режим занятий. Основная форма – индивидуальные занятия с ребенком. Продолжительность каждого занятия  от 10 до 15 минут в зависимости от состояния ребенка. В процессе занятия педагог обязательно следит за самочувствием ребенка и учитывает его эмоциональное состояние, может полностью изменить составленный план занятия в силу неприемлемости ребенком на данный момент предлагаемых заданий, несмотря на то, что ранее они вызывали у него интерес.

Срок реализации программы: данная программа рассчитана сроком на 1 год, занятия проводятся с ребенком  3 раза в неделю.

       Отличительная особенность программы заключается в том, что она рассчитана на индивидуальное обучение и развитие воспитанницы по всем разделам программы. На Веронику составлен индивидуальный план  работы, который построен с учетом следующих принципов:

  • Опора на уровень развития ребенка и зону его ближайшего развития.
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
  • Единство требований в дошкольном учреждении и в семье.
  • Коррекция и развитие с учетом интересов ребенка.
  • Доступность, повторяемость и концентричность предложенного материала.
  • Коррекционная направленность образовательного процесса.

Диагностический инструментарий Приложение 2.

Индивидуальный учебный план (на неделю)

Вид деятельности

Количество занятий в неделю

Примечание

Индивидуальные занятия воспитателя

6

Ежедневно

Индивидуальные занятия педагога - психолога

3

Понедельник, среда, пятница

Индивидуальные занятия учителя - логопеда

2

Вторник, четверг

Индивидуальные занятия музыкального руководителя

1

Пятница

Инструктор по ФИЗО

1

Вторник

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Общие сведения о ребенке

Вероника воспитывается в полной семье. Условия воспитания в доме не обследованы.

Вероника часто приходит в детский сад неопрятная (одежда пахнет сигаретным дымом, грязные ногти и волосы.)

Веронике  характерно «полевое поведение» (бесцельное перемещение по комнате, прыжки). У нее отмечается угловатая моторика, движения неритмичные, "закостенелые", неточные с тенденциями моторных стереотипий в пальцах, кистях рук.

У Веронике наблюдаются проблемы в эмоциональной сфере и аутистические нарушения (аутизм). А именно отмечаются нарушения социального взаимодействия и способности к общению. Характерно явное стремление к одиночеству, ритуальные, стереотипно повторяющиеся формы поведения, манерность, угловатость движений, неадекватные реакции на сенсорные стимулы, страхи.  Имеются трудности в усвоении социальных навыков, грубые нарушения познавательной деятельности. В отдельных случаях у Вероники в речи наблюдаются нечленораздельные звуки. Кроме этого она не способна понимать обращенную к ней речь (только элементарные команды – «садись, пойдем, возьми»), не отличает съедобное от несъедобного (может пробовать, поедать несъедобные предметы), не имеет  сформированные представления о пространственных отношениях.

Вероника не в состоянии освоить простейшие навыки самообслуживания (мытье рук, одевание, пользование столовыми приборами). С детьми не играет, иногда наблюдает за их деятельностью со стороны. Большинство игрушек не вызывают у нее интерес. Особенности эмоционально – волевой сферы:  жизнерадостное. Успокаивается при переключении на другую деятельность.

Приложение 2.

Умение ребенка

В начале года

В середине года

В конце года

Социально-коммуникативное развитие

Развитие эмоциональной, мимической реакцией на ласковое обращение знакомого взрослого

Формировать позитивное двигательное подкрепление эмоциональной реакции

Развивать положительный эмоциональный отклик на появление близких взрослых (матери, отца, бабушки, дедушки).

Формировать понимание указательного жеста руки и указательного пальца взрослого, поворачивание головы в указанном направлении.

Формировать готовность к совместным действиям со взрослым:

-Принимает помощь взрослого

-разрешает дотрагиваться до своих рук

-принимает поглаживание по голове

Побуждать выполнять со взрослыми совместные действия (мытье рук, пользование ложкой, рисование мелом, рисование карандашом, раскатывание пластилина и т.д. )

Фиксирует взгляд на яркой звучащей игрушке и во время действия с ней

Прослеживает перемещение игрушки по горизонтали на расстоянии до 30 см

Прослеживание перемещение игрушки по вертикали на расстоянии до 30 см

Откликается на свое имя

Называет свое имя

Узнает себя в зеркале

Узнает себя на индивидуальной фотографии

Положительно реагирует на приход в группу воспитателя и взаимодействует с ним

Положительно реагирует на одного из сверстников (друга, подругу), выделяет его среди других детей

Находится рядом, не причиняя другу вреда и не создавая дискомфорта

Выполняет предметно-игровые действия с игрушками и предметами из ближайшего окружения

Выполняет по речевой инструкции 3-4 элементарных действия с игрушками

Формирование игровой деятельности

Проявляет эмоциональный интерес к игрушкам и к действиям с ними

Выполняет предметно-игровые действия, играя рядом со сверстниками, не мешая другим

Не совершает неадекватных действий с куклой и машиной

Выражает положительный эмоциональное отношение к кукле

По просьбе взрослого производит с игрушками знакомые игровые действия – кормит куклу, катает в коляске

Нагружает в машину игрушки, перевозит их

Культурно-гигиенические навыки

Просится на горшок

Самостоятельно спускает штанишки и садится на горшок

Не выходит из туалета со спущенными колготками, штанами

Моет руки

Пользуется своим полотенцем

Самостоятельно вытирает руки

Садится за стол на свое место

Не ест руками

Не пьет из тарелки

Не наполняет ложку руками

Вытирает рот и руки салфеткой

Не выходит из-за стола, не окончив еды

Знает свой шкафчик для одежды

Снимает колготки самостоятельно

Умения ребенка

В начале года

В середине года

В конце года

Надевает колготки с помощью воспитателя или няни

Самостоятельно снимает и надевает их с помощью воспитателя или няни

Самостоятельно снимает и надевает их штаны, рейтузы

Самостоятельно снимает и надевает шапку, обувь

Аккуратно складывает одежду на стул, ставит обувь на место

Пользуется с помощью взрослого

Благодарит за оказанную помощь

Речевое развитие

Пользуется невербальными формами коммуникации

Пользуется указательным жестом, согласуя  движения глаза и руки

Проявляет интерес к окружающему:

- к людям

- к действиям с игрушками и предметами

Рассказывает об окружающем

Слушает и проявляет интерес к речевым высказыванием взрослых:

- к рассказам

- к стихам

- к потешкам

- к песенкам

Воспроизводит знакомые звукоподражания

Воспроизводит лепетные слова и усеченные фразы

Выполняет действия по простым речевым инструкциям

Отвечает на простым вопросы:

- о себе

- о ближайшем окружении

Познавательное развитие

Сенсорное воспитание

Воспринимает отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого: «возьми чашку», «дай пирамидку», «покажи, где стульчик».

Различает свойства и качества предметов:

- мокрый – сухой

- большой – маленький

- сладкий – горький

- горячий – холодный

Воспроизводит в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов:

- большой – маленький

- горячий – холодный

- кубик – шарик

Сличает два основных цвета (красный, желтый): «»покажи, где такой кубик»

Дифференцированно реагирует на звучание определенных музыкальных инструментов (выбор из трех)

Складывает разрезную картинку из двух частей

Учитывает знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится;  кубик стоит, не катится; большой домик для большой матрешки, маленький – для маленькой)

Дифференцирует звукоподражание («кто тебя позвал?»), выбирает из двух- трех предметов или картинок

Конструирование

Положительно относится к процессу и результатам конструирования

Узнает и называет знакомые постройки и конструкции

Создает простейшие постройки и конструирование

Создает простейшие постройки из строительного материала

Создает простейшие постройки из палок

Проявляет интерес к выполнению коллективных построек, в совместной игре с ними

Создает поделки и конструкции в разных условиях – на полу и на столе

Понимает слова, используемые педагогом при создании конструкций (возьми, поставь, принеси, кубик, кирпичик, палочка, дорожка, лесенка, ворота, гараж, заборчик.)

Играет, используя знакомые постройки

Ознакомление с окружающем

Называет свое имя

Отвечает на вопрос: «Ты мальчик или девочка?»

Показывает части тела и тела, отвечая на вопрос: «покажи, чем ты ходишь», «чем смотришь», «чем ты слушаешь?»

Показывает на фотографии (выделив из трех)

- себя

- маму

- папу

Показывает или называет отдельные предметы:

- одежда

- посуды

- игрушки

Узнает реальных и изображенных на картинках знакомых:

- животных

- птиц

Отвечает на вопрос, указывая жестом или словом, где солнышко, дом, машина, вода, дерево

Художественно- эстетическое развитие

Лепка

Активно реагирует на предложение взрослого полепить

Соотносит лепные поделки с реальными предметами

Лепит по просьбе взрослого знакомые предметы прямыми движениями («колбаску», «баранку»)

Рассказывает пластилин между ладонями круговыми движениями (колобок)

Положительно относится к результатам своей работы

Аппликация

Адекватно реагирует на предложение выполнить аппликацию, состоящую из одного предмета

Наклеивает заготовку

Соотносит аппликацию с реальными объектами

Положительно относится к результатам своей работы

Рисование

Адекватно реагирует на предложение взрослого порисовать

Изображает знакомые предметы

Обследует предмет перед рисованием

Обводит по контуру

Проводит прямые линии

Проводит прерывистые линии

Проводит волнистые линии

Проводит закругленные линии различными изобразительными средствами

Соотносит рисунки с реальными объектами, называя их

Положительно относится к результатам своей работы

Музыкальное развитие

Различает знакомые музыкальные произведения

Эмоционально реагирует действием, жестом и словом на звучанием знакомой мелодии (выбор из двух)

Узнает знакомые мелодии

Прислушивается к словам песен

Подпевает отдельные слова и слоги песен

Выполняет простейшие танцевальные  движение под музыку (ходит, бегает)

Сотрудничает со сверстниками в процессе совместных художественно- эстетических видов деятельности

Участвует в коллективной досуговой деятельности

Физическое развитие

Смотрит на взрослого, поворачивается к нему лицом, когда он говорит

Тихо входит в спортивный зал и строится в шеренгу, ориентируясь на опору – стену, веревку, ленту, палку.

Выполняет движения по подражанию взрослому

Бросает мяч по мишени

Ходит стайкой за воспитателем

Ходит друг за другом, держась за веревку рукой

Ходит по дорожке и следам

Спрыгивает с доски

Ползает по ковровой дорожке, доске, наклонной доске

Проползает под веревкой

Проползает под скамейкой

Переворачивается из положения, лежа на спине в положение, лежа на животе

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особые дети - особое общение!"

В вашей семье есть самые главные люди – это ваши дети. То трепетное счастье, которое приносит ребенок в дом, нельзя ни с чем сравнить. Мы готовы на все, чтобы ребенку было хорошо не только физически, ...

Особые дети - особое общение.

Предлагаем Вам рекомендации, которые помогут установить с ребенком, имеющим речевые проблемы, ровные доброжелательные отношения, снять то напряжение, нервозность и непонимание, которые возникли ...

«Особому» детству - особое внимание.

Статья в журнале "Дошкольник"...

ОСОБЫЕ ДЕТИ – ОСОБОЕ ОБЩЕНИЕ

Предлагаем рекомендации, которые помогут взрослым членам семьи установить с ребенком ровные доброжелательные отношения, снять то напряжение, нервозность и непонимание, которые часто возникают в семье....

Особый случай воспитания "Воспитание особых детей"

Особые дети! Как их правильно воспитывать....