Программа "Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка"
рабочая программа на тему

Живых Анна Викторовна

Программа "Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odarennye_deti.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка»

Цель: сохранение нервно – психического здоровья одаренных детей, выявление и развитие способностей, формирование у детей умений управлять процессами творчества.

Задачи:

  1. Развитие широких познавательных интересов.
  2. Развитие всех видов мышления и речи.
  3. Обучение коммуникативным умениям, взаимодействию со сверстниками.
  4. Формирование положительной «я-концепции» и понимания ценности и уникальности другого человека.
  5. Развитие воображения, художественного вкуса.

Критерии отбора детей

  • На основе запроса родителей, педагогов;
  • На основе наблюдений педагога-психолога

Организация занятий: для дошкольников старшего возраста. Продолжительность каждого занятия 25-30 мин. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю.

Опорный источник:  М. В. Ильина «Развитие вербального воображения», М. В. Ильина «Воображение и творческое мышление», М. В. Ильина «Развитие невербального воображения», А. Лопатина «600 творческих игр для больших и маленьких», А. Э. Симановский «Развитие творческого мышления детей», О.В. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет»

Одаренность – это развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Характеристика одаренных детей

  1. Одаренные дети обладают обостренным чувством справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.
  2. Они остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
  3. Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия весьма характерны для одаренных детей.
  4. Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки. Восприятие смешного у них нередко отличается от восприятия сверстников.
  5. Им недостает эмоционального баланса, часто одаренные дети нетерпеливы и порывисты.
  6. Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих.
  7. Эгоцентризм в этом возрасте, как у всех детей.
  8. Решая мыслительные задачи и осуществляя творческую деятельность, одаренные дети ярко демонстрируют способность к наблюдательности, хорошую память, легко ведут диалог, обладают подражательной способностью.
  9. Общаясь, одаренные дети широко используют мимику и жесты, особенно в разговорах со сверстниками.

10.    Речь отличается повышенной выразительностью.

Проблемы одаренных детей

Достаточно широко распространено мнение, что одаренные дети – это дети проблемные. Считается, что их боятся учителя, ими озадачены родители, к ним недоброжелательно присматриваются одноклассники.

Одаренный ребенок должен обладать рядом качеств: склонностью к «интеллектуальному риску», высокой стрессоустойчивостью, настойчивостью в отстаивании своей точки зрения и коммуникативные способности. Как правило, это «должное» не совпадает с «сущим».

1. У одаренных детей часто наблюдаются сложности в адаптации к образовательному учреждению: значительный процент одаренных детей отбраковывается школой, где нет свободы творчества, где массовое образование погружает ребенка в «непререкаемые» условия учебно-воспитательного процесса. И напротив, развивающее образование содействует развитию творческих способностей ребенка во всей их полноте и многогранности. В нормальных условиях творческие свершения ложатся в фундамент учебных. Творческая нереализованность ребенка может стать причиной школьной дезадаптации.

        2. Психологические проблемы в общении: отсутствие свободного времени для игр и общения со сверстниками из-за необходимости длительных занятий. В итоге у одаренных детей подчас наблюдается дефицит коммуникативных умений, они проявляют крайнюю интолерантность по отношению к недостаткам других, нередко высокомерны.

3. Эмоциональная неустойчивость: одаренным детям свойственно скорее рассогласование «аффекта и интеллекта», что находит свое выражение в недостаточно высоком уровне развития эмоционального самоконтроля. Это может оборачиваться серьезными эмоциональными срывами, имеющими долговременные последствия. Кроме того, наличие бурной фантазии нередко связывается с эмоциональной неустойчивостью, уходом в «мир грез». Одаренные дети испытывают необходимость в освоении специальных приемов, способствующих пониманию, контролю, саморегуляции и управлению собственными эмоциональными состояниями. Адекватное поведение педагогов и родителей, правильный выбор ими стратегии воспитания и развития таких детей способствует эмоциональному комфорту, повышает их уверенность в своих силах.

4. Перфекционизм: Стремление к совершенству приводит к повышению критичности не только к окружающим, но и к себе. Перфекционизм очень часто принимает болезненные формы («самоедство», неудовлетворенность результатами своего творчества). Предъявляя к себе повышенные требования, одаренный ребенок «судит по взрослым меркам, причиняя себе ненужную боль и переживания.

5. Именно это иногда обуславливает заниженную самооценку таких детей. Самооценка дошкольника очень зависима от оценки взрослого. Если ребенок чувствует, что его достижения не соответствуют уровню ожиданий родителей, то он всеми силами старается преодолеть это несоответствие: изматывает себя, либо начинает обманывать, преувеличивая свои достижения.

Взрослым нужно помнить

 Ребенок имеет право на неуспех и ошибку. То, что мы все учимся на ошибках, и без этого процесса обучения не существует – избитая истина. Следует отметить, что одаренный ребенок даже в большей степени имеет право на ошибку, т. к. он в более быстром темпе усваивает материал и проявляет большую самостоятельность.

Не страх творчества, а страх ошибки является одним из самых мощных барьеров на пути становления творческих способностей и одаренности. Поэтому взрослым необходимо не только быть сдержанными в порицании неудач ребенка, но и контролировать проявления собственных негативных эмоций.

Способность к художественному творчеству потенциально присуща каждому ребенку и должна у каждого получить свое нормальное развитие. Поэтому не следует придавать педагогике селекционную направленность. Внимание к эстетическому развитию, приоритет творческих заданий, помощь в укреплении воображения, необходимого в реализации замыслов, освоение знаний и навыков как средств, а не как самоцели – все это благоприятно для развития всех детей. А на этом общем фоне особо одаренные дети  ярко проявят себя. Тогда можно будет искать формы и способы более индивидуализированных занятий.

Как помочь и как не навредить художественно одаренному ребенку.

(Рекомендации)

1.Не предрешайте творческую судьбу ребенка ни в положительном, ни в отрицательном смысле. Можно советовать, поддерживать, сомневаться, воодушевлять ребенка верой в его способности, но нельзя решать за него то, что решить может только он сам – быть ему художником (поэтом, артистом…) или не быть.

2.  В нашей власти создать условия, наиболее благоприятные для того, чтобы ребенок захотел войти в искусство как в свой мир.

3.  Одно из главных условий – погрузить его в стихию художественного творчества, ставить перед такими задачами, которые не имеют «правильных» и общих для всех ответов, но дают возможность выразить собственное, лично пережитое отношение к тому, что он описывает и изображает.

4.  Имея дело с одаренным ребенком, не следует форсировать гонку за результатом. Творческий рост должен совершаться естественно и питаться опытом собственного эстетического отношения ребенка к жизни

5.  Прежде надо увлечь ребенка творческой природой искусства – а потом давать ему технические средства, чтобы он мог воплощать замыслы, которые он сам придумывает.

6.  Наиболее распространенный родительский грех – это неуважение к занятиям искусством. Если взрослые пренебрежительно отзываются о творческих попытках ребенка, они наносят огромный вред развитию способностей, препятствуют раскрытию художественного потенциала.

7.  Не менее опасно раннее (часто ошибочное) «назначение в таланты». Не нужно тщеславного ажиотажа вокруг одаренного ребенка. Навязывая ребенку судьбу художника, взрослые форсируют первые успехи, но подтачивают корни, которые могли бы питать будущее творчество. Слабый ранний росток художественной одаренности надо охранять, а не тянуть кверху.

8.  Полезно развивать любознательность и познавательный интерес. О познавательной инициативе можно судить по количеству вопросов. Не стоит относиться к детским вопросам несерьезно.

9.  Дошкольники часто демонстрируют интерес «ко всему». Не стоит посещать сразу много кружков. Есть шанс, что у ребенка не выработается собственный интерес к чему-то конкретному.

10. Самая большая радость для ребенка, когда мама улыбается и разговаривает с ним. Поэтому очень важно общаться с малышом, показывать ему картины, интересные красочные предметы, петь песни. Это формирует талант замечать прекрасное и необычное в самых обыкновенных на первый взгляд вещах.

11. Домашние занятия творчеством не должны превратиться в «обязаловку» ни для ребенка, ни для его родителей. Где есть принуждение – там нет полета фантазии, радости и удовольствия от проделанной совместной работы.

12. Неплохо было бы выделить крохе отдельный уголок, где он мог бы рисовать и лепить самостоятельно. Это своеобразное «рабочее» место лучше расположить в хорошо освещенной части комнаты

13. На стене около рабочего места можно прикрепить яркие картинки или оставить пространство для будущих поделок. Оборудовать этот уголок лучше вместе с малышом – для него это будет и радостно, и поучительно.

14.  Чтение стихов, потешек и сказок приветствуется. Они развивают слух и чувство ритма. К потешкам можно подключить забавные игры-манипуляции.

  1. Поощряйте развитие детского воображения.

Если вы уже задумались о том, что пора учить ребенка рисовать, постарайтесь соблюдать следующие принципы

  •  Удержитесь от критики работ своего малыша. Если постоянно критиковать, маленький творец может вообще отказаться от занятия.
  • Не надо ничего улучшать в работах ребенка, это его обижает. Часто родители делают это, чтобы потом демонстрировать работы малыша родственникам и знакомым, как его достижения – печальная и, увы, распространенная ошибка.
  • Поощрение нестандартных решений образов или приемов работы – самый лучший «двигатель прогресса». Не бойтесь перехвалить. Критикой будет заниматься сам малыш, отбирая из коллекции работы «для бабушки», «на хранение» и «на выкидывание.
  • Пусть ребенок понимает, что главное – это именно его фантазия.
  • Рассматривать и обсуждать предыдущие работы вместе с малышом важно и нужно. Старайтесь вывешивать работы ребенка на стену.
  • Рассматривайте работы других детей, чтобы он захотел нарисовать также.
  • Лучше научить ребенка приемам работы с материалами, рисования разных форм, чем отработать пару-тройку заученных трафаретов. Из этих умений он сам извлечет пользу, и будет рисовать необычные, ни на чьи не похожие образы предмета или существа.

Не прозевайте вундеркинда!

1. Ваш ребенок научился читать рано, до шестилетнего возраста:

самостоятельно – 7 баллов

с чьей – то помощью – 5 баллов

2. Читает много, причем быстро – 2 балла.

3. Сам или с чьей-то помощью заинтересовался энциклопедиями, справочниками – 2 балла.

4. Легко научился читать, но испытывает трудности при чтении – 1 балл.

5. Он скрытен, не любит, когда вмешиваются в его дела – 2 балла.

6. Предпочитает беседовать с взрослыми – 2 балла.

7. Задает много каверзных вопросов, ставя подчас взрослых в тупик – 2 балла.

8. У него всегда готовы ответы даже на самые неожиданные вопросы – 1 балл.

9. Иногда рассеян, но всегда умеет сделать верные обобщения (скажем, после просмотра кинофильма или наблюдая за чем-либо) – 2 балла.

10. Любит беседовать об окружающем мире, дает свою оценку различным явлениям – 1 балл.

11. С неудовольствием относится к однообразным, повседневным делам – уборке игрушек, наведению порядка в своей комнате – 1 балл.

12. Чувствителен к любой несправедливости, если даже это не касается его самого – 2 балла.

13. Любит шутить и обладает чувством юмора – 2 балла.

14. Имеет богатый словарный запас и умело использует в разговоре различные термины – 2 балла.

15. Любит сложные игры, требующие определенной смекалки – 2 балла.

16. Предпочитает друзей старше себя по возрасту – 2 балла.

17. Предпочитает разнообразные занятия, причем любит все делать самостоятельно – 2 балла.

18. Быстро схватывает материал, имеет свое мнение по многим вопросам – 2 балла.

19. Его интересуют вопросы мироздания и все, что касается  нашего изначального бытия – 2 балла.

20. У него развито чувство восприятия музыки, окружающей среды, во всем ищет гармонию – 2 балла.

Подсчитайте сумму баллов по тем позициям, которые наиболее соответствуют чертам характера и склонностям вашего ребенка.

Набранная сумма не превышает 9 баллов. Следует подумать об активизации занятий с ребенком в плане общего развития. Расширьте возможности для пробы сил в различных областях, так как его способности еще не проявились.

10 – 13 баллов. Ваш ребенок обладает определенными способностями, необходимо позаботиться о специальном развитии его возможностей.

Выше 14 баллов. Вашего ребенка отличает неординарность. Ему необходима специальная программа обучения и развития, а также консультация с психологом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение одаренного ребенка в ДОУ.

В программе психологического сопровождения одаренного ребенка в ДОУ рассматриваются основные направления работы психолога по выявлению и сопровождению"одаренного" ребенка: диагностика,составление инди...

Оптимальная модель сопровождения одаренного ребенка в системе дошкольного образования.

Материал представлен в форме эссе, а именно основные моменты рассматриваемой темы выделены тезисно....

Индивидуальный маршрут сопровождения одаренного ребенка

Программа разработанна для индивидуального сопровождения одаренного ребенка в условиях детского сада с целью формирования успешности, креативности в разных видах поисково-продуктивной деятельности....

Сопровождение одаренного ребенка, имеющие ярко выраженные музыкальные способности

План программы «Сопровождение одаренного ребенка, имеющего ярко выраженные музыкальные способности»Цель: гармонизация и развитие ребенка с музыкальной одаренностью.Задачи:• Развитие музыкальных способ...

Сопровождение одаренного ребенка, имеющие художественные способности

План программы «Сопровождение одаренного ребенка, имеющие художественные способности»Цель: гармонизация и развитие художественных способностей ребенка в изобразительной деятельностиЗадачи:1. Создание ...

План сопровождения одаренного ребенка

формы работы с детьми, имеющими признаки одаренности...

Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения одаренного ребенка

Программа разработана для индивидуального сопровождения одаренного ребенка в условиях детского сада с целью формирования успешности, креативности в разных видах поисково-продуктивн...