календарный план на тему "Весна"
календарно-тематическое планирование (средняя группа) на тему

Игонина Светлана Юрьевна

ежедневный календарный план по теме "Весна"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Понедельник 21.03.2016 Тема: «Весна шагает по планете»

Цель. Дать детям представление о времени года – весна. Познакомить с характерными признаками весны. Воспитывать бережное отношение к пробуждению природы, к ее отдельным явлениям

Итоговое мероприятие: фотовыставка «Моя весна»

Совместная деятельность воспитателя с воспитанниками

Самостоятельная деятельность воспитанников

Индивидуальная работа воспитателя с воспитанниками

Утро

Наблюдение «Веточки сирени» ( в вазе) -  формировать первичные представления об условиях для роста  и развития растений, дать детям представления о времени года «весне»

Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой.

Подготовка к с/р игре«Куклы». Рассматривание сюжетной и предметных  картинок на тему «Кукла проснулась» - развитие умения находить предметные картинки с изображением необходимый атрибутов для утреннего отрезка времени, развитие навыка в определенной последовательности раздеваться и складывать одежду

(Краснощекова, «Сюжетно-ролевые игры в детском саду», 48)

Утренняя гимнастика: комплекс №13

Создать условия для игровой ситуации «Покажем кукле как надо вытирать руки»

Художественная мастерская «Веточка сирени» (рисование гуашью)

Поручения в уголке природы: «Хотят ли пить цветы», «Нужно ли помыть цветочки?»–умение определять   необходимость полива, умение пользоваться пульвелизатором

(Артем В., Алена Б, Егор М.)

Программное содержание, методические приёмы

НОД

Познавательное

развитие

(познавательно-исследовательская деят-ть)

Беседа: «Мы ждём птичек в гости»

Цель:  расширить представление детей о первых весенних птицах, об особенностях  их внешнего вида, познакомить с домиком для птиц – скворечником.

Средства: загадки о весне, о птицах, игра «Какая птичка улетела?»  скворечник, птички на ниточках, ободки с изображением птичек, музыкальное сопровождение, картинки с изображением птиц (сороки, воробья, дятла, вороны, снегирей, ласточки, синицы, грача), компьютер, экран.

Словарь:  весна, скворец, домик - скворечник, леток, крыша,  сорока, воробей, дятел, ворона, снегирь, ласточка, синица, грач.

 Способы:  словесный, наглядный, игровой

(см. приложение)

НОД

Физическое развитие

(Двигательная деятельность)

Игровая ситуация «Проказница - Весна»

Цель. Развиватькоординацию движений входьбе и беге между предметами, повторить упражнения в ползании, упражнять в сохранении устойчивого равновесия при ходьбе на повышенной опоре.

1. Ходьба и бег между предметами «Обойдем лужицы».

2. Общеразвивающие упражнения.

ОВД. Игровое упражнение «Медвежата проснулись» (ползание),игровое упражнение  «Мостик» (ходьба по гимнастической скамейке). П/игра «Автомобили».

3. Ходьба в колонне по одному «Автомобили поехали в гараж».

Оборудование: обручи, кубики, гимнастическая скамейка, флажки желтого и красного цвета.

Методические приемы: словесный, наглядный, игровой.

(Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия в детском саду.Вторая младшая группа», 58)

Прогулка

 Наблюдение«Пришла весна»- Дать представления о ранней весне, о том, какие сезонные изменения произошли с солнцем

Способы: чтение стихотворения Я Колас, наблюдение,игра – опыт «Где ночует солнышко», объяснение, поощрение, рефлексия

Способы: словесные, игровые, наглядные.

(Кастыркина «Организация деятельности детей на прогулке.Вторая младшая группа», стр. 116)

П/игра «Птички – раз, птички – два!»– умение бегать, не оглядываясь назад

«Организация деятельности детей на прогулке. Вторая младшая группа», стр. 116

Игра малой подвижности «Вейся, венок»

«Организация деятельности детей на прогулке. Вторая младшая группа», стр. 15

Трудовая деятельность (разбрасывание снега «Дорогу ручейку!»)

Игровое упражнение«Пройди – не упади» - умение сохранять равновесие во время ходьбы по ограниченной поверхности

(Арсений К., Ярослав П., Лиза П.)

Вечер

        

Гимнастика после сна: комплекс № 13

Чтениестихов В. Шипуновой «В небе солнышко сияет» - умение внимательно слушать текст, понимать  содержание.

Игры с различными мозаиками«Выложи узор красного (зеленого) цвета», «Выложи цветок для мамы» - развитие мелкой моторики, закрепление цветов.

  • П/игра «Птички – раз, птички – два!»

Игры со строительным материалом.Игровая ситуация «Построим дом для солнышка» (для обыгрывания предложить силуэты солнца из картона)

Художественная деятельность: лепка из соленого теста «Солнышко» - умение делать диск путем сплющивания ладошками шара, раскатывать тесто прямыми движениями рук

(Лиза П., Влад П., Максим З.)

Прогулка

Игра – опыт «Где ночует солнышко» (продолжение) развивать у детей  интерес к явлениям природы, умение замечать изменения, произошедшие после утреннего наблюдения.

Игры с выносным материалом (ленточки). П/игра «Поймай ленту», танцевальные упражнения с лентой

Упражнение «Перепрыгни канавку» - умение прыгать в длину с места

( Никита П., Саша Т., Костя К.)

        

Вторник 22.03.2016 г.

Совместная деятельность воспитателя и воспитанников

Самостоятельная деятельность воспитанников

Индивидуальная работа воспитателя с воспитанниками

Утро

Экспериментирование«Веточки сирени» (поставить веточки сирени в вазу) -  формировать первичные представления об условиях дляроста и развития растений

С/р игра «Куклы». Игровая ситуация «К кукле пришли гости»- закрепление знаний о разных видах посуды, формирование умения использовать посуду по назначению

(Краснощекова, «Сюжетно-ролевые игры в детском саду», 49)

Утренняя гимнастика: комплекс №13

Создать условия для рассматриванияальбома «Весна»

Игра малой подвижности «Вейся, венок»

«Организация деятельности детей на прогулке. Вторая младшая группа», стр. 15

Д/игра «Назови, какое солнышко»

Цель: упражнять в подборе определений

(  Никита П., Саша Т., Костя К. )

Программное содержание, методические приёмы

НОД

Познавательное развитие

(Познават-исследов.

деятельность)

(математическое и сенсорное развитие)

Форма: игра «Наведем порядок в мебельном магазине»

Цель: развивать алгоритмическое мышление, умение выполнять действия по образцу, освоение навыков счета в пределах 5.

Средства: карточки-картинки с изображением мебели, набор цифр, конструктор.

Словарь: один, два, три, четыре, пять, мебель, порядок, около, вперед, направо, налево, прямо

Способы: словесные, наглядные, игровые.

(Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста», стр.293)

НОД

Художественно-эстетическое

Развитие

(музыка)

Музыкально ритмические движения:«Танцевальная угадай-ка»

Слушание:«Весною» С. Майкапар

Пение: «Песенка о весне» Г. Фрида

Музыкально-инструментальная импровизация: рус.нар. мелодия

Танец «Топни, ножка моя» (эст. Нар.мел.)

Д/игра «Узнай свой инструмент» Г. Левкодимова

Прогулка

Наблюдение «Птицы радуются приходу весны»-расширить представление о поведении птиц ранней весной

Словарь: голоса птиц, пение птиц, шум, гам, греются на солнце, клюют, ищут корм, пьют из лужи

Способы: чтениестихотворения,  наблюдение, объяснение, поощрение, рефлексия

Способы: словесные, игровые, наглядные.

(Кастыркина «Организация деятельности детей на прогулке.Вторая младшая группа», стр. 121)

П/игра «Птички летают» -формировать умение бегать врассыпную, действовать по сигналу

(Кастыркина «Организация деятельности детей на прогулке.Вторая младшая группа», стр. 64)

Игры со снежками «Попади в цель», «Добрось до черты»

Трудовая деятельность: кормление птиц

Д/и «Скажи какое солнышко» - упражнять в подборе определений

(Артем В., Артем П., Денис Ц.)

Вечер

        

Гимнастика после сна: комплекс № 13

Чтение стихотворений Ф.Тютчева  «Весенние воды», А. Плещеева «Весна», «Уж тает снег, бегут ручьи» внимательно слушать стихотворный текст, понимать содержание, отвечать на вопросы.

Беседа«Тонкий лед»

Цель: дать представление об опасности нахождения на водоемах весной.

Д/игра «Угадай, на чем играю» - развивать умение, узнавать инструменты

Создать условия для игры с песочной анимацией «Ручейки» (рисование на песочном фоне)

Игровое задание «Посчитай цветочки» - освоение навыков счета до 5.

(Коля А., Коля Ж., Сережа Б.)

Прогулка

Наблюдение «Сосульки» Работа над загадкой «Растет она вниз головой»- формировать наблюдательность, понимание того, как появляются сосульки

П/игра «Беги е тому, что назову»

Трудовые поручения: расчистим дорожку от веточек – умение вступать во взаимодействие со сверстниками. Поощрять желание трудиться.

(Коля К., Ярослав П., Лиза П.)

Среда 23.03.2016

Совместная деятельность воспитателя и воспитанников

Самостоятельная деятельность воспитанников

Индивидуальная работа воспитателя с воспитанниками

Утро

Наблюдение из окна за одеждой людей

Цель: формировать представления о сезонных изменениях в одежде.

Словарь: легкая куртка, пальто, резиновые сапоги, нет головного убора, тонкая шапочка, берет

Способы:словесные, наглядные, игровые.

Игровая ситуация  «Куклы-сестренки проснулись»- формировать умениевыбирать нужную одеждупо размеру, аккуратно складывать ее на полку

Краснощекова «Сюжетно-ролевые игры», стр.50

Утренняя гимнастика: комплекс №13

Д/игра «Подбери одежду по сезону» (выбор нужных карточек)

Игровая ситуация «Помоги ножкам найти свои сандалии»

Художественная деятельность: лепка из соленого теста «Сосульки» - умение делать диск путем сплющивания ладошками шара, раскатывать тесто прямыми движениями рук

(Коля К., Ярослав П., Лиза П.)

Программное содержание, методические приёмы

НОД

Художественно-эстетическое развитие

(лепка)

Художественная мастерская:  «Мостик» (по сюжету стихотворения)

Цель:вызвать интерес к моделированию из 3-4 бревнышек и созданию весенней композиции (ручеек, мостик, цветы).

Средства: пластилин, листы картона зеленого цвета, клеенка, салфетки, образец для показа.

Словарь: мостик, бревнышки, одинаковой длины, речка, ручеек

Способы:чтение стихотворения  В. Шипуновой «Мостик», объяснение, показ способов лепки, рассматривание, поощрение, создание выставки, рефлексия.

(Лыкова «ИЗО в детском саду.Младшая группа», стр.122)

НОД

Физическое развитие

(двигательная активность)

Игровая ситуация «Проказница - Весна»

Цель. Развивать координацию движений в ходьбе и беге между предметами, повторить упражнения в ползании, упражнять в сохранении устойчивого равновесия при ходьбе на повышенной опоре.

1. Ходьба и бег между предметами «Обойдем лужицы».

2. Общеразвивающие упражнения.

ОВД. Игровое упражнение «Медвежата проснулись» (ползание), игровое упражнение  «Мостик» (ходьба по гимнастической скамейке).  П/игра «Автомобили».

3. Ходьба в колонне по одному «Автомобили поехали в гараж».

Оборудование:  обручи, кубики, гимнастическая скамейка, флажки желтого и красного цвета.

Методические приемы: словесный, наглядный, игровой.

(Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия в детском саду.Вторая младшая группа», 58)

Прогулка

Наблюдение «Тает снежок, течет ручеек»- расширить представления о весне, познакомить со свойствами весеннего снега (тает на солнце, появляется ледяная корка)

Способы: стихотворение И. Токмаковой,наблюдение, исследование, объяснение, поощрение, рефлексия

Словарь: серый, грязный, рыхлый, проталинки

Способы: словесные, игровые, наглядные.

(Кастыркина «Организация деятельности детей на прогулке.Вторая младшая группа», стр. 119)

Очистка дорожек от снега-формирование представления об общей ответственности за порученное дело

«Беги к тому, что назову»

  • «Организация деятельности детей на прогулке. Вторая младшая группа», стр. 36

Игровая ситуация «Последний снеговик» (постройки из последнего весеннего снега)

Д/ игра «Порычи, как мишка, пропищи, как мышка» - активизация звукового опыта детей

(Гогоберидзе «ОО Музыка», стр. 19

(Коля А., Коля Ж., Сережа Б.)

Вечер

        

Гимнастика после сна: комплекс №13

Экспериментирование «Кораблик»- развивать умение видеть возможности преобразования предмета, реализовывать их и получать результат

Средства:парафин, спичечные коробки, картон, бумага, ножницы

Словарь:корпус, мачта, парус

Способы: объяснение, показ, рассуждение

«Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», стр. 147

Чтение:русских народных потешек  «Дождик, дождик…», «Солнышко-ведрышко», – умение понимать содержание, отвечать на вопросы по тексту.

Трудовые поручения: генеральная уборка в группе

Д/игра «Когда это бывает?» - формирование знаний о явлениях природы

( Артем В., Саша Т., Денис Ц.)

Прогулка

Беседа- наблюдение«Свойства льда»  - помочь понять,  что лед стал пористым, формировать представление о причинах наблюдаемых явлений

Подвижная игра(совместная с детьми старших групп)«Замри»

Упражнение «Меткий стрелок» - метание снежков в горизонтальную цель правой и левой рукой

(Егор М., Лера К.)

Четверг 24.03.2016

Совместная деятельность воспитателя и воспитанников

Самостоятельная деятельность воспитанников

Индивидуальная работа воспитателя с воспитанниками

Утро

Рассматривание иллюстраций «Встречаем птиц»– знакомство с первыми весенними птицами, воспитывать желание помогать пернатым в трудное время.

Методы и приемы: наглядный, словесный, игровой

 Игровая ситуация «Куклы пришли на концерт»- развитие игрового взаимодействия, закрепления навыка правильно в определенной последовательности раздеваться и складывать свою одежду

Утренняя гимнастика: комплекс №13

Игровая ситуация «Мишка-торопыжка»

(приведения в порядок верхней одежды и перчаток после прогулки)

П/игра «Замри»

Пальчиковая гимнастика «Наши красные цветки»-  развитие мелкой моторики

(Егор М., Лера К., Алена Б)

Программное содержание, методические приёмы

НОД

Речевое развитие

Беседа «Зима недаром злится, прошла ее пора…»

Цель: расширять знания и представления об особенностях месяца марта, обогащать словарный запас по теме

Словарь: солнышко пригревает, растаял снег, сосульки, весенний месяц, март, проталины, подснежники, первые цветы.

Средства: картина «Весна пришла», стихотворение Ф. И. Тютчева.

Способы: словесные, игровые, наглядные.

(Жукова Р. А.  «Развитие речи. Вторая младшая группа», стр.5)Художественная мастерская: аппликация  с элементами рисования

НОД

Физическое развитие

(двигательная активность)

Цель: ходить и бегать по кругу, сохранять устойчивое равновесие при ходьбе по уменьшенной площади, мягко приземляться в прыжках с продвижением вперед.

П.и. «Кролики».

(Пензулаева П.И., «Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет», СТР 63, №23

Прогулка

Наблюдение «Береза и ель ранней весной» – расширить представления детей о деревьях, воспитывать бережное отношение к природе.

Словарь:береза, елка, голые ветки, отдыхает, спит

Способы: наблюдение, чтение стихов, загадки, беседа, рефлексия

(Кастыркина «Организация деятельности детей на прогулке.Вторая младшая группа», стр. 122)

С/р игра «Куклы». Игровые ситуации «Куклы неправильно одеты» – развитие умения принять на себя роль взрослого, подбирать одежду по сезону

Н. В. Краснощекова «Сюжетно-ролевые игры  для детей дошкольного возраста», стр. 49

«Беги к тому, что назову»

  • «Организация деятельности детей на прогулке. Вторая младшая группа», стр. 36

Вынести кукол, санки, коляски для самостоятельных игр.

Д/и «Назови какое настроение весной»

Цель: упражнять в подборе прилагательных

Трудовые поручения: «Очистим дорожки от рыхлого снега» -  представления об общей ответственности за порученное дело

(Коля А., Коля Ж., Сережа Б.)

Вечер

        

Гимнастика после сна: комплекс № 32

Настольная игра «Подбери по цвету»

-  умение подбирать парные карточки – предметы и цвет

Наблюдение за сиренью в вазе «Что изменилось?» - развивать умение замечать изменения в жизни растений весной

Разучивание стихотворения М. Клоковой «Зима прошла» - умение выразительно декламировать стихи

Рассматривание сюжетных картинок на тему «Ранняя весна»

Художественная мастерская «Раскрась картинку»(раскраски по теме «Цветы»)

Игра малой подвижности «Вейся, венок»

«Организация деятельности детей на прогулке. Вторая младшая группа», стр. 15

«Комната»- развивать умение строить мебель

(Ярослав П., Кирилл С., Максим З.)

Прогулка

Наблюдение  «Первые ручейки и лужи»– продолжать знакомство с весенними изменениями в природе

Методы и приемы: наглядный, словесный, игровой

Самостоятельная двигательная деятельность  с бумажными корабликами: «Морской флот»

 Поручение «Прочистим путь для ручейка» - развивать умение старательно и тщательно выполнять порученное дело

(Арсений К., Коля К., Костя К.)

Пятница 25.03.2016

Совместная деятельность воспитателя и воспитанников

Самостоятельная деятельность воспитанников

Индивидуальная работа воспитателя с воспитанниками

Утро

Беседа «Пройди – не промочи» - воспитание привычки заботится  о своем здоровье, обходить лужи, ручейки

Методы и приемы: наглядный, словесный, игровой

Игра малой подвижности «Вейся, венок»

«Организация деятельности детей на прогулке. Вторая младшая группа», стр. 15

«Утренняя гимнастика: комплекс № 13

Настольно – печатная игра «Кому что?» (о питании домашних и диких животных)

Художественная мастерская: «Сосульки-воображульки» (соленое тесто)

Д/игра «Назови птичку» - развивать знания о внешнемвидептиц.

(Жора)

Программное содержание, методические приёмы

НОД

Художественно-эстетичнское

развитие

 (аппликация)

«Ручеек и кораблик»

Цель:  развивать умение составлять изображение кораблика из готовых форм (трапеций и треугольников разного размера) и рисовать ручеек по предсталению.

Средства: лист бумаги светло- голубого цвета, бумажные формы,  клей, кисточки, тряпочки, клеенки, образцы для показа, картинки с изображением кораблей в море.  

Словарь: ручейки, кораблик, парус, корпус, флажок.

Способы: чтение стихотворений  В. Шипуновой «Ручеек», «Бумажный кораблик»; объяснение,  напоминание способов наклеивания, поощрение.  

(Лыкова «ИЗО в детском саду.Младшая группа», стр.122)

НОД

Художественно-эстетичнское

развитие

(музыка)

Музыкально ритмические движения:  «Танцевальная угадай-ка»

Слушание: «Весною» С. Майкапар

Пение: «Песенка о весне» Г. Фрида

Музыкально-инструментальная импровизация: рус.нар. мелодия

Танец «Топни, ножка моя» (эст. Нар.мел.)

Д/игра «Узнай свой инструмент» Г. Левкодимова

Прогулка

Наблюдение за работой дворника–воспитывать уважение к труду людей, желание приходить на помощь окружающим

Словарь:лопата, метла, лом, порядок, старается.

Способы: загадка, наблюдение,  обсуждение, объяснение, поощрение, рефлексия

Кравцова «Прогулки в детском саду. Младшая  и средняя группы», стр. 57

Игра малой подвижности «Вейся, венок»

«Организация деятельности детей на прогулке. Вторая младшая группа», стр. 15

Игры с кеглями «Сбей кеглю», «Пройди – не задень»

Игровое упражнение «Перепрыгни через ямку»

 Цель: развивать умение детей перепрыгивать через препятствие. ( Жора)  

Вечер

        

Гимнастика после сна: комплекс № 13

ЧтениеПлещеев «Уж тает снег, бегут ручьи», «Весна» -  понимание содержания стихотворных текстов, учить сопоставлять содержание произведения со своими собственными наблюдениями

Оформление фотовыставки «Моя весна» -формировать умение рассказывать об изображенном на фото.

Мультконцерт  «Веселинка» (фрагмент из мультфильма «Приключения Незнайки» с песней «В траве сидел кузнечик» и «Веселая карусель № 1 с песней «Антошка»)

Игровое упражнение «Солнышко»  (из счетных палочек) - координировать движения пальцев рук, развивать мелкую моторику

 (Степа)

Прогулка

Наблюдение «Первые проталины» – развитие представления о признаках весны, понимания, что первые проталины появляются там, где сильнее нагревается земля

«Поможем снегу растаять» (разбрасывание снега лопатками)

Заучивание слов пальчиковой гимнастики «Этот пальчик дедушка…»- умение и желание запомнить стихотворный текст

(Маша)

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Центр

Пополнение

Спортивный центр

Цветы для подвижных игр

Игровой центр

Д/игра «Подбери одежду по сезону» ,силуэты солнца из картона, Настольно – печатная игра «Кому что?», игрушка Чебурашка

Центр творчества

Плоскостные персонажи для показа сказки «Жила- была гусеничка Люся», раскраски по теме «Цветы»

Литературный центр

арм. сказки «Где ночует солнце?» ,А. Барто «Девочка-ревушка», И. Пивоварова  «Картина ясная - пришла весна», М. Клокова «Зима прошла»,  Э. Мошковская «Лед тронулся», Плещеев «Уж тает снег, бегут ручьи», «Весна», стихи В. Шипуновой «В небе солнышко сияет»,Тютчева  «Весенние воды», А. Плещеева «Весна», «Уж тает снег, бегут ручьи», русские народные потешки  «Дождик, дождик…», «Солнышко-ведрышко»

Центр познания

Веточки сирени для наблюдений, образцы резины,геометрические фигуры – прямоугольники (разных размеров), альбом «Весна», предметные картинки с изображением необходимый атрибутов для купания, сюжетные картинки на тему «Ранняя весна», фрагменты из мультфильма «Приключения Незнайки» с песней «В траве сидел кузнечик» и «Веселая карусель № 1 с песней «Антошка», иллюстрации «Встречаем птиц»,

Взаимодействие с родителями

1. Помощь в оформлении фотоальбома «Моя весна»

2. Рекомендовать родителям понаблюдать с детьми за таяньем льда на водоемах, поговорить об опасности ситуации

3. Помощь в постройке скворечников.для детского сада


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - схема календарного плана для воспитателей младших групп

План - схема календарного плана для воспитателей младших групп составлена в соответствии с программой "Детство". План включает четыре направления развития ребенка, ежедневно планируется три индивидуа...

Перспективный план коррекционно-развивающей работы, календарный план НОД по подготовке к обучению грамоте, развитию речи в группе комбинированной направленности для детей с ТНР старшего возраста

Из опыта работы, представлена план-программа по разделам : развитие словаря, формирование и совершенствование грамматического строя речи, развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языко...

перспективный план на месяц и исходящий из него календарный план на неделю в соответствии с ФГОС ДО для раннего возраста

перспективный план на месяц и исходящий из него календарный план на неделю в соответствии с ФГОС ДО для раннего возраста Календарное планирование – ранний возраст.Тема: «ОГОРОД (Овощи, фрукты). Ц...