Улица Хазова
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Панфилова Елена Васильевна

Занятие,постороенное в форме квеста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ulitsa_hazova.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект экскурсии-игры для детей подготовительной группы
"Улица Хазова".
Цели:1.Познакомить детей с центральной улицей Хазова в форме игры;
2.Познакомить детей с биографией героя Советского Союза Хазова В.П.;
3. Поддерживать познавательный интерес к истории, событиям своего посёлка, воспитывать чувство гордости за его достижения, развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, развивать мелкую моторику;
4.Познакомить детей с ориентированием по карте посёлка;
5.Продолжать учить создавать коллективную аппликацию.Закреплять умение по-разному располагать в пространстве изображения зданий.Упражнять в аккуратном вырезывании и наклеивании;
6.Закреплять у детей знания правил дорожного движения наглядно.
Образовательные области:"П","К","С","Б","З","Ф.к.","Х.т.".
Предварительная работа:изготовление сундучка с картой посёлка,изготовление клада(приобретение шоколадных монет),размещение клада в доме купчих Соколовых,изготовление пазлов для игры "По кусочкам целый дом",заготовка материала для коллективной аппликации.
Ход занятия.
Сегодня утром мы с вами нашли сундучок.давайте посмотрим что в нём.. Посмотрите на листке бумаги какие -то знаки, символы. Как вы думаете, что они обозначают?
-Это карта с домами.
 - А что ещё на ней нанесено вы узнаете, отгадав загадку:
В два ряда дома стоят
Десять, двадцать, сто подряд
И квадратными глазами
Друг на друга глядят. (улица)
-На карте отмечены улицы. Кто прочитал и нашёл знакомое название улицы?
-А как вы думаете,что обозначает солнышко на карте?
-Правильно,это наш садик.
-Вот ещё нарисован сундучок.Он обозначает дом,в котором по легенде спрятан клад.Сейчас ,ориентируясь по этой карте,мы пойдём искать этот дом.(показываю фотографию дома купчих Соколовых).К этому дому мы с вами пойдём по центральной улице посёлка,улице Хазова.Эту улицу можно назвать воротами в посёлок(потому что основной въезд в посёлок осуществляется по улице Хазова).Множество старинных зданий ,неподвластных времени и сохранившихся до наших дней,говорят о том,что эта улица начала застраиваться одной из первых,причём,зажиточными людьми.Видимо,не случайно первое название этой улицы-Купеческая,затем Кооперативная.И уже в 1965 году переименована в улицу Хазова.Некоторые из этих зданий мы сейчас увидим.
(Перед выхом на улицу,за пределы детского сада напоминаю детям о правилах поведения на улице,уточняем,что такое тротуар и проезжая часть.)
2.Экскурсия.

(Ориентируясь на здание школы,выясняем с детьми направление маршрута на карте).
-Дети,что обозначает этот знак?
-Этот знак обозначает пешеходную дорожку.
Вышли на улицу Хазова.
-Что за здание мы видим?
-Мы видим здание аптеки № 16. Раньше здесь жил купец Александр Степанович Зерин, владелец двух кожевенных заводов.
Идём дальше.Подходим к дому №65.
-Ребята,здесь жил Герой Советского Союза Жигарин Ф.А.с 1954 по 1981года.7мая 1983 года состоялось открытие мемориальной доски.
Идём дальше.Подходим к пересечению улицы Хазова и Ленина,к ПОБ "Сура".
В 1870 –е гг. на этом месте была сооружена каменная часовня.
В одном из архивных документов упоминается, что эта часовня установлена в память Императору Александру II с престолом святого Александра Невского.Сведений об архитекторе и авторе постройки здания не установлены.Она была разрушена в начале 20 века,не сохранился даже фундамент.Показываю детям на  здание  офиса Россельхозбанка. Раньше в этом доме жил Макушин П.С.(торговал железо-скобяными товарами,мануфактурой,шерстью).
Идём чуть дальше.Перед нами здание РОНО и детской библиотеки,дома детского творчества.Это дом самого богатого купца Гнедочкина,владельца своего судна.В 30-е годы в этом здании располагался зоотехникум,в котором 1936-1937 г.г.учился Герой Советского Союза Хазов Владимир Петрович,именем которого названа эта улица.Сейчас я вам немного расскажу о нём.

ГСС ст. лейтенант В. П. Хазов (аправа) у своего Т-34 (АСКМ)

Родился 9 сентября 1918 года в селе Лава ныне Сурского района Ульяновской области в семье крестьянина. Русский. Отец умер рано, оставив на попечении матери, Екатерины Никитичны, сына и двух дочерей. В начале 1920-х Хазовы переехали в Большой Кувай, где он окончил семилетнюю школу с похвальной грамотой. Окончил зооветеринарный техникум.
В Красной Армии с 1937 года. В 1939 году окончил Ульяновское бронетанковое училище. Служил в отдельной Краснознамённой Дальневосточной армии. Член ВКП(б) с 1940 года.На фронте в Великую Отечественную войну с ноября 1941 года. Командир роты 235-го танкового батальона (6-я танковая бригада, Юго-Западный фронт) старший лейтенант Хазов в боях с 12 мая по 15 июня 1942 г. в районе нас. пунктов Петровский, Терновая, Ольховатка (в районе Харькова) вместе с ротой уничтожил 54 танка, 10 из которых подбил танк командира роты, за что был награждён орденом боевого Красного Знамени.В результате боёв в районе Ольховатки противник потерял 157 танков и прекратил свои атаки на этом направлении.За этот подвиг звание Героя Советского Союза старшему лейтенанту Хазову Владимиру Петровичу присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1942 года.

В возрасте 24-х лет мужественный офицер-танкист пал смертью храбрых 13 сентября 1942 года в боях за Сталинград. Похоронен в братской могиле на Мамаевом кургане в городе-герое Волгограде.

Идём дальше.Дом, где сейчас располагаетсяся Сурское райпо, до революции 1917 года принадлежал промзинским купцам Кислицыным. Здесь у них располагался магазин смешанных товаров. По архивным данным, с 1926 года и до крупнейшего пожара 1930 года (тогда сгорело полсела) на втором этаже этого здания размещался райком КПСС, а нижний этаж пустовал.

Рядом с Кислицыными жили владельцы мельницы Тяпковы и Сурковы. В этом доме родилась будущая жена Героя Советского Союза Федора Александровича Жигарина Калерия Павловна. Она вспоминает, что дом в 1930 году сгорел, потом его отстроили и там разместили начальную образцовую школу, где учились только отличники. Руководителем была В.И. Руднева. Школу закрыли в войну и создали в этом здании детский дом. С 1953 по 1973 годы в здании была школа-интернат, потом КБО, сейчас его занимают коммерческие структуры.

Идём дальше.На месте нынешнего универмага раньше был трактир Захаровых, а через дорогу – дом владельцев магазинов купцов Кулагина и Алексеева. Сейчас это учебный корпус агротехникума. Идём дальше.
-Ребята,а вы знаете почему старые здания не разрушаются за века?
-Их строили не с помощью цемента,а с помощью раствора на яичном белке.Раствор делался так:добавляли яичный белок с известью,перемешивали,а затем в яме без воздуха "гасили".Идём дальше.Это дом купца Никитина, известный как ресторан «Россия». В 1918 году здание было передано кредитному обществу. В тридцатые годы после пожара дом был восстановлен. В свое время в нем были дом колхозника, народный театр, хлебопекарня, столовая, агрошкола, школа-интернат, а с 1956 года – ДОСААФ. Сейчас используется всего несколько кабинетов, где готовят водителей автомобилей. Идём дальше.На месте кафе «Садко» стоял двухэтажный деревянный дом, а рядом была небольшая хлебопекарня (сейчас от неё осталось небольшое помещение в три маленьких окошка). Неподалёку располагалась базарная площадь.

 Сюда со всей округи вели на продажу скотину, везли дрова, корма. Продавали здесь также масло, рыбу, грузди, конопляное масло, лесные ягоды. Для детей была установлена карусель, которая приводилась в движение вручную. Идём дальше.Ну вот,ребята,мы и пришли к конечной цели наших поисков.Это  тот самый таинственный дом купчих Соколовых.Посмотрите туда,дети,этот дом тоже принадлежал купчихам Соколовым.Эти две сестры-купчихи были загадочными и набожными,всегда ходили в чёрных монашеских одеяниях,и что странно в самом селе их никто не помнил молодыми.Эти два дома строил из крепкого промзинского кирпича брат купчих из Самары Степан.До сих пор ходят упорные слухи о том, что эти 2 дома купчих Соколовых были соединены подземным ходом. На протяжении всего прошлого века местные жители неоднократно начинали «раскопки» в поисках купеческих кладов, захороненных якобы в подземных ходах.Поговаривали,что в подвалах домов находились мастерские по чеканке фальшивых денег.
Сестры-купчихи Соколовы к 60-м годам 19века стали торговать пряжей . Установив прямые связи в фабрикантами различных городов, они стали посредниками между ними и ткачихами. Позже появились новые посредники, которые покупали пряжу у Соколовых и перепродавали ткачам.
(Нахождение клада с шоколадными монетами).
Возвращение в детский сад.
Поскольку улица Хазова длинная,мы во время экскурсии не увидели всех старинных зданий.Я вам хочу показать фотографию старой мельницы и сказать о ней несколько слов. Памятник представляет собой характерный образец промышленной архитектуры конца XIX века, выполненное в рациональном направлении эклектики (кирпичный стиль). Здание первой мукомольной мельницы располагается около автомобильного моста. Главным фасадом ориентировано на юго-запад. Сведения о непосредственной связи с историческими личностями или событиями отсутствуют. Посмотрите на фотографию ветлаборатории.
-Помните,мы видели здание аптеки?
-Это здание построил брат купца Зерина Александра Степановича Иван Степанович.Кожевенным промыслом братья занимались совместно.Он даже работал директором кожевенного комбината в Казани.
-Ещё я хочу вам предложить посмотреть несколько старинных фотографий.Давайте попробуем отгадать,что находится в этих домах.
(Детям предлагается несколько старинных фотографий).
-А теперь давайте поиграем в строителей.Будем строить дома из пазлов.Поиграем в игру"По кусочкам целый дом".
(Дети собирают из пазлов старинные и современные здания.)
-Мы с вами построили из кусочков дома,а теперь построим целую улицу.(Выполнение коллективной аппликации под руководством воспитателя).Давайте пофантазируем.
-Что бы вы добавили своё в вид нашей улицы?(Добавление в работу элементов рисования).
Итог занятия.
-На какой улице мы сегодня были?

-В честь кого она названа?
-Чем он знаменит?

-Как называлась она до этого?
-А до этого?
-Что вы можете рассказать о здании,где находится детская библиотека?

-Ребята,вам понравилось путешествие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

Открытое интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим. Тема: Имена московских улиц. История названия улицы Подольских курсантов.

Открытое занятие, которое мы провели с ребятами для закрепления знаний о Москве - столице нашей Родины, о принципах образования названий улиц в Москве в целом, Южном округе в частности. Знакомство с и...

Конспект занятия по ОБЖ в старшей группе. Тема: «Улица полна неожиданностей (как вести себя на улице)» (Сентябрь)

Расширяем представления детей о правилах поведения во дворе и на улице, учим видеть все то, что представляет опасность для их жизни и здоровья....

Во что играть с ребенком на улице? Простые и доступные подвижные игры на улице для детей от 2 до 3 лет.

Догонялки.Догонялки – эта одна из самых любимых детских игр. Чтобы малышу в 2 года было интересно в них играть, догонялки должны быть ролевыми.Мама может стать котом, а малыш мышкой. А еще ...

статья "Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста" Хазова Н.Д. Власова Д.А..

Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, ...

Сценарий развлечения в младшей группе "Улица, улица, улица родная"

Работа с детьми по патриотическому материалу в младших группах....