Методическая разработка: игровая ситуация "На день рождение к коту Леопольду".
методическая разработка (старшая группа) по теме

Использование методов и приемов ТРИЗ в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста как средство  развития мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_portal.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

I. Цель: способствовать развитию у детей умения решать творческие и изобретательские задачи.

II. Задачи.

1. Образовательные  задачи

  1. Формировать умение определять и называть предмет по одному из признаков.
  2. Формировать представление о предмете в целом.
  3. Формировать умение выделять противоположные признаки объекта.
  4. Упражнять в  умении совершать системный анализ объекта, используя  модель "пятиэкранка".
  5. Формировать умение  выделять общие признаки путем сравнения.
  6. Формировать умение создавать собственную композицию в соответствии с замыслом.

2. Развивающие задачи

  1. Развивать способность «находить» причины эмоционального состояния сказочного персонажа (грустное, веселое).
  2. Развивать логическое, аналитическое мышление, умение прогнозировать, фантазировать, находить выход из проблемной ситуации.
  3. Развивать творческое воображение детей, используя прием активизации мышления – мозговой штурм.
  4. Развивать умение решать логические задачи, используя приемы решения противоречий.

3. Воспитывающие задачи

  1. Воспитывать взаимоуважение друг к другу.
  2. Воспитывать у детей доброту, готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается.
  3. Воспитывать целеустремленность в поиске решения возникающих проблем.

III.Предварительная работа.

Различные игры и игровые упражнения на развитие воображения (дорисуй; на что похоже; что сначала, что потом; хорошо – плохо и др.). Наблюдения в живой и неживой природе.

IV. Длительность проведения НОД:                25 минут

V. Методы и приемы:

Игровой: игровая ситуация: идем на день рождения, прогулка в Необычный город, метод противоречий, мозговой штурм, системный оператор (пятиэкранка);

Наглядный: картинки, предметы.

Практическая деятельность детей.

Словесные: вопросы к детям, уточнение.

VI. Материалы и оборудование:

Оборудование:

  • Доска;
  • Дорожка;
  • «Речка»;
  • «Островки»;
  • Кубики;
  • Следы;
  • Магнитофон.

Демонстрационный материал:

  • Картинка с изображением кота Леопольда;
  • Письмо с пригласительной открыткой;
  • Пять домиков с изображением животных с одной стороны и выглядывающей одной части этих животных с другой;
  • Цветок в горшочке, живой цветок, бумажный цветок;
  • Системный оператор;
  • Ромашка с изображением грустного настроения;
  • Ромашка с изображением веселого настроения;
  • Картинка с изображением слона.

Раздаточный материал:

  • Куски ковролина различной формы;
  • Детали геометрических форм на ковролин;
  • Картинки: стул, чайник, птица, Чебурашка, мышь, дом.


VII. Технологическая карта НОД:

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

- Доброе утро, уважаемые гости, дорогие ребята! Я рада приветствовать Вас всех. Надеюсь, наша встреча принесет нам всем радость общения и хорошее настроение.

- Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

- А теперь повернемся к нашим гостям и подарим им свои солнечные улыбки. От ваших улыбок им станет теплее и уютнее.

Дети встают в круг,

берутся за руки, поворачиваются друг к другу и улыбаются.

Поворачиваются к гостям и улыбаются им.

1,5 мин.

2.

Проблемная ситуация и постановка и принятие детьми цели занятия

- Ребята, нам сегодня в детский сад пришло письмо. Отгадайте от кого…(на доске поэтапно рисую кота: круг – голова, овал – туловище, лапы, хвост и т.д).

После того, как дети догадались…

Загадываю загадку:

- Кот - сплошная доброта!

Как же звать того кота?

Вывешиваю на доску картинку с котом Леопольдом.

- Давайте посмотрим, что нам пишет Леопольд.

Достаю из конверта пригласительную открытку:

- Дорогие ребята, приглашаю Вас на мое день рождение.

- Дети, Леопольд пригласил нас на свой день рождения. Что же нам делать?

- Правильно. Итак, отправляемся в путь в гости к коту Леопольду, а по пути зайдем в магазин в Необычном городе за подарком.

Дети высказывают свои предположения.

Кот.

Леопольд

Купить подарок.

2,5 мин

3.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Дети идут по дорожке, подходят к воротам Необычного города. На воротах висят домики, из которых видна только часть того или иного жителя.

- Дети, в этом городе живут необычные жители, они прячутся от тех, кто к ним впервые приходит, и показываются только тому, кто догадался, кто в каком домике живет. Чтобы зайти в этот город, нам нужно назвать жителей этого города.

Переворачиваю домики по одному после того, как дети догадались, кто «спрятался» в данном домике.

- Молодцы, справились. Теперь давайте зайдем в город и пойдем в магазин за подарком для кота Леопольда.

На прилавке стоят три разных цветка: в горшочке, в вазочке, из бумаги.

- Посмотрите, какой же цветок нам выбрать? Давайте назовем положительные и отрицательные качества каждого цветка. Цветок из бумаги.

- Срезанный цветок.

- Цветок в горшочке.

- Хорошо, тогда какой цветок выбираем?

- Но так как город Необычный, плата за покупку будет тоже необычная. Мы сможем забрать цветок только после того, как мы о нем расскажем (системный оператор).

- Для этого вы должны заполнить таблицу.

Выставляю цветок (система).

- Теперь мы сможем забрать подарок и пойти на день рождение.

- Чтобы выйти из города, надо пройти через ворота.

- Ребята, посмотрите, кто нарисован на воротах?

- Правильно. А теперь каждый должен взять одну карточку с изображениями какого-либо предмета (стул, чайник, птица, чебурашка, мышка, дом).

- Каждый из вас сможет пройти через ворота, если скажет, чем его предмет похож на предмет, который висит на воротах.

- Всем удалось выйти из Необычного города? Молодцы. И так, дальше в путь. Но посмотрите, перед нами речка. Как же нам перебраться через нее, не замочив ног?

- Давайте построим мостик и перейдем по нему.

- Дети, посмотрите, что это?

- Правильно. А какое настроение у ромашки?

- А как вы думаете, почему ромашка плачет?

- Что надо сделать, чтобы цветок стал веселым?

- Давайте оставим ромашке цветок, который мы несли Леопольду и у нее появится друг.

Поменять грустное настроение ромашкина веселое.

- Посмотрите, у ромашки изменилось настроение, и она стала веселой.

- Но что же нам делать, ведь у нас теперь нет подарка для кота Леопольда?

- Давайте зайдем в мастерскую подарков и там приобретем подарок для Леопольда. Пошли.

Дети перечисляют жителей каждого домика.

Подходим к «магазину».

Положительные качества: красивый, не завянет

Отрицательные: не яркий, не пахнет

Положительные: красивый, яркий, ароматно пахнет

Отрицательные: завянет.

Положительные: красивый, пахнет, будет долго цвести

Отрицательные: отцветает, но потом опять зацветет.

Цветок в горшочке.

Дети самостоятельно подбирают картинки и заполняют таблицу: прошлое - бутон, будущее – завянет;

Подсистема - части цветка; надсистема – полянка.

Слон.

Дети берут по одной картинке.

У стула и у слона есть спина;

У чайника и у слона есть нос;

У птицы и у слона есть ноги;

У чебурашки и у слона есть уши;

Мышка и слон серого цвета;

Дом и слон - большие.

Дети высказывают свои предположения: переплыть на лодке, построить мост, построить плот и др.

Дети вместе с воспитателем строят мостик из модулей - островков и переходят по нему. Подходят к полянке, на которой «растет» ромашка.

Ромашка.

У ромашки грустное настроение, она плачет.

Не полили, сорвали, нет друзей, не светит солнышко и др.

Полить, поставить на солнышко, пригласить друзей и др.

Дети оставляют цветок

Купить, сделать своими руками

Дети идут к «Мастерской подарков», перешагивая через кубики.

4.

Самостоятельное применение нового на практике (выполнение работы)

- Дети, посмотрите, мастера начали делать небольшие композиции на ковролине, но не успели довести свою работу до конца. Что же нам делать?

- Молодцы. Посмотрите, какие замечательные работы у вас получились. Теперь можно смело отправляться в гости к Леопольду.

Зашли в мастерскую подарков

Сделать самим.

Делают подарки для кота Леопольда

Дети по следам подходят к коту Леопольду.

5.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

- Здравствуй, Леопольд. Мы получили твое приглашение, и пришли тебя поздравить. Посмотри, какие подарки тебе приготовили ребята.

- И еще дети хотят подарить тебе танец.

Кот Леопольд благодарит детей и приглашает к себе в гости.

Дети дарят подарки коту

Танец «Солнечное настроение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка игровой ситуации «Новый год у ворот» во второй младшей группе

Это игровая ситуация способствует развитию памяти ,наблюдательность, речевую активность, а также учит выделять предметы из группы и отличать их по величене. Воспитывает любознательность и сообразитель...

Методическая разработка игровой образовательной ситуации по познавательному развитию детей 4-5 лет Тема: «Огонь- добрый, огонь-злой»

Цель: Закрепить знания детей об огне, как добром и злом, продолжать знакомить с нетрадиционными техниками рисования.Задачи: Продолжать учить различать добрый и злой огонь.Учить изображать характерные ...

Методическая разработка игровой образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста Тема: «По дорогам сказок»

Применяемая технология: информационно-коммуникационнаяЦель: закрепление знаний детей о сказках.Задачи:Обучающие:Расширять словарный запас детей;Обогащать знания детей о сказках.Развивающие:1. Развиват...

Методическая разработка игровой образовательной ситуации по ОБЖ "Тили-бом, тили-бом мы построим кошке дом"

Методическая разработка игровой образовательной ситуации "Тили-бом. тили-бом мы построим кошке дом"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА игровой ситуации по теме: "Наша армия сильна!"

Материал посвящен патриотическому воспитанию и формированию российской идентичности....

Методическая разработка Игровые ситуации в изучении хакасского языка

Доклад "Загадки как средство развития детей старшего дошкольного возраста"Презинтация " Игровые ситуации в изучения детей хакасскому языку...

методическая разработка «Игровые обучающие ситуации как нетрадиционная форма речевой работы с дошкольниками»

По данным литературы и собственных наблюдений, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Осо...