Консультация для педагогов ДОУ по ТРИЗ
консультация на тему

Чашкина Надежда Викторовна

Консультация отражает теоретический минимум, который поможет педагогам внедрить в работу с детьми данную технологию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_triz.docx73.77 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение\\192.168.1.2\Users\Public\логотип готов1(1).png

                                              Новохоперского муниципального района Воронежской области

                      «Новохоперский центр развития ребенка «Пристань детства»

Консультация для воспитателей ДОУ:

« ТРИЗ – теория решения изобретательских задач»

                                                       

                                                   Подготовила : воспитатель Чашкина Н.В.

В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики - среди них технология развития технического творчества Г. С. Альтшуллера. ТРИЗ – теория решения изобретательских задач и ее составные: теория развития творческой личности и теория развития творческого воображения позволяет педагогу развить у детей такие ценные качества как логичность, диалектичность, системность мышления, уверенность в своих творческих возможностях, фантазия.

Консультация отражает теоретический минимум, который поможет педагогам внедрить в работу с детьми данную технологию

                            ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач,  автор — отечественный изобретатель, писатель-фантаст Г. С. Альтшуллер.

РТВ — развитие творческого воображения, курс РТВ — составная часть ТРИЗ.

Противоречие — предъявление к одному объекту противоположных требований. Например, один и тот же объект хороший и плохой, большой и маленький, крепкий и некрепкий, горячий и холодный и т. п.

Приемы разрешения противоречий — объяснение, как один объект может обладать противоположными признаками.

Наиболее распространенные приемы разрешения противоречий:

во времени -

в одно время объект обладает одним признаком, в другое -противоположным (например, сосулька и большая и маленькая: вначале большая, потом маленькая -растаяла);

в пространстве -

одна часть объекта обладает одним признаком, другая -противоположным (например, утюг и холодный и горячий: подошва горячая, а ручка холодная);

в системах -

один объект обладает одним признаком, но вместе с другими объектами обладает противоположным (например, спички и крепкие и некрепкие: одна спичка легко ломается, а много спичек трудно сломать);

в отношениях -

объект для одного обладает одним признаком, а для другого — противоположным (например, фильм и хороший и плохой: кому-то нравится (хороший), а кому-то нет (плохой)).

Система — любой рассматриваемый объект, совокупность его элементов и связей между ними, имеющая качества, которыми элементы по отдельности не обладают. Например, объект -самолет. Его элементы -крылья, кабина, шасси, двигатели и др. - летать не могут. А если их соединить определенным образом, то получается самолет, который обладает системным качеством — способностью летать.

Подсистемы - составные части (элементы), из которых состоит система.

Надсистема — система более высокого ранга, в которой рассматриваемая система является частью.

Системный оператор — способ анализа системы, подсистем и надсистем объекта в прошлом, настоящем и будущем.

Системный оператор можно изобразить в виде схемы: «девятиэкранки»

Надсистема 

Надсистема в ннанастоящем

Надсистема в будущембудущем

в прошлом 

настоящем

будущем

Система в

прошлом

Система в

настоя настоящем

Система в будущем 

прошлом

настоящем

Подсистема 

Подсистема 

Подсистема в

будущумбудущем

в прошлом 

в настоящем 

будущем

или «пятиэкранки» (для детей):

«Да-нетка» - вид загадки, в которой отгадывать нужно при помощи вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет». Задачи «Да-нетки» решаются постепенным сужением круга поиска. «Да-нетки» бывают объектные (загадывается один объект) и ситуационные — «детективные» (загадывается ситуация, нужно выяснить, что произошло).

Кроме того, выделяются числовые «да-нетки» (загадывается число, которое нужно отгадать при минимальном количестве вопросов), линейная «да-нетка» (предметы выстраиваются в линию, нужно определить, какой загадали), плоскостная (предметы располагаются на плоскости), объемная (предметы располагаются в пространстве).

Функция - цель, обычное назначение объекта (ответ на вопрос:  Для чего нужен объект?).

Прогнозирование - прием фантазирования, при котором будущее объекта рассматривается на трех уровнях:

  1. в объекте будущего отсутствуют недостатки («плохое»),
    которые есть в настоящем. Функция объекта сохраняется. На
    пример, карандаши не будут ломаться;
  2. объекта не будет, а функция будет выполняться. Напри
    мер, чертежи и рисунки выполняются на компьютере. Объекта
    (карандаша) нет;
  3. объекта нет и функция не нужна. Карандашей нет, чертить и рисовать не нужно, как это может быть?..

Эвроритм — прием фантазирования, при котором конкретный объект рассматривается по плану:

  1. функция и противоречия в данном объекте;
  2. варианты, которыми представлен объект (фантазирование:  каких вариантов не существует?);
  3. анализ ситуации: данный объект на земле остался один-единственный, какие последствия этого могут быть?;
  4. анализ ситуации: объект исчез, как будет выполняться
    функция?;
  5. анализ причин в ситуации: объект есть, а функция не выполняется;
  6. придумывание новых объектов путем объединения данного объекта с другими (можно произвольными).

Метод фокальных объектов — прием фантазирования, при котором на исходный (фокальный) объект переносятся свойства других объектов. Автор приема -- Ч. Вайтинг (США).

Морфологический анализ - прием фантазирования объекта, при котором вначале выделяются составные части исходного объекта, а затем придумываются различные варианты, которыми могут быть представлены эти части. Новые объекты получаются путем комбинации различных вариантов. Автор приема — Ф. Цвикки (Швейцария).

Метод маленьких человечков (ММЧ) — прием, позволяющий объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействия между ними. ММЧ позволяет наглядно описать агрегатное состояние вещества. Для этого используются «маленькие человечки», обладающие разными характеристиками: «твердые человечки» крепко держатся за руки и стоят на одном месте; «жидкие человечки» не держатся за руки, могут слегка касаться и перемещаться; «газообразные человечки» быстро бегают.

Длительность занятия по ТРИЗ зависит от возраста детей и варьируется от 15 минут (у младших дошкольников) до 25-30 (в старшем дошкольном возрасте). Педагог наполняет традиционное занятие увлекательными упражнениями и действиями, позволяющие детям приобрести навыки решения изобретательских задач.  

Название этапа

Суть

Методология

Мотивационный этап

Необходимо пробудить интерес у детей, поставить интригующую задачу, сформулировать тему занятия. 

Синектика с элементами театральных постановок, загадок, инсценировок, морфологический анализ

Основной этап

Процесс образования и воспитания проходит в игровой форме. Уточняются противоречия, оцениваются ресурсы для выполнения заданий, моделируются варианты решения. 

Мозговой штурм, МФО, кольца Луллия, системный оператор, метод проб и ошибок

Этап подведения итогов, рефлексии 

Выбор решения, самоанализ и самооценка достигнутых результатов и хода работы.

Морфологический анализ, системный оператор

 Используемая литература:

  • Гин А. А. «Да» и «нет» говорите...//Педагогика+ТРИЗ. Гомель, 1997. Вып. 2.
  • Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Третье издание. Минск, 1999
  • Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн.," 2000.
  • Сидорчук Т. А., Гуткович И. Я. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 1997
  • Страунпнг А. М. Росток. Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста. Обнинск, 1995.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «ТРИЗ в детском саду»

Консультация для педагогов на тему: «ТРИЗ в детском саду»...

Консультация для педагогов "Использование технологии ТРИЗ в образовательной деятельности ДОУ"

Данный материал раскрывает возможность использования технологии ТРИЗ в дошкольном образовании. Знакомит педагогов с основными методами и приемами ТРИЗ. К консультации прилагается презентация....

Консультация для педагогов на тему: «ТРИЗ (теория развития изобретательных задач)"

Консультация для педагогов на тему: «ТРИЗ (теория развития изобретательных задач) как средство развития творческих способностей детей  дошкольного возраста». ТРИЗ как средство...

Консультация для педагогов ДОУ "Теория триз"

ТРИЗ-педагогика как научное и педагогическое направление сформировалось в нашей стране в конце 80‑х годов прошлого века. В её основу была положена теория решения изобретательс...

Консультация для педагогов "Использование приёмов ТРИЗ в развитие речи у детей".

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов....

Консультация для педагогов: "Использование методики ТРИЗ для развития воображения у детей дошкольного возраста"

ТРИЗ – это аббревиатура, которая расшифровывается как "теория решения изобретательских задач". Как и любая другая теория, она имеет свою структуру, функции и алгоритм. - Читайте подроб...

Консультация для педагогов "Использование приемов ТРИЗ в развитии речи детей"

В современном образовании основной задачей является воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Именно поэто...