Консультация для педагогов "Использование приёмов ТРИЗ в развитие речи у детей".
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Берсенёва Надежда Николаевна

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системнос пониманием происходящих процессов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx26.49 КБ

Предварительный просмотр:

                            Консультация для педагогов

            «Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей»

Воспитатель –Берсенёва Надежда Николаевна               МБДОУ №3  г. Лебедянь

   В современном образовании основной задачей является воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Именно поэтому образование на современном этапе развития невозможно представить без использования  современных технологий активного обучения, которые позволяют традиционный способ обучения перевести в активно-деятельностный, идущий на смену объяснительно-иллюстративному типу; учитывают и используют закономерности развития, позволяют приспосабливаться к уровню и особенностям индивидуума. Подобная тенденция характерна не только для общеобразовательных школ, но и для учреждений дошкольного образования. Современные дошкольные образовательные учреждения достаточно интенсивно начинают адаптировать технологии активного обучения для своих воспитанников.

Наверное, вы догадались, о чём мы будем говорить? Давайте определим тему нашего методического объединения.

Она звучит так: «Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей»

   Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро изменяющемся мире?

 Педагоги уже заметили, что стало труднее формировать мнение ребенка, влиять на его мировоззрение. В решении жизненных задач поможет использование игр, основанных на использование приемов ТРИЗ.  ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач.  ТРИЗ – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем.

Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. (презентация биография). Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системнос пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Г.С.Альтшуллер – создавал ее как методику для поиска решения технических проблем. Длительное применение ТРИЗ формирует у изобретателей качества мышления, которые психологи оценивают как творческие: гибкость, диапазон, системность, оригинальность и др. Эти возможности позволили разработать на базе ТРИЗ педагогические технологии для развития мышления.

Технология Г.С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть – творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗ – теория развития творческой личности.

В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, различного вида мышления: диалектного, творческого, абстрактного.

ТРИЗ технологию называют РТВ (развитие творческого воображения). Дошкольный возраст уникален, поскольку это наиболее благоприятный период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом “Творчество во всем!”.

   В настоящий момент программа ТРИЗ для дошкольников носит актуальный характер. Так как  все занятия и игры, упражнения  предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. Регулярное столкновение с творческими, исследовательскими задачами, в том числе с  такими, на которые пока никто не знает ответа. Так же необходимы формирующемуся уму, как витамины - растущему организму.  С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать задачи творческого характера.

Сегодня мы остановимся на использовании приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников. Всем нам известно, что в понятие «речь» мы включаем такие компоненты как звукопроизношение, грамматический строй речи (словообразование, словоизменение, развитие словаря и т.д), связную речь. Некоторые игровые упражнения мы рассмотрим немного позже.

Используя в работе элементы ТРИЗ  по развитию речи с дошкольниками, важно учитывать следующие дидактические принципы:

Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.

Принцип открытости — нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.

Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.

Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. Данный принцип предполагает необходимость  воспитания ребёнка в соответствии с объективными закономерностями развития человека в окружающем мире, т.е. учёт возрастного и индивидуального подходов.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск.

Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.

Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта. Например: мяч- как можно использовать предмет?

Следующий этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. Например: «Хорошо-плохо».

Следующий этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?» Воспитатель формирует противоречие, вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества — воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, так как лед – это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда.

На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др.

Следующий этап работы по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д.

На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, малыш учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Дети ставятся и в экспериментальные ситуации, где необходимо быстро принимать решения.

Игры и упражнения на формирование умения выявлять функции объекта (през.игры и упражнения)

“Поиск аналогов” — необходимо назвать объект и как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным существенным признакам. Например: мяч — яблоко (форма), заяц (скачет), шина (из резины) и т.д.

“Поиск противоположного объекта” — необходимо назвать объект и как можно больше других объектов, ему противоположных. Например: снег — шерсть (холодный — теплая), уголь (белый — черный), металл (легкий — тяжелый), камень (мягкий — твердый) и т.п.

“Хорошо–плохо” — берется объект, не вызывающий у игроков стойких положительных или отрицательных ассоциаций, и называется как можно больше положительных и отрицательных его сторон. Например: шарф — мягкий, теплый, красивый… колется, можно зацепиться, рвется…

игра с младшего дошкольного возраста.

 Цель:

 Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

 Правила игры:

 Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.

 Ход игры.

 1 вариант:

 В: Съесть конфету - хорошо. Почему?

 Д: Потому, что она сладкая.

 В: Съесть конфету - плохо. Почему?

 Д: Могут заболеть зубы.

 То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".

 2 вариант:

 В: Съесть конфету - хорошо. Почему?

 Д: Потому, что она сладкая.

 В: Сладкая конфета - это плохо. Почему?

 Д: Могут заболеть зубы.

 В: Зубы заболят - это хорошо. Почему?

 Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.

“Выбери троих” — из пяти случайных слов нужно выбрать три и рассказать, для чего они нужны и как могут взаимодействовать. То есть игроки ищут логические связи между выделенной задачей и выбранными объектом и субъектом действия.

“Поиск общих признаков” — берутся два объекта, далеко отстоящие друг от друга на смысловой оси, необходимо найти для них как можно больше общих признаков (например, мост и скрипка*).

“Точка зрения” (автор — И.Л. Викентьев) — игроки разбиваются на небольшие группы, которые получают задание описать известную им ситуацию с точки зрения одного из объектов — ее участников или свидетелей. Среди свойств объекта надо найти отличающие его от других и определяющие его специфическую точку зрения на события. Например: рассказ от имени мелка, лежащего в коробке; от имени шкафа, где лежит мелок; от имени девочки, которая нашла мелок в шкафу.

“Да–Нет” — игроки разгадывают “тайну”, заданную ведущим. Для этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы он мог ответить “Да” или “Нет”. Ведущему разрешается давать следующие ответы на поставленные вопросы: “да”, “нет”, “и да, и нет”, “это не существенно”, “об этом нет информации”. К примеру:

– Я загадала слово (кошка).

 – Это слово обозначает предмет?

 – Да.

 – Это растение?

 – Нет.

 – Это что-то неживое?

 – Нет.

 – Это животное?

 – Да.

 – Оно белого цвета?

 – Это несущественно.

 И т.д., пока слово не будет угадано.

«Что умеет делать?" (игра для детей с 3-х лет)

 Правила игры: Ведущий называет объект. (Объект можно показать или загадать с помощью игры "Да-Нет" или загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

 Примерный ход:

 В: Телевизор.

 Д: Может сломаться, может показывать разные фильмы, мультфильмы, песни, может пылиться, включаться, выключаться.

 В: Что может мяч?

 Д: Прыгать, катиться, плавать, сдуться, потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться, лежать.

В: Что может дождь?

 Д: Растворить лед.

 В: Когда и почему?

 Д: Когда ярко светит солнце, тепло.

 В: Что еще может лед?

 Д: Лед может расколоться, треснуть.

 В: А какие полезные функции у льда?

 Д: Его нужно прикладывать к шишке (ушибу). Продукты хранятся в холодильнике, а там есть лед.

 В: Что можно делать со льдом?

 Д: Можно раскрашивать красками, сделать разноцветные льдинки. Можно кататься по льду на коньках и просто на ногах. Льдинками можно украшать всякие снежные постройки.

"Мои друзья" (проводится с 4-х лет).

Воспитатель предварительно раздаёт карточки

В: Мои друзья - это то, что может говорить.

 К ведущему подходят дети, взявшие образ человека, радио, книги, телевизора, робота, говорящей куклы…

Примечание: Ведущий может использовать игру при ориентировки в помещении, при формировании понятия обобщения и др.:

 В: Мои друзья - это то, на чем можно сидеть в квартире.

 К ведущему подходят дети, взявшие образ дивана, стула, ковра, мягкой игрушки, мяча.

Развитие речи.

 В: Выберете слова, обозначающие название техники. Мои друзья - это то, что может перевозить грузы.

 К ведущему подходят те дети, которые выбрали машину, трактор, поезд, корабль.

 В: Мои друзья - это то, что умеет жужжать.

 К ведущему подходят дети, взявшие образ пчелы, стрекозы, пылесоса, фена… и произносят в качестве упражнения : ж-ж-ж.

 В: Я - рыба. Мои друзья - это те слова, в которых есть звук "р" (в начале слова, в середине, в конце).

Игра “Складушки–вычиталки”.

Белка + осень = запасы

 Дерево - лист = осеннее дерево

 Небо + вода = осенний дождь

 Огород + тепло = урожай

 Холод + лист = листопад

 Человек + холод = теплая одежда

 Ученик + осень = школьник

 Шишка + сосна = лес

 Воздух + холод = ветер

Составление  загадок.

В: - Чтобы получилась загадка, надо наши сравнения сравнить с объектами, например:

 Добрая, кто? – бабушка.

 Красивая – конфета.

 Говорящая – как попугай

 С листочками – дерево.

Вставляем слова – связки …НО – НЕ…

На что похожи

Чем отличаются

Но не …

Бабушка

добрая

Конфета

красивая

Дерево

говорящая

 

С листочками

 

   А сейчас, вас, уважаемые коллеги попрошу сделать вывод: какие преимущества даёт использование приёмов ТРИЗ на занятиях по развитию  речи.

Таким образом:

Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дает несомненные преимущества:

- активизация познавательной деятельности детей;

- создание мотивационных установок на проявление творчества;

- создание условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);

- повышение эффективности овладения всеми языковыми средствами;

- формирование осознанности в построении лексико-грамматических конструкций;

- развитие гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.

   И в заключении мне хочется, чтобы вы заполнили небольшую таблицу.

Знаю

Узнал

Хочу знать

 

 

 

 

Библиография

1.Гин С.И.  Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск, 2007.

2.Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников: Пособие для воспитателей детских садов. \под ред. Т.А. Сидорчук - Ульяновск, 1998

3.Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн., 2000.

4.Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. Москва, 2004.

5.Лебедева И.Л.  Трудный звук, ты наш друг! Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. -М.: Вента-граф, 2005.

6.Методика психолого-педагогического обследования дошкольников с задержкой психического развития. Под ред. Н.В. Новоторцевой, Ярославль, 2008.

7.Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Катринка без запинки  /методика рассказа по картине/. - Спб.: Из-во ТОО ”ТРИЗ-ШАНС”, 1995.

8.Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н.  Технология развития связной речи дошкольников (методическая разработка), 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методы и приёмы ТРИЗ, способствующие развитию творческой активности детей"

"Методы и приёмы ТРИЗ, способствующие развитию творческой активности детей" (консультации для воспитателей)...

Мастер-класс на тему: «Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

Мастер-класс на тему:«Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»...

«Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

Сегодня дорогие коллеги ,я хочу поговорить с вами о ТРИЗ технологии. ТРИЗ зародился давно, в 1946 году, основателем данной технологии является великий немецкий  философ, писатель, изобрета...

Консультация для воспитателей «Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей»

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей   В современном образовании основной задачей является воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных зада...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

Мастер-класс для педагогов на тему:«Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»...