Кружковая работа
рабочая программа (старшая группа) на тему

Шарапова Гузель Фанавиевна

Программа кружка дополнительного образования «Город мастеров» (художественно – эстетическое развитие)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorod_masterov.docx29.94 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка

дополнительного образования

«Город мастеров»

(художественно – эстетическое развитие)

                                         

                                         Срок реализации: 1 год

                                         Составитель: Шарапова Г.Ф., воспитатель

                                                     


   

Оглавление

I.

Информационная часть программы

3 стр.

II.

Пояснительная записка

4 стр.

III.

Календарно – тематический план обучения

7 стр.

IV.

Содержание работы кружка «Город мастеров»

16 стр.

V.

Информационно - методическое обеспечение программы

«Город мастеров»

17 стр.

I.  Информационная часть программы

Вид программы – развивающая.

Период обучения – 1 год.

Возраст обучающихся воспитанников – 5 - 6 лет (старший дошкольный возраст).

Состав обучающихся воспитанников – постоянный.

Используемые методы:

- практические (игровые);

- исследования;

- моделирование;

- воссоздание;

- преобразование;

- конструирование.

Форма реализации программы: организованная образовательная деятельность в рамках кружка «Город мастеров».

Развивающая среда:

- Бумага.

- Обучающие настольно – печатные игры.

- Простые карандаши.

- Набор цветных карандашей.

- Ножницы.

- Клей ПВА.

-  Инструкционные карты и схемы базовых форм.

-  Инструкционные карты сборки изделий.

-  Образцы изделий.

Условия реализации программы – естественная для ребенка среда жизнедеятельности в режиме детского сада.

II. Пояснительная записка

Программа «Город мастеров» рассчитана на 1 год обучения, возраст детей 5-6 лет.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ДО и Основной образовательной программой МДОБУ д/с №7.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. В процессе организованной деятельности по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.

Художественный ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетично значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Такой труд является декоративной, художественно–прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетичные качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях в детском саду.

Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом. Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию дошкольников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом. Для занятий в кружке будут использоваться различные материалы: вата, крупы, макаронные изделия, ватные диски, ватные палочки, нитки (пряжа), салфетки и т.д.

Занятия кружка «Город мастеров» направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников, повышение их эффективности. Одной из основных целей художественной деятельности является развитие личности ребенка, его способностей, творческих задатков, интеллекта. Обучение умениям не вытесняет непосредственности детского восприятия. В процессе работы помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Художественная деятельность учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение. При работе широко используются игровые формы активности детей.

Цели и задачи

Цель программы Город мастеров»:

 - развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством художественного труда;

     Задачи программы «Город мастеров».

Обучающие:

- формировать умения следовать устным инструкциям;

- формирование умений и навыков работы с различными материалами, приспособлениями и инструментами;

- знакомить детей с основными понятиями;

- обогащать словарь ребенка специальными терминами;

- создавать композиции.

Развивающие:

- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;

- развивать мелкую моторику рук и глазомер;

- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;

      - развивать пространственное воображение.

        Воспитательные:

- воспитывать интерес к художественному труду;

- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

- воспитание самостоятельности и аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Методы и формы работы

 -Рассказ воспитателя;

 -Беседа с детьми;

 -Рассказы детей;

 -Показ воспитателем способа действий;

 -Практические занятия;

 -Подготовка и проведение выставок детских работ;

 -Непосредственное изготовление изделий;

 -Рассматривание иллюстраций;

Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование соответствующих педагогических технологий, в частности, технологии, предполагающие построение учебного процесса на ситуативной, прежде всего, игровой основе. Также в работе используются здоровье сберегающие технологии (физкультминутки во время занятий на укрепление мышц глаз, шеи, позвоночника). Выбор методов и приемов способствует формированию мотивации учения, формированию умений и навыков.

Ожидаемые результаты

         В результате обучения по программе «Город мастеров» дети:

- научатся приемам работы с различными материалами;

- научатся следовать устным инструкциям;

- будут создавать композиции с изделиями, выполненными из различных         материалов;

- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;

- разовьют мелкую моторику рук и глазомер;

- разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию;

- познакомятся с техниками работы с различным материалом;

- овладеют навыками культуры труда;

- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе

Формы подведения итогов реализации программы «Город мастеров»:

- фотоотчет;

- проведение выставок детских работ;

- итоговое занятие.

III. Календарно – тематический план обучения

Октябрь

1-2. «Знакомство с нетрадиционными техниками изображения» (на мятой бумаге, пейзаж).

       Задачи: Познакомить детей с новой техникой рисования на мятой бумаге; учить эмоционально-образному восприятию цвета. Закрепить технические навыки каждого ребенка: умение рисовать концом ворса и всей его поверхностью, создавать композицию, правильно окрашивать фон; способствовать внимательному, чуткому отношению друг к другу, эстетическим суждениям; Развивать воображение, поощрять любые проявления творчества.

    Материалы: белые листы бумаги, акварельные краски, палитра, кисти разных размеров, простой карандаш, подставка под кисти и карандаши.

3-4 «Мухомор» (пластилинография)

    Задачи: Формировать навыки работы с пластилином, развивать интерес к художественной деятельности. Обучать умению ориентироваться на листе бумаги. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомера. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. Развивать художественное творчество, эстетические чувства.              

    Материалы: Пластилин, дощечка, салфетка, картон, стеки.

Ноябрь

1-2. «За окном дождь» (работа в смешанной технике: акварель по мокрому, восковые мелки, бумага, обработанная наждачкой)

    Задачи: Познакомить с новой техникой рисования: смешанный: акварель по мокрому, восковые мелки, бумага, обработанная наждачкой; учить создавать композицию, правильно окрашивать фон; развивать воображение, поощрять любые проявления творчества; воспитывать аккуратность, самостоятельность.

    Материалы: акварельные краски, восковые мелки, наждачка, бумага для акварели, кисти, простой карандаш.

3. Объемная игрушка из природного материала «Лесные жители»

    Задачи: Научить приемам соединения деталей из природных материалов (конструктивный способ - по частям с помощью пластилина). Продолжать учить задумывать содержание своей работы, выбирать необходимый для этого материал (желуди, семена, шишки и т.д.). Совершенствовать конструктивные умения и навыки.

    Материалы: шишки, желуди, семена, веточки, пластилин, салфетки.

 4. «Кошка» (ниточная аппликация)

    Задачи: Формировать навыки работы с ниткой и ножницами, развивать интерес к художественной деятельности. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомера. Закреплять умение резать ниточки на мелкие кусочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу. Развивать художественного творчества, эстетических чувств. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желания доводить начатое дело до конца.

    Материалы: нитка, клей, цветная бумага, ножницы, заготовки глаз кошки

5. «Роспись матрешки дымковскими узорами» (пластилинография)

    Задачи: Учить детей расписывать узором по дымковским мотивам пластилином; совершенствовать технику выполнения дымковского узора; развивать познавательный интерес, эстетическое восприятие, творческие способности детей и воспитывать уважение к работе народных мастеров.

    Материалы: Лист с изображением матрешки, пластилин, картинки с дымковскими игрушками.

Декабрь

1. "Шишки на ветке" (рисование жесткой кистью)

    Задачи: Учить рисовать заснеженную ветку ели с шишками; совершенствовать технику рисования тычком. Расширять знания о природе, о хвойных деревьях. Воспитание усидчивости, аккуратности в работе, желания доводить начатое дело до конца.

    Материалы: Гуашь, жесткая кисть, салфетки

2. «Зимний пейзаж» (обклеивание веток деревьев пенопластом)

    Задачи: Познакомить с нетрадиционной техникой обклеивание пенопластом; дать представление о зимнем пейзаже, инее; развить познавательный интерес, умение наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности. Способствовать развитию мелкой моторики рук; закрепить навыки приклеивания; развить творческие способности детей. Воспитывать усидчивость, внимание, аккуратность и настойчивость в достижении поставленной цели; привить любовь к природе.

    Материалы: ветки деревьев, пенопласт, клей, кисти, бумажные салфетки, клеенка.

3-4. «Снеговик» (аппликация из ватных дисков)

    Задачи: Закреплять навыки рисования гуашью. Познакомить детей с новым способом изображения – рисование смятой бумагой. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитывать усидчивость, внимание, аккуратность и настойчивость в достижении поставленной цели.

    Материалы: ватные диски, плотная бумага любого цвета и размера, клей, цветная бумага.

5. «Ёлочные украшения». (Рисование манной крупой).

    Задачи: Закреплять у детей навыки работы с бумагой, клеем, ножницами. Развивать чувство формы, композиции, творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу. Воспитывать трудолюбие, аккуратность. Поддерживать интерес к ручному труду.

    Материалы: Манная крупа, клей ПВА, кисть, акварель, салфетки.

 

Январь

1. «Сказочный зимний лес» (рисование солью)

    Задачи: Учить рисовать пейзаж, используя в одном рисунке разные изобразительные материалы и техники рисования. Совершенствовать умение рисовать солью; выполнять изображение в определённой последовательности. Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции.

    Материалы: иллюстрации, фотографии с изображением зимних пейзажей, репродукция картины «Зимняя сказка» (Александрова Д. А.), соль, клей, цветной картон, салфетки.

2. «Кукла из носового платка»

    Задачи: формировать умения детей соорудить куклу из носового платка, формировать самостоятельность, развивать чувство уверенности в своих силах; продолжать знакомить с текстильными материалами: нитки, вата, ткань.

    Материалы: носовой платок, вата, нить.

3. «Морозные узоры» (аппликация из бумаги для квиллинга)

    Задачи: Совершенствовать умение выполнять из бумаги для квиллинга. Развивать чувство цвета и художественный вкус. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

    Материалы: Тонированный лист ватмана формата А3. Полоски бумаги для квиллинга белого, голубого цветов шириной 0,5 и 0,7 см. Зубочистки (острые концы предварительно обрезаны). Клей ПВА, кисти, клеенка.

Февраль

1. «Пожар в доме» (аппликация из бросового материала)

    Задачи: Учить детей создавать на картоне композицию из природного материала - макарон, гороха. Развивать чувство ритма и композиции. Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче. Воспитывать художественный вкус.

    Материалы: макаронные изделия, горох, клей ПВА, цветная бумага, фигурные ножницы, картинка пожарного.

2. «Валентинка» (пуговичная аппликация)

    Задачи: учить детей работать с разным материалом. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность при выполнении работы, желание доставить радость близким в праздник.

    Материалы: пуговицы, картон, клей ПВА ленточки, трафареты.

3. «Фоторамка для папы» (разные материалы)

    Задачи: Учить детей работать с разным материалом. Учить сооружать несложные поделки. Развивать чувство ритма и композиции. Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче. Развивать умение выполнять рамку из разных материалов. Воспитывать аккуратность при выполнении работы, художественный вкус.

    Материалы: картон, клей, горох, крупа, бисер, рама для оформления.

4. «Клумба с цветами» (цветы из ниток)

    Задачи: Учить детей создавать композицию. Научить завязывать узелок. Развивать меткую моторику, согласованность в движении обеих рук.

    Материалы: шерстяные нитки разных размеров, зубочистка, салфетки, клей, кисть, кусочек картона.

Март

1. «Подарок на 8 марта» (аппликация из ватных дисков и ватной палочки)

    Задачи: Продолжать учить детей создавать не сложную композицию; учить располагать изображение цветка на листе. Закреплять приёмы создания композиции и приёмы её наклеивания, умение подбирать цвета для цветового решения композиции. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного; развивать воображение, фантазию, воспитывать любовь к маме.

    Материалы: Цветной картон, ватные диски и ватные палочки, цветная бумага зеленого цвета, клей ПВА, кисть, ножницы.

2. «Ёжик» (объёмная игрушка из соленого теста).

    Задачи: знакомить детей с соленым тестом, научить передать эффект иголок с помощью ножниц; дополнять свою работу различными деталями (гвоздика, душистый перец). Учить передавать особенности строения животных. Развивать у детей наблюдательность, зрительную память, интерес к окружающему, мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу.

    Материалы: соленое тесто, гвоздика для глаз, ткань, клеенка, ножницы, картина «Ежиха с ежатами».

3-4-5 «Морской пейзаж» (работа в смешанной технике: рисование солью, акварель по - мокрому, оригами).

    Задачи: Учить детей составлять образы рыбок техникой оригами. Развивать воображение и чувство композиции. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности, пространственные отношения. Воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу.

    Материалы: Цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, акварельные краски, кисточки, альбомные листы, соль.

Апрель

1. «Планета далекая» (смешанная техника: акварель по - мокрому, соль)

    Задачи: Заинтересовать детей рисованием звездного неба. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Побуждать дополнять свою работу звёздами, кометами и т. д. по выбору детей. Воспитывать у детей проявление индивидуальности.

    Материалы: Лист картона белый и черный, акварельные краски, кисточка, соль, ножницы, клей, фольга.

2-3. «Подкова для дома» (из соленого теста)

    Задачи: формировать умения детей работать с разным материалом, закрепить умения выполнять работу аккуратно; доводить начатое дело до конца; воспитывать желание делать поделки своими руками.

    Материалы: соленое тесто, стеки.

4.  «Веточка сирени» (аппликация из крепированной бумаги)

    Задачи: Учить составлять выразительный образ ветки сирени, видеть красоту и разнообразие цветов, подбирать сочетания цвета и его оттенка, продолжать учить вырезать несколько одинаковых листьев из бумаги, сложенной гармошкой; учить наклеивать объемные цветы. Закрепить способ обрывания и сминания бумаги, вырезать листья из бумаги, сложенной гармошкой. Воспитывать бережное отношение к природе, воображение.

    Материалы: Бумага для фона, сиреневая и бумага для цветов, зеленая для листьев, клей ПВА, кисть для клея, салфетки.

Май

1. «Открытка для ветеранов»

    Задачи: Формировать умение работать коллективно. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

    Материалы: Клей ПВА, кисть, Карандаши, салфетки.

2. «Ваза с цветами» (аппликация из макаронных изделий)

    Задачи: Учить детей создавать на картоне композицию из природного материала — макарон, фасоли, гороха. Развивать чувство ритма и композиции. Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче. Воспитывать художественный вкус.

    Материалы: Макаронные изделия, пластилин, лист цветного картона.

3. Итоговое занятие (аппликация из разных материалов).

    Задачи: выявление овладения умениями подбирать и комбинировать материалы, целесообразно их использовать, проявлять выдумку, фантазию.

    Материалы: материалы, которые использовались в течение года.

4. Диагностика, выставка работ.                          

               IV. Содержание работы кружка «Город мастеров»

      Художественный ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетично значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Такой труд является декоративной, художественно – прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетичные качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях в детском саду.

     Окружающие ребенка взрослые должны не только формировать и совершенствовать его трудовые навыки, но и постепенно расширять содержание трудовой деятельности малыша, добиваясь осознанности и целенаправленности мотивов труда.

     В работе кружка необходимые задачи для занятий детей конструированию из бумаги, природного и бросового материала, ткани, бумаги, круп. Поощрять интерес изобразительной деятельности; обращать внимание на образную выразительность разных объектов в искусстве природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор. Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги. Создавать условия для самостоятельного художественного творчества.

     Еще одна из главных задач, поставленная мною, это развитие мелкой моторики. Так как развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем, так как слабость и неловкость движения пальцев и кистей рук являются факторами, затрудняющими овладение простейшими, необходимыми в жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь.

V. Информационно - методическое обеспечение программы

«Город мастеров»

«Изобразительная деятельность в детском саду» Аверьянова А.П.,

«Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» Казакова Р.Г.,

«Занятия по изобразительной деятельности дошкольников. Бумажная пластика» Рябко Н.Г.,

 «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Швайко Г.С., «Ребенок в детском саду» журнал, «Мозаика из круп и семян» Перевертень Г.И.,

«Обруч» журнал,

«Ручной труд» под редакцией И. Климовой,

 «Художественное творчество детей 2-7 лет» Т. Доронова.

Материалы из опыта работы педагога

1.  Инструкционные карты и схемы базовых форм

2.  Инструкционные карты сборки изделий

3.  Образцы изделий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по кружковой работе «Обучение игре городки»

Разработка кружковой работы по обучение детей старшего дошкольного возраста русской народной игре "Городки"...

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ «В СТРАНЕ ШАХМАТ»

Представлен годовой план работы по кружковой работе "В стране шахмат" с целями обучения на год, подробным описанием занятий на год обучения...

Из опыта работы "Формирование духовно-нравственных чувств у старших дошкольников на традициях отечественной культуры в процессе кружковой работы"

Большую работу по воспитанию у детей духовно-нравственных чувств важно начинать с самых ранних лет. Возрождение духовности, обращение к национальным и  культурно -  историческим традициям, я...

Развитие одаренности детей дошкольного возраста через кружковую работу фольклорного ансамбля "Веснушки" (Из опыта работы)

Выявление одаренных детей по средством кружковой работы и дальнейшее их развитие....