Статья
статья по теме

Короткова Надежда Сергеевна.

Статья Влияние образной игрушки на игры детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_obraznoy_igrushki_na_igry_detey.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

«Влияние образной игрушки на игры детей»

 Игрушка – обязательный спутник детских игр. Она отвечает потребности ребёнка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном, влияет на воображение ребёнка. Играя, ребёнок изучает цвета, форму, свойства материала, изучает растения, животных. Ребёнок знакомится со свойством и качеством окружающих его предметов, сравнивает их меду собой, устанавливает связи. Ребенка интересуют всё - вещи, явления, люди, их отношения. Играя, дети не отражают буквально факты и события, взятые их жизни. Они могут фантазировать, многое домысливать, комбинировать, придумывать. Воспитательная ценность игры в том, что она является самостоятельной деятельностью малыша. Он сам ставит цель, задумывает тему, выбирает друзей для совместной игры. В игре идёт отображение ребёнком стиля и способа жизни родителей, других взрослых: в семье, в детском саду, их речь, поведение. Семья и её окружение – первая нравственная школа для ребёнка. И «установки» этой школы становятся содержанием первых игр детей (ребёнок ласково разговаривает со своим мишкой, спокойно кормит его, другой – кричит на него, шлёпает). С расширением кругозора ребёнка обогащается содержание его игр. Так, например, с поступлением в детский сад, малыш начинает дома играть в «детский сад», с куклами, животными проводить музыкальные и физкультурные занятия.  Игра, как самостоятельная деятельность, не является сама собой. Формирование её идёт постепенно, по мере роста ребёнка и его развития, приобретения им самостоятельности, игрового опыта, расширения знаний об окружающем. В этом им помогают образные игрушки: они изображают людей,животных, разные предметы. Среди образных игрушек особое место занимает кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Поскольку кукла изображает человека – она выполняет в игре разные роли и является как-бы партнёром ребёнка. Малышам надо давать кукол – «мальчиков, девочек, « голышей», чтобы можно было составить из них семью: папа, мама, ребёнок. Девочки любят играть в «мамы и дочки», подражать домашнему труду. Эти игры полезны, т.к. в них выражается жизнь семьи, забота о детях. Для таких игр предназначены куклы в образе детей. В играх с куклой девочка выполняет ряд последовательных «трудовых» действий такого же типа, что проделывает мать: кормит, раздевает, укладывает спать и т.д. Эти действия она повторяет много раз. Небольшой жизненный опыт ребёнка быстро истощается в его незамысловатых действиях с игрушкой. Имеющиеся у него знания он не умеет ещё самостоятельно применять в играх. Опыт использования их в игре малыш приобретает в совместных игровых действиях с взрослыми, которые показывают, как применить одну и ту же игрушку по- разному, в различных играх. Например: мишка может быть «сыном» в игре «дочки-матери», зрителем в игре «театр», пассажиром в автобусе, покупателем в магазине и т.д. Фантазия воспитателей должна помочь детям в использовании различных игрушек, в комбинировании их в играх. Предложение воспитателя не просто построить дом, а такой, в котором будет жить кукла, вызывает необходимость подбирать детали по размеру, сравнивать их между собой, с размерами куклы. То же самое приходится делать, чтобы построить стол, за которым можно угостить куклу чаем. Необходимо направлять и усложнять игру, начатую самим ребёнком. На данном этапе развития не следует давать готового рецепта к действию, а различными приёмами побуждать самого ребёнка усложнять свои действия, внести новое содержание в игру, напомнить о каком –либо событии в игре. Например: видя, что ребёнок кормит куклу можно спросить: «А она ручки мыла?» или ребёнок в течение некоторого времени возит куклу в машине, спросить «А где живёт твоя кукла? Куда ты её везёшь?», т.е. натолкнуть на некоторые усложнения игры. Развивая у детей воображение, необходимо использовать различные предметы для замены реальных предметов. Например: палочку вместо термометра, небольшой кирпичик вместо мыла, шарик вместо яблока. В этих

целях следует приписывать куклам воображаемые свойства и давать ей различные имена: «ей, наверное, холодно», «её зовут Маша – она добрая девочка», «это Коля, он всегда шалит». Постепенно всё более активную роль начинают выполнять сами дети, воспитатель лишь распределяет роли между ними: «Дима будет доктор, а мы пойдём к нему лечить своих деток» и т.д. Такие  игры служат образцом для усложнения самостоятельных игр. Кроме того, они подводят ребёнка к осознанию возможности изображать кого-то, перевоплощаться, т.е. способствуют возникновению качественно – нового этапа сюжетно – ролевой игры. Сначала ребёнок, хотя и воспроизводит в своей игре действия (подражает шофёру, парикмахеру), но не осознаёт этого. Если его спросить при этом: «А ты кто?» - он назовёт только своё имя. Это показывает, что ребёнок лишь подражает действиям, но не выполняет какой – либо роли. Но если с детьми проводятся различные игры, где они по заданию воспитателя выполняют определённую роль (например: убегающего от лисы зайчика), если воспитатель сама определяет смысл действий, говорит «Ты стрижёшь Кате волосы, значит ты парикмахер» или, видя, что ребенок меряет температуру кукле– предлагает ему надеть ему шапочку, как у доктора, то постепенно дети сами начинают изображать кого–то – возникает ролевая игра. Игрушка побуждает малыша к совместным действиям с воспитателем и сверстниками, вызывает новые впечатления, обогащает чувственный опыт, даёт представление о предметах реальной жизни. Из образных игрушек выделяют технические игрушки (подъёмные краны, экскаваторы, различные машины и др.), которые  занимательной, доступной форме дают детям представления о технике, помогают воспитывать интерес к ней. С помощью образной игрушки начинает развиваться воображение, в играх появляется несложный сюжет – происходит переход к «настоящей» игре, характерной для дошкольного возраста. В течение 3-го года жизни у детей появляется потребность играть вместе.

Первый опыт общения со сверстниками они приобретают в совместных играх со взрослыми, которые показывают, как можно играть с куклой, мишкой, машинкой. В семье опыт общения с взрослыми ребёнок закрепляет в играх с образными игрушками, которые выступают его своеобразными партнёрами: он разговаривает с мишкой, сам за него отвечает, обучает тому, что узнаёт сам, переносит усвоенные им правила поведения на отношения с игрушкой. Создание условий для игровой деятельности является одним из важных факторов успешного воспитания маленького дошкольника в семье и в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...